Перспективы в контексте ретроспективы

Перспективы в контексте ретроспективы

Краткая история центральноазиатской интеграции в ракурсе реалий произошедших изменений

С приходом к власти нового президента Узбекистана главным приоритетом внешней политики Узбекистана стал регион Центральной Азии и за последние два года отношения стран региона друг с другом кардинально изменились. Если ранее эти отношения постоянно омрачались весьма острыми спорными моментами, в первую очередь, по водно-энергетическим вопросам, и в области торговых барьеров, то сейчас все эти моменты постепенно находят согласованное разрешение, торговые барьеры устраняются. Если ранее встречи глав государств региона были достаточно редкими, то сейчас Президент Узбекистана общается со своими коллегами по региону практически на постоянной основе. И политики, и аналитики и международные организации уже признали тот факт, что за последние два года отношения между странами Центральной Азии уже значительно улучшились.

Между тем, страны региона исторически входили в единое географическое, культурное, и экономическое пространство. Регион сталкивается с общими для всех стран проблемами, которые сообща решать легче, чем поодиночке. И объединение усилий стран региона не только будет способствовать решению имеющихся проблем, но и может послужить расширению их возможностей, взаимно повысить конкурентоспособность своих экономик и укрепить их позиции на мировом рынке. Это относится и к вопросам управления водными и энергетическими ресурсами, и к вопросам торговли и привлечения инвестиций, так как региональный рынок значительно более емкий, нежели рынки отдельных центральноазиатских государств.

Поэтому, еще после распада Союза в региональной повестке дня появился вопрос об экономической интеграции, которая в прежние годы так и не удалась. Весьма симптоматично, то, что по мере улучшения отношений в Центральной Азии вновь стали появляться призывы к полномасштабной экономической интеграции региона. То есть этот вопрос может опять появиться в региональной повестке дня. Но здесь следует иметь ввиду, что в настоящее время ситуация в регионе, в том числе и в экономическом плане уже разительно отличается от существовавшей постсоветской ситуации девяностых и даже нулевых годов. У каждой из стран региона уже имеется своя постсоветская история, в том числе и экономическая, и политическая.

Кроме того, необходимо учитывать, что экономически страны региона в первые постсоветские годы были значительно ближе друг к другу, как распавшиеся части прежнего экономического механизма, а значит и предпосылок для интеграции было больше. Но даже при таких исходных данных, продолжавшаяся в течение двух десятилетий, центральноазиатская интеграция так и не удалась. Поэтому сейчас, когда страны региона вновь подошли к этапу необходимости углубления экономического сотрудничества друг с другом, необходимо досконально изучить прежний опыт региональной интеграции. Необходимо оценить факторы ей препятствующие и эффективность/неэффективность тех механизмов и институтов, которые тогда применялись. Именно подобное изучение может дать ответы на вопросы в каких формах и с помощью каких механизмов лучше всего углублять региональное экономическое сотрудничество на современном этапе, что бы оно оказалось более действенным и эффективным.

Ниже: краткая история центральноазиатской интеграции

Главный приоритет

Главным приоритетом внешней политики является регион Центральной Азии. Политика Узбекистана в Центральной Азии направлена на обеспечение мира и стабильности в регионе, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане. Узбекская сторона прилагает все усилия для укрепления региональной торгово-экономической кооперации, развития региональной транспортно-транзитной инфраструктуры, обеспечения рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии и экологической устойчивости региона, завершения процессов делимитации и демаркации границ.

Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан

Постсоветские предпосылки

В советское время центрально азиатские республики тесно взаимодействовали по многим вопросам, в первую очередь, водно-энергетическим. Существовали единая энергосистема и система управления водным хозяйством. Во времена «перестройки», еще до развала Союза, когда встал вопрос о расширении полномочий союзных республик и формировании рыночных отношений, руководители республик Казахстана и Средней Азии на встрече в Алмаате в 1990 году приняли решение о создании условий функционирования механизма по интегрированию национальных экономик в рамках обновленного Союза, проведения согласованной политики в осуществлении социальных и экономических реформ и защите интересов республик региона в условиях зарождения рыночных отношений. А 14 августа 1991 года на Ташкентской встрече было подписано Соглашение об организации межреспубликанского Консультативного совета республик Средней Азии и Казахстана. Однако, распад Союза сделал бессмысленной продолжение этой инициативы в прежнем формате.

Тем не менее, объективная необходимость тесного взаимодействия новых независимых государств региона продолжала сохраняться. На встрече в Бишкеке 23 апреля 1992 года был подписан Протокол совещания глав правительств республик Средней Азии и Казахстана, в котором были зафиксированы проекты документов по координации политики в области ценообразования и в сфере структурной перестройки экономик стран региона, создания межгосударственного инвестиционного фонда и Инвестиционного банка. А 29 июня 1993 года между Узбекистаном и Казахстаном было подписано Алмаатинское межправительственное соглашение о мерах по углублению экономической интеграции на 1994 – 2000 годы. Но большинство указанных в этом документе мер так и не было реализовано.

От ЕЭП к ЦАЭС

Наиболее заинтересованными в углублении экономического взаимодействия являлись две самые крупные экономики Центральной Азии – Узбекистан и Казахстан, на которых более негативно отражался распад хозяйственных связей, происходивший в те годы. Не решаемость вопросов в обще региональном формате привела к тому, что 10 января 1994 года в Ташкенте главами государств был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан. А 16 января того же года к этому договору присоединилась Кыргызская Республика. В связи с присоединением к договору третьей страны 30 апреля 1994 года в Чолпон-Ате был подписан новый Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой. Единое экономическое пространство (ЕЭП), согласно первой статье этого договора «предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, таможенную и валютную политику».

Институциальное оформление Единое экономическое пространство (ЕЭП) ЦА получило на встрече в Алматы 10 февраля 1995 года, на которой было подписано «Соглашение о Межгосударственном совете Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан и его институтах», в числе которых фигурировали «Совет премьер-министров, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны» трех государств. В качестве рабочего органа Межгоссовета был определен Исполнительный комитет, являющийся международной организацией. А на встрече в Шымкенте 14 апреля 1995 года на рабочей встрече глав государств была одобрена «Программа экономической интеграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан до 2000 года».

Заключение этих договоренностей являлось первой серьезной попыткой экономисткой интеграции в Центральной Азии и сформировало ее интеграционное ядро. Вопрос о присоединении к ЕЭП ЦА других стран региона обсуждался на саммите пяти президентов новых независимых государств Центральной Азии в Ашгабаде 12 декабря 1997 года. Президент Таджикистана объявил о присоединении к ЕЭП, а президент Туркменистана отказался. В заседании глав правительств Центральной Азии 28 июня 1998 года в Бишкеке уже принимал участие и Таджикистан, и было юридически оформлено расширение этого интеграционного формата. В связи с этим было изменено и его название на Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС).

От ЦАЭС к ОЦАС

В течение последующего ряда лет интеграция в рамках ЦАЭС углублялась. В марте 1998 г. на заседании Межгоссовета были обозначены приоритетные области экономического взаимодействия - агропромышленный, водно-энергетический комплексы, транспорт, декларирована необходимость приступить к формированию в регионе зоны свободной торговли как первого этапа создания единого экономического пространства. 20-21 апреля 2000 г. в Ташкенте президенты четырех государств договорились вести совместную борьбу против международного терроризма, политического и религиозного экстремизма.

На заседании Межгосовета в Душанбе 14 июня 2000 г. были одобрены Стратегия интеграционного развития на период до 2005 г. и Программа первоочередных действий по формированию единого экономического пространства до 2002 г. В рамках этих документов были предусмотрены меры по сближению национальных законодательств, разработке многосторонние соглашения о принципах совместного использования водно-энергетических ресурсов, о сотрудничестве в борьбе с экономическими преступлениями, о развитии добросовестной конкуренции. Было также решено подготовить к рассмотрению Межгоссоветом Соглашение о создании международного водно-энергетического консорциума по совместному рациональному использованию ресурсов трансграничных рек.

Террористи́ческие акты 11 сентября́ 2001 го́да оказали свое влияние и на процессы центральноазиатской интеграции, так как резко изменили военно-политическую ситуацию в регионе. Новые вызовы региону предполагали необходимость и новых механизмов принятия коллегиальных решений и не только в экономической сфере. На саммите глав ЦАЭС в Ташкенте 27-28 декабря 2001 г. было принято решение о создании на базе ЦАЭС Организации Центрально-Азиатский Союз (ОЦАС). Целями новой организации были определены диверсификация политического диалога, совершенствование форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубление взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработка совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе. В результате двухдневной работы глав ОЦАС было выработано совместное заявление, представляющее собой согласованный ответ стран региона вызовам терроризма и политического экстремизма. Решение о создании ОЦАС окончательно было закреплено на встрече президентов 28 февраля 2002 г. в г. Алматы. На этой же встрече было также принято решение об упразднении неэффективных рабочих органов ЦАЭС и их замене на Комитет национальных координаторов.

ОЦАС и ЕврАзЭС

Определенно знаковым оказался саммит ОЦАС в октябре 2004 года в Душанбе. По предложению президента Узбекистана Ислама Каримова в ОЦАС была приглашена Россия, которая с 1996 г. имела статус наблюдателя в Межгоссовете и других уставных органах ЦАЭС (в июне 1999 г. статус наблюдателя был предоставлен также Грузии, Турции и Украине). На Душанбинском саммите президент Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. А между тем, параллельно шло развитие отношений и в рамках другого интеграционного формата Еврази́йского экономи́ческого соо́бщества (ЕврАзЭС), в котором участвовал ряд государств, входивших в ОЦАС. В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств, а 10 октября 2000 года в Астане главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, вступил в силу 30 мая 2001 года.

После принятия России в ОЦАС следующий саммит организации прошел 7 сентября 2005 года уже в Санкт-Петербурге. И на этом саммите было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС ввиду практически идентичного состава участников и дублирования функций. В общем ЕврАзЭС «поглотил» ОЦАС. На этом, можно сказать, проект собственно центральноазиатской интеграции завершился, превратившись в проект евроазиатской интеграции, в котором Узбекистан определенное время принимал участие.

24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС. Но уже в августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх, готовых к этому, государств,— Белоруссии, России и Казахстана. Формат сотрудничества становился несколько неравноправным. Поэтому в октябре 2008 года Узбекистан заявил о приостановлении своего членства в ЕврАзЭС из-за сомнений в результативности деятельности этого формата. 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента Ислама Каримова. Дальше ЕврАзЭС развивался уже без Узбекистана до 10 октября 2014 года, когда главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕЭС) с 1 января 2015 года.

Оценивая опыт

Оценивая опыт центральноазиатской интеграции девяностых – нулевых годов можно констатировать, что процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве начинались именно в Центральной Азии и их первыми инициаторами выступали Узбекистан и Казахстан. Этот период, наверное, можно назвать ранним или «романтическим», когда, казалось, что принятие взаимосогласованных решений на верхнем уровне неминуемо приведет к запланированным положительным результатам, субъекты экономики активно вовлекутся в интеграционные процессы, поставленные задачи будут выполнены, а имеющие место в экономических отношениях проблемы будут решены. В этом подходе в недостаточной степени учитывалась разница в интересах субъектов хозяйствования различных стран, их бюрократического аппарата и самих государств в развитии своих экономик в условиях регионального дефицита таких важных экономических факторов, как вода, инвестиции и платежеспособный спрос. То есть не хватало рыночных стимулов – структурно схожие экономики конкурировали друг с другом за одни и те же ресурсы.

Именно поэтому наблюдателями в течение всего периода центральноазиатской интеграции от ЕЭП до ОЦАС отмечался сильный разрыв между принимаемыми декларациями и их реализацией в практических делах. Единое экономическое пространство в регионе так и не сформировалось, не удалось согласовать таможенную, антидемпинговую, налоговую политику, ввести конвертируемость валют. Не удалось прийти к взаимосогласованным решениям взаимовыгодного использования водного, энергетического, газового, транспортного секторов. Не была согласована экспортная политика в отношении рынков третьих стран, что приводило к неоправданной конкуренции по отдельным группам экспортной продукции. Отсутствовала необходимая координация в реформировании и структурной перестройке экономик, ввиду чего интеграционный процесс тормозился равноскоростным реформированием экономик. Далеко не в полном объеме выполнялись условия подписанных соглашений, а также принимались односторонние решения, ущемляющие интересы партнеров по интеграции. Казахстан в конце 90-х годов односторонне проводил тарифное и нетарифное регулирование торговли внутри ЦАЭС. Кыргызстан в качестве «ограничительно-запретительной» меры использовал свои водно-энергетические ресурсы. Узбекистан обвиняли в том, что проявлял «изоляционистские тенденции».

И именно тот факт, что российская экономика являлась не столько конкурирующей, сколько взаимодополняющей по отношению к центральноазиатским экономикам, которая является емким рынком сбыта, источником дополнительных инвестиций и целого ряда важных товаров для них, обусловил приглашение России в ОЦАС и последующее слияние ОЦАС с ЕврАзЭС. Но чем бы это не объяснялось, по факту именно вхождение ряда центральноазиатских стран в начале ЕврАзЭС, преобразованный в последующем в Таможенный союз и ЕЭС, являлось концом процесса экономической интеграции стран Центральноазиатского региона друг с другом того «романтического» периода. Выход же Узбекистана из ЕврАзЭС был оправдан рядом важных факторов. Коллективные обязательства в информационном формате ограничивают возможности по ряду направлений. В частности, открытие своих рынков ограничивает возможности поддержки развития потенциально конкурентоспособных отраслей и производств, а также возможности расширения экономического сотрудничества с другими странами, что в интеграционном формате требует согласования с другими странами, если это сотрудничество может отразиться на ситуации на их рынках.

Новое начало

Именно исходя из этих важных факторов и целесообразно исходить, выстраивая новые формы углубления экономического сотрудничества в центральноазиатском регионе. И эти формы должны учитывать, что ряд стран региона уже имеют определенные обязательства в рамках Евразийского экономического союза. Но упор на двусторонние договоренности со всеми странами этого интеграционного формата может позволить углублять экономическое сотрудничество с ними не нарушая достигнутых между ними общих договоренностей по тем или иным позициям и не принимая на себя коллективных обязательств.

И подобный подход, ярко демонстрируемый руководством Узбекистана в последние два года, уже доказывает свою эффективность. Улаживаются спорные моменты в отношениях, динамично растет торговля между странами региона, запускаются совместные проекты. Как упоминалось в начале статьи, исторические, географические, культурные, экономические предпосылки предопределяют, что страны региона будут динамично развиваться и экономически процветать только в тесных взаимовыгодных отношениях друг с другом по всем направлениям. И новый этап регионального сближения стран Центральной Азии друг с другом только начался. И его перспективы весьма оптимистичны. В каких формах это будет происходить и как этот процесс будет называться – «интеграция» или «кооперация» в дальнейшем, покажет время.

Виктор Абатуров

Экономическое обозрение №4 (232) 2019

Поделиться постом

Похожие новости