20 лет в развитии экономической аналитики

20 лет в развитии экономической аналитики

7 апреля исполняется 20 лет Центру экономических исследований

Важное значение в современном мире играют аналитические центры, проводящие исследования и разрабатывающие рекомендации по заказам правительств. Одним из наиболее известных таких центров Узбекистана является Центр экономических исследований, который в течение двадцати последних лет принимал активное участие во всех проводимых правительством экономических реформах.

7 апреля 1999 года вышло Распоряжение Президента Республики Узбекистан «О создании Центра экономических исследований».

Молодая республика в те годы нуждалась в молодых кадрах, владеющих современными методами макроэкономического анализа и прогнозирования, глубоко разбирающимися в рыночной экономике. Поэтому, по предложению ПРООН, Всемирного банка и Немецкого общества технического содействия, Центр экономических исследований был создан при Службе государственного советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социально- экономической политики на базе Проекта ПРООН по макроэкономическому анализу и подготовке кадров.

Спектр поставленных перед ЦЭИ целей был достаточно широк – исследования процессов реформирования экономики Узбекистана, подготовка предложений по дальнейшей либерализации экономики, разработка и внедрение современных методов макроэкономического анализа и прогнозирования, а также информирование международной общественности о проводимых в стране экономических преобразованиях. Помимо ПРООН, Центр активно сотрудничал и сотрудничает с такими международными организациями технического содействия, как Всемирный банк, АБР, USAID, JICA, DFID, Фонд Евразия и другими организациями через участие в совместных проектах и инициативах.

Центр также был призван широко освещать ход экономических преобразований в Узбекистане. Центром выпускались информационно-аналитические обзоры и доклады, дайджесты экономических публикаций в зарубежной прессе, ежегодные доклады об экономическом развитии Узбекистана и о человеческом развитии, информационно-статистический сборник «Альманах Узбекистана», информацинно-аналитический бюллетень «Экономика Узбекистана», начиная с 2015 года, ежемесячно выпускается «Индекс деловой активности».

Но основным изданием ЦЭИ является журнал «Экономическое обозрение», который начал выпускаться с 1998 года еще проектом ПРООН и который в течение 20 лет являлся ведущим аналитическим изданием Узбекистана. Редакционная политика в течение этих двадцати лет не оставалась неизменной. Но с начала нового этапа реформ в Узбекистане в 2017 году приоритетами редакционной политики являются освещение хода проводимых реформ, тенденций и динамики социально-экономического развития страны и ее регионов, выявление существующих в развитии проблем, раскрытие инвестиционного и экспортного потенциала узбекской экономики с целью привлечения внимания иностранных инвесторов.

Одной из важнейших задач Центра являлась подготовка профессиональных экономических кадров, что являлось и целью проекта ПРООН. За прошедшие годы через работу в Центре и журнале прошло много молодых экономистов и журналистов, пишущих на экономические темы, а также множество национальных экспертов участвовало в исследованиях центра. С выполнением этой миссии проект ПРООН завершился в 2016 году. Но, несмотря на это, Центр сохраняет свои позиции в проведении междисциплинарных и межотраслевых исследований различных аспектов трансформационных процессов – экономических, социальных, пространственных и институциональных. Только в 2018 году было выпущено 27 докладов и аналитических записок, выполнено 6 проектов в рамках совместного участия с международными организациями и более 40 внеплановых поручений правительства.

Многие разработки Центра внесли свой вклад в разработку государственных программ развития страны и нормативно-правовых актов. В последние годы они касались, в частности, принятых решений в области либерализации валютной политики, образования, в том числе и дошкольного, продовольственной безопасности, развития жилищного сектора, обеспечения социальной защиты, предпринимательской деятельности, развития гражданского общества и деятельности некоммерческих организаций, здорового образа жизни, налоговой политики, развития частной медицины, повышения позиций в международных рейтингах, банковской деятельности и других. Реформы в этих направлениях продолжают развиваться, а реализация принятых решений уже приносит ощутимые экономические и социальные улучшения в стране.

ЦЭИ получает и международное признание. C 2007 года Университет штата Пенсильвания (США) ежегодно определяет глобальный индекс исследовательских и аналитических центров мира «Global Go To Think Tank Index Report», который является самым авторитетным мировым рейтингом «мозговых центров». ЦЭИ вошел в рейтинг лучших 20 аналитических центров Азии в рейтинге за 2012 год и с тех пор уверенно улучшает свои позиции. В рейтинге аналитических центров Центральной Азии по итогам 2016 года Центр занимал 13 место, по итогам 2017 - 12 место, по итогам 2018 года - 11 место в номинации «Центральная Азия и Кавказский регион». Кроме того, в 2018 году ЦЭИ вошел в состав учредителей Консорциума экономических аналитических «мозговых» центров Шанхайской организации сотрудничества.

Центру исполнилось двадцать лет. Это возраст наступления зрелости. Узбекистан справляет в этом году 28 годовщину своей независимости и первое трехлетие нового этапа глубоких экономических и социальных преобразований, которые продолжают разворачиваться. Мир вступает в цифровую эпоху, которая несет с собой серьёзные вызовы для тех стран, которые не успеют к ней технологически и экономически адаптироваться. Серьезные вызовы стоят и перед экономической аналитикой и аналитическими центрами как в области разработки политики углубления реформ, так и в области противостояния экономическим вызовам динамично меняющегося мира. Работы перед Центром экономических исследований непочатый край.

По страницам журнала «Экономическое обозрение»

Назад в будущее, или В поисках евразийского транспортного консенсуса

«Были времена, когда Багдад диктовал политические условия, Самарканд двигал науку, а Герат считался центром словесности и законодателем мод. Париж в те годы только строился, Лондон был глухой провинцией Европы, а о существовании материка, где позже появится Вашингтон, народы Восточного полушария даже не подозревали. Это была пора расцвета материковой азиатской цивилизации, в котором важнейшую роль сыграли сухопутные транспортные коммуникации, в первую очередь Великий шелковый путь».

Виктор Абатуров, 2003 год

О диалоге в России

Интервью Президента Торгово Промышленной палаты Российской Федерации Евгения Примакова журналу «Экономическое обозрение».

«Конечно, я был бы не прав, если бы не упомянул бы еще об одном важном формате взаимодействия, которому мы в ТПП РФ придаем большое значение, Я имею в виду взаимодействие между торгово-промышленными палатами стран-участниц Содружества независимых государств.

Напомню, что еще во времена Советского Союза сложилась довольно разветвленная система кооперации и специализации, и было бы неразумно не опираться на сохранившийся потенциал хозяйственных связей. Это выгодно всем. Бизнес в странах СНГ заинтересован в том, чтобы искать и новые рынки сбыта, привлекать инвестиции. Характерен в этом отношении состоявшийся в Ташкенте в апреле этого года Бизнес-форум деловых кругов России и Узбекистана… Придавая большое значение развитию нашего экономического сотрудничества с Узбекистаном, со всеми странами Центральной Азии, Торгово-промышленная палата России открыла свое региональное представительство в Центральной Азии».

2006 год

Мировое восстановление в вызовах принимаемых мер

Интервью заместителя Генерального секретаря ООН по вопросам экономического развития Джомо Кваме Сундарама журналу «Экономическое обозрение» о тенденциях посткризисного восстановления мировой экономики

«– Какую роль в этом международном сотрудничестве играют экономические структуры ООН, какие ставятся цели, приоритеты и насколько они достигаются?

– Поскольку G20 считает себя главным международным экономическим форумом, его недавнее возвышение содействовало не только более глубокому рассмотрению беспокоящих его членов вопросов, но и ослаблению существующих механизмов управления, связанных с соответствующими многосторонними институтами, большинство из которых формально являются частью системы ООН. Возвышению G20 предшествовало утрата ведущих позиций Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом ООН, хотя высокая оценка экономического и социального анализа, сделанного перед кризисом, принесла ООН заслуженное уважение. Подготовленный комиссией во главе с Дж. Стиглицем доклад по заказу президента Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году остается основным рабочим документом для тех, кто признает необходимость глубокого реформирования международной финансовой системы.

– Можно ли подробнее остановиться на таком рецепте, как наращивание государственных инвестиций в экономике?

– Чтобы направить частные инвестиции в стратегически важные и приоритетные с социальной точки зрения секторы, необходимо пересмотреть существующие стимулы и нормы регулирования. Государственные инвестиции могут быть направлены в сферы, где произойдет увеличение частных инвестиций, а не их замещение государственными. Необходимо лучше продумать частно-государственные партнерства с тем, чтобы минимизировать такие злоупотребления, как, например, национализация убытков и приватизация прибыли и ренты».

2011 год

От Греции до Центральной Азии

Спектр мировых экономических проблем в оценках спикера Бундестага. Интервью спикера по экономической политике фракций ХДС/ХСС Бундестага Йоахима Пфайфера.

«Германия приветствует сотрудничество государств в региональных союзах наподобие ШОС, которые могут продвигать процессы региональной интеграции. Для германского бизнеса, например, Центральная Азия представляет собой интерес, в первую очередь, как целый регион. Специализирующиеся на производстве высоких технологий германские компании, 80 процентов которых относятся к категории малого и среднего предпринимательства, в странах Центральной Азии, взятых в отдельности, чаще всего не находят достаточной «критической массы» платежеспособного спроса на свою продукцию. В этом отношении, однако, усилия центрально-азиатских стран, проявленные после распада Советского Союза в направлении интеграции и региональной кооперации, оставляют желать лучшего. Эта раздробленность центрально-азиатского рынка является серьезным препятствием для проявления инициативы со стороны германского бизнеса в этом регионе».

2011 год

Уточняя эпохальные конструкции

Интервью Джорджа Фридмана, американского политолога, руководителя Stratfor Global Intelligence Company о геополитических прогнозах журналу «Экономическое обозрение».

«– В последнее время много говорится о снижении роли государства и росте влияния различных неформальные сетевых сообществ и групп. Не могут ли они стать, как это прогнозируется, доминирующими игроками в отличие от века двадцатого?

– Национальное государство продолжает оставаться и останется фундаментальной организационной структурой человеческой жизни. Субнациональные и наднациональные формирования существовали всегда, но исторический процесс за последние века характеризовался укреплением национального государства. Развал Советского Союза, например, повсеместно укрепил национальные государства Евразии. Поэтому я ожидаю лишь интенсификации этого процесса, а не развития новых форм. Национальное государство – достаточно радикальное изобретение, не старше нескольких столетий, и мы еще далеки от конца этого цикла».

2011 год

Рынки на Востоке

О европейском кризисе, взглядах немецкого бизнеса на Восток и Центральную Азию рассказывает «ЭО» глава Представительства Германской экономики в Центральной Азии Йорг Хетч.

«– Увеличиваются ли объемы торговли с Востоком и как это помогает экономике Германии?

– Да, на сегодняшний день для немецкой экономики все более важную роль играют развивающиеся рынки на Востоке. Германия активно сотрудничает со странами бывшего Советского Союза, особенно с Центральной Азией. В прошлом году, например, торговля между Германией и странами Центральной Азии, по сравнению с 2010-м, выросла примерно на 15%. Немецкий экспорт в Китай увеличился за тот же период почти на четверть, а импорт из Китая увеличился на пять процентов. Конечно, этого недостаточно для компенсации снижающего спроса пострадавших от кризиса западных стран. Но немецкие компании готовы инвестировать, но только при условии сведения к минимуму или исключения определенных рисков. Национальные культуры Востока и других экономических партнеров Германии существенно отличаются, и на данный момент обе стороны должны многому научиться друг у друга. Однако спрос на немецкое качество на Востоке растет, и немецкие компании будут больше использовать эту возможность.

– Заинтересованы ли немецкие компании участвовать в международных проектах развития трансконтинентальной транспортной инфраструктуры?

– У Германии большой интерес к созданию «Нового шелкового пути» для облегчения доступа к рынкам будущего, например, Китая и Центральной Азии. Германия участвует в европейском проекте TRACECA, который соединит Европу и Среднюю Азию и в рамках которого в последние годы было выделено более 170 млн. евро на более чем 80 отдельных проектов по развитию и расширению транспортных и коммуникационных сетей. Безусловно, немецкие компании, очень заинтересованы в тендерах в странах Центральной Азии. Например, компания Siemens работает непрерывно по электрификации железнодорожной сети в Республике Казахстан и с новой программой дорожного строительства в Узбекистане создаются дальнейшие возможности для деятельности немецких компаний в вашей стране».

2012 год

Мифы Центральной Азии

препятствуют выстраиванию наиболее перспективного для региона сценария развития

«Узбекистан на сегодняшний день является наиболее стабильным государством в регионе, имеющим возможность самостоятельно выстраивать свою безопасность и препятствовать деструктивным тенденциям распространения нестабильности. Кроме того, Узбекистан проводит промышленную политику, направленную на создание реальных производственных мощностей, которые, благодаря мультипликативному эффекту, в сопутствующих отраслях могут создать надежную базу промышленного производства в регионе. А это и есть те два главных условия, которые и могут сделать Центральную Азию стабильным и экономически процветающим регионом, что в интересах всех, как региональных, так и внерегиональных, заинтересованных игроков. Однако эти игроки, руководствуясь различными мифами, большей частью заняты устаревшими геополитическими играми и строительством «воздушних замков», препятствуя в той или иной плоскости выстраиванию наиболее перспективного для региона сценария развития».

Виктор Абатуров, 2012 год

Реформирование доверия в ракурсе Узбекистана

Интервью с заместителем Генерального секретаря ООН, Администратором Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Хеленой Кларк.

«– В будущем году будут подводиться итоги Целей развития тысячелетия. Насколько эти цели достигаются в мире? И, пожалуйста, поподробнее об этом в Узбекистане, в частности, на основе Ваших впечатлений и от настоящей поездки.

– В Узбекистане Цели развития тысячелетия частично достигнуты, и обсуждение их на уровне правительства является надежной основой для нашей дальнейшей работы.

На мой взгляд, хотя сильная система начального образования и здравоохранения существовала в Узбекистане и ранее, произошла их серьезная переориентация и качественное реформирование. Особенно в первичном звене медицинской помощи, охране здоровья материнства и детства, доступности первичного образования для более широких слоев населения.

Узбекистан также ставит перед собой не менее важные цели в рамках стратегии «Видение 2030», делая упор на инвестиции в такие приоритетные секторы, как нефтегаз, добыча минеральных ресурсов, содействие развитию малого и среднего бизнеса как основного «локомотива» экономики. Это позволяет создавать новые рабочие места в различных секторах экономики

Лично я была впечатлена тем направлением, в котором развивается система здравоохранения, поскольку сама очень долго проработала в этой системе, была министром здравоохранения. Думаю, что широкие дискуссии в рамках «Видение 2030» будет способствовать раскрытию имеющегося потенциала в различных секторах экономики».

2014 год

Дошкольное образование как фактор человеческого развития

«Развивая тему формирования человеческого капитала, необходимо начать с первоначального уровня — дошкольного образования как основы для формирования человеческого капитала. Поскольку обеспечение качественного образования — это вопрос национальной безопасности.

В 2017 г. в Узбекистане охват детей дошкольным обучением был низким (около 18%) и наблюдалась тенденция его сокращения. Низкий охват и низкое качество услуг дошкольного образования обуславливают неподготовленность детей к школе, что в дальнейшем часто приводит к хронической неуспеваемости и создает разную платформу стартового уровня развития».

Лана Цхай, 2017 год

Дипломатические итоги года

О внешнеполитических приоритетах

«С приходом нового первого лица в государстве появляются и новые ожидания относительно новых приоритетов, в первую очередь, во внешней политике. Год прошел во всевозможных размышлениях на эту тему со стороны различных экспертов. Но внешнеполитические события 2017 года дают исчерпывающее представление о курсе Узбекистана на международной арене при новом Президенте».

Юрий Кутбитдинов, 2017 год

Экономический базис политического диалога

Политика всестороннего расширения сотрудничества Узбекистана с Афганистаном дает возможность прийти к долгожданному политическому решению в этой стране.

«Выступление Узбекистана в роли инициатора и модератора межафганского диалога – это неожиданность в мейнстриме установления мира в Афганистане за последние годы и для экспертного сообщества стало сюрпризом. Между тем, оно вполне вписывается и логически вытекает как из нынешней активной региональной внешней политики Узбекистана, так и активного развития узбекско-афганских отношений в предыдущие годы».

Руслан Наилев, 2018 год

Как мы изменились за 30 лет?

На этот вопрос призвана ответить планируемая перепись населения

«Мы, как минимум, пропустили три периода переписи, а это целое новое поколение. Если перепись осуществиться, то она будет первая за последние 30 лет, т.к. последняя всенародная перепись в Узбекистане проводилась в 1989 году. Полученные данные в ходе переписи создадут надежную платформу для планирования, оценок социальной безопасности, для расчетов министерств и ведомств при формировании программ развития. Если перепись будет сделана на недостаточно качественном уровне, то велика вероятность «долгосрочно играющих» последствий».

Лана Цхай, 2018 год

Европейская дилемма

может быть разрешена в пользу евразийских рынков

«Для Узбекистана развитие событие в треугольник ЕС–США–Россия несет как вызовы, так и большие возможности. Вызовы, в первую очередь, породит угроза общей разбалансировки мировых рынков и устоявшихся торговых связей… Однако если Европа и крупный европейский бизнес решаться на участие в проекте, который можно условно назвать по аналогии с проектом Владимира Путина «Большим Евразийским партнерством», то перед Узбекистаном откроется шанс привлечь к себе масштабные европейские инвестиции, конечно, при условии, что происходящие внутренние изменения в стране создадут такой климат, который крупные компании из ЕС сочтут благоприятным для долговременного и безопасного инвестирования».

Рустам Махмудов, 2018 год

Здоровый образ жизни

требует государственного оформления

«В Узбекистане состояние здоровья нации рассматривается, в основном, с точки зрения разработки мер, направленных на улучшение медицинского обслуживания населения. Состояние здоровья населения в зависимости от питания, быта, физкультуры и спорта, отслеживается пока на недостаточном уровне. Поэтому важно формирование законодательной инициативы, в которой следует предусмотреть разработку и принятия Концепции создания национальной модели оздоровления населения, в основе которой должны лежать широкомасштабные мероприятия по формированию здорового образа жизни населения».

Лана Цхай, 2018 год

Региональный расклад Узбекистана

Цикл статей о социально-экономическом развитии регионов и изменении их роли в экономике страны в период 2000-2017 гг.

Прошлые и будущие метаморфозы Ферганской долины. За последние 17 лет экономика областей Ферганской долины претерпела значительные изменения.

Связующее звено узбекской экономики – именно так можно охарактеризовать Мирзачульский экономической район.

Географический центр Узбекистана. Области Зарафшанского экономического района сегодня выступают в качестве драйверов роста.

Восстанавливающееся Приаралье. Нижне-Амударьинский экономический район является частью Приаралья – зоны экологического бедствия.

Южный экономический форпост представляют собой Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области.

Центр притяжения узбекской экономики представляет собой Ташкентский экономический район.

Руслан Наилев, 2018 год

Перестройка цепочек добавленной стоимости

под влиянием обострения торговых противоречий между США и Китаем открывает новые возможности для Центральной Азии.

«Для стран Центральной Азии ожидаемое влияние торговых споров США и КНР на глобальные ЦДС открывает огромные возможности, которые важно не упустить. Причем возможности будут открываться как со стороны Вашингтона, так и со стороны Пекина и приходиться на широкий спектр товаров – от продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и текстиля до производства высокотехнологичных товаров, что дает шанс странам ЦА уйти от преимущественно сырьевого экспорта на китайский рынок».

Рустам Махмудов, 2018 год

Укрепить позиции

слабых секторов необходимо в процессе вступления в ВТО

«По экспертным оценкам, позитивные эффекты и благоприятные последствия от вступления Узбекистана в ВТО проявятся только в средне- и долгосрочной перспективе (5-6 лет и более после вступления), в то время как в краткосрочном периоде неизбежны определенные издержки и потери. Поэтому Узбекистан не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Скорее всего, Узбекистан будет вступать в ВТО в статусе развивающейся страны с правом на переходный период. Это даст право на поэтапное открытие внутреннего рынка, снижение импортных пошлин, осуществление рыночных реформ и т.д.»

Нодира Курбанбаева, 2019 год

Экономическое обозрение №3 (231) 2019

Поделиться постом

Похожие новости