|   | 

Что изменится, если поднять пошлину на ввозимую обувь?

В «Узчармсаноат» ответили, что «речи о полном запрете на ввоз товаров кожевенной промышленности нет и не будет».

Что изменится, если поднять пошлину на ввозимую обувь?

Фото: uzcharm

10 июня был опубликован проект постановления президента Узбекистана “О дополнительных мерах по развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей, а также стимулирования производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции”, подготовленный ассоциацией «Узчармсаноат», в котором предлагается повысить ставку таможенной пошлины на импортируемую обувь с 10% до 30% с 1 июля, а минимальный порог за пару обуви — с 1,5 до 5 долларов.

Документ вызвал активное общественное обсуждение. 15 июня Ассоциация «Узчармсаноат» в ответ на комментарии опубликовала статью в которой отмечается, что «речи о полном запрете на ввоз товаров кожевенной промышленности нет и не будет». Ниже приводим основные тезисы публикации.

Как отметили в Ассоциации, те, кто «против», парируют тем, что это решение не соответствует рыночным механизмам, приведет к монополии, станет причиной удорожания продукции.

Между тем, механизм стимулирования, иначе говоря «протекционизм» используется во всем мире: и в странах с развитой экономикой, и с развивающейся. В начале своего экономического становления к протекционизму прибегали США, Германия, Франция, Италия, Япония, Россия, Республика Корея и многие другие государства.  По мнению ряда экономистов, протекционизм способствует развитию промышленности страны, её устойчивому экономическому росту и в конечном счёте – её превращению в богатую страну, в то время как свободная торговля (фритрейдерство) способствует разрушению её промышленности, экономическому упадку, особенно если она вводится в стране с недостаточно высоким уровнем развития промышленности.

 

Ситуация в мире

В настоящее время на обувную продукцию в Пакистане действует пошлина на ввоз в размере 25%, в Турции – 30-50%, во Вьетнаме – 10-20%. А в Китае, чья продукция продается практически везде – пошлина на ввозимую в саму страну обувь составляет все 100%.

Мировой опыт показывает, что повышение импортных тарифов и предоставление дополнительных льгот для отечественных производителей даст импульс для дальнейшего развития отрасли, увеличения объемов производства, выпуска продукции с добавленной стоимостью, защиты внутреннего рынка от некачественной продукции. Освободившиеся от налоговых преференций средства позволят производителям увеличить товарооборот, расширить производство, модернизироваться его на основе современных технологий, создать новые рабочие места.

Ответ спросу

Что касается монополии на рынке. Речи о полном запрете на ввоз товаров кожевенной промышленности нет, и не будет, также, как и монополии на обувном и кожгалантерейном рынке. В Узбекистане производством обуви занимаются более 700 предприятий. Большое количество предприятий позволяют покрывать разные сегменты рынка, отвечать спросу разных категорий покупателей.

Вместе с тем все еще актуальны проблемы с ценообразованием на рынке. Хоть и себестоимость производства обуви в Узбекистане значительно низкая (ниже чем в Китае и Индии), но кожаная пара до покупателей доходит не с первых рук. Порой со 100 и 200% наценкой. Ассоциацией «Узчармсаноат» ведется политика поддержки и стимулирования инициатив предприятий по открытию брендовых магазинов. Также разрабатывается вопрос создания мультибрендовых магазинов обуви под эгидой Ассоциации во всех областях и городе Ташкенте, где покупатели смогут найти обувь от разных отечественных производителей. Тем самым аккумулировать в одном месте широкий ассортимент продукции в широком ценовом диапазоне.

Мы уже носим «сделано в Узбекистане»

Еще одна из актуальных проблем отрасли: не все в курсе о том, что в Узбекистане производится обувь. Это главная причина недоверия людей к дополнительным мерам по стимулированию отечественных производителей. Между тем, в стране в 2018-м году былопроизведено 58 миллионов пар обуви. В сегменте мужской обуви Узбекистан добился практически 100-процентного покрытия потребностей внутреннего рынка. В сегменте женской обуви превышен уровень в 70%. В массовом сегменте практически вся женская обувь, представленная в торговых точках, – это местные производители. Правда, не все знают, о том, что под импортной покупают отечественный товар, сделанный на условиях аутсорсинга, под иностранный бренд. Также как покупатель не знает до конца, где произведен продукт, не в курсе и о том, из чего он сделан. Если Ассоциация может контролировать отечественный продукт, то ввозимый – нет.

Предлагаемые проектом Постановления меры должны частично решить вопрос неконтролируемого ввоза некачественной продукции, с которой покупатели сталкиваются чуть ли не в каждой второй коробке, приобретенной на рынке. Об этом свидетельствуют и письма, приходящие в Ассоциацию, и комментарии под проектом Постановления. 

Стимулы к росту

Еще один нюанс – спрос на повседневную обувь отечественные производители закрыли, другое дело модельная. Здесь еще неоспорима роль импорта. В том числе из Китая, Турции, европейских стран. Но такая обувь сама по себе не дешевая. В том числе и с учетом наценки от посредников. Регулирование процесса ввоза обуви может повлиять и на необоснованное завышение ее цены.  

Проектом Постановления предусматривается ряд мер по стимулированию предприятий на выпуск готовой и качественной продукции. Предлагается с 1 января 2021 года при вывозе кожевенного полуфабриката через таможенную границу Республики Узбекистан, установить сбор от стоимости экспортируемой продукции в размере 20 процентов. Такое положение даст новый импульс развитию кожеперерабатывающего производства.

Шаги узбекской обуви

Подобная поддержка бизнеса себя уже показала эффективной. Возможности и условия, созданные Постановлением Президента от 3 мая 2018 года «О мерах по дальнейшему стимулированию развития и роста экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей», позволили достичь весомых результатов за короткое время. В частности, увеличено производство обуви в 5,4 раза по сравнению с 2017-м годом, и поставлена цель поднять показатели в 8 раз в 2019-м. За год достигли роста объемов выпуска кожгалантереи в 2,7 раза, в перспективе рост в этом году в 4,8 раза.

Перспективы

Перед отраслью стоят большие задачи и планы. Дополнительные меры по развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей, а также стимулированию производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции должны позволить достичь целевых показателей экспорта. В этом году речь идет о поставке в 25 стран мира продукции на 190 миллионов долларов.

В Приложении № 2 проекта Постановления говорится о 235 инвестиционных проектах на 2019-2022 годы по модернизации и обновлению производственных мощностей. Реализация этой программы, стоимостью 431,9 миллионов долларов, в том числе 198,6 миллион долларов прямых иностранных инвестиций, это позволит в 2019 году довести показатели производства готовой кожи до 919,6 миллионов кв.дм, обуви - до 86,1 млн пар, что полностью покрывает спрос населения Узбекистана в обувной продукции. 

Руководитель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов, комментируя ответ «Узчармсаноат», отметил, что "кроме лживых киваний на другие страны, за предлагаемыми мерами нет никакого анализа или расчётов. Просто "хочу конфетку! Речь здесь не идёт о каком то развитии, это образец отраслевой жадности, жажды наживы в ущерб интересам государства и потребителей".

"Этот случай надо внести во все учебники по экономике, как наглядный и неоспоримый кейс об отраслевом эгоизме, алчности, туннельном видении, запредельной недальновидности, лживости, невежестве и макроэкономической безответственности отдельных отраслей, когда государство забывает бить таких циников по их корявым рукам с полной решительностью", — сообщил Зафар Хашимов в Facebook..

 

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Экономика и Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6