|   | 

Госкомстат объяснил несовпадение данных по ВВП Узбекистана

«Разница по ВВП за 2017 год является результатом перерасчета данных отраслевой статистики», — говорится в заявлении Госкомстата.

Госкомстат объяснил несовпадение данных по ВВП Узбекистана

Государственный комитет по статистике объяснил несовпадение данных по ВВП Узбекистана за 2017 год в своих отчетах, опубликованных в разное время.

В связи с появившейся статьей эксперта Центра содействия экономическому развитию Юрия Наумова «Что не так с показателем ВВП Узбекистана в отчетах Госкомстата?», Госкомстат разъяснил возникшие вопросы по поводу макроэкономических показателей Республики Узбекистан.

В данной статье, в частности, речь идет о несовпадении данных по ВВП за 2017 год в пресс-релизах Госкомстата, опубликованных в разное время. Это произошло по следующим объективным причинам.

В результате принятия курса государства на проведение открытой политики, в том числе и в национальной статистике, и ряда постановлений Президента страны, касающихся достоверности и открытости статистической информации, Госкомстатом проводятся меры по совершенствованию статистической методологии, обеспечению полноты отчетных данных, которые, как представляется, позволят дать объективную оценку уровня ВВП и составляющих его отраслей.

С этой целью на постоянной основе Госкомстатом привлекаются эксперты международных организаций по статистике национальных счетов, таких, как МВФ и АБР, с чьим участием поэтапно осуществляется и, в дальнейшем, будет осуществляться пересмотр статистических подходов с учетом международной практики. Помимо этого, в процессе совершенствования статистической методологии широко используются рекомендации и техническая помощь таких международных организаций, как Всемирный банк, ЕЭК ООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и др.

Разница по ВВП за 2017 год является результатом перерасчета данных отраслевой статистики. Так, по предварительной оценке Госкомстата, опубликованной в январе 2018 года, ВВП Узбекистана составил 249,1 трлн.сум. Позже, в мае 2018 года, Госкомстат предварительно уточнил объем ВВП до 254,0 трлн.сум и разместил эти данные на своем официальном веб-сайте, а также на Национальной странице сводных данных Узбекистана в рамках расширенной общей системы распространения данных (р-ОСРД) МВФ.

В январе 2019 года Госкомстат осуществил масштабный пересмотр ВВП за 2017 год (302,5 трлн.сум), который, в основном, коснулся отрасли сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что при расчете объема по выпуску сельского хозяйства на протяжении ряда лет использовались цены на сельскохозяйственную продукцию значительно ниже рыночных.

С целью решения данной проблемы, среднегодовые цены на сельскохозяйственную продукцию были пересмотрены и приведены в соответствие с рыночными ценами по всем видам продукции, в то время как объемы в натуральном выражении оставались неизменными. Например, в 2017 году, если до пересмотра среднегодовая цена за 1 кг зерна принималась равной 648 сум, то после пересмотра – 1686 сум; овощей до пересмотра – 895 сум, после пересмотра – 2547 сум; бахчи до пересмотра – 865 сум, после пересмотра – 1128 сум; мяса говядины в живом весе до пересмотра – 5986 сум, после пересмотра – 17470 сум; молока до пересмотра – 577 сум, после пересмотра – 1678 сум и т.д.

После пересмотра среднегодовых цен на сельскохозяйственную продукцию валовая добавленная стоимость данной отрасли увеличилась с 43,1 трлн.сум до 91,0 трлн.сум и, соответственно, ВВП с 254,0 трлн.сум изменился до 302,5 трлн.сум (+47,9 трлн.сум за счет сельского хозяйства, +0,6 трлн.сум за счет других его отраслей). При этом, в результате такого пересмотра, темпы роста ВВП за 2017 год снизились с 5,2 % до 4,5 %. Также доля сельского хозяйства в отраслевой структуре ВВП возросла с 19,7 % до 34,0 %, в то время как доля промышленности снизилась с 27,2 % до 22,2 %, доля строительства – с 6,9 % до 5,7 %, а доля сферы услуг – с 46,2 % до 38,1 %.

Что касается разницы в чистых налогах на продукты, то здесь необходимо пояснить, что эти изменения, прежде всего, связаны с приведением в соответствие и обеспечением согласованности данных между системой национальных счетов и статистикой государственных финансов.

Как принято в мировой практике, для обеспечения сопоставимости в динамике был осуществлен перерасчет ВВП за 2014-2016 годы, и эти данные размещены на официальном веб-сайте Госкомстата для пользователей информации с необходимыми примечаниями (https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/natsianalnye-scheta/statisticheskie-tablitsy). В дальнейшем планируется в срок до июля 2019 года продолжить ретроспективные пересчеты ВВП, начиная с 2010 года, и публиковать их на сайте Госкомстата.

Следует обратить внимание на то, что подобные перерасчеты статистических показателей за длительные периоды осуществляются нечасто и связаны с существенным пересмотром методологических подходов. Как и в мировой практике, Госкомстат формирует статистическую информацию на основе принципа циклического пересмотра: сначала осуществляются предварительные оценки и, в дальнейшем, расчеты уточняются на основе получения более широкой информационной базы.

Также Госкомстат просит обратить внимание на примечание в разделе «Ежеквартальные доклады» в виде «В данном разделе статистические показатели являются предварительными» и другие сноски, чтобы избежать неверного толкования предварительной информации. В дальнейшем Госкомстатом будут рассмотрены вопросы по техническому совершенствованию официального сайта для облегчения связи с пользователями информации.

По поводу индекса-дефлятора ВВП (по итогам 2018 года – 128,1 %) следует отметить, что этот показатель по своему содержанию отличается от индекса потребительских цен (ИПЦ). Так, ИПЦ характеризует изменение цен товаров и услуг, включаемых только в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары и услуги, произведенные экономикой, в том числе инвестиционные товары, экспортируемые товары и услуги, а также нерыночные услуги, включаемые в ВВП. Также при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП – только товары, произведенные резидентами национальной экономики.

В дальнейшем Госкомстат продолжит подробное освещение происходящих изменений в статистических данных и методологии их расчетов, а также причин таких изменений. 

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Экономика и Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6