Выстраивание оптимального взаимодействия

Выстраивание оптимального взаимодействия

Концептуальные подходы к дальнейшему расширению сотрудничества с Китаем в торгово-экономической и финансово-инвестиционной сферах должны предусматривать принципы, направления и сферы, по которым Узбекистану выгодно сотрудничать с Китаем в средне- и долгосрочной перспективе. Так считают эксперты ЦЭИ.

Центральноазиатский интерес Китая

Для Китая страны ЦА представляют интерес своими большими запасами нефти и газа, а также близким к Китаю географическим положением, в том числе наличием с некоторыми из них общей границы. Политика Китая в Центральной Азии в настоящее время строится исходя из многих факторов, ведущим из которых, пожалуй, является стратегия на диверсификацию поставок энергоносителей для удовлетворения потребностей растущей китайской экономики. Причем приоритет отдается природному газу как более экологическому виду топлива.

С выдвижением Китаем инициативы «Один пояс – один путь» к энергетической составляющей интересов Китая в странах ЦА добавилась также транспортная составляющая, которая предполагает использование территории стран региона при формировании транспортных коридоров для поставок китайских товаров на внешние рынки, в первую очередь, на европейский.

В Китае на официальном уровне проводится политика по поощрению инвестирования китайскими компаниями в страны, участвующие в инициативе «Один пояс – один путь», в том числе в приобретение ими активов в этих странах. Кроме этого, Китай активно использует такой «финансовый» инструмент как предоставление льготных кредитов. При этом Китай практикует предоставление целевых кредитов с возможностью оплачивать их экспортом сырьевых товаров или энергоносителей.

Китаем в рамках торгово-экономического сотрудничества практикуется также заключение через крупные государственные корпорации межгосударственных долгосрочных контрактов; приобретение прав на разработку месторождений, в частности, нефтегазовых и драгоценных металлов; покупка акций ключевых энергетических компаний, что фактически дает Китаю частичный контроль над энергетическим сектором той или иной страны.

При этом большую роль в обеспечении расширения китайского экономического присутствия в Центральную Азию играют так называемые связанные кредиты. Они подразумевают финансирование проектов под сравнительно низкие проценты, однако условием таких кредитов является использование китайских материалов, техники либо рабочей силы при осуществлении работ. Также практикуется передача долей в бизнесе, применение соглашений о разделе продукции. Применение этих практик позволяет максимально задействовать китайские производственные ресурсы, а передача долей в бизнесе ведет к постепенному расширению экономического присутствия в тех или иных отраслях экономики стран Центральной Азии. За период сотрудничества между Китаем и странами ЦА китайские инвестиции и кредиты в страны региона достигли больших объемов.

Учитывая, что темпы роста ВВП Китая в 2019 году прогнозируются на уровне 6,3% и в дальнейшем могут сохраняться на данном уровне, обеспечение непрерывного роста экономики Китая прямо связано с его возможностями по экспорту китайских товаров на внешние рынки, а также получением прибыли от своих инвестиций в различные экономические проекты в зарубежных странах. В связи с этим Китай в обозримом будущем продолжит наращивать свое присутствие как в Центральной Азии, так и в других странах, в том числе посредством реализации инициативы «Один пояс – один путь», а также в рамках сотрудничества в ШОС, БРИКС и др.

Узбекский вектор Китая

В последние годы торгово-экономические отношения Китая с Узбекистаном динамично развиваются. В период 2014-2018 гг. динамика удельного веса КНР в общем внешнеторговом объеме Узбекистана изменялась в пределах 16,4-19%. В 2018 году доля в импорте составила 18,2%, в экспорте – 20,1%. В целом это свидетельствует о сложившемся относительном равновесии в товарообороте между двумя странами.

В 2018 году товарооборот между странами составил 6,43 млрд. долл., увеличившись, по сравнению с 2017 годом, на 35%, из них экспорт – 2,9 млрд. долл., импорт – 3,6 млрд. долл. По объему товарооборота с Узбекистаном Китай занял первое место с удельным весом 19% (второе – Россия (16,9%), третье – Казахстан (8,9%)). При этом отрицательное сальдо внешнеторгового оборота с Китаем составило 688,9 млн. долл., несколько сократившись, по сравнению с 2017 годом, за счет увеличения экспорта из Узбекистана в Китай. В то же время, по сравнению с 2014-2016 гг., наблюдается увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо с Китаем с 255 млн. долл. в 2016 году и до 703 млн. долл. в 2017 году.

С Китаем активно торгуют все области Узбекистана. По объему товарооборота наибольшее значение наблюдается с г.Ташкентом (2,3 млрд. долл.), Ташкентской областью (651,2 млн. долл.) и Навоийской областью (398,1 млн. долл.). Самый низкий объем товарооборота с Китаем наблюдается в Хорезмской (66,7 млн. долл.), Сурхандарьинской (82,6 млн. долл.) и Джизакской (90,9 млн. долл.) областями. По объемам экспорта в Китай в 2018 г. лидируют г.Ташкент (797,4 млн. долл.), Ташкентская (198,8 млн. долл.), Ферганская (112,8 млн. долл.) области и Каракалпакстан (106,5 млн. долл.). По объемам импорта из Китая в 2018 г. лидируют г. Ташкент, Ташкентская, Навоийская и Ферганская области.

По данным сайта Trademap.org, в 2018 году импорт Китая из Узбекистана составил сумму 2,3 млрд. долл., из них природного газа на 1,4 млрд. долл., что составляет 61% от всего объема импорта. Китай также импортировал из Узбекистана хлопчатобумажную пряжу на 324 млн. долл. (13,9%), необработанное хлопковое волокно на 125 млн. долл. (5,4%), медь рафинированную и сплавы медные необработанные на 147 млн. долл. (6,4%), полимеры этилена в первичных формах на 95 млн. долл. (4,1%), радиоактивные химические элементы и изотопы на 88 млн. долл. (3,8%), гликозиды на 30 млн. долл. (1,3% от всего объема импорта) и др. Таким образом, основную долю экспорта Узбекистана в Китай составляют сырьевые товары.

На 1 апреля 2019 года на территории Узбекистана зарегистрировано 8280 предприятий с иностранным капиталом, из них 1222 предприятия с участием китайского капитала (для сравнения: с российским – 1427, с турецким – 824, южнокорейским – 637 и казахстанским – 510). Удельный вес предприятий с китайским капиталом в общем количестве зарегистрированных предприятий и организаций с иностранным капиталом составил 14,8%. В 2018 году из 2385 вновь созданных предприятий с иностранным капиталом 14,7% от общего количества, или 351 предприятие, создано с участием Китая (для сравнения: с участием России – 428, Турции – 364, Казахстана – 246 и Республики Корея – 161).

Сравнительно высокий уровень присутствия предприятий с китайским капиталом отмечается в Сырдарьинской (40,2% от общего количества зарегистрированных предприятий с иностранным капиталом в области), Джизакской (31%), Ташкентской (26,4%), Андижанской (23,4%) областях и Республике Каракалпакстан (25%). Сравнительно низкий уровень присутствия предприятий с китайским капиталом отмечается в Сурхандарьинской (4,4%), Бухарской (11,4%), Хорезмской (12,3%) областях и г. Ташкенте (10,7%).

По показателю вновь созданных предприятий с участием иностранного капитала в 2018 году значительная доля предприятий с китайским капиталом наблюдается в Сырдарьинской (53,6% от общего количества вновь созданных предприятий с участием иностранного капитала), Ташкентской (31,2%), Андижанской (29,1%), Джизакской (28,3%) областях и Республике Каракалпакстан (30,6%). Относительно малое количество предприятий с участием китайского капитала было вновь создано в 2018 году в Сурхандарьинской (2,4%), Хорезмской (8,7%), Самаркандской (8,7%), Бухарской (9,4%), Наманганской (11,9%) областях и г. Ташкенте (11,2%).

Контуры перспектив

Экономическое сотрудничество с Китаем является весьма важным фактором развития как экономик Центральной Азии, так и Узбекистана. Однако это сотрудничество несет наряду с явно положительными моментами также и определенные вызовы, в частности такие, как элементы экономической зависимости от китайского бизнеса, финансов и рынков. Поэтому представляется целесообразным разработать принципы по совмещению стратегии сотрудничества с Китаем с диверсификацией участия других крупных игроков (Россия, Индия, Республика Корея, Турция, Япония, ЕС, США и др.) в развитии экономики Узбекистана.

Ввиду отрицательное сальдо внешнеторгового оборота Узбекистана с Китаем развитие торгово-экономического сотрудничества должно предусматривать, прежде всего, создание условий по наращиванию экспорта узбекской продукции в Китай или с помощью Китая в третьи страны. В то же время Узбекистан, исходя из имеющегося потенциала, потенциально может расширить экспорт товаров собственного производства в Китай, а также нарастить объемы ныне экспортируемых товаров по целому ряду направлений.

Стратегия Узбекистана по участию в проектах, связанных с реализацией китайской инициативы «Один пояс – один путь» должна предусматривать цели по развитию транспортной инфраструктуры республики и выгодному использованию создаваемых трансграничных транспортных коридоров для содействия внешнеторговой деятельности. В связи с этим интересам Узбекистана отвечает скорейшая реализация Китаем проекта строительства железнодорожного маршрута Китай–Кыргызстан–Узбекистан, проходящего через территорию нашей страны, так как создание надежных альтернативных (в т.ч. существующим) транспортных коридоров по доставке грузов на мировые рынки в географических условиях Узбекистана является жизненно важной задачей.

Важным направлением сотрудничества с Китаем может стать сфера цифровых технологий, в которую Китай в последние годы предпочитает вкладывать инвестиции, постепенно снижая при этом объем инвестиций в энергетические и ресурсные проекты. Данное направление сотрудничества отвечает поставленным задачам по обновлению всех сфер экономики на базе цифровых технологий и внедрению программы «Цифровой Узбекистан–2030. Сотрудничество в этом направлении с Китаем, в частности, инвестирование в развитие в Узбекистане электронной торговли, в которой Китай достиг значительных успехов (компании «Алибаба»), расширит возможности для отечественных экспортеров по продвижению своей продукции на внешние рынки.

Инвестиционные нюансы

Учитывая, что кредитная и инвестиционная политика является одним из ключевых инструментов экономической стратегии Китая в странах Центральной Азии, целесообразно разработать критерии по оценке эффективности и «безопасности» инвестиционного сотрудничества, определить пределы участия китайского капитала в экономических проектах в тех или иных сферах. При этом, беря во внимание опыт торгово-экономического сотрудничества Китая с развивающимися странами, в том числе Центральной Азии, в целях «выгодного и безопасного» использования китайского капитала и технологий для развития экономики необходимо предусмотреть следующие принципы:

- китайские инвестиции и кредиты должны направляться, в первую очередь, на модернизацию и создание промышленных производств, прибыль которых будет гарантировать возврат кредитов, а инвестиции в ключевых и стратегических отраслях экономики в конечном итоге не должны контролироваться китайской стороной;

- при реализации крупных инвестиционных проектов с участием китайского капитала, например, в строительство дорог или объектов инфраструктуры, необходима тщательная проработка вопроса планируемой рентабельности и сроков окупаемости проекта, так как в противном случае за привлеченные китайские инвестиции или кредиты придется расплачиваться передачей в собственность самих материальных активов.

Привлечение и «правильное» использование китайских инвестиций и кредитов должны быть направлены на модернизацию и создание новых современных производственных мощностей для выпуска экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также в развитие сельского хозяйства. Также целесообразна разработка территориальной стратегии по привлечению китайских инвестиций в экономики регионов, с учетом отхода от принципа оценки объема инвестиций к принципу эффективности от их отдачи.

В рамках инициативы «Один пояс – один путь» целесообразна реализация в Узбекистане не только инфраструктурных проектов, но и создание промышленных производств, в частности по выпуску (или сборке) той продукции (к примеру, машиностроения), которую Узбекистан в больших объемах импортирует из Китая. И это, учитывая имеющийся в Узбекистане производственный и научный потенциал, общий уровень образования населения, наличие достаточных трудовых ресурсов, может быть вполне выгодным и для китайских инвесторов. Кроме этого, привлечение дополнительных инвестиций Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда «Шелкового пути» будет содействовать реализации принятых в стране инвестиционных программ, особенно в регионах с целью увеличения в них доли промышленного производства.

Перспективным направлением сотрудничества Узбекистана с Китаем может быть реализация совместных узбекско-китайских проектов на территории третьих стран, для начала в сопредельных государствах, с обязательным участием в таких компаниях рабочей силы из Узбекистана. Реализация подобных проектов позволит снизить нагрузку в секторе занятости, получить отечественными компаниями опыт по ведению деятельности за рубежом, а в некоторых случаях обеспечить получение более дешевого сырья для отечественной промышленности, что будет способствовать увеличению конкурентоспособности продукции.

Заключение

Для Китая рынок Узбекистана, в котором проживает более 45% населения региона ЦА и производится около 20% регионального ВВП, может быть более привлекательным, по сравнению с соседними странами. Численность населения и размер экономики – ключевые факторы, на которые обращают внимание инвесторы и торговые партнеры, когда принимают решения о планах долгосрочного сотрудничества. В связи с этим данный фактор необходимо использовать для привлечения китайских инвесторов для реализации приоритетных экономических проектов в Узбекистане по созданию экспортоориентированных промышленных производств.

Емкий китайский рынок

В 2018 году ВВП Китая составил 13,28 трлн. долл. (2-е место в мире после США), темпы роста ВВП составили 6,6%, ВВП на душу населения – 8,8 тыс. долл. Следует отметить, что рост ВВП на 6,6% (от 12,24 трлн. долл. в 2017 году) составляет 807,84 млрд. долл.

Внешнеторговый товарооборот Китая в 2018 году составил 4,6 трлн. долл. (увеличение относительно 2017 года на 12,6%). Экспорт по итогам прошлого года составил 2,5 трлн. долл. (рост на 9,9%), импорт – 2,1 трлн. долл. (рост на 15%).Китай является одной из ведущих стран в мире по объему положительного внешнеторгового сальдо – 351 млрд. долл.

Основными торговыми партнерами Китая являются страны Азии, на которые приходятся 51,5% внешней торговли, далее следует Европа – 18,5% и Северная Америка – 15,1%. На страны Азии также приходится основная доля в экспорте – 47,8% и импорте – 55,9% Китая, на страны Европы – соответственно 19,1% и 17,8% и на страны Северной Америки – 20,7% и 8,6%.

Объем внешнеторгового оборота Китая со странами ЕС составляет 682 млрд. долл. (14,8%), с США – 633 млрд. долл. (13,7%), Японией – 327 млрд. долл. (7,1%), Южной Кореей – 313 млрд. долл. (6,8%), Гонконгом – 310 млрд. долл. (6,7% от всего объема внешнеторгового оборота).

Основной объем китайского экспорта в 2018 году приходился на США – 478 млрд. долл. (19,2%), страны ЕС – 408 млрд. долл. (16,4%), Гонконг – 302 млрд. долл. (12,1%), Японию – 147 млрд. долл. (5,9%), Южную Корею – 108 млрд. долл. (4,4% от всего объема экспорта).

Основными импортерами в Китай в 2018 году стали страны ЕС – 273 млрд. долл. (12,8%), Южная Корея – 204 млрд. долл. (9,6%), Япония – 180 млрд. долл. (8,5%), Тайвань – 177 млрд. долл. (8,3%), США – 155 млрд. долл. (7,3% от всего объема импорта).

На страны СНГ приходится 3,5% от объема китайского товарооборота, на страны Центральной Азии – 0,9%. По итогам 2018 года экспорт Китая в страны СНГ составил 80,7 млрд. долл., из которых почти 60% пришлось на экспорт в Россию. Импорт Китая из стран СНГ составил 82,2 млрд. долл., где также большая часть пришлась на Россию – 70%.

Экспорт Китая в страны Центральной Азии составил 22,6 млрд. долл., а импорт стран Центральной Азии в Китай – 19,1 млрд. долл.

Экономическое обозрение №7 (235) 2019

Поделиться постом

Похожие новости