Абдулазиз Камилов о внешнеполитической повестке Узбекистана в современном мире

Абдулазиз Камилов о внешнеполитической повестке Узбекистана в современном мире

Министр иностранных дел Абдулазиз Камилов дал интервью газете "Правда Востока". "Экономическое обозрение" приводит основные тезисы беседы.

___________________________________________________________________________________________________________

Устойчивость и последовательность приоритетов внешней политики Узбекистана

Республика Узбекистан встречает 29-ю годовщину государственной Независимости динамичными внутренними реформами и с обновленной внешней политикой. Открытость, инновации и преобразования, наблюдающиеся во внутренней жизни страны, включая экономическую либерализацию, развитие рынка, улучшение бизнес-среды, цифровизацию и внедрение новых технологий, внимание к образованию и просвещенности, гражданской активности и защите прав человека – все это безусловно влияет на внешнюю политику нашей страны.

Экономическая открытость и привлекательность страны для инвестиций и бизнеса; нацеленность на решение всех проблемных вопросов на основе консенсуса, взаимоуважения и взаимопонимания; сбалансированные и взаимовыгодные отношения с мировыми державами и другими государствами; стремление к взаимодействию на основе политического доверия и соблюдения международного права – именно так характеризуют внешнеполитический курс страны, проводимый Президентом Узбекистана Ш.М. Мирзиёевым, наши иностранные партнеры.

Прежде чем перейти к конкретным направлениям внешней политики, хотелось бы сказать несколько слов о том, как в принципе формируются внешнеполитические приоритеты нашей страны.

Известно, что, говоря о приоритетах, многие имеют в виду двусторонние отношения с теми или иными странами, особо выделяя ведущие мировые государства, обладающие значительным политическим, экономическим, военным и другим потенциалом. Это вполне естественно и совершенно справедливо.

Однако нужно также исходить из того, какие основные задачи в целом должна решать внешняя политика. Наиболее важной из них является создание благоприятных внешних условий для успешного внутреннего развития государства и общества, осуществления реформ, обеспечения роста благосостояния населения, повышения качества жизни.

Вторая задача – это формирование вокруг Узбекистана пояса мира, стабильности и безопасности. Именно безопасность в регионе, где находится наша страна, является главным условием устойчивого развития.

Исходя из вышесказанного, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве главного внешнеполитического приоритета определил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами Центральной Азии – нашими непосредственными соседями.

Динамично развиваются наши торгово-экономические, промышленно-производственные связи с соседними странами. По итогам 2019 года мы нарастили товарооборот с ними до 5,2 млрд долларов.

В первом полугодии 2020 года, несмотря на пандемию, общий объем торговли Узбекистана со всеми государствами Центральной Азии составил $2,17 млрд.

В то же время, сегодня, говоря о близких соседях, мы имеем в виду не только Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, но и Афганистан.

Как подчеркивает Президент Шавкат Мирзиёев, Афганистан является частью региона Центральной Азии, «на протяжении тысячелетий народы Узбекистана и Афганистана развивались в одном культурно-цивилизационном пространстве». На афганской земле жили и созидали многие наши выдающиеся предки - Беруни, Навои, Бабур и другие.

Говоря о современных приоритетах внешней политики страны, следует уделить особое внимание развитию стратегических отношений Узбекистана с широким кругом влиятельных государств мира и авторитетными международными организациями.

Привлечение иностранных инвестиций, технологий, развитие торговых связей

Привлечение инвестиций и технологий, расширение отечественного экспорта, продвижение бренда национальных компаний на внешних рынках, укрепление конкурентоспособности экономики страны, развитие туризма – на все эти важнейшие задачи направлена экономическая дипломатия, ставшая неотъемлемой частью нашей работы.

За последние годы, в соответствии с установками и поручениями Президента Шавката Мирзиёева, было усилено взаимодействие МИД с Министерством инвестиций и внешней торговли РУ в реализации единой внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Созданы и эффективно функционируют институты координации совместных действий двух ведомств. В работу и систему Министерства и соответственно дипломатических миссий Узбекистана внедряются новые подходы в целях содействия диверсификации экспорта товаров и услуг, привлечения инвестиций, передовых технологий и турпотока в республику.

В МИД создан Департамент экономической дипломатии, непосредственно занимающийся продвижением внешнеэкономических интересов страны, вопросами привлечения иностранных инвестиций и финансово-технического содействия, развития международного сотрудничества в сфере туризма.

За истекшие полгода в сельское хозяйство, промышленность, строительство, медицину, фармацевтику, образование, культуру и другие отрасли республики было привлечено и было освоено инвестиций и кредитов на сумму 3,154 млрд долларов.

Для смягчения негативных последствий пандемии из зарубежных стран было привлечено более 11,6 млн долл. в виде гуманитарной помощи, финансового и технического содействия и грантов.

Новые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

Вступление Узбекистана в Тюркский совет 15 октября 2019 года стало знаменательным событием, как в контексте исторической роли нашей страны в развитии тюркской цивилизации, так и в плане активизации многосторонней дипломатии Ташкента.

За короткий период в рамках участия в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) Узбекистан успел реализовать ряд важных инициатив. Город Хива объявлен «Культурной столицей Тюркского мира», учреждены Координационная группа ССТГ по борьбе с пандемией COVID-19 и Рабочая группа по вопросам транспортного сотрудничества. Разрабатывается проект Меморандума между ССТГ и ВОЗ.

Мы также намерены заметно активизировать торгово-экономическое взаимодействие с рядом государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в частности с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром и Оманом.

Поделиться постом

Похожие новости