|   | 

Экономические задачи Послания в тезисах

Экономические задачи Послания в тезисах

Экономические задачи  Послания в тезисах

 Суть экономических реформ 2019 года заключается в:

– создании необходимых условий для открытой экономики, здоровой конкуренции, коренного улучшения деловой среды и инвестиционного климата;
– сокращении государственного присутствия в экономике, увеличении количества рабочих мест путем ускоренного развития частного сектора;
– достижении высоких темпов экономического роста за счет диверсификации экономики и повышения производительности труда;
– противодействии «теневому» сектору экономики и кардинальном сокращении его доли;
– последовательном продолжении либерализации валютной политики, осуществлении стабильной монетарной политики;
– подготовке квалифицированных кадров, способных активно участвовать в достижении стратегических целей экономического развития.

Приоритетные задачи 2019 года

«Во-первых, мы обязаны сохранить макроэкономическую стабильность и высокие темпы экономического роста».

Разработать Концепцию совершенствования монетарной политики и обеспечения стабильности цен. Начиная с 1 января 2020 года полностью внедрить в республике Систему национальных счетов по методологии ООН и МВФ. Разработать Концепцию комплексного социально-экономического развития страны до 2030 года и до 1 апреля 2019 года завершить ее обсуждение.  Продолжить совершенствование системы эффективного использования бюджетных средств. Разработать «дорожную карту» по минимизации негативного воздействия на национальную  экономику изменений, происходящих на внешнем рынке. Разработать Национальную концепцию цифровой экономики, предусматривающую обновление  всех сфер экономики на базе цифровых технологий, и на этой основе внедрить программу «Цифровой Узбекистан-2030».

«Во-вторых, мы будем последовательно продолжать активную инвестиционную политику, являющуюся важным условием развития нашей экономики».

В 2019 году планируется освоить почти 138 триллионов сумов инвестиций из всех источников, что на 16 процентов больше, чем в 2018 году. По сравнению с 2018 годом, объем прямых иностранных инвестиций увеличится почти в 1,5 раза и достигнет 4,2 миллиарда долларов. За счет этого будут введены в строй 142 современных предприятия. Авторитетные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Standard&Poor’s впервые присвоили нашей стране международный суверенный кредитный рейтинг с прогнозом «стабильный» .В первом квартале 2019 года впервые будут выведены на международные финансовые рынки суверенные государственные облигации Узбекистана. Поручается в месячный срок разработать конкретные комплексные меры, в частности, с целью включения нашей страны в Рейтинг глобальной конкурентоспособности.

«В-третьих, необходимо ускоренными темпами продолжить реформы в банковско-финансовой системе, широко внедрять в сферу современные рыночные механизмы».

83 процента капитала банков принадлежат государству, что препятствует здоровой конкуренции в банковском секторе. Следует поэтапно сокращать долю государственных банков за счет притока в банковскую систему частного и иностранного капитала. Необходимо при содействии международных финансовых институтов разработать долгосрочную стратегию по развитию банковско-финансовой системы. Развитие финансовых рынков, в том числе фондового, должно стать одной из главных наших целей в новых экономических условиях.
В целях создания еще более комфортной среды для инвесторов требуется дальнейшая либерализация валютного рынка.

«В-четвертых, важно чтобы наши граждане были заинтересованы в своевременной уплате налогов вместо ухода от налогообложения».

На развитие страны негативно влияет значительная доля «теневой» экономики в валовом внутреннем продукте. Снижение налогового бремени является единственным путем сокращения
«теневого сектора». Следует разработать отдельную программу, предусматривающую действенные меры в данном направлении. Налоговый кодекс в новой редакции должен стимулировать добросовестных налогоплательщиков и строго наказывать тех, кто осуществляет деятельность в «тени». Необходимо организовать такое налоговое администрирование, при котором даже широкое внедрение налога на добавленную стоимость не должно привести к росту цен на потребительские товары. За счет снижения налогового бремени надо ввести единый для всех, справедливый налоговый режим, поэтапно отменять налоговые льготы.

«В-пятых, будет активно продолжена работа по поддержке предпринимательской деятельности».

В рейтинге Всемирного банка Узбекистан по строительству занимает лишь 134-е место. В сфере строительства существуют 17 разрешительных процедур, для прохождения которых требуется 246 дней. Следует поставить задачу принятия безотлагательных мер по совершенствованию соответствующих норм и правил. 

«В-шестых,  необходимо резко сократить вмешательство государства в управление экономикой».

Функционируют 603 акционерных общества, в 486 из которых государственная доля составляет 52 триллиона сумов. Высокий уровень государственного присутствия остается серьезной преградой для развития отраслей на основе рыночных механизмов. Состояние управления государственными активами не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Лишь 21 процент активов 972 государственных предприятий управляется Госкомконкуренции, остальные 79 процентов — государственными органами и хозяйственными объединениями. Необходимо кардинально усовершенствовать деятельность Центра по управлению государственными активами и преобразовать его в независимое агентство.

«В-седьмых, если мы действительно намерены внедрить принципы свободной рыночной экономики, то должны создать атмосферу здоровой конкуренции за счет реформирования и развития ведущих отраслей».

В качестве первого шага в этом направлении принято решение о коренном реформировании «Узбекэнерго» и «Узбекистон хаво йуллари». В 2019 году продолжится поэтапное реформирование других стратегических отраслей,
в частности, компаний «Узбекнефтегаз», «Узкимёсаноат», Навоийского горно-металлургического
комбината. Настало время полностью пересмотреть практику установления государством
объема производства продукции и цен на нее с учетом рыночных принципов.

«В-восьмых, приоритетными задачами являются усиление интеграции национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и поддержка экспорта».

Поставлена цель в 2019 году увеличить объем экспорта на 30 процентов и довести его до 18 миллиардов долларов. Актуальным является совершенствование транспортно-логистической системы. Компаниям «Узбекистон хаво йуллари» и «Узбекистон темир йуллари» следует создать современные логистические направления для экспорта. Необходимо провести переговоры о пропуске по льготным ценам наших экспортных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через территорию соседних стран. Принять меры по улучшению нашей позиции в Индексе эффективности логистики Всемирного банка. В 2019 году нужно кардинально упростить таможенные процедуры, в корне реформировать работу пунктов таможенного контроля и постов оформления грузов. Во всех регионах страны необходимо создать таможенные комплексы, которые действуют по принципу «одно окно». 

«В-девятых, необходимо продолжить последовательное осуществление мер по комплексному развитию регионов».

Доля промышленности в ВВП выросла с 35 до 37%. Однако в 27 районах ее доля не достигает и 1процента от областного показателя. Поэтому следует разработать средне- и долгосрочные программы по развитию промышленности в каждом районе и городе. В новом году на реализацию программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» предусмотрено выделить свыше четырех триллионов сумов. Уровень урбанизации в стране составляет 35,5 процента. Необходимо разработать Государственную программу по доведению уровня урбанизации в стране до 60 процентов к 2030 году. От программ по строительству типовых домов в сельской местности необходимо поэтапно переходить к программам по строительству многоэтажных домов в городах и поселках. Для выполнения этих задач создается специальный фонд. На нем будут аккумулироваться средства, поступающие от приватизации земельных участков, на которых расположены здания и сооружения.

«В-десятых, нашей главной задачей в предстоящем году является реформирование системы управления сельскохозяйственной сферой, рациональное использование земельных и водных ресурсов на основе передовых технологий, обеспечение продовольственной безопасности».

Принято решение о создании 48 хлопково-текстильных кластеров. Следует также всесторонне развивать зерноводческие и плодоовощеводческие кластеры. Необходимо пересмотреть
процедуры государственной поддержки кластеров. Требуется оживить экспериментально-селекционные работы по созданию высококачественных
сортов в семеноводстве. Следует создать семеноводческие кластеры на основе государственно-частного партнерства. Следует в корне пересмотреть систему выделения земельных площадей на сельскохозяйственные цели. Многопрофильным фермерским хозяйствам, эффективно пользующимся своей землей, нужно выделять дополнительные площади. Цель реформ в сельскохозяйственной сфере, прежде всего, — в обеспечении продовольственной безопасности, повышении благосостояния народа. Следует принять Национальную программу обеспечения продовольственной безопасности в стране на 2019-2024 годы.

Экономическое обозрение №1 (229) 2019

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Biznes

Экономическое обозрение

Aloqa

    Telefon: +(998 71) - 150-02-02
    Faks: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Bizning manzilimiz: O'zbekiston, Toshkent sh., Chilonzor tumani, Novza ko'chasi 6