В налоговом комитете рассказали, как аудиторские организации уклоняются от уплаты налогов

В налоговом комитете рассказали, как аудиторские организации уклоняются от уплаты налогов

В Государственном налоговом комитете рассказали, как некоторые аудиторские организации уклоняются от уплаты налогов, сообщает пресс-служба ГНК.

Многие компании в процессе своей деятельности используют те или иные способы налоговой оптимизации. Весьма популярный способ – занижение в отчетности расходов на оплату труда. При этом повышается вероятность неофициальных выплат, с которых не удерживаются налог на доходы физических лиц и единый социальный платеж.

При выявлении форм скрытого вознаграждения за труд у налоговых служб возникает вопрос, с каких доходов компания может произвести такие выплаты. Ведь это означает, что в отчетности не показана реализация или услуга, с которой был получен доход.

В настоящее время органы государственной налоговой службы используют риск-ориентированный подход к выбору кандидатов для проведения контрольных мероприятий по выявлению налоговых правонарушений. Этот подход основан на анализе предоставляемой налоговой отчетности и применении определенных критериев ее оценки.

Для осуществления этих функций в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан создано Управление анализа риска и сегментации налогоплательщиков. На данный момент Управлением формируется система критериев, позволяющих отнести того или иного налогоплательщика к группе риска.

К примеру, результаты сегментации налогоплательщиков и выявления рисков показали, что аудиторские организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Узбекистан, в том числе и международные, подпадают под группу с высоким уровнем уклонения от уплаты налогов путем занижения налогооблагаемой базы. Эти организации уменьшают свои расходы на выплату заработной платы (платят в меньшем размере, чем предполагается). Остающуюся в их распоряжении чистую прибыль в дальнейшем распределяют в виде выплаты дивидендов.

Проанализировав отчетность аудиторских организаций выяснилось, что в 55 местных и в одной международной аудиторской организации 224 аудиторам с января по июнь этого года зарплата начислялась в размере менее 1 млн. сумов, в то время как в других организациях той же отрасли оплата труда аудиторов составляла порядка 3 млн. сумов. Чтобы выразить мнение об адекватности начисленной аудитору зарплате, необходимо обратить внимание и на долю (выраженную в денежной сумме), приходящуюся на одного аудитора в общем товарообороте. Заставляет задуматься тот факт, что, к примеру, аудитор получает зарплату – 600 тыс. сумов при том, что осуществляет товарооборот на сумму 136 млн. сумов. Для сравнения в других аудиторских организациях при товарообороте 139 млн. сумов аудитор получает 1 900 тыс. сумов.

Подобные факты невольно наводят на мысль о наличии определенного парадокса. Ведь целью аудиторской деятельности принято считать выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Республики Узбекистан. То есть, те организации, которые должны являться образцом в обеспечении достоверности результатов финансово-хозяйственной деятельности, сами используют механизмы уклонения от уплаты налогов, при этом проводя аудит у других предприятий.

При выявлении и подтверждении фактов уклонения от уплаты налогов, руководители, главные бухгалтера, а также другие работники, которые занимались оформлением первичных документов, признаются пособниками и в отношении них, в зависимости от ситуации, могут быть применены меры административной и уголовной ответственности.

В то же время необходимо отметить, что и работник в случае получения неофициальных выплат не освобождается от ответственности. Получив доход, работник, с которого работодателем не был удержан налог, обязан самостоятельно в срок до 1 апреля следующего года задекларировать его по месту своего жительства и в течении 15 дней уплатить начисленный налог. Однако немаловажно, чтобы работник сам был заинтересован в отражении своих доходов и, соответственно, уплате налогов, так как размер заработной платы прямо пропорционально влияет на величину пенсионных выплат в будущем.

Еще одним фактом, выявленным в организации аудиторской деятельности, является несоблюдение пункт 19 Постановления Кабинета Министров от 13 марта 2019 года № 218. А именно, 34 аудиторскими организациями на протяжении 4 месяцев не соблюдались установленные требования к минимальному штату аудиторов с основным местом работы (в количестве 4 человек). Соответствующие доводы будут представлены в Министерство финансов Республики Узбекистан.

Поделиться постом

Похожие новости