ГНК разъяснил предложение об изменении штрафов за задержку поступлений валютной выручки

ГНК разъяснил предложение об изменении штрафов за задержку поступлений валютной выручки

Архивное фото

Отток валюты и рост просроченной дебиторской задолженности связан с переводом денег в сомнительные оффшорные зоны, считают в Государственном налоговом комитет Узбекистана.

На сайте обсуждения проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан с 5 ноября 2019 года размещен проект Указа Президента «О внесении изменений в Положение о валютном контроле по экспортно-импортным операциям».

За последние дни документ успел вызвать широкий общественный резонанс в социальных сетях и электронных СМИ. В частности, распространилась информация о том, что штрафы за просроченную задолженность по внешнеторговым операциям в 10% и 20% планируется повысить до 40% и 60%.

Меняются сроки, а не штрафы

Здесь важно понимать, что предусмотрено изменение не штрафов, а сроков. По старому порядку первые 180 дней – это так называемый щадящий период без наложения штрафа.То есть если предприниматель отправляет за рубеж свой товар и получает за него денежные средства в течение 180 дней после отправки, о штрафах не может быть и речи. Если в течение следующих 180 дней также не будут получены деньги, штраф составит 10% от дебиторской задолженности, за следующие 180 дней – штраф 20% и за последние 180 дней – штраф 70%. В общей сложности срок осуществления внешнеторговой операции составляет 2 года.

В проекте нового Указа предусмотрено только сократить этот срок на полгода и перераспределить процент по штрафам. Первые 180 дней предусмотрено оставить в качестве щадящего периода без взимания штрафа. За вторые полгода планируется ввести штраф 40% и следующие полгода – 60% от общей задолженности. То есть и в первом, и во втором случаях при сложении получается одинаковый процент по штрафам.

Кроме того, в отличие от зарубежных стран, в Узбекистане имеется практика возврата штрафа из Государственного бюджета в случае, если в течение 90 дней после применения штрафа обеспечено поступление валютных средств или ввоз в республику и оформление товаров. Это предусмотрено Указом Президента №УП-5856 от 24.10.2019 года.

Вывод денег – законно ли?

Рассмотрим конкретный пример вывода денег из страны. Предприятие «Universal Invest Service» (название изменено в целях сохранения налоговой тайны) заключило импортный договор на поставку товара из-за рубежа. 1 января 2019 года дебиторская задолженность по этой операции уже составляла 450 тысяч долларов. Несмотря на это, в 2019 году фирма снова заключила 18 импортных договоров на сумму 120 тысяч долларов, отправив денежные средства за рубеж. В результате, на 1 октября этого года дебиторская задолженность составляет уже 570 тысяч долларов.

Отток валюты из страны и рост просроченной дебиторской задолженности часто связан с переводом денежных средств в сомнительные оффшорные зоны. Если в 2018 году было проведено чуть более 1300 таких переводов, то за период с января по август текущего года их количество возросло до 1445.

Льготы и мировой опыт

Обсуждаемый проект Указа не включает в себя сделки, связанные с покупкой или продажей оборудования. Учитывая, что более 45% от всего импорта приходится именно на оборудование, предпринимателям важно знать, что жестких сроков и санкций, связанных с куплей-продажей оборудования по внешнеторговым операциям, не установлено. Это регулируется в зависимости от сроков изготовления оборудования в индивидуальном порядке непосредственно продавцом и покупателем, как участниками конкретной внешнеторговой операции.

Во всем мире практика борьбы с недопоступлением валютных средств носит более жесткий характер, чем в Узбекистане. К таким странам можно отнести, к примеру, и страны СНГ – Россию, Беларусь, Украину, Казахстан. В частности, в России и Казахстане за просроченную дебиторскую задолженность предусмотрена даже уголовная ответственность. При этом спустя полгода налоговые органы взыскивают с контрагента штраф от 75% до 100% от суммы задолженности.

В целом, согласно статистике, эта мера ответственности будет применяться только в отношении около 8% от общего количества участников внешнеторговых операций – 17,5 тысяч. Если она все же будет введена, то это только упорядочит их платежную дисциплину.

Поделиться постом

Похожие новости