Регионы в развитии

Регионы в развитии

О тенденциях экономического развития регионов Узбекистана

Меры по индустриализации и развитию приоритетных отраслей промышленности в регионах начали давать свои положительные результаты. Вместе с тем прослеживается высокая дифференциация в развитии регионов, наблюдаемая одновременно во всех секторах материального производства.

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в 2018 году был реализован целый комплекс мер по обеспечению сбалансированного и устойчивого развития регионов.

В рамках государственных программ «Обод махалла» и «Обод кишлок» были направлены средства в размере 3 трлн. сумов на осуществление строительных работ в более чем 400 селах и махаллях республики. Также для реализации 2 600 бизнес-проектов в рамках программ «Молодежь – наше будущее» и «Каждая семья – предприниматель» были направлены средства на сумму более 2 трлн. сумов. Для широкого привлечения населения к предпринимательской деятельности на местах шла реализация целевых территориальных программ. Расширение в 2016-2018 годах практики ипотечного кредитования позволило ввести в строй свыше 82 тысяч единиц жилья, в результате чего около 400 тысяч человек во всех регионах страны смогли улучшить свои жилищные условия.

В целях дальнейшего углубления структурных реформ и стимулирования привлечения прямых инвестиций в регионах были созданы 74 хлопково-текстильных кластера (646,6 тыс. га), более 40 плодоовощных кластеров (28 тыс. га), а также пилотный рисоводческий кластер (5 тыс. га). На территориях 21 созданной свободной экономической зоны реализуются 670 инвестиционных проектов на общую сумму в 3,9 млрд. долл., в рамках которых будет создано более 48 тыс. рабочих мест. В 150 малых промышленных зонах реализуются почти 1,9 тыс. проектов на общую сумму 8,2 млрд. сумов, создано более 58 тыс. рабочих мест.

Меры по индустриализации и развитию приоритетных отраслей промышленности в регионах начали давать свои положительные результаты. Если в промышленности Узбекистана за 2017-2019 гг. среднегодовой прирост составлял 10%, то в Республики Каракалпакстан – 28%, Андижанской области – 19%, Джизакской – 16%, Наманганской – 14%, Хорезмской – 12% и в г. Ташкенте – 13%.

Однако в структуре промышленной продукции регионов преобладающим остается выпуск сырьевых товаров. При этом только в Андижанской (на 1,8 п.п.), Наманганской (3,2), Хорезмской областях (1,1) и в г. Ташкенте (1,1) заметно увеличилась доля выпуска текстильной продукции. По доле производства потребительских товаров позитивные сдвиги в структуре промышленного производства наблюдаются в Андижанской (на 14,6 п.п.) и Хорезмской областях (1,2). При этом доля потребительских товаров в Республики Каракалпакстан (-0,1), Бухарской (-1,1), Кашкадарьинской (-1,9), Навоийской (-1,4). Самаркандской (-1,1), Сурхандарьинской (-0,6), Сырдарьинской (-0,6, Ташкентской (-3,7), Ферганской областях (-1,4) и в г. Ташкенте (-2,9) снизилась.

Растущая дифференциация

Анализ тенденций развития инвестиционных процессов в экономике регионов республики показывает усиливающуюся дифференциацию регионов по привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных. Концентрация инвестиций наблюдается в регионах с крупными инвестиционными проектами в стратегических отраслях экономики. Это такие регионы, как Бухарская, Кашкадарьинская области и г. Ташкент, в которых доля инвестиций на душу населения в среднем по отмеченным регионам составляет 5 868,6 тыс. сум. Дифференциация между группами регионов с высокой и низкой (Андижанская, Самаркандская, Ферганская, Хорезмская области) долями инвестиций на душу населения составляет 4 раза, а по доле иностранных инвестиций и кредитов в общем капитале составляет 19,9 раза.

Прослеживается высокая дифференциация (в расчете на душу населения), наблюдаемая одновременно во всех секторах материального производства. Так, анализ внутрирегиональной дифференциации в разрезе 14 регионов за рассматриваемый период показывает, что разница между регионами страны по производству ВРП в 2018 году составляет 3,4 раза. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции этот показатель считается высоким относительно пороговых значений стран Европейского Союза (в 2,5 раза).

Следует также отметить, что из обследованных 200 районов и городов Узбекистана разница в душевом производстве промышленной продукции 100 наиболее развитых и 100 наименее отстающих территорий составляет около 12 раз. Между 50 развитыми и 50 отстающими разница составляет 34 раза, а если взять 25 самых развитых и 25 самых отстающих, то разница составляет более 90 раз. Наиболее существенная внутрирегиональная дифференциация по данному показателю наблюдается в Ташкентской (37 раза), Бухарской (35), Кашкадарьинской (27), Самаркандской (26), Навоийской (24), Андижанской (23), Сырдарьинской (21) областях и в Республике Каракалпакстан (18).

Значительная дифференциация в региональном развитии объясняется прежде всего высокой концентрацией инвестиционных ресурсов в некоторых регионах, в связи с наличием природно-ресурсного и производственного потенциала, где реализуются крупные инвестиционные проекты. Высокая доля привлечения иностранных инвестиций и кредитов приходится на экономики Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской областей и г. Ташкента.

Концентрация иностранных инвестиций в этих регионах является следствием развития газо-, горнодобывающей промышленности (Бухарская, Кашкадарьинская области), обрабатывающей (Навоийская область, г. Ташкент), электроснабжения (Кашкадарьинская, Навоийская области) и спорта, развлечений и отдыха (г. Ташкент).

Почти 44% привлеченных инвестиций в республику за 2017-2019 гг. приходилось на долю 3 территорий (г. Ташкент, Кашкадарьинская, Бухарская области) и при этом доля 5 регионов (Андижанская, Джизакская, Сырдарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская области) составила 16,2%. По итогам января-декабря 2018 года на 4 региона (г. Ташкент, Навоийская, Бухарская и Кашкадарьинская области) приходятся 64% от общего объема притока иностранных инвестиций. Экономическая отдача от инвестиционных ресурсов большинства регионов остается незначительной. Высокий уровень капиталоемкости в регионах объясняется тем, что реализация крупных инвестиционных проектов осуществляется преимущественно в топливно-энергетических отраслях, эффект от которых ожидается в долгосрочной перспективе.

Необходимо отметить, что в регионах остаются нерешенными проблемы обеспечения электричеством, слабая инженерная и коммуникационная инфраструктура в сельских районах, недостаточная развитость финансовых институтов, а также ограниченные возможности субъектов малого бизнеса и предпринимательства при разработке и реализации инвестиционных проектов, недостаточная информированность потенциальных инвесторов о резервах и возможностях развития территорий. Как было отмечено Президентом Республики Узбекистан, в 33 районах доля промышленности не дотягивает и трех процентов от среднего показателя региона. При том, что в самых отстающих районах вопросы качественного использования имеющегося потенциала, географическое положение, сырьевая база, трудовые ресурсы и т.д. остаются без должного внимания при разработке территориальных программ развития.

Эта ситуация в долгосрочной перспективе обостряет проблему сбалансированности в развитии территорий и приведет к недостаточному использованию имеющихся потенциальных возможностей слаборазвитых и отстающих регионов, городов и районов, низкому уровню развития инфраструктуры в сельских районах.

Целевые ориентиры

Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов в ближайшей перспективе будет обусловлено необходимостью ускоренного индустриального развития территорий, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличения доли более высокотехнологичной продукции, диверсификации производства на основе более эффективного использования сравнительных преимуществ.

Приоритетной задачей в этом направлении является формирование «точек производственного роста» в регионах. Реализация этой задачи будет базироваться, в первую очередь, на организации кластеров, в основе которых лежат перспективная специализация, высокий потенциал региона в области внедрения техники и технологии, который обеспечит последующий выход продукции региона на мировой рынок. Создание кластерных образований на базе выявленных точек роста в виде организации производства по цепочке добавленной стоимости должно быть направлено не только на повышение конкурентоспособности продукции, но также и на оказание синергетического эффекта для расширения масштаба индустриализации.

Для того, чтобы этого добиться, требуются увеличение производственных мощностей электроэнергетики, реализация инвестиционных проектов по технологической модернизации действующих предприятий, а также организация новых производств с учетом максимального использования потенциальных резервов и возможностей. Повышение индустриального потенциала регионов требует также более опережающего развития транспортно-логистической и инфраструктурной сфер, что является весьма важным для экономического роста регионов. Особое значение также будут иметь транзитные транспортные коридоры, в том числе железная дорога, из Китая на Запад транзитом через Узбекистан, в частности, через Ферганскую долину.

При определении стратегических задач отстающих и слаборазвитых территорий следует отдавать предпочтение относительно интегрированным проектам, таким как развитие трудового и кадрового потенциала, эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры, эффекта агломерации (потенциал крупных промышленных центров) между регионами и приграничными территориями, развитие бизнес-среды и т.д. Необходимость такого подхода объясняется тем, что интегрированные проекты требуют больше организационных и институциональных ресурсов, которых недостаточно в регионах.

Региональная политика в отношении отстающих, слаборазвитых и проблемных территорий должна закрепляться конкретными механизмами привлечения и эффективного распределения ресурсов. Другими словами, должен быть сформирован действенный механизм привлечения средств (таких как инвестиции, гранты, займы, кредиты и др.), закрепленный в соответствующем нормативно-правовом документе, регулирующем действия властей и органов управления по концентрации всех источников и ресурсов, включая централизованные средства и внешние заимствования.

Требуется повышение роли органов власти на местах за формирование благоприятного инвестиционного климата путем конкретизации механизма использования местными органами власти полномочий по предоставлению инвесторам и частному бизнесу дополнительных льгот и преференций, обусловленных конкретными условиями региона и стратегией его развития. В частности, в разрабатываемой Стратегии инвестиционной политики следует отдельно предусмотреть полномочия, права и обязанности органов исполнительной власти по привлечению в регион (город, район) инвестиций, инвесторов, возложив на них дополнительную функцию поиска иностранных инвесторов и самостоятельного проведения переговоров с потенциальными инвесторами, в том числе с выездом за рубеж.

Необходимо диверсифицировать льготы и преференции, предоставляемые инвесторам, исходя из степени развитости производственной и социальной инфраструктуры данного региона, включая свободные экономические и малые промышленные зоны. В настоящее время инвесторам предоставляются равные таможенные и налоговые льготы, несмотря на существующую инфраструктуру региона. В связи с этим необходимо оптимизировать предоставление льгот и преференций путем введения дополнительных критериев.

Также необходимо установление в законодательстве унифицированных критериев предоставления льгот инвесторам на территориях с особым статусом, особых зонах (малых промышленных зонах в сфере логистики, туризма, торговли, IT-индустрии, технопарков, бизнес-инкубаторов), а также инвесторам, участвующим в формировании и развитии региональных кластеров.

Последовательное осуществление мер по этим направлениям поможет обеспечить экономическое развитие регионов, которое является основополагающим условием динамичного экономического развития страны.

Шарофиддин Назаров

Экономическое обозрение №11 (239) 2019

Поделиться постом

Похожие новости