Казахстан в улучшении инвестиционного климата

Казахстан в улучшении инвестиционного климата

Сегодня благоприятный деловой климат и политическая стабильность остаются ключевыми факторами привлекательности для зарубежных инвесторов.

По данным Национального банка Республики Казахстан, в период за 1993–2018 годы объем валового притока прямых иностранных инвестиций в страну составил порядка 320 млрд. долларов.

С распадом Советского Союза для Казахстана, как и для всех республик, встал вопрос выбора экономической модели развития государства. В результате был определен курс на формирование открытой экономики на основе рыночных механизмов с ускоренным вхождением в мировую хозяйственную деятельность. В условиях разрыва хозяйствующих связей и сокращения производств остро стоял вопрос привлечения инвестиций. Обеспечение условий для привлечения иностранных инвестиций стало определяющим направлением в формировании институциональный базы новой экономической модели Казахстана.

В связи с принятием «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» 1992 год можно назвать отправной точкой начала стратегического планирования развития Казахстана. Одним из ключевых направлений в Стратегии развития Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев выделил привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития экономики.

Важное значение для правового регулирования иностранных инвестиций имели двусторонние соглашения между Казахстаном и другими странами о взаимной защите инвестиций. К настоящему времени действует более 50 таких соглашений. Одними из первых были заключены Договор между Казахстаном и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 19 мая 1992 года и Договор между Казахстаном и ФРГ о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 22 сентября 1992 года.

Из многосторонних договоров следует выделить следующие:

  1. Договор к Энергетической Хартии (Казахстан ратифицировал 18 октября 1995 года);
  2. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Казахстан ратифицировал 9 июля 2004 года);
  3. Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и юридическими и физическими лицами других государств (Казахстан присоединился к Конвенции 21 октября 2000 года).

Первыми крупными игроками, инвестировавшими в экономику страны, стали всемирно известные компании Philipp Morris, Siеmеns AG и другие. Вслед за компанией Сhеvrоn Cоrpоratiоn начался активный приход инвесторов в нефтегазовую отрасль республики, таких как «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритш петролеум», «Лукойл» и Китайская национальная нефтяная корпорация.

В 1994 году вышел Закон «Об иностранных инвестициях», в котором был закреплен правовой режим иностранных инвестиций. В 1997 году был подписан Закон «О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций в РК», который заложил основы для активного притока иностранных инвестиций в республику, обозначил понятные правила игры на внутреннем рынке и сформировал привлекательный имидж Казахстана для международного бизнес-сообщества.

В 1998 году по инициативе главы государства был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Данный консультативно-совещательный орган ежегодно собирается для обсуждения актуальных вопросов в инвестиционной сфере, многие из которых, касающиеся стимулирования привлечения иностранных инвестиций, закрепляются на законодательном уровне.

В 2003 году инвестиционный документ от 1997 года был изменен и дополнен, получив новое емкое название – Закон «Об инвестициях», который, по оценкам международных экспертов, стал одним из лучших инвестиционных законов среди стран с переходной экономикой.

Фактор индустриализации

«Переломным» моментом в привлечении инвестиций стало начало реализации политики индустриализации экономики. Так, до принятия «Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы» в период с 2005 по 2009 годы было привлечено 82,1 млрд. долларов инвестиций. Но уже в 2010–2014 годы привлечено 149,5 млрд. долларов (рост в 1,5 раза). После минимального снижения инвестиций в 2017 году до 20,8 млрд. долларов, по сравнению с 2016 годом (20,9 млрд. долларов), в 2018 году приток иностранных инвестиций вырос до 22,4 млрд. долларов.

В 2014 году был принят Закон о совершенствовании инвестиционного климата, который предусматривает следующие принципиальные преференции в приоритетных проектах:

– освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога на 10 лет, налога на имущество на 8 лет;

– компенсацию до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия);

– гарантию стабильности при изменении налоговых ставок в соответствии с Налоговым кодексом и законодательством в сфере занятости населения;

– право на привлечение иностранной рабочей силы в рамках заключаемых контрактов на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений.

С 2014 года Казахстан в одностороннем порядке ввел безвизовый режим для 10 ключевых стран – инвестиционных партнеров. Сегодня безвизовый режим расширился до 61 государства.

Составляющим инструментом привлечения инвестиций стала организация специальных экономических и индустриальных зон. На сегодняшний день в Казахстане функционирует 12 СЭЗ различного профиля. Для участников СЭЗ предусмотрен пакет преференций: освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства. На сегодняшний день на территориях СЭЗ запущено 165 проектов, в реализацию которых вложено 713,8 млрд. тенге инвестиций. Создано 13 тыс. рабочих мест. В бюджет в виде налогов возвращено более 120 млрд. тенге. По расчетам правительства Казахстана, на вложенный государством 1 тенге в инфраструктуру участниками вложено 2,6 тенге инвестиций. Доля иностранного участия в проектах СЭЗ составляет 26,7%.

Сегодня в 8 регионах Казахстана функционируют 24 индустриальные зоны с долей иностранного участия в 25,6%. Запущено 127 проектов, в реализацию которых вложено 136 млрд. тенге. Создано более 8 тыс. рабочих мест. Объем производства составил более 160 млрд. тенге, в виде налогов возвращено более 14 млрд. тенге. Бюджетные затраты на строительство инфраструктуры всех индустриальных зон составили 61 млрд. тенге. Соотношение затрат на инфраструктуру составило на 1 бюджетный тенге 2,2 тенге привлеченных частных инвестиций.

К числу передовых площадок по привлечению инвестиций относится Международный финансовый центр Астана (МФЦА), статус которого закреплен в Конституционном законе РК от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана». МФЦА располагает беспрецедентными льготными условиями для инвесторов, включая независимое финансовое регулирование, особый правовой режим, основанный на принципах английского права. В числе льгот стоит отметить налоговые преференции сроком на 50 лет – участники МФЦА освобождаются от уплаты ИПН и КПН до 1 января 2066 года и т.д. Упрощенный визовый и трудовой режим и бесплатная аренда офисов класса «А» в первые два года работы. Иностранные работники МФЦА, как и члены их семей, получают въездную визу сроком действия до 5 лет. Граждане стран ОЭСР, ОАЭ, Малайзии, Сингапура и Монако, а также стран, определяемых правительством Казахстана, имеют право на безвизовый въезд сроком до 30 календарных дней.

Казахстан в 2015 году стал полноправным членом Всемирной торговой организации, что является важным сигналом для инвесторов, свидетельством уровня деловой среды и конкуренции. Следует отметить подписанное в 2015 году расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС, которое нацелено на углубление торгово-экономических и инвестиционных связей.

Инвестиции сегодня

Одним из важных показателей для формирования инвестиционных предпочтений выступает рейтинг Doing Business, составляемый Всемирным банком. В 2018 году Казахстан вошел в тридцатку стран мира по легкости ведения бизнеса, заняв 28-е место среди 190 стран и повысив свои позиции на 36 пунктов за последние 11 лет. Для наглядности стоит отметить, что Казахстан опередил такие страны ОЭСР, как Испания (30-е место), Франция (32), Польша (33), Португалия (34), Швейцария (38), Япония (39), Турция (43). В том же рейтинге по позиции «Защита миноритарных инвесторов» Казахстан вошел в топ-10. Сегодня число действующих субъектов малого и среднего бизнеса составляет 1,3 миллиона. Доля МСБ в экономике составляет 28,3%, а к 2025 году планируется довести до 35%. Объем продукции МСБ составляет 26,5 триллиона тенге. Начат выпуск более 500 видов продукции, ранее не производимой в Казахстане. Расширяется география экспорта – отечественная продукция поставляется на рынки 120 стран мира.

На сегодняшний день организационная структура по привлечению инвестиций выглядит следующим образом. Действующий при Президенте Казахстана Совет иностранных инвесторов занимается решением стратегических вопросов по обеспечению необходимого инвестклимата. Курирует работу на данном направлении Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-министра А. Мамина. 10 июля 2019 года под председательством главы правительства РК состоялось заседание Координационного совета, на котором была поставлена задача по увеличению ежегодного валового притока прямых иностранных инвестиций с $24 млрд. в 2018 году до $34 млрд. к 2025 году.

В 2018 году Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.Назарбаевым перед Министерством иностранных дел Республики Казахстан поставлены задачи по продвижению экономических интересов РК на мировой арене, в частности, возложена миссия по привлечению иностранных инвестиций. В структуру МИД РК вошли Комитет по инвестициям и национальная компания Kazakh Invest.

Национальная компания Kazakh Invest исполняет функцию «единого переговорщика» от имени Правительства с целевыми транснациональными компаниями и крупными инвесторами, а также обеспечивает полный спектр услуг по сопровождению инвестиционных проектов от идеи до реализации по принципу «одного окна». Для оперативного решения вопросов инвесторов внедрен принцип «скорой помощи» в виде сall-center, который работает 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. При обращении в call-центр инвестор получает содействие в решении любых вопросов, начиная от проблем административного и коммуникационного характера до социально-медицинского обеспечения.

В апреле 2019 года функции инвестиционного омбудсмена были возложены на Премьер-министра Республики Казахстан. Это позволит оперативно решать имеющиеся проблемы и эффективно взаимодействовать с инвесторами.

В целом, сегодня в Казахстане создана наиболее прогрессивная правовая база для осуществления инвестиционной деятельности, сформирована многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов через диалог и создание открытых, стабильных и предсказуемых условий для инвестиционного капитала.

Об успешности проводимой в Казахстане инвестиционной политики свидетельствуют объемы привлеченных инвестиций и международные рейтинги. По данным Национального банка Республики Казахстан, в период 1993–2018 годов объем валового притока прямых иностранных инвестиций в страну составил порядка 320 млрд. долларов. Привлечь такой объем инвестиций стало возможным благодаря комплексным мерам по улучшению инвестиционного климата, связанным с принятием стратегических программ, проведением экономических реформ, совершенствованием законодательной базы, улучшением таможенного и налогового режимов. Сегодня благоприятный деловой климат и политическая стабильность остаются ключевыми факторами привлекательности для зарубежных инвесторов.

Вместе с тем процесс по улучшению инвестиционного климата можно назвать бесконечным. Стоит отметить, что инвестиционный климат определяет многое – от обслуживания на пограничном пункте и до уровня медицинского сервиса, работы интернета и других благ современности. В этой связи Казахстану есть куда расти, и мы намерены дальше совершенствоваться и развивать инвестиционную инфраструктуру.

Дархан Сатыбалды

Экономическое обозрение №6 (234) 2019

Поделиться постом

Похожие новости