Аральское решение

Аральское решение

Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья в Узбекистане, как инструмент преодоления последствий Аральской катастрофы

Приаралье до катастрофы

Аральское море до 1960 года являлось одним из крупнейших замкнутых водоемов мира с площадью 68,9 тыс. кв. км и объемом воды 1083 куб. км. За счет стока рек Сырдарья и Амударья Аральское море ежегодно получало в среднем 50-55 куб. км воды.

Аральское море играло важнейшую роль в развитии экономики региона, его производственных отраслей, в обеспечении занятости населения, в формировании устойчивой социальной инфраструктуры. В прошлом Аральское море относилось к числу богатейших в мире рыболовецких угодий: ежегодный объем улова рыбы в водоёмах Приаралья составлял 30-35 тыс. тонн. Более 80% жителей, населявших побережье Арала, были заняты в добыче, переработке и транспортировке рыбы и рыбопродуктов. Плодородные земли дельты Амударьи и Сырдарьи, а также высокопродуктивные пастбища обеспечивали занятость более 100 тысяч человек в сфере животноводства, птицеводства, выращивания сельскохозяйственных культур.

В портовых городах была создана целостная инфраструктура, судоремонтные заводы, обслуживающие суда, где на постоянной основе были обеспечены работой до 1,5 тыс. человек. На побережье функционировали детские лагеря и дома отдыха, куда ежегодно приезжали отдыхать тысячи детей и взрослых.

Зона Приаралья считалась регионом с большим разнообразием животного и растительного мира, в водоёмах Приаралья обитало 38 видов рыб и ряд видов животных, занесенных сегодня в Красную Книгу Узбекистана (Бухарский олень, Джейран, Устюртский горный баран), численность сайгаков доходила до 1 млн. голов, флористический состав составлял 638 видов высших растений.

Также море являлось климаторегулирующим водоемом и смягчало резкие колебания погоды во всем регионе, что благоприятно влияло на условия проживания населения, сельхозпроизводства и экологическую обстановку. Вторгавшиеся в регион воздушные массы в зимний период прогревались, а в летний период охлаждались над акваторией Аральского моря.

Как высыхало море

Проблемы Аральского моря возникли и приняли угрожающие масштабы в 60-х годах XX века в результате кардинального зарегулирования крупных трансграничных рек региона – Сырдарьи и Амударьи.

Значительный рост населения, масштабы урбанизации и интенсивного освоения земель, строительство в прошлом крупных гидротехнических и ирригационных сооружений на водотоках бассейна Аральского моря без учета экологических последствий стали основной причиной высыхания Аральского моря.

Резко возросли потребности народного хозяйства региона в воде - с 60 до 120 куб. км в год, из которых 90% приходилось на орошение. Так, с 1960 по 1990 годы площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 4,5 млн. до 7,5 млн. га.

Начиная с 1961 года, уровень моря понижался с возрастающей скоростью от 20 до 80-90 см в год. За последние 50 лет суммарный сток рек в Арал сократился в среднем до 12,7 куб. км, или почти в 4,5 раза. Площадь водной поверхности моря сократилась в 8 раз, объем водной массы уменьшился более чем в 13 раз. Уровень воды, находившийся до 1960 года на абсолютной отметке 53,4 м, снизился на 29 м. Уровень засоленности увеличился более чем в 13-25 раз и превышает в 7-11 раз средний уровень минерализации Мирового океана.

В связи с высыханием Аральского моря в Приаралье возник сложный комплекс экологических, социально-экономических и демографических проблем, имеющих по происхождению и уровню последствий глобальный характер.

На высохшей части моря появились обширные территории солевых полей, превратившиеся в новую пустыню «Аралкум» площадью более 5,5 млн. га, охватившую территории Узбекистана и Казахстана. Ежегодно в атмосферу с Арала поднимается свыше 75 млн. тонн пыли и ядовитых солей. Шлейфы пыли, поднимаемые со дна Арала, достигают 400 км в длину и 40 км в ширину. По оценкам ученых, аральская пыль уже фиксировалась в ледниках Памира, Тянь-Шаня, Гренландии, Арктики и в лесах Норвегии.

Грустные последствия

Процесс опустынивания стал причиной деградации плодородных земель, что привело к значительным потерям в сфере сельского хозяйства.

В зоне постоянного экологического риска, негативно влияющего на качество жизни, здоровье и, самое главное, на генофонд людей, оказались не только территории, окружающие море, но и весь регион Центральной Азии.

С начала 1960-х годов в Приаралье число дней с температурой свыше 40°С увеличилось в два раза, местами фиксируется температура 49°С в тени.

Загрязненность воды и большой объем выноса соли и пыли со дна высохшего моря способствовали росту среди населения Приаралья ряда соматических заболеваний, таких как анемия, болезни почек, крови, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистых, желчнокаменных и других болезней. Особенно сильному негативному воздействию опасной экологической обстановки подвергаются дети. Содержание диоксина в крови беременных женщин и молоке кормящих матерей в Каракалпакстане в 5 раз выше показателей в Европе.

В результате, утраты рыбопромыслового и транспортного потенциала моря, не функционируют такие отрасли промышленности, как рыбопереработка и судоремонт, десятки тысяч человек оказались безработными.

В целом, сокращение пастбищ и снижение продуктивности земель, уменьшение площади тугайной растительности, высыхание озёр послужили причиной потери в последние годы более 100 тыс. рабочих мест в различных отраслях экономики.

В Приаралье исчезло свыше половины генофонда растительного и животного мира. Практически исчезли 11 видов рыб, 12 видов млекопитающих, 26 видов птиц, 11 видов растений.

Дефицит водных ресурсов, снижение качества питьевой воды, загрязненность и деградация земель, резкое уменьшение биоразнообразия, ухудшение состояния здоровья и генофонда населения, климатические изменения в результате повышения замутненности атмосферы и, возможно, связанное с этим уменьшение площади ледников на Памире и Тянь-Шане, где формируется значительная часть стока основных рек региона, – все это лишь краткий перечень результатов умирания Арала.

Усилия по смягчению последствий

Инициативы Правительства Узбекистана по смягчению последствий экологического кризиса Аральского моря и социально-экономическому развитию региона Приаралья являются частью его приоритетных мер, обозначенных в рамках впервые принятой в Узбекистане «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах».

Логическим продолжением мер по смягчению последствий катастрофы является принятие еще одного правительственного решения с утверждением Государственной программы развития региона Приаралья на 2017-2021 годы (ПП-2731 от 18.01.2017г.), с общим бюджетом более 8422 млрд сум.

Правительство считает приоритетными реализацию следующих принципиально важных направлений и мер в целях смягчения негативных последствий Аральской катастрофы:

1) Совершенствование системы управления, экономного и рационального использования водных ресурсов в регионе.

2) Создание благоприятных условий для воспроизводства и сохранения генофонда и здоровья населения, проживающего в зонах экологического риска.

3) Расширение занятости и формирование источников доходов для повышения уровня и качества жизни населения Приаралья.

4) Восстановление экосистемы и биоразнообразия, сохранению и защите животного и растительного мира.

Руководство Узбекистана привлекает внимание мирового сообщества к проблематике Аральской катастрофы с высоких международных трибун. В частности, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вновь в сентябре 2017 года обратил внимание мирового сообщества на одну из острейших экологических проблем современности – Аральскую катастрофу. Держа в руках карту трагедии Арала, он еще раз сделал акцент на том, что преодоление последствий высыхания моря требует активной консолидации международных усилий и выступил за реализацию в полном объёме принятой в том году специальной Программы ООН по оказанию действенной помощи населению, пострадавшему от Аральского кризиса.

С середины 1990-х годов регион Аральского моря получил значительное внимание и финансовую поддержку со стороны доноров. Всего в регионе Приаралья были реализованы 336 проектов международными финансовыми институтами, много- и двусторонними донорскими организациями с общим бюджетом 3 048,7 млн. долл. США (кредиты: 2 540,8 млн. долл. США, гранты: 507,9 млн. долл. США).

В центре внимания проектов были следующие направления: развитие сельского хозяйства, образования, системы здравоохранения, улучшение социальной инфраструктуры, водоснабжения, социального сектора, управление национальными ресурсами, реабилитация окружающей среды, создание источников доходов, сокращение малообеспеченности, территориальное развитие.

Несмотря на предпринятые значительные усилия по решению этих проблем, они привели к ограниченным результатам из-за отсутствия единой стратегии развития, межсекторального, комплексного подхода, недостаточной координации оказываемого содействия, дублирования деятельности и т.д.

Трастовый фонд, как инструмент устойчивого развития

Вместе с тем, учитывая все большее обострение экологических, социально-экономических и гуманитарных последствий высыхания Аральского моря и деградацию среды обитания человека в Приаралье, становится очевидным, что без существенной помощи мирового сообщества решить эту, по сути дела, планетарную проблему невозможно.

Масштабность подлежащих решению задач диктует необходимость более эффективной координации усилий, объединения ресурсов на национальном, региональном и международном уровнях для предотвращения ещё больших бедствий на этой территории.

В сентябре 2015 года, в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию, делегация Узбекистана выступила с инициативой создать под эгидой Организации Объединенных Наций – специальный Трастовый фонд по Аральскому морю и зоне Приаралья.

Данная инициатива получила поддержку Организации Объединенных Наций, что было еще раз подтверждено его Генеральным секретарем господином Антониу Гуттеришем в ходе визита в Узбекистан в июне 2017 года и на специальном Мероприятии высокого уровня на полях 73-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвященной официальной презентации и запуску Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для Приаралья в Узбекистане (МПТФЧБ).

Трастовый фонд нацелен на создание единой площадки развития международного сотрудничества и мобилизации средств донорского сообщества для практической реализации комплексных мероприятий, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки в регионе Приаралья, а также продвижения совместных усилий по достижению глобальных Целей Устойчивого Развития. Кроме того, Трастовый фонд будет содействовать привлечению новых знаний, инновационных решений и технологий в регион Приаралья в целях обеспечения устойчивого развития региона, который может стать своего рода «хабом» экологических инноваций и технологий.

Содействие будет осуществляться в рамках Единой стратегии фонда, которая основана на потребностях и нуждах, выявленных в результате проведенного в 2017 году независимого социально-экономического обследования сообществ, наиболее пострадавших в результате экологической катастрофы. Ключевые потребности населения – занятость, экология, транспорт, доступ к лекарствам, детские сады, питьевая вода.

Стратегия фонда направлена на решение шести кластеров взаимосвязанных проблем: (1) экологическая безопасность; (2) экономическая безопасность; (3) продовольственная безопасность; (4) улучшение здоровья населения и (5) социальная безопасность (6) координация донорского содействия.

Структура управления Трастового фонда представляет собой эффективную систему принятия решений и надзора в рамках четких и упорядоченных процессов распределения средств и отчетности, разработанных и применяемых ООН. Механизмы управления основаны на принципах прозрачности и подотчетности, и доказали свою эффективность в функционировании более 50 Трастовых фондов ООН по всему миру.

Сопредседателями Руководящего комитета Трастового фонда являются Постоянный координатор ООН в Узбекистане и заместитель Премьер-министра Узбекистана. Другими его членами являются участвующие организации ООН, доноры, а также неправительственные организации региона Приаралья.

Средства МПТФЧБ будут формироваться за счет вкладов Правительства, двусторонних или многосторонних донорских организаций, Международных финансовых институтов и частного делового сообщества.

Поощряются нецелевые взносы со стороны доноров, но также поощряются и целевые, соответствующие стратегии фонда. Для того, чтобы стать донором МПТФЧБ, партнеры должны подписать Стандартное административное соглашение с соответствующим офисом ООН, который выступает в качестве администратора фонда. Для получения более подробной информации партнеры могут обратиться в Представительство ООН в Узбекистане.

На сегодняшний день Правительством Республики Узбекистан осуществлен первый транш в Трастовый фонд в размере 2 млн. долларов и в предстоящие 3 года планируется внести еще 4,5 млн. долларов. Правительство Норвегии внесло вклад в размере более 1,1 млн. долларов.

Необходимо отметить и тот факт, что и другие двусторонние доноры, такие как Япония, Европейский Союз, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция проявляют огромный интерес к развитию сотрудничества с МПТФЧБ.

Вклад в МПТФЧБ будет в основном осуществляться в форме грантов, т.е. они будут представлять собой ограниченные ресурсы. Поэтому, существует как необходимость эффективного использования ресурсов МПТФЧБ, так и привлечение дополнительного финансирования.

Средства МПТФЧБ будут направлены на разработку и пилотирование новых и инновационных методов решения, а также пилотирования экономических и бизнес-проектов. Успешные пилотные проекты будут представлены Правительству, сообществу доноров и деловому сектору для дальнейшего распространения не только в регионе Приаралья, но и в других регионах.

29 марта текущего года объявлено о первом приеме проектных заявок в рамках Трастового фонда.

Хорошо осознавая, что эффективное решение вопросов по обеспечению экологической, продовольственной, экономической и социальной безопасности в регионе Приаралья невозможно достичь без плодотворного сотрудничества и активной поддержки мирового сообщества, а также координирующей роли ООН, Правительство Республики Узбекистан, партнеры по развитию и, в первую очередь население пострадавшего региона надеется, что Трастовый фонд станет эффективным инструментом решения Аральской катастрофы.

По данным ПРООН

Экономическое обозрение №5 (233) 2019

Поделиться постом

Похожие новости