Корейский урок экспортоориентации

Корейский урок экспортоориентации

Выводы для Узбекистана

Большинство развивающихся стран, находящихся в поиске оптимального выбора внешнеторговой стратегии для ускорения экономического развития, начинали свой путь с политики импортозамещения. Первоначально, в краткосрочном периоде это способствовало структурной перестройке и модернизации экономики. Однако, со временем осознав недостатки выбранной стратегии, эти страны избрали переход на экспортную ориентацию, что позволило достичь более быстрого экономического роста. Тем не менее, в мировой практике также имеется опыт ряда стран, продолживших углубление политики импортозамещения, что в некоторых случаях приводило к сокращению темпов экономического развития до исторических минимумов.

Экономика Узбекистана сегодня находится на стадии активного реформирования, либерализации экономики и углубления интеграции в мировую экономическую систему. Затяжной период импортозамещения породил множество дисбалансов в узбекской экономике (слабая или отсутствующая конкуренция на внутреннем рынке, слабая позиция или отсутствие Узбекистана в мировых рейтингах конкурентоспособности экономики, 148 естественных монополий в стране (по данным gkk.uz), предоставление дополнительные налоговых и иных льгот, в результате чего появились не равные условия «игры» на рынке и т.д.). В этой связи появилась необходимость кардинального изменения ситуации и перехода к стратегии экспортной ориентации.

В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису в конце 2018 года глава государства отметил, что интеграция национальной экономики в мирохозяйственные отношения и поддержка экспорта является приоритетной задачей. Поставлена цель увеличить объем экспорта на 30% и довести его до 18 млрд. долл. США. Для этого необходимо перейти на экспортоориентированную экономику, сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду.

При этом следует учитывать, что стратегия экспортной ориентации предполагает не только либерализацию и диверсификацию экономики, но также и реформы в налоговой, денежно-кредитной, валютной, институциональной сферах. Ввиду того, что Республика Корея является одной из самых успешных стран, имеющих положительный опыт проведения политики экспортоориентации, представляется, что на данном этапе реформ он будет являться весьма актуальным и востребованным.

Экспортоориентированная Корея

Республика Корея – динамично развивающаяся страна Юго-Восточной Азии, занимающая 12-е место по номинальному ВВП и 14-е место в мире по валовому внутреннему продукту (по ППС), по данным 2018 года. За 50-летний промежуток времени страна достигла больших успехов в области экономики. Доказательством служит увеличение ВВП на душу населения со 158$ в 1960-м году до 31,500$ в 2018 году. На сегодняшний день Южная Корея – страна, ориентированная на экспорт, объем которого, по данным Всемирного банка, в 2017 году составил $659 млрд., что сделало страну пятым крупнейшим экспортером и девятым крупнейшим импортером в мире.

Однако так было не сразу. Корея, обладающая всеми характеристиками абсолютно не развитой экономики в 1950 году, смогла стать развитой страной, несмотря на то, что более 70% населения было занято в первичном секторе. С 1910 по 1945 годы Республика Корея была источником риса и первичных товаров для Японии. Колониальный период в последующем сопровождался сдвигом к производству военных товаров. Японцы доминировали во владении предприятиями и в сфере обеспечения кадров. С обретением независимости, выходом из японского блока и разделом страны произошли экономические потрясения и стагнация. Это привело к внезапному прекращению поставок промежуточных товаров, оттоку кадров и потере основных экспортных рынков.

Корейская война еще больше парализовала экономику из-за массового разрушения промышленных объектов и массового притока беженцев с севера. По оценкам, военный ущерб составил 85% от ВНП в 1953 году. Главной целью правительства в реабилитационный период (1945-1961 гг.) стало восстановление промышленных объектов и инфраструктуры, а также стабилизация послевоенной инфляции. Этот период также характерен высокой зависимостью от иностранной помощи из-за недостатка местного капитала (почти две трети импорта финансировались за счет иностранной помощи). Более того, чтобы максимизировать данную помощь, официальный обменный курс был искусственно завышен.

Политика импортозамещения, проводимая в данный период, сопровождалась запретительно высокими тарифами, квотами и выдачей предварительного разрешения на импорт для того, чтобы восполнить дефицит потребительских товаров. Дефицит иностранной валюты, мотивация максимизировать доллары за воны (национальная валюта Республики Корея) и импортозамещение – все это привело к ограничительному режиму торговли.

Неправильный выбор политики в свою очередь привел к тому, что и в 1950 году Корея была отсталой экономикой с бедными ресурсами, третьей беднейшей страной в Азии без надежды на экономический рост. Экспорт составлял лишь 3% от ВВП, причем 88% экспортной продукции составляли первичные товары. В целом, на данном этапе были отмечены: низкий экономический рост, высокий рост населения, низкая склонность к сбережениям и инвестициям, а также серьезные проблемы с платежным балансом. Следовательно, необходимо было менять текущую политику и переходить к экспортной ориентации.

Бурного экономического развития (1961-1980 гг.) Корее удалось достигнуть уже после перехода к экспортной ориентации в 1960 году. Важную роль в трансформационном периоде сыграла политика Пак Чонхи, который начал превращение Кореи из аграрной в индустриальную. Он ввел пятилетние программы развития, которые включали как элементы государственного регулирования, так и свободной торговли. Именно во время правления генерала Пака в стране появились чеболи – крупные частные конгломераты, а правительство сохранило за собой железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты.

Главными экономическими целями правительства Пак Чонхи были усиление ключевых отраслей промышленности, уменьшение безработицы и разработка более эффективных управленческих методик. Были направлены меры на увеличение уровня экспорта, что означало усиление конкурентоспособности южнокорейских товаров и производительности труда. Ключевыми отраслями промышленности были признаны электроника, кораблестроение и автомобильная промышленность. Правительство всячески поощряло открытие новых производств в этих отраслях. В результате этих мер рост промышленного производства составлял 25% в год, причем в середине 70-х годов темпы увеличились до 45% в год.

Начиная с 1970-х гг., когда экономика Республики Корея начала активно развиваться, основной движущей силой экономического роста стал экспорт. Его значение для экономического развития страны сложно переоценить. Благодаря успешной экспортоориентированной стратегии страна достигла значительного экономического развития. Темпы роста экспорта долгие годы значительно превосходят другие показатели.

За почти 60-летний период, с 1960 г. по 2018 г., объем экспорта в Корее вырос в 18 тысяч раз: с $33 млн. до $604 млрд. За тот же период объем ВВП вырос в 386 раз, объем импорта – в 1500 раз. Это стало возможным благодаря локализации производства промежуточной продукции и полуфабрикатов в стране и стимулированию технологического развития национальной промышленности.

Кроме того, структура ВВП, экспорта и импорта показывает колоссальные изменения за 1970-2010 годы. Если в 1970 году 30% ВВП приходились на сельское хозяйство, то к 2010 году этот показатель сократился уже до 5%. Значительно увеличилась доля промышленности с 20 до 30%, учитывая при этом и многократное увеличение ВВП.

Всего за 15 лет стране удалось переориентировать экспорт с сырьевых товаров на готовые изделия. Если в 1961 году в топ-10 экспортируемых товаров входили только сырьевые продукты, такие как железная руда, вольфрам, шелк сырец, то уже в 1975 году Республика Корея экспортировала готовые изделия из текстиля, предметы электроники, обувь, корабли и т.д.

Стоит отметить, что производственная структура и структура внешней торговли переориентировались не только с производства первичных товаров на готовые изделия, но и на более усложненную продукцию – в настоящее время большую долю в экспорте Республики Корея занимают высокотехнологичные товары.

Основу южнокорейского экспорта на сегодняшний день составляет продукция нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, металлургии, судостроения, электронной (полупроводники, компьютеры и комплектующие к ним и т.д.) и электротехнической отраслей. К основным импортируемым товарам относятся сырьевые товары, в том числе энергоносители (нефть, СПГ, уголь), а также высокотехнологичные изделия, оборудование и комплектующие.

Укреплению конкурентных преимуществ Республики Корея в производстве высокотехнологичных товаров способствовали значительные вливания в научно-технологическую сферу. Так, согласно данным ЮНЕСКО, по итогам 2016 года Южная Корея стала лидером по тратам на НИОКР: 4,2% ВВП – это больше, чем у США (2,7%) и Японии (3,2%), двух мировых инновационных лидеров.

В настоящее время администрацией президента Мун Чжэ Ина были определены 8 новых отраслей промышленного производства («двигателей роста»), диктуемых IV промышленной революцией, которые в обозримом будущем должны стать драйверами экономического роста страны. Все эти отрасли показали значительный рост южнокорейского экспорта в 2017 году и внесли вклад в размере 12,8% в общий объем экспорта. К этим отраслям относятся: электромобили (рост экспорта в 2017 году в годовом исчислении составил 186,0%), аэрокосмическая отрасль (37,3%), робототехника (36,2%), электроника (34,4%), полупроводниковые компоненты (27,1%), возобновляемая энергетика (23,7%), новые конструкционные материалы (15,2%) и биотехнологии (13,7%). В новых отраслях также было создано 92,8 тыс. рабочих мест, что составляет 29,5% от общего количества созданных в Республике Корея в 2017 году рабочих мест.

Экспортные сопоставления

Анализируя структуру экспорта Республики Узбекистан, можно сделать вывод, что в структуре экспорта доля цветных металлов, энергоресурсов и свежих фруктов составляет 52%, что свидетельствует о превалировании удельного веса сырьевых товаров над готовой продукцией. В частности, перерабатывается лишь 25 процентов добываемой меди, экспортируется в не переработанном виде 80 процентов цинка, 99 процентов молибдена, 88 процентов шелка, 60 процентов сырой кожи.

Более того, золото стало основным экспортным продуктом Узбекистана в I квартале 2019 года. В январе-марте экспорт составил $4,1 млрд., из которых $1,2 млрд. пришлись на золото, или 29,8% в общей структуре. На втором месте энергоносители и нефтепродукты — $751 млн. (18,2%), на третьем – услуги ($666 млн (16,1%)). Хлопок-волокно продали на $110 млн. (2,7%), текстиль — на $116 млн. (8,9%).

Очевидно, что экспорт Республики Корея имеет гораздо более диверсифицированную структуру, чем Узбекистана. К тому же в Республике Корея продолжает наблюдаться положительная тенденция – торговая структура экспорта становится еще более диверсифицированной. В Узбекистане, напротив, значения анализируемого индекса диверсификации повысились. Это означает, что структура товарооборота стала менее разнообразной (табл. 1).

Узбекистан занял 165-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business по индикатору «Международная торговля» в 2018 году. Это немного лучше прошлогоднего показателя (168-е место), однако все же по данному показателю Узбекистан уступает Таджикистану, Кыргызстану, России, Казахстану и другим соседним странам. Республика Корея по данному индикатору занимает 33-е место.

Для сравнения: данные по аналогичному индикатору в Республике Корея представлены в табл. 2. Так, на прохождение пограничного и таможенного контроля при экспортных операциях в Корее понадобится всего 13 часов, когда в Узбекистане – 112, стоимость оформления составляет $185, что в 1,5 раза меньше, чем в Узбекистане ($278). Время на оформление экспорта составляет всего лишь 1 час против 96 часов в Узбекистане, а стоимость операции составляет $11, в то время как в Узбекистане – в 26 раз выше ($292).

При импорте товаров для прохождения пограничного и таможенного контроля в Республике Корея требуется 6 часов, а в Узбекистане – в 18,5 раза больше (111 ч.). Тем не менее, денежные расходы на пограничный и таможенный контроль в Узбекистане в 1,13 раза ниже ($278), чем в Республике Корея ($315). Однако время для оформления импорта в Республике Корея составляет всего 1 час, в то время как в Узбекистане 174 часа, а стоимость – $27 против $292 в Узбекистане.

Выводы для Узбекистана

В результате анализа были выявлены следующие проблемы, связанные с экспортной деятельностью в Узбекистане.

  • Низкая степень диверсификации товарной структуры экспорта.
  • Высокая доля сырья в структуре экспорта, низкая степень его переработки.
  • Высокие транспортные расходы, как следствие высокая себестоимость продукции.
  • Низкие показатели в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка по индикатору «Международная торговля».
  • Среднеарифметическая ставка уплаченных таможенных платежей соответствует торговому режиму открытого характера, а размер установленных таможенных платежей свидетельствует об обратном.
  • Противоречия в проводимой политике: стремление создать равные условия для всех предпринимателей и выдача льгот определенным отраслям.
  • Большая доля государства в экономике (в уставном капитале крупных предприятий, в банковской сфере и т.д.).
  • Зависимость от экономик торговых партнеров. В частности, девальвация валют стран – торговых партнеров, снижающая конкурентоспособность продукции Узбекистана.

Таким образом, учитывая опыт Республики Корея, для правильного и эффективного перехода от импортозамещающей политики к стратегии экспортной ориентации в Узбекистане необходимы:

1) гармонизация мер монетарной (реформа банковско-финансового сектора с целью снижения присутствия государства), налоговой (снижение налогового бремени, стимулирование укрупнения предприятий, предприятий, ориентированных на экспорт и т.д.) и торговой политики (снижение импортных таможенных пошлин, пересмотр и унификация акцизов и т.д.) с целью перехода к стратегии экспортоориентированного развития;

2) искоренение сохранившихся отраслевых монополий; реформирование системы управления и приватизация государственных монополистических предприятий; внедрение принципов корпоративного управления и укрепление защиты прав собственности;

3) наращивание потенциала человеческих ресурсов путем: совершенствования системы образования, создания условий для развития частного образования; эффективной кадровой политики и вопросов финансирования;

4) упрощение процедур внешнеторговых операций: совершенствование функционирования механизма «Единое окно», осуществление ускоренного и полного перехода на электронный документооборот; значительное сокращение количества документов, предъявление которых в законодательном порядке является обязательным для осуществления внешнеторговых процедур; осуществление эффективной реализации института уполномоченных экономических операторов, работы фронт-офисов и автоматизированной системы управления рисками;

5) создание равных условий ведения бизнеса, в частности: разработка и внедрение научно обоснованных критериев предоставления налоговых, таможенных, кредитных и других льгот, предусматривающих их предоставление хозяйствующим субъектам лишь при наличии дефектов рыночного регулирования; разработка и внедрение комплексной системы мониторинга и оценки целевого и эффективного использования предоставляемых льгот, включая механизм возврата всей суммы предоставленных льгот в случае нецелевого и неэффективного их использования;

6) создание необходимых условий для развития НИОКР: обеспечение инновационного развития всех отраслей экономики, создание благоприятных условий для стимулирования научных разработок и внедрения их в производственный процесс;

7) развитие альтернативных транспортных коридоров; расширение возможностей трансконтинентального логистического центра на базе аэропорта г. Навои; осуществление дальнейшей оптимизации транспортных затрат в стоимости экспортных грузов, а именно оптимизации железнодорожных тарифов со странами-участницами международных транспортных коридоров, создание гибкой системы тарифных преференций;

8) налаживание, углубление и расширение сотрудничества с торговыми партнерами: создание условий и заключение соглашений о свободной торговле, режиме наибольшего благоприятствования и трансграничных свободных экономических зонах;

9) совершенствование институтов содействия экспорта (министерства, ведомства, Фонд поддержки экспорта), ответственных за результаты внешнеэкономической деятельности, развитие внешнеторговых и транспортных связей, поддержку экспорта и расширение доступа отечественных производителей на рынки зарубежных стран; осуществление гармонизации стандартов и создание единой электронной базы документооборота со странами торговыми партнерами;

10) создание и развитие внешнеторговых компаний, занимающихся экспортно-импортными операциями, применяя опыт Республики Корея по финансовому стимулированию универсальных внешнеторговых компаний.

Подводя итоги, стоит отметить, что Узбекистан уже добился определенных успехов по переходу к экспортной ориентации, однако предстоит осуществить выполнение целого ряда задач для совершенствования внешнеторговой политики в этом направлении.

Алина Сорочина

Экономическое обозрение №8 (236) 2019

Поделиться постом

Похожие новости