«Локомотив» региональной экономики

«Локомотив» региональной экономики

Внутренний туризм, безусловно, играет важную роль в жизни каждого общества. Внутренний туризм сегодня представляет собой экономическое явление, которое:

- обладает индустриальной формой, расширяющей и углубляющей связи туризма с другими секторами народного хозяйства;

- выступает механизмом перераспределения доходов в пользу специализированных туристических регионов;

- создает дополнительные новые рабочие места и становится катализатором развития экономики, как региона, так и государства в целом;

- демонстрирует высокий уровень эффективности и окупаемости инвестиций;

- оказывает мультипликативный эффект на рост национального дохода, занятости и уровня жизни населения;

- является эффективным средством сохранения культурного наследия и окружающей среды, которые и являются фактором развития туризма;

- взаимосвязано практически со всеми секторами экономики и видами человеческой деятельности, которые в совокупности создают потенциал туристической индустрии, привлекающий людей.

Учитывая все вышеописанное, внутренний туризм оказывает активное влияние на экономику, как региона, так и страны, где он функционирует, а также на социальную и гуманитарную сферы.

Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует об объективной необходимости развития этого вида туризма. Так, в Европе внутренний турпоток охватывает более 50% населения, в Китае внутренний турпоток превышает 3 млрд. человек, в США 80% населения путешествует только внутри страны. По данным экспертов, совокупные расходы внутренних туристов 5 стран-лидеров по этому показателю в 2017 году составили 2252,2 млрд. долларов США. Эти цифры говорят о том, что внутренний туризм является не менее значимым источником доходов для государственного бюджета, чем международный.

Расходы внутренних туристов

(млрд. долларов США)

1

Китай

840,9

2

США

802,8

3

Германия

339,7

4

Индия

186,0

5

Япония

182,8

121

Узбекистан

0,4

Источник. https://knoema.ru/atlas/topics

Узбекистан на фоне лидеров по внутреннему туризму с результатом 0,4 млрд. занимает «скромную» 121-ю позицию. Однако на сегодняшний день в республике ведется активная работа по развитию туризма в целом и внутреннего туризма в частности.

Год внутреннего туризма

Как известно, для реформирования и модернизации любой отрасли экономики, в первую очередь, необходимо разработать четкую стратегию и нормативную базу. В связи с этим в феврале 2018 года вышло Постановление Президента «О мерах по обеспечению ускоренного развития внутреннего туризма». В документе была принята комплексная программа развития внутреннего туризма, в которой определены меры по практической ее реализации и создан перечень районов и городов, обладающих высоким потенциалом для развития внутреннего туризма.

Следует также подчеркнуть, что внутренний туризм – это один из главных факторов устойчивого социально-экономического развития регионов. С его помощью можно сгладить негативные последствия сезонных колебаний внешнего туристского спроса. Как правило, в Узбекистане падает число посещений зарубежных туристов в разгар лета и зимы из-за климатических условий. Внутренние же туристы вполне комфортно себя чувствуют в это время и могут совершать поездки. Учитывая этот факт, именно в период с ноября по март, а также с июля по август каждого года предоставляются самые выгодные условия и скидки для туров в рамках осуществления программы.

Количество перспективных для внутреннего туризма районов и городов Узбекистана в разрезе областей (ед.)

Источник: составлено автором

По итогам 2018 года, который уже сейчас можно считать отправной точкой развития внутреннего туризма как стратегического направления региональной экономики, были реализованы 77 мер по программе «Ӯзбекистон бӯйлаб саёҳат қил!», в том числе следующие:

  1. организованы индустриальные молодежные туры для более 5,5 тысячи человек, которые охватили около 70 крупных промышленных объектов;
  2. установлено более 800 баннеров в целях широкой пропаганды внутреннего туризма;
  3. был внедрен порядок длительных выходных, который должен создать дополнительные удобства для путешествия;
  4. для внутренних туристов учреждены праздничные скидки на железнодорожные и авиабилеты, гостиничные и другие виды услуг;
  5. было выделено около 400 млн. сум. кредитных средств на выделение потребительских кредитов гражданам для осуществления путешествий по Узбекистану.

Принятые меры позволили увеличить количество поездок по внутреннему туризму с 10,6 млн. в 2017 году до 15,5 млн. в 2018 г., то есть этот показатель вырос на 46%, что говорит об эффективности выбранного пути его развития.

Анализ внутреннего туристского потока показал, что, несмотря на достаточно равномерное его распределение по областям, практически третья часть приходится на 3 области: Бухарскую, Хорезмскую и Самаркандскую. И это неудивительно, ведь именно эти регионы являются историческими и культурными центрами и обладают наиболее высоким туристическим потенциалом.

Количество поездок по внутреннему туризму в Республике Узбекистан в 2018 году (тыс. поездок)

Самаркандский колорит внутреннего туризма

Самаркандская область всегда входила в число наиболее популярных туристических направлений республики. Учитывая этот факт, в июне 2017 года было принято Постановление Кабинета Министров «О мерах по ускоренному развитию туристического потенциала города Самарканд и Самаркандской области на 2017-2019 годы». Этим документом была утверждена Программа мероприятий по развитию туризма в области, включающая в себя следующие приоритетные направления:

строительство новых гостиниц, культурно-оздоровительных и торгово-развлекательных центров, туристско-рекреационной зоны и иных объектов туристской инфраструктуры;

совершенствование системы общественного питания и создание условий для вечернего досуга туристов;

улучшение транспортного обслуживания, дальнейшее развитие авиа- и железнодорожной инфраструктуры;

благоустройство территории города Самарканда;

проведение широкой рекламной кампании и продвижение бренда города Самарканда;

формирование новых туристических маршрутов и развитие новых видов туризма;

проведение подготовки кадров для туристической отрасли г. Самарканда и Самаркандской области;

создание необходимых условий для обеспечения в течение 2017-2021 годов роста объемов экспорта туристических услуг в 2,2 раза, а количества иностранных туристов — в 2 раза.

Именно реализация этой программы и послужила мощным стимулом увеличения как внешнего, так и внутреннего туристского потока. По итогам опроса, проведенного Госкомтуризмом в марте текущего года, было выявлено, что внутренние туристы составляют 68% из общего числа опрошенных. Это свидетельствует о росте популярности этого вида туризма.

По данным же официальной статистики, Самаркандскую область в I квартале 2019 года посетили 402 тысячи туристов из других регионов страны, а это 86% от общего туристского потока. Статистика подтверждает тот факт, что внутренний туризм является стратегическим направлением социально-экономического развития региона. Поэтому необходимо и в дальнейшем реализовывать меры, заложенные в государственных программах, а также незамедлительно решать выявляемые проблемы, среди которых наиболее актуальными на сегодняшний день являются:

  1. отсутствие Wi-Fi зон со стабильным интернетом;
  2. недостаток мест отдыха, скамеек и зонтов для туристов;
  3. недостаточно развитая транспортная инфраструктура между объектами туристского внимания;
  4. высокая стоимость гостиничных услуг.

Качественное решение этих проблем будет способствовать росту количества внутренних туристов и достижению прогнозного показателя в размере 2,5 млн. человек к концу 2019 года.

В заключение хочется отметить, что изучение мирового опыта развития внутреннего туризма показало, что реформы, проводимые в данной сфере в Узбекистане, целесообразны и отвечают требованиям времени. Внутренний туризм при грамотном подходе в его развитии должен стать «локомотивом» региональной экономики, стабильным источником дохода для местного бюджета и основным способом воспроизводства человеческого капитала государства.

Евгения Ким

Экономическое обозрение №7 (235) 2019

Поделиться постом

Похожие новости