Текстильные сопоставления ЕАЭС

Текстильные сопоставления ЕАЭС

Выводы для Узбекистана

На фоне дискуссий о возможном вступлении Узбекистана в ЕАЭС весьма показательным будет сравнение развития текстильной и швейно-трикотажной промышлености в странах ЕАЭС после образования этой организации. А сравнение этих показателей стран ЕАЭС с показателями аналогичных отраслей узбекской экономики может дать представление о том, как могут развиваться эти отрасли Узбекистана в случае его вступления в ЕАЭС.

Производственные показатели

ЕАЭС образовался 1 января 2015 г., когда экономики этих стран переживали достаточно сложный период своего развития. В то время в России и Казахстане наблюдались девальвационные явления, сокращение производств, что напрямую отражалось и на основных торговых партнерах данных стран. С тех пор их экономики продолжали восстанавливаться, постепенно возвращаясь к докризисным показателям. Но, в частности, по объему производства текстильных изделий и одежды в долларовом выражении Россия, Беларусь и Казахстан по итогам 2018 г. еще не достигли показателей 2014 г. Тем не менее в Беларуси, Казахстане и России эти отрасли преодолели спад и в последние годы сохраняют умеренные темпы роста.

Также в ракурсе данного материала интересными выглядят изменения показателей производства, экспорта и импорта текстильных товаров в Кыргызстане и Армении, которые вступили в ЕАЭС уже после его образования. В Армении за рассматриваемый период производство увеличилось в 2,6 раза, в Кыргызстане в 2018 г. на 16% к 2014 г. и на 81% к 2016 г. Если в Армении наращивание темпов роста отмечалось уже в 2016 г., то в Кыргызстане адаптационный процесс проходил более длительно и сокращение производства прекратилось только в 2017 г. Более того, в 2017-2018 гг. в Армении и Кыргызстане производство в рассматриваемых отраслях демонстрировало высокие темпы роста.

Как видно из приведенных графиков, темпы роста производства текстильных изделий и одежды в ЕАЭС сильно различаются. В отличие от имевших место спадов в странах ЕАЭС, в Узбекистане показатели отрасли продолжали расти, исключая производство одежды, где намечается тренд на снижение темпов роста производства.

Изменения в торговле

Весьма интересным с точки зрения оценки перспектив вступления в ЕАЭС является анализ изменений во взаимной торговле между странами ЕАЭС и импорта, поступающего в них из третьих стран за время нахождения в этом торговом объединении.

Как видно из графиков, большая часть стран ЕАЭС в последние годы активно наращивает торговлю текстильной продукцией и одеждой между собой. В частности, с 2015 по 2018 гг. Армения увеличила экспорт рассматриваемой продукции в страны ЕАЭС в 5,3 раза, а экспорт текстильных изделий увеличился в 65 раз (с 0,2 до 13 млн. долл.). Беларусь и Кыргызстан за тот же период увеличили экспорт в страны ЕАЭС на 50%, Россия – на 40%.

На фоне роста взаимной торговли почти во всех странах ЕАЭС отмечается снижение темпов роста импорта из третьих стран, хотя по объемам импорт из третьих стран все еще превосходит объемы внутренней торговли. Это объясняется тем, что большая часть стран ЕАЭС не являются крупными производителями текстильной и швейно-трикотажной продукции.

При этом импорт странами ЕАЭС текстильных изделий и одежды из Узбекистана в последние годы демонстрирует снижение темпов роста.

Выводы для Узбекистана

Из вышеприведенного можно сделать следующие выводы.

  1. Опыт Армении и Кыргызстана в развитии текстильной и швейно-трикотажной отраслей в рамках ЕАЭС демонстрирует позитивное влияние на показатели производства и способствует преодолению кризисных явлений.
  2. Внешняя торговля стран ЕАЭС растет, причем увеличивается как экспорт, так и импорт. Между тем наблюдается смещение в пользу повышения внутренней торговли. Импорт из третьих стран замедляется, однако в 2016 г. темпы роста были достаточно высокими, что может рассматриваться в качестве специфики адаптационного периода.
  3. Судя по показателям, адаптация Кыргызстана к условиям ЕАЭС (к тому же в условиях кризисных явлений в странах – основных торговых партнерах) проходила сложнее, чем для Армении. Это характеризовалось углублением спада в производстве, высоким показателям импорта из третьих стран (одной из причин можно назвать снижение ставок импортных таможенных пошлин на позиции рассматриваемых отраслей при вступлении в ЕАЭС). Экспорт Кыргызстана переориентируется на ЕАЭС, тогда как в третьи страны продолжает сокращаться.

Влияние вступления Узбекистана в ЕАЭС на текстильную и швейно-трикотажную отрасли во многом будет зависеть от условий вступления. Текстильная и швейно-трикотажная отрасли Узбекистана являются одними из драйверов узбекской экономики и экспортной ориентации. В условиях реализации текущих программ развития отраслей адаптационный период (первые годы после вступления) может несколько снизить прогнозные темпы роста, однако в целом рост сохранится.

При этом, исходя из аналогии с Кыргызстаном и Арменией, где наблюдались достаточно высокие темпы роста импорта из третьих стран, в рамках переговорных процессов по вступлению узбекской стороне необходимо добиваться пересмотра в сторону увеличения ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа по готовой продукции текстильной и швейно-трикотажной отраслей. Это позволит снизить ожидаемое увеличение импорта из третьих стран и уровень шокового эффекта для внутреннего рынка.

Вступление в ЕАЭС будет способствовать росту экспорта продукции узбекской текстильной и швейно-трикотажной промышленности на рынки ЕАЭС за счет сокращения барьеров в торговле. Одними из основных «плюсов» интеграции для экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции могут стать расширение ассортимента готовой продукции, поставляемой в ЕАЭС, и увеличение доли узбекской продукции в сегментах рынка с высокой добавленной стоимостью на рынках стран ЕАЭС.

И в заключение о том, что мог бы дать Узбекистан текстильной промышленности ЕАЭС при предположении, что в 2018 г. он был бы членом этой организации. В этом случае объем производства текстильных изделий и одежды стран ЕАЭС увеличился бы с 8,2 до 12,2 млрд. долл. (на 50%). Из них производство одежды выросло бы с 3,9 до 4,8 млрд. долл. (на 25%), а текстильных изделий – с 4,3 до 7,4 млрд. долл. (на 71%).

Инфографика: Текстильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС

Руслан Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №12 (240) 2019

Поделиться постом

Похожие новости