|   | 

Музейные ценности VS Ценность музея

Музейные ценности VS Ценность музея

Музейные ценности VS Ценность музея

Что есть музеи сегодня? Вопрос, конечно, не в семантике. Можно долго говорить о том, что у музеев есть сокровища, которых не найти больше нигде. Что именно там люди получают душевный заряд, заряжаются творческой энергией, соприкасаются с красотой, так необходимой человеку. Но музей сегодня — это идеология или развлечение? А может, идеология развлечения масс? И как сделать так, чтобы не возникало вопроса, где взять деньги на поддержку и развитие музеев? Об этом и многом другом мы поговорили с  Татьяной Мрдуляш, заместителем директора по развитию Государственной Третьяковской галереи.

— Третьяковская галерея — российский культурный бренд. Капитализируется ли этот бренд в коммерческую ценность с точки зрения принесения им доходов?
— Третьяковская галерея — один из старейших российских музеев. Недавно мы отметили ее 160-летие. Каждый россиянин знает это имя, многие — любят. Бренд Третьяковской галереи, наряду с коллекцией и людьми, которые здесь работают, — бесценный актив. Конечно, он имеет коммерческий потенциал, но не это в нем главное.
Как организация галерея никогда не была и не будет «прибыльной», такой цели и не стоит. Цель музея — хранить национальное культурное наследие, заниматься его популяризацией, исследованием. Миссия нашей галереи — делать жизнь людей лучше, предоставляя доступ к шедеврам искусства. В этом смысле заработать для нас не так важно, как сделать выставки и экспозиции доступными, чтобы как можно больше людей могло позволить себе их посетить. Как пример: с 2015 года постоянную экспозицию Новой Третьяковки можно бесплатно посетить один день в неделю, в среду. Это решение было принято музеем самостоятельно, мы сознательно отказались от дохода с билетов, чтобы любой человек мог познакомиться с нашей потрясающей коллекцией искусства ХХ века.
— То есть не все измеряется рынком. Но можно ли дать хотя бы приблизительную оценку идеологическому, патриотическому значению Третьяковской галереи как исторического бренда?
— Третьяковская галерея существует уже 160 лет. За это время музей менялся, открывались новые площадки, важнейшая из которых — Новая Третьяковка на Крымском Валу. Сегодня при всем здоровом консерватизме галерея — лидирующая культурная институция Москвы и России. Думаю, что залог успеха музея в его открытости, ориентированности на посетителя и готовности меняться при сохранении базовых ценностей, таких как исключительная художественная ценность произведений в коллекции, профессионализм сотрудников, опора на традиции и историю. Это может звучать банально, но это то, что отличает Третьяковку от многих других музеев и площадок Москвы, это и есть основа нашего бренда.

— Говоря о целевой аудитории Третьяковской галереи, как расставляет приоритеты ваш музей: просветительская деятельность, привлечение туристов, престижность приобщения к бренду? Можно ли в процентном отношении охарактеризовать состав посетителей галереи?
— Музей — это очень демократичное место, тем более Третьяковская галерея, которую ее основатель Павел Михайлович Третьяков подарил городу и москвичам. Наша задача, чтобы любой посетитель чувствовал себя в галерее желанным гостем, находил интересное и вдохновляющее, хотел вернуться. При этом мы всегда таргетируем конкретный продукт, будь то выставка или образовательная программа, на конкретную аудиторию, что помогает правильно его сформулировать и продвигать.
Помимо традиционных критериев сегментации (возраст, социально-демографические показатели), мы ориентируемся на поведенческие и мотивационные характеристики посетителей. Например, что-то мы делаем для семей, что-то — для профессионалов или для людей, которые ориентированы на самообразование, что-то — для тех, кто ищет в музее общения, что-то — для туристов и так далее.

— При меценатской поддержке музея сокращается ли государственное финансирование? Или, если чуть сузить вопрос, в чем заключается выгода государства от меценатской деятельности?
— Государство финансирует очень большую часть деятельности Третьяковской галереи: часть зарплат, строительство нового здания, содержание помещений, другие важные базовые направления деятельности. Но современный музей — это гораздо больше, чем постоянная экспозиция и здание. Это выставки с международными привозами, это яркие и интересные образовательные программы, это фестивали, такие как «Ночь музеев» и «Ночь искусств».
Большой потенциал у музея и за границами публичной деятельности: реставрация на уровне ведущих мировых центров, исследование произведений новейшими техническими средствами и многое другое. Все это реализуется в Третьяковской галерее за счет привлеченных средств спонсоров и меценатов, бюджетные деньги на программы не тратятся.
Для культурной институции поддержка партнеров и спонсоров — это возможность реализовывать проекты за рамками государственного финансирования. Это и яркие выставки, и современные образовательные программы, и высокотехнологичные научные и реставрационные проекты. Часто партнеры не только дают деньги на проекты музея, но и помогают своей экспертизой и другими ресурсами, из чего рождаются яркие и интересные продукты.
Думая о наших партнерах, мы стараемся подобрать проект для конкретного контрагента. Кому-то интересно поддержать выставку современного искусства, кому-то — программу для людей с ограниченными возможностями. Как ни удивительно, некоторым компаниям важна поддержка реставрационных проектов, которые, не имея медиаохвата, соответствуют идеологии компании. Мы всегда внимательно изучаем партнера, его миссию и ценности, интересы, и только тогда формируем для него предложение.
Мы ведем планомерную и постоянную работу с меценатами. В 2017 году, который Третьяковская галерея объявила Годом пополнения коллекции, мы начали программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». В рамках нее галерея получила в дар более 1900 произведений искусства — беспрецедентный случай в современной истории музея. Каждый дар тщательно готовился: произведения проходили экспертную фондо-закупочную комиссию галереи, с дарителем обсуждались условия дара, проводилась пресс-конференция или другая форма презентации дара публике.
Самый большой дар в рамках программы поступил от известного российского коллекционера Владимира Некрасова. Сегодня в Новой Третьяковке его именем назван зал, его имя ставится в одном ряду с такими великими дарителями галереи, как Павел Третьяков, Георгий Костаки, Леонид Талочкин.
— Вы недавно посетили форум, прошедший в Ташкенте: «Меценатство: формирование новой традиции». Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением о законотворческой инициативе Фонда развития культуры и искусства. Как Вы думаете, может ли принятие закона о меценатстве оказать существенное влияние на улучшение состояния музеев Узбекистана?
— Законодательная инициатива интересная и, на мой взгляд, очень позитивная. Важно, что государство покажет потенциальным благотворителям свою добрую волю и желание поощрить меценатство. Не стоит ждать от принятия закона быстрого эффекта. Это важная, но только одна из мер по привлечению меценатов в музеи, инструмент, с помощью которого государство и сами музеи должны привлекать партнеров.
Другой положительный момент — это международный характер конференции. Создавая новое законодательство, Узбекистан анализирует лучший мировой опыт, привлекает специалистов в области законотворчества и в правоприменении. Я уверена, такой открытый подход позволит руководству и культурным институциям Узбекистана в кратчайшие сроки достичь поставленных целей.

 

Зиёда Ризаева

Экономическое обозрение-10

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Biznes

Экономическое обозрение

Aloqa

    Telefon: +(998 71) - 150-02-02
    Faks: +(998 71) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Bizning manzilimiz: O'zbekiston, Toshkent sh., Chilonzor tumani, Novza ko'chasi 6