Укрепить позиции

Укрепить позиции

Вступление в ВТО станет важным событием в экономическом развитии Узбекистана. Это событие приведет не только к реформам во внешнеэкономической деятельности, к либерализации внешней торговли, но и к комплексной трансформации экономической и правовой систем страны, а также к институциональным изменениям, требующим осмысления и времени.

Опыт многих развивающихся стран за последние десятилетия свидетельствует о том, что более открытая торговля в результате либеральной торговой политики ускоряет развитие, стимулирует экономический рост и эффективность. Однако это только в том случае, если либерализация торговли проводится как часть промышленной политики страны.

В этой связи активизация вступления Узбекистана в ВТО может стать дополнительным импульсом проводимых полномасштабных социально-экономических реформ в республике. При этом для того, чтобы выгоды от участия в ВТО превосходили потери, необходимо, чтобы в период, предшествующий вступлению, происходила фундаментальная подготовка экономической структуры страны и ее хозяйствующих субъектов к высокой конкурентной среде, существующей на мировых рынках. От результатов и достижений этого периода во многом будут зависеть будущее положение страны в ВТО, состояние секторов и отраслей экономики, выгоды производителей и потребителей.

Успешное вступление предполагает выстраивание такой стратегии и экономической модели развития, которая позволяла бы максимально эффективно использовать шансы, которые открываются с участием в этой организации. Для этого сопутствующая вступлению реформа внешнеэкономической деятельности должна обеспечить не только открытость торговли и соответствие существующим правилам ВТО, но, главное, должна сопровождаться изменениями институциональной среды, включая:

  • разработку промышленной политики для защиты отдельных отраслей и производителей;
  • обеспечение высокой концентрации экспортоориентированных производств. Этому будет способствовать создание системы государственного стимулирования экспорта в форме госкредитов и преференций;
  • создание системы правовой информации (цены, условия торговли, ход разрешения споров и т.д.), доступной всем субъектам экономики;
  • подготовку достаточного числа квалифицированных специалистов или структур, способных обслуживать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности по линии ВТО. Например, специалистов, способных инициировать проведение расследования по факту осуществления иностранными поставщиками экспорта с использованием демпинга или субсидий, понимать, каковы тонкости подготовки обращений и доказательных материалов, направляемых в органы расследования и т.д.;
  • обеспечение правовых основ для расширения круга полномочий отраслевых и территориальных союзов, способных авторитетно представлять в ВТО интересы отдельных слоев бизнеса;
  • постоянный мониторинг возникающих дискриминационных мер со стороны иностранных партнеров и торговых барьеров, создаваемых политикой отдельных стран.

Эти факторы должны определенным образом изменить модель поведения субъектов экономики и отношения государства с частным сектором. Только в этом случае выгоды от участия в ВТО будут превосходить возможные отрицательные эффекты.

Процедура принятия в члены ВТО

Процедура присоединения к ВТО основана на статье XII Соглашения об учреждении ВТО. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении стать членом ВТО. После рассмотрения заявления страны-кандидата Генеральный совет учреждает Рабочую группу (РГ).

Вслед за учреждением РГ Секретариат ВТО информирует заявителя о процедуре РГ и предлагает представить Меморандум о торгово-политическом режиме. Кроме Меморандума страна-кандидат передает Секретариату ВТО информацию о тарифах, законы, распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие материалы, имеющие отношение к торгово-политическому режиму.

РГ изучает торгово-политический режим страны-кандидата, её законодательство и практику его применения. Члены РГ в устной и письменной формах задают вопросы по полученным материалам. После завершения стадии вопросов-ответов или информационного этапа начинаются двусторонние и многосторонние переговоры по присоединению. В ходе двусторонних переговоров страна-кандидат обсуждает с каждым членом РГ условия доступа на рынки товаров и услуг (т.е. степень открытия своих рынков после присоединения к ВТО). По итогам этих переговоров подписываются двусторонние протоколы. Далее обязательства, зафиксированные в протоколах, распространяются на всех членов ВТО в соответствии с принципами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР).

На многосторонних переговорах с членами РГ обсуждается торгово-политический режим страны-кандидата после ее присоединения к ВТО. Этот режим отражается в итоговом Докладе РГ об условиях присоединения данной страны к ВТО.

В итоговый пакет документов по присоединению входит Протокол о присоединении со списками обязательств будущего члена в сфере доступа на рынки товаров и услуг и Доклад РГ. Принятие нового члена происходит либо на конференции министров стран-членов ВТО, либо на заседании Генерального совета. После завершения процедуры в рамках ВТО пакет документов о присоединении подлежит ратификации национальным парламентом страны-кандидата. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после ратификации пакета документов национальным парламентом.

Вступление трансформирует экономику

Вполне очевидной является целесообразность вступления Узбекистана в ВТО, потому что потери для нашей страны от неучастия в этой организации куда более высокие, нежели от участия в ней. Вопрос лишь в том, когда и на каких условиях Узбекистан вступит в ВТО?

Пока нет точного ответа, сколько времени может занять процесс присоединения к ВТО и как он будет проходить. Все зависит от качества переходного или подготовительного этапа, от необходимости защиты важных для развития экономики секторов промышленности. Вместе с тем опыт стран, вступивших с наибольшими для себя выгодами, показывает, что вступление в ВТО это комплексный, трудный и длительный процесс.

Согласно ст. XII Соглашения об учреждении ВТО, любая страна или отдельная таможенная территория может присоединиться к ВТО на условиях, согласованных с членами ВТО. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер и зависят от договоренностей, которые будут достигнуты в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, а также от взятых обязательств в рамках Соглашений ВТО.

Успешное вступление страны в ВТО зависит не только от высокого экономического потенциала, но и от наличия организационного и правового обеспечения процесса вступления, от силы и качества институтов, от наличия кадров, способных вести переговоры, отстаивать и защищать интересы государства и бизнеса в сложной системе ВТО и от эффективного использования преимуществ и шансов, открывающихся после вступления.

Несомненно, вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО) предполагает комплексную трансформацию всей структуры экономики. При этом торговая реформа и изменение тарифных режимов являются лишь частью процесса. В новых условиях торговая политика должна стать более прозрачной и базироваться в первую очередь на тарифах, применяемых на недискриминационной основе.

При вступлении в ВТО торговая политика, основанная на использовании преимущественно тарифных инструментов, будет давать отечественным фирмам возможность использовать четкие сигналы о мировых ценах. Будучи менее подверженной коррупции, подобная торговая политика препятствует контрабанде и уклонению от уплаты налогов.

По экспертным оценкам, позитивные эффекты и благоприятные последствия от вступления Узбекистана в ВТО проявятся только в средне- и долгосрочной перспективе (5-6 лет и более после вступления), в то время как в краткосрочном периоде неизбежны определенные издержки и потери.

Вступление как стратегия

Поэтому Узбекистан не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Скорее всего, Узбекистан будет вступать в ВТО в статусе развивающейся страны с правом на переходный период. Это даст право на поэтапное открытие внутреннего рынка, снижение импортных пошлин, осуществление рыночных реформ и т.д.

Обязательства по тарифам, в области сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, по системным вопросам, которые возьмет на себя Узбекистан, с одной стороны, должны приниматься с учетом реального состояния экономики, а с другой – с точки зрения перспектив ее дальнейшего развития. Это позволит защитить отдельных отечественных производителей и обеспечить адекватный уровень конкуренции, а также защитить потребителей от недобросовестных иностранных производителей.

Тем не менее, снижение негативных эффектов от вступления в ВТО для экономики Узбекистана, а также дальнейшее успешное развитие страны в качестве члена ВТО будет во многом зависеть от изначально продуманной стратегии вступления. Поэтому следует не форсировать это событие, а рассматривать процесс вступления в ВТО в качестве стратегического плана развития.

Данная стратегия должна учитывать необходимость поддержки отраслей промышленности, субсидирование сельского хозяйства, эффективную защиту прав интеллектуальной собственности и др. Ее эффективность будет зависеть от экономической политики, от согласованных действий центральных и региональных органов власти и только при соблюдении приоритета интересов собственного населения. Только тщательно выверенный подход к выбору приоритетных отраслей промышленности, методов поддержки сельского хозяйства, а также эффективная подготовка и имплементация тарифных уступок по доступу на рынок товаров, специфических обязательств по доступу на рынок услуг способны определить будущее успешное пребывание Узбекистана в ВТО.

Итоговый эффект от вступления Узбекистана в ВТО оценить крайне сложно, поскольку он не складывается из отдельных положительных и отрицательных эффектов по отраслям. Здесь необходима интегральная, межотраслевая оценка. Более того, различные последствия могут иметь сложный временной график в силу поэтапного снижения тарифов в будущем и применения разных инструментов торговой политики на том или ином этапе в процессе вступления.

Однако вполне очевидно, что при либерализации торговли в краткосрочном периоде вырастет торговый оборот, при этом в большей степени импорт. Произойдет снижение цен на потребительские товары.

Так, анализ по 74 товарным субпозициям в структуре внешней торговли Узбекистана показал, что в среднем 1-процентное снижение тарифов приведет к увеличению импорта на 2,5%–2,7%, снижению доходов от сборов пошлин и др. на 1,1%–1,5% и к большому дефициту платежного баланса. При девальвации обменного курса для корректировки образовавшегося дефицита платежного баланса импортозамещение сократится более чем наполовину, а в экспортных секторах, таких как хлопок-волокно, минеральные ресурсы, плодоовощная продукция и др., увеличится объем производства. В этой ситуации 1%-ное сокращение всех тарифов приведет к увеличению импорта лишь на 0,4%-0,6% и увеличению экспорта на 0,5%-0,7% и к 1,6%-1,8%-ному снижению доходов от сборов.

Расширение возможностей

После вступления в ВТО ожидаемый рост производительности труда и конкурентоспособности отечественных производителей создаст возможности для дальнейшей реструктуризации экономики Узбекистана. Как следствие, неблагоприятные последствия для секторов экономики могут быть не столь ощутимыми благодаря сокращению производственных затрат. Так, например, снижение тарифов приведет к спаду отпускных цен, что, в свою очередь, снизит цены на производственные издержки. Следовательно, отрицательное воздействие на сектор будет относительно мягким.

Вступление Узбекистана в ВТО повысит возможности ускорения в промышленности научно-технического прогресса, благодаря большему выбору и приобретению импортного оборудования, в том числе высокотехнологичного, а также ноу-хау, комплектующих изделий для экспортоориентированных производств. Кроме того, отечественным экспортерам при вступлении в ВТО станет легче выходить на внешние рынки. У производителей будет возможность снизить себестоимость товаров, сократить время экспорта и импорта.

При анализе последствий вступления какой-либо страны в ВТО обычно производится оценка эффектов для потребителей, производителей и общества в целом. Несомненно, что при вступлении Узбекистана в ВТО в наибольшем выигрыше будут потребители. Участие в ВТО приведет к выигрышу потребителей и увеличению их благосостояния, вследствие снижения цен на импортные товары. У потребителей расширится выбор и появится доступ к широкому ассортименту продукции более высокого качества. Потребители выиграют в результате перераспределения доходов отечественных производителей и госбюджета. Ожидается снижение импортных цен на товары таких отраслей промышленности, как пищевая, легкая, химическая и др.

Производители смогут импортировать больше сырьевых материалов, комплектующих и оборудования для промышленного производства. Это увеличит уровень технологичности производителей и, следовательно, спектр производимых конечных продуктов и услуг в экономике.

Увеличится приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для этого необходимо кардинальное улучшение инвестиционного климата, увеличение степени прозрачности и предсказуемости экономической политики, а также соблюдение правил соглашений ВТО, последовательное выполнение принятых обязательств, в том числе в области охраны прав интеллектуальной собственности.

Узбекистан сможет полноправно участвовать в механизме разрешения торговых споров и выработке новых правил международной торговли, защищать свои интересы.

Законодательство и торгово-инвестиционная среда улучшатся и станут предсказуемыми и стабильными. Следовательно, появится эффективная система регулирования экспорта и импорта, повысится эффективность вложенных ПИИ. Ускорятся процессы демонополизации и развития конкуренции. Появятся ясные и однозначные правила регулирования доступа на рынок. Постепенно будут укрепляться отношения между соседними странами и усилится экономическая интеграция в Центральной Азии, СНГ и др.

Возможные выгоды промышленного сектора Узбекистана от вступления в ВТО состоят в следующем.

– Крупные отечественные предприятия химической отрасли должны выиграть от вступления в ВТО, в основном, благодаря снижению торговых барьеров. На международных рынках химической продукции страны-члены ВТО устанавливают защитные меры против иностранных производителей. Вступление Узбекистана в ВТО должно обеспечить справедливое отношение к его экспорту. Поэтому, как ожидается, такие крупные отраслевые компании Узбекистана, как ГАК «Узкимёсаноат», ОАО «Ферганаазот», «Навоиазот», «Самаркандкимё», Кунградский содовый завод, СП АО «Электрохимзавод», ОАО «Узкимёсаноатлойиха» должны выиграть в результате устранения дискриминационных мер против них.

– Вступление в ВТО увеличит объемы экспорта сельскохозяйственной продукции. Как ожидается, отечественные сельхозпроизводители увеличат экспорт той продукции, в производстве которой имеются конкурентные преимущества в международной торговле. Узбекистан имеет высокие конкурентные преимущества в производстве хлопка-волокна, сухофруктов, плодоовощной продукции, шкур каракульской породы овец. Что касается продукции животноводства, особенно мяса и молока, то ее доля на зарубежных рынках этих продуктов может увеличиться за счет роста инвестиций.

– Потребители сферы услуг выиграют от вступления страны в ВТО, так как конкуренция со стороны иностранных компаний приведет к расширению видов услуг, повышению их качества, снижению цен, будут больше учитываться интересы и запросы потребителей. Так, например, появление иностранных страховых компаний приведет к снижению цен на услуги этой сферы. То же самое касается услуг перестрахования, что будет выгодно местным финансовым компаниям.

Возможные риски

Можно предположить, что после вступления в ВТО высокая конкурентная среда и слабая государственная поддержка отдельных национальных товаропроизводителей ухудшат их положение. При этом возможные издержки промышленного сектора от вступления Узбекистана в ВТО могут быть следующими.

– Учитывая, что современное состояние обрабатывающих производств республики, в основном, имеет невысокий уровень конкурентоспособности, после снижения торговых барьеров и удешевления ввозной продукции, открытия доступа на внутренний рынок компании зарубежных стран будут стремиться укрепить свои позиции в Узбекистане в ущерб отечественным производителям.

– Расчеты специалистов показывают, что в случае снижения ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в эксплуатации транспортные средства могут возникнуть трудности для поддержания инвестиционной привлекательности узбекской автомобильной промышленности и конкурентоспособности ее продукции. Импорт недорогих легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов, особенно бывших в эксплуатации, может заместить большую часть новой автомобильной продукции Узбекистана. Это негативно отразится на производителях как готовой продукции, так и комплектующих.

В процессе переговоров до вступления в ВТО, а также в процессе демонополизации Узбекистану, возможно, предстоит решить проблему ограничения срока действия всех инвестиционных соглашений о порядке промышленной сборки иностранных автомобилей. Соглашения по данному вопросу могут содержать ряд мер, запрещенных ВТО (демпинг, преференциальные импортные тарифы, требование по закупкам комплектующих на внутреннем рынке). Для того, чтобы выполнить свои обязательства по подписанным контрактам, Узбекистану будет предоставлен переходный период, необходимый для реализации инвестиционных проектов в автомобильной промышленности.

По завершению этого переходного периода все противоречащие правилам ВТО элементы инвестиционного режима должны будут приведены в соответствие с соглашениями данной организации. В связи с этим, возможно, Узбекистану необходимо будет до указанной даты обеспечить иностранным автомобильным компаниям более скорый выход на окупаемость инвестиционных проектов. Однако опасение вызывает тот факт, что срок переходного периода может не позволить инвесторам выйти на окупаемость вложенных инвестиций. В этом случае правительство Узбекистана может выступить гарантом выполнения всех взятых обязательств.

Вследствие неблагоприятных изменений конкурентных условий работы на внутреннем рынке вступление в ВТО может стать серьезным испытанием для предприятий малого и среднего бизнеса в химической промышленности Узбекистана. Малый бизнес этой отрасли выпускает лакокрасочные материалы, товары бытовой химии, резинотехнические, пластмассовые изделия и др. Здесь малые предприятия малорентабельны из-за высоких издержек производства (высокие цены на сырье, транспортировку, энергоресурсы и др.) и уже давно испытывают жесткую конкуренцию со стороны иностранных производителей, прежде всего из Китая. В результате, возможно, многие из них не выдержат конкуренции и будут вынуждены оставить свой бизнес.

В связи с этим для малого бизнеса данной отрасли необходимо будет сохранить государственную поддержку. Ее несвоевременность или отсутствие может привести к стагнации отечественного химического производства, вытеснению местных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственного и технологического отставания химической отрасли от мирового уровня. Для недопущения такого развития событий Узбекистану еще в ходе переговорного процесса необходимо будет добиваться сохранения защитного уровня в данном секторе.

– После вступления в ВТО отечественные предприятия фармацевтической промышленности должны в полном объеме перейти на правила организации производства и контроля качества лекарственных средств по стандартам GMP. Отечественные фармацевтические компании столкнутся с высокой конкуренцией на рынке лекарственных средств. Возможное снижение таможенных пошлин на фармацевтические препараты приведет к удешевлению импортных лекарственных средств. Для потребителей это принесет большой выигрыш, а для отечественных производителей – потери, что может привести к сокращению их доли на рынке. В связи с этим отечественная фарминдустрия будет нуждаться в государственной поддержке.

– В кожевенной отрасли в связи с понижением экспортных пошлин на сырье крупного рогатого скота может увеличиться вывоз сырых шкур, что приведет к сокращению кожсырьевой базы для местного производства. Образовавшийся дефицит сырья может усложнить дальнейшее развитие отрасли и привлечение инвестиций.

– Снижение ввозных пошлин на трикотажные изделия приведет к увеличению объема дешевого импорта и соответствующему снижению объема продаж отечественных товаров. По оценкам специалистов, сокращение выпуска продукции на 1% в текстильной отрасли ведет к снижению налогооблагаемой прибыли на 43,8%. Снижение ввозных таможенных пошлин на одежду заставит производителей одежды снизить отпускные цены на свои товары на эквивалентную сумму. В результате может произойти снижение прибыли и рентабельности швейного производства.

– При либерализации сферы услуг существует угроза появления на отечественном рынке недобросовестных производителей, фирм-однодневок. Кроме того, возможен захват зарубежными компаниями определенных ниш рынка, где отечественные компании окажутся неконкурентоспособными.

Усилить конкурентные преимущества

В процессе вступления Узбекистану необходимо будет продолжить поддержку секторов и отраслей со сравнительными преимуществами в международной торговле. К ним относятся, например, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, сельхозмашиностроение, химическая промышленность. Для этих сфер в переговорном процессе при вступлении в ВТО нужно будет добиваться мер государственной поддержки в виде прямых субсидий, преференциальных уступок и др.

Одновременно с этим необходимо будет наращивать конкурентные преимущества в производстве готовых промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого в определенных секторах и конкретных отраслях экономики нужно осуществлять селективную поддержку отечественных предприятий, например, автомобилестроения, микроэлектроники, бытовой техники, фармацевтики и др.

Усилению конкурентных преимуществ Узбекистана в долгосрочной перспективе будут способствовать увеличение прямых иностранных инвестиций и их эффективный вклад в экономический рост страны, непрерывные инвестиции в накопление и повышение качества человеческого капитала, развитие инноваций и рыночной инфраструктуры, сокращение транзакционных издержек и др. Немаловажной остается необходимость укрепления институтов и механизмов защиты частной собственности, демонополизации рынков и усиления конкуренции, сокращения налогового бремени и т.д.

В заключение необходимо отметить, что количественно оценить влияние членства в ВТО на реальные секторы экономики в условиях определенной ограниченности данных многолетних наблюдений по многим позициям и их детального анализа является достаточно сложной задачей. На макроэкономическом уровне выигрыш одних отраслей компенсируется проигрышем в других. Здесь для оценки интегрального эффекта важно знать межотраслевые взаимосвязи, то есть как изменение в одной отрасли скажется на другой. В связи с чем представляется необходимым в процессе подготовки к вступлению в ВТО провести тщательные оценки и исследования в этом направлении.

Нодира Курбанбаева

Экономическое обозрение №2 (230) 2019

Поделиться постом

Похожие новости