Гендерный пакет целей

Гендерный пакет целей

Cтатья подготовлена в рамках совместного проекта Комитета женщин Узбекистана и ПРООН «Расширение прав и возможностей женщин для участия в государственной управлении и повышения их активности в социально-экономической жизни»

Не только гендерное неравенство препятствует полноценной экономической реализации женщин. Женщины также сталкиваются и с социально-экономическим неравенством, и с несовершенством общественно- политических институтов, с недостаточной открытостью общества и вызовами общественной безопасности.

До сих пор существуют страны, где женщины очень слабо участвуют в официальной экономике, а если и участвуют, то на социально не защищенных и низкооплачиваемых должностях. Во многих странах мира выполняя ту же работу, что и мужчины, и обладая одинаковым уровнем квалификации, женщины обычно зарабатывают меньше мужчин, при этом неся на своих плечах домашние заботы и бремя неоплачиваемой работы по дому. Это неравенство мужчин и женщин имеет важное значение, в том числе и с точки зрения перспектив развития. Расширение экономических возможностей женщин и гендерного равенства положительно влияет на национальную конкурентоспособность. В конечном счете гендерное равенство имеет основополагающее значение для процветания общества.

Амбициозные цели, изложенные в Повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года, определяют важность гендерного равенства и расширения экономических возможностей женщин, построения миролюбивого и открытого общества, обеспечения доступа к правосудию для всех. Эти цели способствуют ускорению принятия мер в области гендерного равенства.

В данной статье сделан акцент на целях устойчивого развития, связанных с расширением прав и возможностей женщин в участии в государственном управлении и повышении их активности в социально-экономической жизни в Узбекистане, включающих:

Цель 5. «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»;

Цель 10. «Сокращение неравенства во всех его проявлениях внутри страны»;

Цель 16. «Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях».

Гендерное равенство

Цель 5. «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»

Все женщины и мужчины в Узбекистане наделены равными правами, свободами и возможностями для их реализации, включая владение землей и другими формами собственности, использование финансовых услуг и т.д. Действующее избирательное, трудовое, семейное и административное законодательство дополнено положениями, направленными на устранение препятствий в сфере реализации прав женщин в социально-экономической, общественно-политической и брачно-семейной сферах. Республика Узбекистан продолжает организационно-правовую деятельность по разработке дополнительных мер по ускорению процесса улучшения положения женщин.

В то же время на практике женщины и девочки не всегда могут в полной мере использовать свои законные права и те возможности, которые им предоставляются в различных сферах. Возможно, это связано с сохранением традиционно сложившихся стереотипов в отношении роли женщины в семье, которая связана с воспитанием и уходом за детьми, введением домашнего хозяйства. Данный фактор ограничивает возможности женщин заниматься более производительным трудом, препятствует широкому участию женщин в бизнес-деятельности, их лидерству на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Эту версию подтверждает ответы на заданный женщинам вопрос: «Что же ограничивает возможности женщин в активной общественной деятельности?». Согласно социологическому обследованию «Обеспечение равенства участия женщин в управлении в местных органах власти» одного из проектов ПРООН, 53% респондентов отметили необходимость посвящать себя семье, ухаживать за престарелыми родителями, детьми, 44% указали на стереотипы узбекской семьи, согласно которым женщина должна сидеть дома и вести хозяйство, смотреть за детьми. При этом мнения женщин не сильно расходятся с мнениями мужчин.

В этой связи поставленная глобальная Цель 5 для Узбекистана имеет особую актуальность в решении гендерных проблем, повышении участия женщин в жизни общества. Основными направлениями политики в решении данной задачи считаются усиление правовых механизмов, обеспечивающих: (а) надежное соблюдение норм по недопустимости дискриминации по половому признаку; (б) равное соотношение численности девочек и мальчиков в средних специальных и высших учебных учреждениях; (в) выравнивание доходов женщин и мужчин по заработной плате и др.

Узбекистан ратифицировал в 1995 году Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Положения Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин имплементированы в Трудовой, Семейный, Уголовный кодексы, законы о выборах, об образовании, об охране здоровья, о занятости и другие документы. Однако случаи сексуального, бытового и иных форм насилия в отношении женщин в Узбекистане полностью не искоренены. При выявлении последствий насилия с причинением морального и физического ущерба здоровью случаи насилия рассматриваются советами по делам семьи при местных органах самоуправления граждан (махалля) или органами внутренних дел для привлечения виновных лиц к административной или судебной ответственности в установленном законом порядке.

Вместе с тем, в заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по пятому периодическому докладу Узбекистана (CEDAW/C/UZB/CO/5 24 November 2015) в разделе «Насилие в отношении женщин» отмечено отсутствие статистических данных о сексуальном и бытовом насилии в отношении женщин в разбивке по возрасту и законопроекта о борьбе с насилием в семье, а также о нехватке служб предоставления помощи и защиты жертв насилия.

Ответственные должности в гендерном разрезе (%)

Учреждения

Женщины

Мужчины

Законодательная палата

15%

85%

Сенат

17%

83%

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан

13%

87%

Олий Мажлис (Парламент)

16%

84%

Кенгаши депутатов:

а) областей и г. Ташкента

б) районного (туман) уровня

12%

23%

88%

77%

Заместители хокимов:

a) областей

б) районов

16,6%

25%

83,4%

75%

Источник: данные АБР, 2017.

Устранение неравенства

Цель 10. «Сокращение неравенства во всех его проявлениях внутри страны»

Снижение уровня малообеспеченности в перспективе должно сопровождаться сокращением неравенства по доходам среди различных слоев населения, что является правомерным с точки зрения принципов устойчивого развития. В то же время решение задачи, касающейся сокращения разрыва в уровне развития Узбекистана и других стран, рассматривается в рамках Цели 8 «Содействие устойчивому экономическому росту». Узбекистан в целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста будет стремиться поддерживать рост доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения.

В законодательстве Узбекистана есть много гарантий для участия всех людей в социальной, экономической и политической жизни. Вместе с тем, есть проблемы по части реализации заложенных норм и охвату участием определенных групп населения. Ключевым в этом плане является развитие механизмов участия населения в процессах управления с фокусом на уязвимые группы.

Необходимо дальнейшее развитие системы «Электронное правительство» в части повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственной власти и управления, в т.ч. в плане расширения возможностей для участия граждан в управлении, расширения их доступа к различным ресурсам – информационным, образовательным, финансовым и т.д.

В Узбекистане активно используется перераспределительные механизмы доходов, прежде всего, через налогово-бюджетную политику, оказание социальной помощи уязвимым слоям населения, регулирование уровня заработной платы, цен на определенные социально значимые товары и услуги. Цель такого перераспределения как раз и заключается в обеспечении большего равенства.

Политика по постепенному обеспечению равенства в перспективе будет проводиться посредством обеспечения условий для реального роста заработной платы и адресной социальной защиты малообеспеченных и уязвимых слоев населения, а также с предоставлением им возможностей для активного их вовлечения в экономическую деятельность.

В Узбекистане ежегодно в трудоспособный возраст вступает более 600 тыс. человек, и интенсивность смены поколений продолжает оставаться высокой (составляла в 2012 г. – 4,1). Вместе с тем в перспективе в результате изменения демографической ситуации интенсивность смены поколений замедлится почти до показателя 3. Дальнейший рост внешней трудовой миграции при сохранении масштабов нелегальной трудовой деятельности может представлять достаточно серьезные проблемы для национального рынка труда и социальной стабильности в республике.

Поэтому Концепция управления внешней трудовой миграцией Узбекистана будет предусматривать меры по сдерживанию роста масштабов нелегальной трудовой миграции и сохранению трудового потенциала республики. Одной из реальных стратегий является выработка современных подходов к организованной отправке рабочей силы в регионы с дефицитом трудовых ресурсов других стран.

При широком участии граждан

Цель 16. «Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях»

В последние годы правительство обозначило приоритеты в части повышения информационной открытости органов государственной власти и управления, качества оказываемых ими услуг, совершенствования механизмов участия граждан в процесс принятия решений.

Средства и инструменты электронного правительства, включая вопросы информационной открытости, уже стали движущей силой масштабных административно-правовых реформ в государственном управлении. Будет продолжена работа по (а) широкому внедрению системы «Электронное правительство» и установлению эффективного межведомственного взаимодействия и документооборота, в целях обеспечения оперативного оказания государственных услуг; (б) расширению практики, мониторинга и анализа правоприменения законов с широким привлечением институтов гражданского общества и органов самоуправления граждан, местных органов представительной власти, (в) расширению диалога и взаимодействия «государство–общество» с использованием возможностей, предоставляемых Законом «О социальном партнерстве».

Ключевыми направлениями развития электронного правительства рассматриваются: (1) совершенствование процесса сбора и обработки данных для повышения качества и доступности госуслуг, принятия эффективных управленческих решений как в государственном, так и в частном секторах; (2) повышение эффективности проектов и программ по эффективному социальному партнерству, что потребует наращивания потенциала институтов гражданского общества в части организации взаимодействия с госорганами в интересах наиболее уязвимых групп населения; (3) оптимизация распределения обязанностей и ресурсов между центральными органами власти и субнациональными уровнями управления/правительства (региона, района), чтобы решения принимались на уровне власти и управления, более приближенным к гражданам (субсидиарность).

Важной задачей на перспективу для Узбекистана остается повышение эффективности механизмов реализации принимаемых законов, направленных на обеспечение прозрачности деятельности государственных органов, ускоренное внедрение электронных госуслуг и повышение их качества, распространение открытых данных и расширение электронного взаимодействия. Для этого предусматривается расширять практику, мониторинг и анализ правоприменения Законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об общественном контроле» и других. А также шире привлекать институты гражданского общества и органы самоуправления граждан, местные органы представительной власти к расширению диалога и взаимодействия по линии «государство–общество» с использованием возможностей, предоставляемых Законом «О социальном партнерстве».

В области борьбы с коррупцией на настоящем этапе приоритеты направлены на создание законодательной и институциональной основ антикоррупционной политики Узбекистана, в частности, на принятие Закона «О противодействии коррупции», создание отдельной госструктуры, ответственной за проведение превентивной (предупреждающей) антикоррупционной политики. В средне- и долгосрочной перспективе приоритетным представляется более активное задействование ресурсов институтов гражданского общества для противодействия коррупции в различных сферах, выявления коррупциогенных факторов и т.п.

Миролюбивое и открытое общество

Узбекистан за годы независимости сумел создать достаточно эффективные государственные институты, отвечающие за охрану правопорядка. Созданы базовые условия для развития взаимодействия между государственными и негосударственными структурами, в том числе и в вопросах противодействия насилию, преступности и терроризму.

В Узбекистане расширяется сотрудничество между государственными правоохранительными органами и негосударственными организациями, международными структурами в вопросах противодействия всем формам организованной преступности. Активно развиваются и международные связи для предотвращения различных трансграничных угроз. Ведется систематический сбор данных по фактам совершенных нарушений, а также их причин и результатов расследования, в рамках требований Закона «Об обращениях граждан». Наблюдаются случаи обращений граждан о дискриминации и насилии.

В Узбекистане вопросы охраны правопорядка, в том числе борьбы с терроризмом и организованной преступностью, профилактики правонарушений и т.д. решаются в сотрудничестве с махаллинскими комитетами и общественными организациями. Вместе с тем, часто практикуются традиционные методы родительского воспитания детей (например, физические формы наказания, угрозы и принуждение), которые явно входят в противоречие с международными нормами и рассматриваются как форма насилия в отношении детей. Чаще всего по различным причинам насилие носит латентный (скрытый) и негласный характер, и зачастую статистика не отражает истинные масштабы этого явления, что создает трудности в принятии решений.

В перспективе обеспечение всем равного доступа к правосудию и верховенства права будет осуществляться путем: (а) расширения использования ИКТ в судебной системе для обеспечения большей эффективности и прозрачности; (б) дальнейшего развития законодательства, касательно участия детей и обращения к системе правосудия, включая создание специализированных судов и подготовку судей и других специалистов; (в) совершенствования требований к доступности информации о судебной практике и расширения взаимодействия граждан с судебной системой для устранения «узких мест»; (г) создания дополнительных межрайонных гражданских судов в отдаленных районах, увеличения количества судей в гражданских судах и упрощение судопроизводства.

За годы независимости Узбекистаном приняты жесткие меры, направленные на недопущение незаконного оборота оружия и уменьшение незаконных финансовых потоков. Узбекистан присоединился к ряду международных соглашений в этих сферах.

В перспективе будет продолжена работа по интеграции в национальное законодательство норм конвенций ООН, расширению международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. Важным направлением также будет оставаться предотвращение нелегального трафика людей, в особенности женщин и детей, дальнейшее совершенствование системы защиты и оказания помощи жертвам торговли людьми. Эта работа будет продолжена в части усиления потенциала негосударственных игроков, развития сотрудничества и механизмов взаимодействия с другими странами и международными организациями.

Хусаинов Равшан

Экономическое обозрение №6 (234) 2019

Поделиться постом

Похожие новости