Влияние процессов интеграции на кожевенно-обувную отрасль Узбекистана

Влияние процессов интеграции на кожевенно-обувную отрасль Узбекистана

О перспективах развития кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей Узбекистана в ракурсе углубления взаимодействия с ЕАЭС и вступления в ВТО рассказывает председатель ассоциации «Узчармсаноат» Фахриддин Бобоев. По его словам, главным вызовом является конкуренция.

Углубляется взаимодействие Узбекистана с ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя. Как, на Ваш взгляд, вступление в ЕАЭС может отразиться на кожевенно-обувной промышленности? Усилит ли конкурентные преимущества или, наоборот, ослабит? Как это может сказаться на потребителях продукции?

– Скажем так, идет тщательный анализ, взвешиваются все «за» и «против», открывающиеся возможности и риски. ЕАЭС – крупный экономический рынок с населением более 185 миллионов человек и площадью свыше 20 миллионов квадратных километров. Его перспективы внушительны. В случае членства Узбекистана в организации, он сможет наравне с другими государствами-членами ЕАЭС реализовывать свои инициативы и влиять на будущее всего экономического союза.

Что мы имеем сейчас? В нашей отрасли импортные пошлины на кожевенно-обувную продукцию в торговле между Узбекистаном и странами ЕАЭС не применяются. Экспортные пошлины на кожевенное сырье и полуфабрикаты в отношении Узбекистана сохраняются у России, Беларуси и Казахстана. Также вывоз кожевенного и мехового сырья из страны разрешается только на основании решений президента или правительства. А при вывозе кожевенного полуфабриката взимается сбор в размере 5% от стоимости товара. Это сделано для дополнительной мотивации производителей готовой продукции.

Если взглянуть на перспективы в целом, то расклад такой. Вступление в ЕАЭС позволит снизить транспортные издержки при экспорте продукции на 15%, обеспечить допуск отечественных производителей к госзакупкам стран экономического союза и сократить нетарифные барьеры. Также, по предварительным подсчетам, вступление позволит реализовать 133 крупных инвестиционных проекта и по итогу расширить производство. Конечно, есть и другая сторона – вырастет импорт, а значит, конкуренция. Именно поэтому, как я и сказал, взвешиваются все «за» и «против».

Участие Узбекистана в качестве страны-наблюдателя позволит более полно оценить риски и возможности от вступления в эту организацию. В перспективе, в случае положительного решения вопроса, интеграция Узбекистана в ЕАЭС, из-за сложности процесса, займет несколько лет. Процесс переговоров и соглашений состоит из разработки «дорожных карт» и документов нашего национального законодательства. Соответствие их со стандартами и техническими регламентами, а также нормативно-правовыми актами ЕАЭС о координации производства кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции – это долгий и сложный процесс при участии межгосударственных объединений и экспертов. В рамках этих процессов компетентные структуры, в том числе ассоциация «Узчармсаноат», определяют понятие национальных приоритетов и направления по защите интересов хозяйственных субъектов кожевенной и меховой промышленности Узбекистана.

Если со временем будет принято решение о вступлении в качестве члена организации, то нам будет необходимо реализовать полное и эффективное использование преимуществ ЕАЭС. Для всех субъектов отрасли на территории ЕАЭС будут внедрены «четыре свободы», а именно: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Присоединение позволит усилить конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках Узбекистана, повысить качество продукции, снизить цены на ряд товаров и усложнить положение монопольных предприятий.

Для отечественных предприятий нашей отрасли появится возможность продавать свою продукцию на рынке стран ЕАЭС без каких-либо ограничений. Также может появиться возможность регулярно и на равных условиях участвовать во всех тендерах и конкурсах по закупке специальной обуви, которые проходят в странах ЕАЭС. При этом ожидается, что импорт обуви из третьих стран в Узбекистан (Китая и других) сократится более чем на 30 процентов из-за роста объемов внутреннего производства в рамках ЕАЭС.

В свою очередь узбекские производители, получив свободный доступ к рынку ЕАЭС, смогут неуклонно расширять географию экспорта через территории этих государств. Для производителей и предпринимателей отрасли появятся льготы, предусмотренные международными соглашениями ЕАЭС о свободной торговле с другими странами. Для экспортеров кожевенной и меховой продукции из Узбекистана в зоне ЕАЭС не будет действовать таможенный и санитарно-карантинный контроль.

Если раньше в важных секторах экономики, в частности, ориентированных на экспорт, товары при прохождении через таможенные границы облагались НДС, то в случае вступления в ЕАЭС при пересечении таможенной границы нашей страны товары, ввозимые из стран СНГ и ЕАЭС, будут облагаться акцизным налогом. Целесообразно также установить порядок реализации права беспошлинного ввоза импортных товаров для нужд производства с учетом требований предприятий кожевенной и меховой промышленности Узбекистана.

В результате внедрения в производство технических регламентов ЕАЭС обеспечивается более высокое качество обуви из кожи, кожгалантерейных товаров, меховых и шерстяных изделий, а также готовой продукции из каракуля местных предприятий. Предприятия смогут выбирать национальные стандарты стран-членов ЕАЭС или входящие в перечень Регламента межгосударственные стандарты. Поэтому необходимо обеспечить внедрение и поддержку международных систем Менеджмента качества, стандартов и технических регламентов стран-членов ЕАЭС, в том числе тех, что гарантируют экспорт продукции на зарубежные рынки.

Трудовые ресурсы – граждане всех стран-членов ЕАЭС – будут иметь равные права на труд во всех государствах ЕАЭС. В результате высококвалифицированные и опытные специалисты из стран-членов союза, работающие в области кожевенного, обувного и мехового производства, могут быть привлечены к работе на наших местных предприятиях в данной отрасли и наоборот. Для молодежи в нашей стране будут созданы возможности для обучения в ведущих вузах стран ЕАЭС, специализирующихся на подготовке квалифицированных кадров для этой сферы.

Принимая во внимание инициативу КНР «Один пояс – один путь», возможности ЕАЭС позволят максимально использовать транспортный, логистический и транзитный потенциал Узбекистана, обладающий наибольшими интеграционными преимуществами в этом плане. Отечественная кожевенно-обувная и пушно-меховая продукция получит доступ ко всем транспортным магистралям ЕАЭС, а Узбекистан с ЕС будет разделять только одна белорусско-польская таможенная граница. Кроме того, Узбекистан в рамках ЕАЭС сможет сократить транспортные расходы, избавиться от бюрократизации транспортных процедур, развить логистическую базу, иметь равный доступ к портам России и Балтии.

Узбекистан готовится вступить в ВТО. Какие можно ожидать изменения для кожевенно-обувной отрасли в случае вступления, положительные или отрицательные? Насколько отрасль к ним готова в настоящий момент? И какие меры по укреплению конкурентоспособности отрасли нужно принять до вступления, чтобы укрепить конкурентные преимущества и минимизировать негативные последствия?

– Ассоциацией «Узчармсаноат» проанализированы возможные риски, а также преимущественные позиции предприятий кожевенно-обувной и пушно-меховой промышленности нашей страны при вступлении в ВТО. Если по итогам 2019 года объемы экспорта составили 193,3 млн. долл., то после вхождения в ВТО ожидается увеличение показателя в 2 раза. Это лишь одна из целого ряда открывающихся перспектив. В целом, в настоящее время ассоциацией на системной основе реализуется «дорожная карта», включающая ряд, на наш взгляд, эффективных мероприятий по выполнению основных целевых показателей и индикаторов в рамках взаимодействия с ВТО и ЕАЭС.

Хотелось бы кратко изложить основные проблемы, которые предстоит решить перед вступлением в ВТО. В первую очередь, до сих пор актуально говорить о несоответствии имеющихся у предприятий отрасли налоговых, таможенных льгот и преференций с аналогичными льготами, предоставляемыми в странах ВТО. Для решения этого вопроса необходимо сохранить до 1 января 2023 года льготы и преференции, закрепленные в постановлениях руководителя страны от 3 мая 2018 г. № ПП-3693 и от 16 сентября 2019 г. № ПП-4453.

Далее предстоит гармонизировать системы менеджмента качества товаров и услуг, отраслевые стандарты в соответствии с Техническими регламентами ВТО, а также ускорить внедрение системы маркировки на кожевенно-обувные и пушно-меховые изделия, ведь методы нетарифного и тарифного регулирования также различаются.

Также к приоритетным задачам можно отнести сохранение ставок импортных таможенных пошлин Узбекистана по товарным позициям кожевенно-обувной отрасли в отношении третьих стран на уровне ставок 2020 г. в рамках 10-летнего переходного периода, установление пятилетнего срока действия сертификатов и деклараций соответствия, выданных национальными органами до момента вступления в ВТО.

Да, объем работы предстоит солидный, но все компенсируют преимущества, которые откроются для отечественных предприятий. Самое главное – за счет внедрения стандартов регламентов и систем менеджмента качества значительно повышается качество выпускаемой продукции, следом открывается колоссальный рынок сбыта. Не стоит забывать о равноправности, ведь появляется возможность участия в тендерах и конкурсах, проводимых крупными организациями стран-участниц ВТО, привлечения высококвалифицированных специалистов из отраслевых компаний.

Главный вызов – это, конечно, конкуренция. Объем импортируемых товаров из стран ВТО вырастет в разы. Но к тому моменту наши предприятия уже будут готовы ответить зарубежным аналогам и высоким качеством своей продукции, и ее доступной ценой. Для этого разработаны и реализуются пошаговые «дорожные карты» на перспективу.

Какими Вы видите перспективы развития кожевенно-обувной промышленности Узбекистана в средне- и долгосрочном периоде?

– Все перспективы конкретно расписаны в принятой Концепции по дальнейшему развитию и увеличению экспортного потенциала предприятий кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей ассоциации «Узчармсаноат» на 2020-2024 годы. В программном документе учтены все нюансы. Здесь и совершенствование нормативно-правовой базы, и дальнейшее продвижение национального бренда, и поэтапное превращение Узбекистана в кожевенно-обувной индустриальный «хаб» в Центральной Азии, и повышение уровня подготовки, переподготовки кадров.

Если говорить о главных целевых ориентирах, то в среднесрочной перспективе до конца 2022 года планируется поднять объемы производства кожтоваров до 2,1 млрд. кв. дм, производства обуви – до 205,3 млн. пар, а также произвести кожгалантерейной продукции на 113,6 млрд. сумов. Экспорт по итогам 2022 года составит, по прогнозам, более 500 млн. долларов.

Конечно, реализация Концепции должна быть поэтапной. Мы должны, как говорится, сверять часы с «дорожной картой». При грамотном подходе по итогам 2025 года объемы производства кожтоваров превысят 3,1 млрд. кв. дм (рост к 2019 году – в 2,8 раза), обуви – 289,7 млн. пар (в 3,4 раза), кожгалантерейной продукции будет произведено на 166,4 млрд. сум. (в 3,4 раза). Объемы экспорта планируем довести до 1,5 млрд. долл. США. Планы у нас амбициозные, но осуществимые. Государством уже заложен прочный фундамент для развития, нам остается работать.

*О тенденциях и развитии кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей Узбекистана читайте в первой части интервью председателя ассоциации «Узчармсаноат» журналу «Экономическое обозрение».

Полное интервью читайте в №8 номере журнала "Экономическое обозрение"

Беседу вели Зиеда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости