|   | 

Минэкономики назвал ряд ключевых проблем инвестиционной привлекательности Узбекистана

Объемы привлекаемых прямых иностранных инвестиций недостаточны, а их источники не диверсифицированы. В 2018 году освоено иностранных инвестиций на 3,9 млрд. долл, что говорит о низкой активности привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики.

Минэкономики назвал ряд ключевых проблем инвестиционной привлекательности Узбекистана

Архивное фото: Юрий Корсунцев

В инвестиционной сфере отмечается ряд ключевых проблем, препятствующих эффективному обеспечению социально-экономического развития, основной из которых является недостаточность объемов привлекаемых инвестиций, в том числе прямых иностранных и их нерациональное распределение.

В проекте постановления правительства Узбекистана, выставленном на всеобщее обсуждение, Министерство экономики и промышленности республики указало 15 ключевых проблем в сфере привлечения иностранного капитала в Узбекистан.

В качестве ключевых проблемами и диспропорциями динамики и структуры инвестиционных потоков можно выделить следующие:

1. Недостаток инвестиций является ключевым вызовом развития Узбекистана. В 2018 году валовое накопление основного капитала составило 13,3 млрд долл. США или 26,3% от ВВП. Уровень накопления основного капитала в расчете на душу населения составляет всего 20% среднего мирового уровня и 25% среднего уровня стран СНГ. Республика остается на предпоследнем месте, опережая из стран СНГ только Кыргызстан.

2. Объемы привлекаемых прямых иностранных инвестиций недостаточны, а их источники не диверсифицированы. В 2018 году освоено иностранных инвестиций на 3,9 млрд. долл, что говорит о низкой активности привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики, в частности из-за недостаточно благоприятного инвестиционного климата в стране.

Объем иностранных инвестиций по итогам января-декабря 2018 г. cоставил 3,6% от ВВП, при оптимальном уровне ПИИ в 7-10% от ВВП, в результате чего на душу населения приходится лишь 77 долл. ПИИ, в то время как в среднем по странам СНГ 100-120 долл. ПИИ. Значение ниже указанного уровня говорит о недостаточности объема прямых иностранных инвестиций для обеспечения существенного вклада в качественные и количественный рост экономики, в то время как показатель выше оптимального указывает на сильную зависимость экономики от иностранного капитала и является угрозой безопасности страны.

 

3. Сохраняется высокая дифференциация регионов по привлечению инвестиционных ресурсов. Например, почти 44% привлеченных инвестиций в республику за 2013-2018 гг. приходилось на долю 3 территорий (г.Ташкент, Кашкадарьинская, Бухарская области) и при этом доля 5 регионов (Андижанская, Джизакская, Сырдарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская области) составила 16,2%. По итогам января-декабря 2018 года на 4 региона (г. Ташкент, Навоийская, Бухарская и Кашкадарьинская области) приходится 64% общего объема притока иностранных инвестиций. При этом, динамика привлечения иностранных инвестиций по регионам в значительной степени зависит от реализации единичных крупных инвестиционных проектов. К примеру, общая стоимость первого этапа строительства комплекса газоперерабатывающего завода и обустройство Кандымской группы месторождений в Бухарской области запланированная на 2016-2018 гг., оценивается в 3 млрд. долл., из них в 2017 г. планировалось вложить 1,0 млрд. долл. из 2,1 млрд. долл. в область.

Экономическая отдача от инвестиционных ресурсов большинства регионов остается незначительной. Например, в последние годы (2013-2018 гг.) отношение накопленного экономического роста к накопленному росту инвестиций в регионах (Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская области и г. Ташкент) не превысило значения 0,8. Высокий уровень капиталоемкости в регионах объясняется тем, что реализация крупных инвестиционных проектов осуществляется преимущественно в топливно-энергетических отраслях, эффект от которых ожидается в долгосрочной перспективе.

 

4. Уровень привлечения инвестиций на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение недостаточен для обеспечения эффективного воспроизводственного процесса. Ретроспективный анализ выявил, что с 2007 года в воспроизводственной структуре инвестиций 62%-63% от общего объема вложений составляет строительство новых предприятий, в то время как расширение, реконструкция, модернизация, техническое и технологическое обновление производств лишь 21%-22%. Соответственно, в технологической структуре инвестиций, основной объем затрат (50%-56%) приходится на строительно-монтажные работы (СМР), как основной компонент расходов на новое строительство, а на приобретение машин, оборудование и инвентаря затрачено 34%-38% от общего объема инвестиций.

5. Структура инвестиционных ресурсов не соответствует сложившейся структуре в развитых странах. Рынок капитала (инвестиции в корпоративные ценные бумаги) обеспечивает в настоящее время всего немногим более 0,4% объема инвестиций, что гораздо меньше чем в ряде стран СНГ. Отечественный фондовый рынок пока не сформировался в качестве важного источника для инвестирования. По состоянию на 1 января 2019 года в Единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг внесены записи о 16 122 зарегистрированных выпусках (ныне действующих и аннулированных)акций с общим объемом эмиссии 99,70 трлн. сумов (по номинальной стоимости). При этом в отчетном году внесены записи по 155 зарегистрированным Центром выпускам акций с совокупным объемом эмиссии 13,41 трлн. сумов. При этом на 1 января 2019 года в обращении находятся всего лишь 17 выпусков облигаций на общую сумму 206, 85 млрд. сумов. В течении прошлого года выпуски корпоративных и инфраструктурных облигаций, а также иных эмиссионных ценных бумаг (кроме акций) не осуществлялись. Однако, долговые обязательства, в отличии от акций, имеют ограниченный срок обращения и более привлекательны для предприятий и краткосрочных инвесторов, тем самым являются наиболее эффективным методом единовременного восполнения предприятием недостатка финансовых средств. Среди основных причин, сдерживающих выпуск корпоративных облигаций субъектами предпринимательства указывается необоснованно завышенные требования к эмитентам.

6. Высокий уровень присутствия государства в экономике. Государственные предприятия продолжают доминировать в национальной экономике, занимая значительную долю в топливно-энергетическом, горнодобывающем комплексах, сферах машиностроения, транспорта, химической промышленности и телекоммуникаций. Так, на сегодняшний день в экономике осуществляют свою деятельность 603 акционерных общества, из которых 486, или 80,6% с государственной долей, акционерных обществ имеют государственную долю общей стоимостью в 52 трлн. сум. Кроме проблемы низкого доверия частных иностранных инвесторов к предприятиям, подконтрольных государству, подобная ситуация приводит к серьезным проблемам в эффективности их функционирования.

Государственные средства, государственный долг (заимствования на внешнем рынке) и средства от приватизации (поступления от продажи государственной собственности) составляют около 62% всего объема инвестиций. Отсутствуют современные системы проектного управления, являющиеся важным механизмом эффективного расходования государственных средств при финансировании крупных инвестиционных проектов.

Сохраняющаяся значительная роль государственных предприятий в экономике сдерживает формирование полноценной конкурентной среды, снижает эффективность и прозрачность функционирования данных отраслей экономики, а также приводит конфликту государственных и коммерческих интересов.

Как известно, устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе функции государственного регулирования и коммерческой деятельности естественных монополий, не позволяет внедрять на предприятиях современную систему менеджмента, обеспечивать их финансовую устойчивость и рентабельность.

7. Несовершенство регуляторной среды существенно ограничивает потенциал роста инвестиций и решения проблем экономики. Процесс формирования четких производственных параметров развития всех отраслей, увязанных с перспективами спроса на энергетические ресурсы с учетом новых задач экономического роста, урбанизации, повышения качества жизни населения не завершен, что приводит к слабой проработке инвестиционных проектов. Сохраняются информационные ограничения для инвесторов, отсутствуют руководящие документы в части прогнозируемого (предсказуемого) изменения политики, что является сдерживающим фактором привлечения иностранных инвестиций (реальная оценка коммерческого эффекта) и развития самих отраслей (препятствующий нормальному процессу накопления инвестиционных средств). Отсутствует цельное, развитое с точки зрения рыночных принципов, стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий отдельных отарслей, современных систем проектного управления, являющиеся важным механизмом эффективного расходования государственных средств при финансировании крупных инвестиционных проектов.

8. Рост уровня инфляции. Как отмечалось выше, в последние годы наблюдается повышение среднемесячного роста цен, что в свою очередь приводит как к росту стоимости заёмного капитала (кредиты банков), так и росту потребности в капитале для реализации инвестиционных проектов и мероприятий, сложности оценки рентабельности вложений в перспективе. В условиях слабого финансового положения предприятий, при высоком уровне инфляции у них возникают сложности с наличием оборотных средств, что в свою очередь не позволяет им выделить средства на инвестиции.

9. Ухудшение финансового состояния ведущих предприятий вследствие незавершенности процесса изменения налоговой нагрузки, сдерживания роста тарифов и поддержания ряда предприятий с большим объемом накопленной задолженности Сложившаяся ситуация не позволяет полностью компенсировать издержки производства и своевременно финансировать программы модернизации, технического и технологического перевооружения. Уровень рентабельности капитала в рассматриваемых отраслях остается на низком уровне, что свидетельствует о высокой капиталоемкости экономики в целом имеется существенный разрыв уровень рентабельности между перерабатывающими и добывающими отраслями (в 2-3 раза), высокая зависимость от конъюнктуры мировых цен, которые увеличивают волатильность показателей.

10. Недостаточный уровень развития инфраструктуры и коммуникаций. В некоторых районах сохраняется большое число неиспользуемых производственных мощностей, проблемы с обеспечением электричеством, слабая инженерная и коммуникационная инфраструктура в сельских районах. В Узбекистане очень мало в наличии эффективно работающих мультимодальных транспортно-логистических терминалов, складских комплексов международного уровня, наблюдается множество разрозненных складских операторов, которые не в полной мере удовлетворяют международным требованиям. В ближайшем будущем с увеличением экспорта и, соответственно, грузоперевозок они будут востребованы.

11. Низкий уровень активности процессов обновления и модернизации основных фондов, особенно в производственных отраслях. Так, коэффициент обновления основных средств составил 17,4% по экономике и 15,9% по промышленности при коэффициенте износа – 40,4% и 38,3% соответственно. По активной части основных фондов – машинам и оборудованию, коэффициент обновления cоставил 16,8% по экономике и 16,6% по промышленности, а износа – 49,7% и 45,9% соответственно. Средний срок службы основных фондов – 15,9 года по экономике и 20,7 года по промышленности, а машин и оборудования – 22,2 года и 29,1 года соответственно. Следует отметить, что нормативный срок службы оборудования в индустриально-развитых странах составляет в среднем 6-7 лет, а при данном уровне выбытия он достигает 30 лет и более.

12. Отсутствие собственного инжиниринга и НИОКР, собственных разработок и технологий. Отрасли во многом зависят от внешних партнеров, их технологий (включая проектирование, модернизацию продуктов) и маркетинговой стратегии. Ситуация усугубляется нестабильностью и диспропорциями распределения инвестиций в инновационную деятельность. Так, динамика инвестиций в инновации за наблюдаемый период (с 2008 г.) отличается крайней нестабильностью, в том числе и в анализируемые годы: в 2015 году затраты выросли почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом, в 2016 году произошло падение более чем вдвое, а в 2017 году показатель вырос в 1,6 раза. В основном за счет нестабильности инвестирования в инновации за счет собственных средств предприятия, за 2015-2017 годы объем затрат на инновации вырос лишь на 10,7%.

В 2017 году 95% общего объема затрат на инновации приходиться на технологические инновации, в то время как на маркетинговые и организационные инновации приходиться по 2-3%. Такой уровень финансирования маркетинговых и организационных инноваций означает слабую работу предприятий и организаций по внедрению новых методов организации и управления производства и труда, качества продукции, освоению новых рынков сбыта и новых методов продвижения продукции. При этом, доля затрат на приобретение машин и оборудования, связанного с технологическими инновациями, снизилась с 68,9% в 2016 году до 56,2% в 2017 году. Затраты на исследования и разработки новых товаров, услуг, методов их производства, новые производственные процессы снизились с 5,8% в 2016 году до 2,1% в 2017 г.

13. Низкий уровень технологичности производства. В странах-членах ОЭСР доли высоко- и средневысокотехнологичного секторов в структуре обрабатывающей промышленности в среднем составляют соответственно 19% и 28%, а в странах ориентирах (Китай, Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Финляндия, Индонезия) – 19,2% и 31,5%. В Узбекистане по итогам 2017 года эти показатели составили в 1,6% и 17,1%. Подавляющее большинство промышленных производств в стране относятся к средненизкотехнологичному (20,6%) и низкотехнологичному (39,1%) секторам, что свидетельствует об ориентированности производителей на насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления и производство строительных материалов, обусловленное расширением в стране масштабов капитального строительства.

14. Низкий уровень локализации и сильная зависимости от импорта комплектующих. Наряду с этим, анализ товарного импорта за последние 2016-2017 гг. показал, что импорт продукции высоко- и средневысокотехнологичного секторов составляет 46,4% от общего объема импорта, из них 34,9% - машины и оборудование. Доля средненизко- и низкотехнологичных секторов равна 28,7%, в том числе 12,7% импорт запасных частей и материалов для машин и оборудования. Данная ситуация свидетельствует о сформировавшемся спросе на продукцию категории машины и оборудование, в частности, на сельскохозяйственную и автотранспортную технику, легковые автомобили, строительную технику, электротехническую и металлургическую продукцию и др.

15. Существенный разрыв в «цепочке наращивания добавленной стоимости». Так, к примеру, в текстильной промышленности большая часть инвестиций направлялась в последнее время в производство трикотажного полотна в связи с меньшим риском и более низкими объемами требуемых капиталовложений, хотя производство тканей дает больший прирост добавленной стоимости. С 2012 по 2016 годы объем производства хлопчатобумажных тканей увеличился в 1,9 раза, при этом производство трикотажного полотна увеличилось за указанный период в 2 раза.

Как результат вышеперечисленных проблем доля обрабатывающей промышленности в общем объеме производства индустриального сектора упала с 80,3% в 2016 году до 78,2% - в 2017 году и 76,6% - в 2018 году.

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Экономика и Бизнес

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6