Мировая экономика замедляется

Мировая экономика замедляется

Вызовы для Узбекистана

С начала новых реформ Узбекистан все больше интегрируется в мировую экономику: расширяется внешняя торговля, экспорт, растут объемы привлекаемых иностранных инвестиций, новых технологий и оборудования, валютная либерализация влияет на курс сума. Это ведет к тому, что узбекская экономика становится все более подверженной влиянию внешних факторов, происходящих в мировой экономике тенденций. Эти тенденции несут, с одной стороны, возможные вызовы, а с другой – могут и предоставлять и дополнительные возможности для развития.

Замедление мировой экономики

Темпы роста мировой экономики являются одним из важнейших факторов практически для всех экономик мира, так как либо расширяют, либо сокращают экспортные возможности, влияют на мировые цены и на инвестиционную активность. Замедление темпов роста глобальной экономики обычно сопровождается сокращением инвестиций, снижением цен на сырьевые товары и, соответственно, высокой волатильностью национальных валют особенно развивающихся стран. Весьма негативным трендом развития мировой экономики в настоящий момент является замедление темпов глобального экономического роста.

Признаки замедления роста мировой экономки начали появляться в начале текущего года, а с середины года замедление роста стало общепризнанным фактором, что отразилось в многочисленных прогнозах ведущих экономических организаций, ожидающих, что мировой экономический рост снизится до самых низких значений со времен мирового экономического кризиса 2008-2009 годов.

В июле 2019 года МВФ понизил прогнозы по росту глобальной экономики до 3,2% в этом году c ростом до 3,5% в следующем. Рост в 3,3% или ниже станет самым низким с 2009 года. В сентябре также понизила прогнозы по мировой экономике ОЭСР. По ее обновленным оценкам, мировой ВВП увеличится в текущем году всего на 2,9%, тогда как ранее ожидалось повышение показателя на 3,2%. При этом прогноз на 2020 год был снижен с 3,4% до 3%.

Прогноз ОЭСР в отношении стран большой двадцатки снизился до самого низкого уровня после финансового кризиса 2008 года. Суммарное ВВП этих государств вырастет на 3,1% в этом году и на 3,2% в следующем, тогда как ранее прогнозировалось 3,4% и 3,6% соответственно. Наиболее серьезное снижение прогнозов темпов роста ожидается в Индии до 5,9% вместо ожидавшихся 7,2% в текущем году, и до 6,3% вместо 7,4% в следующем.

В отдельных странах, входящих в двадцатку, ОЭСР ожидает наступления рецессии. В частности, ожидается падение ВВП Аргентины на 2,7% в этом году и на 1,8% в следующем, а также падение экономики Турции на 0,3% в этом году с последующим восстановлением до 1,6% в 2020 году.

Объемы промышленного производства уже снижаются в таких крупных экономиках мира, как Китай, Япония, Германия и Великобритания. Снижение объемов производства уже повлекло за собой спад цен на алюминий, медь и сталь, что привело уже к снижению прибылей и убыткам ведущих производителей стали. При дальнейшем снижении темпов экономического роста можно ожидать снижения цен также на энергоносители и другие виды сырья, что может негативно сказаться на экспорте сырьевых ресурсов Узбекистана.

В качестве центрального фактора замедления мирового экономического роста большинство экспертов называют появление новых торговых барьеров в международной торговле в результате санкций и торговых войн. Учитывая, что торговые претензии ведущих экономических держав мира все больше расширяются, в том числе и в настоящий момент, предпосылок устранения указанных негативных факторов пока не предвидится. Поэтому можно уверенно предполагать, что замедление мировой экономики будет продолжаться и в ближайшей перспективе.

Другим фактором, который, по мнению ряда ведущих экономистов, будет способствовать замедлению экономического роста и приблизит рецессию и очередной финансовый кризис, является разрастающийся пузырь на рынке кредитования сильно обремененных долгами компаний. В настоящее время на рынке долговых инструментов, на котором торгуются облигации с отрицательной ставкой на сумму более 13 трлн. долл., инвесторы должны доплачивать эмитенту за право дать ему в долг, что может способствовать оттоку капиталов с развивающихся рынков и сокращению кредитования.

Риски двусторонних отношений

Другая сторона замедления глобальной экономики, – замедление темпов экономического роста в странах – важных торгово- экономических партнерах Узбекистана, которая может негативно сказаться на параметрах торгово-экономического взаимодействия Узбекистана с этими странами – сокращении объема внешнеторговых операций и инвестиционного сотрудничества. Для Узбекистана данные риски могут быть особенно чувствительными, так как его экономика нуждается в привлечении иностранных инвестиций и кредитов, а производство – в расширении экспортных рынков сбыта, что обеспечивается, в основном, за счет взаимодействия со странами – основными торгово-экономическими партнерами.

О важном значении экономической ситуации в основных странах-партнерах для экономики Узбекистана свидетельствует тот факт, что Центробанком Узбекистана к факторам повышения курса иностранной валюты по отношению к суму отнесена тенденция обесценения национальных валют в отдельных странах – основных торговых партнерах Узбекистана, включая Россию, Казахстан и Китай. Так, китайский юань в течение августа обесценился на 3,7% и подешевел до 7,15 юаня за доллар, что является самым низким показателем за последние 11 лет, российский рубль также в течение месяца обесценился на 5,3%, казахский тенге – на 4,4%, а сум только в течение августа 2019 года обесценился на 8%.

Китай

Китай является ведущим внешнеторговым партнером Узбекистана как по общему торговому обороту, так и по экспорту и импорту продукции.

Международное рейтинговое агентство Fitch в сентябре понизило прогноз по росту экономики Китая в 2019 году до 6,1% и в 2020 году до 5,7% с июньской оценки в 6,2% и 6% соответственно на фоне обострения торговой войны с США. ОЭСР пересмотрела прогнозы по темпам роста экономики Китая до 6,1% в текущем году и 5,7% в будущем году против ранее ожидавшихся 6,2% и 6% соответственно.

Замедление темпов экономического роста в Китае обусловлено, в первую очередь, введением со стороны США торговых ограничений, которые вызвали ответные действия Китая. Учитывая, что 20% китайского экспорта приходится на американский рынок, а Китай является второй экономикой мира, повышение таможенных пошлин на ввозимые в США китайские товары привели к снижению в Китае спроса на экспортируемые из других стран товары и общему замедлению мировой торговли.

Неопределенность в разрешении проблем, связанных с торговой войной, вносят также происходящие в Гонконге массовые протесты против политики местных властей, учитывая, что Гонконг – это третья финансовая столица мира, через которую проходят также почти 60% китайских прямых инвестиций и более 70% привлеченного капитала. Вероятность силового вмешательства Китая для стабилизации обстановки в Гонконге также снижает инвестиционную активность в китайскую экономику и ведет к замедлению ее роста.

Россия

Россия по объемам двусторонней торговли является вторым после Китая внешнеторговым партнером Узбекистана. По сентябрьскому прогнозу ОЭСР, прирост ВВП России в 2019 году составит 0,9%, а в 2020-м — 1,6%. Прогноз был понижен на 0,5 п.п. По майскому прогнозу, прирост ВВП должен был составить в 2019 и 2020 годах 1,4 и 2,1% соответственно.

Одной из причин замедления экономического роста в России также являются санкции, действующие как со стороны США, так и стран ЕС. Совет ЕС в июне 2019 года продлил экономические санкции в отношении отдельных секторов российской экономики до 31 января 2020 года. Санкции касаются финансового, энергетического и оборонного секторов, а также товаров двойного назначения. В августе 2019 года США ввели новые санкции против России, которые будут действовать не менее года и предусматривают, в том числе, запрет банкам США на выдачу кредитов, создание препятствий для международных займов, запрет на экспорт товаров и технологий, то есть американским банкам запретят приобретать на первичном рынке госдолг России не в рублях, а также США ужесточит лицензирование при продаже российской стороне некоторых технологий и товаров.

По мнению западных экспертов, указанные санкционные запреты могут весьма негативно сказаться на экономическом развитии России, так как международная торговая система, в которую вовлечена и Россия, невозможна при полноценной работе в рамках международной финансовой сферы.

Европа

Европейские страны являются потенциально важными источниками инвестиций и технологий для экономики Узбекистана, а также перспективными рынками для узбекской продукции. Однако перспективы европейской экономики также неблагоприятны. Прогноз ОЭСР для еврозоны на ближайшие два года был ухудшен на 0,1 и 0,4 п.п. соответственно, до 1,1% и 1%. Агентство Fitch понизило прогноз по росту ВВП еврозоны в 2019 и 2020 годах до 1,1%, по сравнению с июньскими ожиданиями роста на 1,2% в 2019 году и 1,3% в 2020 году, подчеркнув при этом, что перспективы роста еврозоны могут значительно ухудшиться в случае выхода Великобритании из ЕС без соглашения.

Достаточно важным торгово-экономическим партнером Узбекистана является Германия, экономика которой по некоторым признакам движется к рецессии. Согласно данным статистического агентства Евросоюза, экономические показатели Германии во втором квартале оказались самыми низкими среди стран еврозоны. По данным немецкого статистического агентства, с апреля по июнь экономика страны сократилась на 0,1%.

Турция

В последние годы между Узбекистаном и Турцией наметилось расширение торгово-экономических отношений, турецкий бизнес проявляет желание расширить свои инвестиции в Узбекистан. Однако расширение сотрудничества может сдерживаться неблагоприятными тенденциями в турецкой экономике.

В Турции также на фоне разногласий с США и ЕС наблюдается снижение темпов роста экономики и обесценивание национальной валюты (в 2018 г. на 28%). В июне Moody's понизило суверенный кредитный рейтинг Турции до «B1», а в июле агентство Fitch сократило рейтинг до «BB-» с «негативным» прогнозом. По прогнозам экономистов, опрошенных Reuters, по итогам 2019 года часть экономистов ожидает роста ВВП на 1%, в то время как другая часть предсказывает сокращение на 5%, Fitch ожидает сокращения на 1,9%.

Политические риски

Существует также ряд вызовов для стабильности торгово-экономических отношений Узбекистана с рядом стран, которые по своей природе имеют геополитический характер, но могут привести к негативным экономическим последствиям как для экономик этих стран, так и важных для Узбекистана торгово-транспортных отношений.

Иран

Товарооборот Узбекистана с Ираном в 2018 г. составил 306,5 млн. долл., что составляет 0,9% от общего внешнеторгового оборота. Иран является достаточно важным торгово-экономическим партнером для Узбекистана, так как в торговле с ним Узбекистан стабильно имеет положительное сальдо. Кроме этого, для Узбекистана выгодно сотрудничество с Ираном в транспортной сфере. В апреле 2019 года Узбекистан присоединился к железнодорожному коридору «Китай–Казахстан–Туркменистан–Иран». Иран является для Узбекистана транзитной страной для экспорта узбекских товаров, которые транспортируются, в частности, через порт Бандар Аббас, при участии иранских логистических компаний, морских портовых операторов и судоходных кампаний. В то же время операции, связанные с использованием их услуг, также могут находится под американскими санкциями.

В мае 2018 года США вышли из «Совместного всеобъемлющего плана действий» (СВПД) и возобновили введенные до его подписания ограничения в отношении Ирана и третьих стран. Санкции США касаются, в частности, восстановления ограничений, связанных с экспортом нефти, международной деятельности иранской Национальной нефтяной компании, с работой портовых операторов, сектора энергетики, судоходных компаний и судостроения, деятельностью финансовых институтов, осуществляющих операции с Центробанком Ирана, и преследуют цель свести экспорт нефти из Ирана к нулю.

В результате введенных санкций в 2018 году иранская валюта риал потеряла 70% своей стоимости, и ее курс продолжает падать. Иностранные инвесторы, компании и предприятия, в том числе европейские, покидают Иран, опасаясь потерять очень важный для них американский рынок. Финансовое состояние Ирана ухудшается. Учитывая, что 40% доходов бюджета формируется от экспорта нефти, состояние бюджета 2019 года гораздо хуже прошлогоднего,

В то же время необходимо учитывать, что Иран является крупной по численности населения, нефте- и газодобывающей страной региона, имеющей выход к морю и обладающей большим транзитным потенциалом. Дальнейшее усиление напряженности в отношениях между США и Ираном может не только очень негативно сказаться на узбекско-иранских торговых отношениях, но и поставить под угрозу стабильность перевозок узбекских грузов по важной транспортной артерии через порт Бандар Аббас.

Индия и Пакистан

Индия и Пакистан являются достаточно стабильными торгово-экономическими партнерами Узбекистана. Внешнеторговый оборот товарами и услугами Узбекистана с Индией в 2018 г. составил 284,6 млн. долл. (-12,4%), что составляет 0,8% от общего внешнеторгового оборота. Объем торговли между Узбекистаном и Пакистаном в 2018 г. составил 98,4 млн. долл. (рост в 2,7 р.), что составляет всего 0,3% от общего внешнеторгового оборота.

Вместе с тем в текущем году напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном усилилась. Очередным раздражающим фактором, который привел к росту напряженности, стал принятый в начале августа 2019 года указ президента Индии об отмене особого статуса штата Джамму и Кашмир. Из-за возникших массовых протестов Индия перебросила в Джамму и Кашмир дополнительные воинские подразделения. В ответ Пакистан также стал стягивать к границе войска.

Усиление конфронтации между Индией и Пакистаном может негативно сказаться и на торговых отношениях в регионе в Центральной Азии, в том числе и на Узбекистане. Пакистан представляет интерес для Узбекистана в связи с возможностью диверсификации торгово-транспортных маршрутов через пакистанские порты Гвадар и Карачи. Поддержка же Индией транспортного коридора «Север–Юг» будет способствовать привлечению индийского капитала в том числе и в страны Центральной Азии, а индийские предприниматели могут быть крупными инвесторами в такие отрасли узбекской экономики, как здравоохранение, фармацевтика, сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль, транспортный сектор. Дальнейшее же усиление напряженности между Индией и Пакистаном значительно усложнит возможность полноценной реализации этих проектов.

Афганистан

В последние годы расширяется торгово-экономическое сотрудничество Узбекистана с Афганистаном. Афганистан входит в первую пятерку стран по стоимостным объемам экспорта, импортирует из Узбекистана в относительно значимых объемах электроэнергию, пшеницу и муку, участвует в строительстве железных дорог и линий электропередач. Большие возможности для Узбекистана могут появиться с восстановлением в Афганистане мира, что позволит проложить новые транспортные коридоры в Южную Азию – Пакистан и Индию.

В первой половине текущего года шел интенсивный переговорный процесс с талибами о восстановлении мира в Афганистане, но недавно этот процесс в очередной раз прервался. Несмотря на предпринимаемые со стороны заинтересованных стран усилия, в том числе Узбекистана, в стране сохраняется напряженность и отсутствуют заметные позитивные тенденции к ее стабилизации. Это негативно сказывается на расширении возможностей участия Узбекистана в восстановлении афганской экономики и перспективах формирования нового транспортного коридора для Узбекистана в южном направлении.

Заключение

Наблюдающееся замедление экономического роста в группе стран – важных торгово-экономических партнеров Узбекистана – при дальнейшем неблагоприятном развитии ситуации в указанных странах может негативно сказаться на динамике развития с ними торгово-экономического сотрудничества, реализации уже достигнутых договоренностей. Это, в свою очередь, в значительной степени затруднит достижение целого ряда поставленных Стратегией целей в области привлечения иностранных инвестиций, расширения экспортных возможностей, диверсификации экономики.

В связи с этим представляется важной глубокая проработка вопроса о возможных последствиях замедления роста глобальной экономики для экономики Узбекистана и экономик стран – его ведущих торгово-экономических партнеров – с оценкой этого влияния на достижение целей, поставленных Стратегией развития. Результатом этой работы должна стать выработка превентивных мер по минимизации негативных последствий возможных внешних экономических вызовов и рисков для экономики Узбекистана и для реализуемых планов по достижению поставленных целей. В качестве таких мер могут быть дальнейшая диверсификация внешней торговли и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, которая будет конкурентоспособна на рынках стран, не подверженных санкционным или торговым ограничениям.

Виктор Абатуров, Юрий Кутбитдинов

Экономическое обозрение №9 (237) 2019

Поделиться постом

Похожие новости