Индийские возможности для узбекского экспорта

Индийские возможности для узбекского экспорта

Отношения Узбекистана с Индией в последние два года динамично развиваются. Первая встреча Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Премьер-министром Индии Нарендрой Моди состоялась на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в июне 2017 года в Астане, а вторая – в июне 2018 года в ходе очередного саммита ШОС в китайском городе Циндао. 30 сентября–1 октября по приглашению Президента Республики Индия Рама Натха Ковинда Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев посетил Индию с государственным визитом. В рамках прошедших переговоров было подписано 20 документов.

Вместе с тем торговые отношения между Индией и Узбекистаном, хоть и развиваются динамично, но все еще не соответствуют имеющемуся потенциалу в этом направлении. На индийском, стремительно растущем, рынке (см. врезку «Емкий индийский рынок»), могла бы быть в большей степени востребована узбекская продукция, но этому препятствует ряд весьма серьезных факторов. Об этих факторах и о том, что можно сделать, чтобы нарастить узбекский экспорт в Индию, – в предлагаемом маркетинговом обзоре рынков сбыта узбекской продукции в Индии, подготовленном ЦЭИ.

Узбекский экспорт

В последние годы отмечается рост импорта Индии из Узбекистана. В 2017-2018 гг. Индия импортировала товаров из Узбекистана на сумму 101,7 млн. долл. Относительно предыдущего года объемы импорта увеличились более чем в два раза.

В 2017-2018 гг. основу поставок Узбекистана на индийский рынок составило необработанное серебро (120 тонн на 65 млн. долл.). (Импорт данного товара Индией из Узбекистана носит нерегулярный характер, до последнего года поставки отмечались в 2014-2015 гг. на 10 млн. долл). Вместе с тем в тот же период Индия импортировала необработанного серебра на сумму 3 млрд. долл., на фоне чего поставки из Узбекистана выглядят незначительными. Основными поставщиками были Гонконг, Великобритания, Россия, Китай.

Поставки из Узбекистана в Индию маша в 2017-2018 гг. снизились и составили 10,9 млн. долл., тогда как в 2016-2017 гг. было поставлено маша на 18 млн. долл. Всего же в 2017-2018 гг. Индией было закуплено различных видов маша на сумму 286 млн. долл. (в 2016-2017 гг. – 677 млн. долл.), основным поставщиком является Мьянма (244,9 тыс. тонн на сумму 207 млн. долл.).

В 2017-2018 гг. Узбекистан поставил на индийский рынок нелегированный цинк на сумму 6,2 млн. долл. Всего на индийский рынок было поставлено данной продукции на сумму 120 млн. долл. (в 2016-2017 гг. на 72 млн. долл.), основными поставщиками были Южная Корея (49 млн. долл.) и ОАЭ (29 млн. долл.). По остальным товарным позициям на меньшие суммы Индией было закуплено в Узбекистане асафетида, удобрений азотных и калийных, шелка-сырца и др.

Индийский импорт

По товарной группе овощей в 2017-2018 гг. Индия импортировала почти на 3 млрд. долл., годом ранее – 4,2 млрд. долл. В основном, импортируется горох различных видов, в том числе нут (основной поставщик – Австралия), бобы. Поставки по остальным позициям незначительны.

По группе фруктов, орехов, бахчевых в 2017-2018 гг. было импортировано на сумму 3,4 млрд. долл. Из них большая часть пришлась на орехи кешью (1,3 млрд. долл., в основном страны Африки), миндаль в скорлупе (786 млн. долл.), миндаль очищенный (96 млн. долл., из них США – 28, Иран – 26, Афганистан – 21 млн. долл.), свежие яблоки (252 млн. долл., в 2016-2017 гг. – 300 млн. долл.), финики (129 млн. долл.) и на другие товары на меньшие суммы, например, виноград (11 млн. долл., из них США – 4,7 млн. долл., КНР – 1,8 млн. долл.) и изюм (89 млн. долл., из них Афганистан – 87,8 млн. долл.).

Основными поставщиками миндаля в скорлупе в 2017-2018 г. на индийский рынок являются США (668 млн. долл.), Австралия (115,6 млн. долл.), Афганистан (2,4 млн. долл.). Доля Узбекистана крайне незначительна.

Основными поставщиками яблок в 2017-2018 гг. являются США (107 млн. долл.), Китай (59 млн. долл.), Чили (24 млн. долл.), Италия (14 млн. долл.), Новая Зеландия (13 млн. долл.).

По товарной группе семян было импортировано на 356 млн. долл., основные поставщики – Судан, Таиланд, Чили.

По хлопковой товарной группе в 2017-2018 гг. было импортировано на сумму 1,2 млрд. долл. из которых 971 млн. на необработанное хлопковое волокно. Основными поставщиками являются США (460 млн. долл.), Австралия (141 млн. долл.), Египет (74 млн. долл.), Мали (68 млн. долл.) и другие страны. Также закупались хлопчатобумажные ткани.

По товарной группе шелка и изделий из него в 2017-2018 г. было закуплено на 250 млн. долл., из которых шелка-сырца на 188 млн. долл., тканей из шелка на 42 млн. долл. Основные поставщики шелка-сырца – Китай (144 млн. долл.) и Вьетнам (37 млн. долл.), Узбекистан поставил на сумму 1,78 млн. долл. Ткани также поставляет в основном Китай и Вьетнам.

По товарной группе пластмасс и изделий из них в 2017-2018 г. Индия импортировала на сумму 14 млрд. долл. Основные поставщики – Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, США, Таиланд, Япония и другие страны.

В 2017-2018 г. Индия импортировала меди и изделий из нее на сумму 4,5 млрд. долл., что на 33% больше, чем годом ранее. Основную часть составили закупки медной проволоки (1,4 млрд. долл.; ОАЭ – 385 млн. долл., Малайзия – 351 млн. долл., Вьетнам – 234 млн. долл., и др.), меди нерафинированной, медных анодов для электролитического рафинирования (955 млн. долл.), медных отходов и лома (801 млн. долл.).

По товарной группе продукции органической химии Индия импортировала на 19,2 млрд. долл., из них в значительных объемах закупается стирол (1 млрд. долл.) и этиленгликоль (этандиол) (900 млн. долл.).

Удобрений Индией за рубежом было закуплено на сумму 4,7 млрд. долл., из них азотных удобрений на 1,5 млрд. долл., большую часть которых составляет карбамид (1, 45 млрд. долл.; основные поставщики Иран и Оман, из Узбекистана импортировано на 1,5 млн. долл.); калийные удобрения (1,2 млрд. долл.; основные поставщики Канада, Россия, Беларусь, из Узбекистана импортировано на 6,2 млн. долл.). Среди удобрений, содержащих два и более питательных веществ, наибольшие закупки приходятся на фосфат диаммония (1,5 млрд. долл.; основные поставщики – Китай, Саудовская Аравия, США).

В целом, как показывает анализ по товарным группам, Узбекистан мог бы увеличить поставки на индийский рынок таких товаров, как необработанное серебро, медь и изделия из нее, бобовые, в том числе маш, горох, нут, миндаль, яблоки, изюм, текстиль, в том числе продукцию из хлопка и шелка, а также пластмассы и изделия из них.

Экспортные препятствия

Одним из основных факторов, препятствующих расширению узбекского экспорта на индийский рынок, является географическая удаленность Узбекистана от Индии как по суше, так и удаленность Узбекистана от мирового океана.

Другим не менее значимым фактором является сложность транспортировки товаров в Индию. Между странами отсутствует железнодорожное сообщение, в связи с чем перевозки могут осуществляться воздушным и автомобильным транспортом либо комбинированно, с перевалкой грузов на различные виды транспорта. Необходимость пересекать как минимум две транзитные страны для доставки грузов в Индию также увеличивает издержки, что снижает конкурентоспособность узбекской продукции на индийском рынке. Кроме того, наиболее короткий маршрут через Афганистан и Пакистан является небезопасным.

Индия заинтересована в расширении поставок энергоресурсов, в частности, природного газа, спрос на который, по прогнозам, в Индии растет. Но гипотетическим поставкам узбекского природного газа в Индию препятствует отсутствие транспортной инфраструктуры, в частности газопроводов. В настоящее время наиболее реалистичным проектом по доставке центральноазиатского газа в Южную Азию является газопровод из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ). Все больше стран проявляют интерес к данному проекту, в том числе Узбекистан. Теоретически Узбекистан мог бы принять участие в ТАПИ и поставлять по нему собственный газ в Южную Азию, однако даже если газопровод будет пущен в эксплуатацию, все равно будут сохраняться значительные риски его бесперебойному функционированию в связи с нестабильной обстановкой в области безопасности в Афганистане.

Значительные размеры индийского рынка и морская доступность делают его крупным импортером, в связи с чем на индийском рынке представлено огромное количество крупных компаний. Здесь важным фактором является и насыщение со стороны соседних с Индией стран индийского рынка товарами, аналогичными экспортным узбекским товарам. При этом по соотношению цена–качество узбекские товары могут оказаться не в выигрышном положении. Это создает значительные трудности для успешной конкуренции узбекской продукции на рынке потребительских товаров. Тем более в условиях, когда такой крупнейший поставщик товаров широкого потребления, как Китай, имеет общую границу с Индией и развитую транспортную инфраструктуру.

В условиях объективных географических и транспортных факторов, значительно увеличивающих издержки для узбекских предпринимателей в торговле с Индией, необходимо иметь в виду, что значительные затраты, в том числе со стороны государства, по расширению присутствия узбекской продукции могут не дать не только ожидаемого, но даже равнозначного результата затраченным усилиям – полученная прибыль может оказаться меньше издержек.

В связи с этим возможно более оптимальным было бы увеличение объемов поставок по товарным позициям, которые не поставляются в значительных объемах на индийский рынок из соседних с ней стран. Потеснить в конкурентной борьбе на индийском рынке продукцию стран-соседей Индии будет весьма трудно, однако по товарным позициям, поставляемым из стран СНГ или дальнего для Индии зарубежья, может быть вполне возможным (см. врезку «Страны СНГ на индийском рынке»). При этом это могут быть товарные позиции, по которым Узбекистан может обеспечить значительные поставки без ущерба для внутреннего рынка и рентабельности производства.

Минимизировать издержки доставки

Для наращивания объемов узбекского экспорта на индийский рынок в первую очередь необходимо решать вопросы по оптимизации транспортировки грузов и снижению издержек. Это в свою очередь увеличит конкурентоспособность узбекской продукции и позволит более успешно конкурировать на рынках Индии.

В данном ракурсе представляется необходимым продолжение мероприятий, направленных на снижение цен на транзитные грузоперевозки узбекской продукции через такие страны, как Афганистан, Туркменистан, Пакистан, Иран. В рамках развития иранского порта Чабахар и активного участия в данном процессе Индии возможно проведение переговоров по снижению цен на грузовые услуги данного порта. В рамках снижения транспортных издержек также возможна проработка создания «зеленых коридоров» по территории рассматриваемых стран. Проработка данных вопросов актуальна и в том плане, что транзитные страны являются непосредственными потребителями узбекской продукции и расширение поставок на их рынки также является одним из приоритетных направлений во внешнеторговой политике Узбекистана. В рамках вышеизложенного видится полезным создание совместных транспортно-логистических предприятий как с индийскими предпринимателями, так и с предпринимателями транзитных стран.

Также в рамках транспортной тематики целесообразно прорабатывать преференции для транзита узбекской экспортной продукции через территорию КНР в качестве альтернативного варианта в условиях нестабильности на южном маршруте.

В рамках расширения присутствия узбекской продукции на индийском рынке необходимы продолжение целенаправленных мер по созданию узбекских торговых домов в провинциях Индии, проработка торговых вопросов дипломатическим представительством Узбекистана в Индии, продвижение узбекского бренда, в том числе и туристического, проведение бизнес-форумов.

Емкий индийский рынок

В Индии проживает 18% мирового населения – 1,34 миллиарда человек. Индийская экономика занимает седьмое место и оценивается как одна из самых быстрорастущих экономик мира. По прогнозам ОЭСР, рост ВВП в 2018-2019 гг. увеличится до 7,5% в год и в долгосрочной перспективе экономика Индии станет второй по величине в мире после Китая. Ключевые сферы промышленности – текстиль, фармацевтика, пищевая и горная промышленность, машиностроение, программное обеспечение, производство стали, цемента и нефтепереработка.

Согласно месячному экономическому обзору за январь 2019 г. Министерства финансов Индии, рост ВВП в 2017-2018 гг. по пересмотренной оценке составил 7,2% (до пересмотра – 6,7%). Отмечается замедление темпов роста индийской экономики относительно 2016-2017 гг., когда рост составил 8,2%, в 2015-2016 гг. – 8%. Волатильность курса индийской рупии к доллару США в 2017-2018 гг. была достаточно низкой. В отношении сума к рупии в 2018 г. наблюдалась положительная корреляция отношения сум–доллар. Влияние обменного курса на товарооборот носило незначительный характер.

В 2017-2018 гг. объем внешней торговли Индии составил 769 млрд. долл. Из них экспорт – 303 млрд. долл., импорт – 465 млрд. долл. Темпы роста товарооборота составили 116,7%. За счет превышения темпов роста импорта (увеличение на 21%) относительно экспорта (на 10%) наблюдается и увеличение дефицита баланса внешней торговли со 108 до 162 млрд. долл., при том, что в прошлые годы объем отрицательного сальдо снижался.

В 2017-2018 гг. основными внешнеторговыми партнерами Индии являлись Китай, США, ОАЭ, Саудовская Аравия, Гонконг. На данные страны приходятся 34% товарооборота Индии, 36% от экспорта и 33% от импорта.

По объему внешнеторгового оборота Индии на первом месте находится Китай, с которым наблюдается наибольшее отрицательное сальдо во внешней торговле – 63 млрд. долл. В 2017-2018 гг. китайский экспорт на индийский рынок значительно превысил импорт из других стран и составил 76 млрд. долл.

Основным рынком сбыта индийских товаров за границей является американский. Объем экспорта в США в 2017-2018 гг. вырос на 13% и составил 47 млрд. долл., а положительное сальдо в торговле – 21 млрд. долл., что является наибольшим показателем, по сравнению с другими странами.

Индия, в основном, импортирует минеральные продукты. На товарную группу, содержащую минеральные топливо, нефть и нефтепродукты, битуминозные вещества, воски, в 2017-2018 гг. пришлось 28,4% (132 млрд. долл.) от всего объема импорта. Более половины импорта по данной группе приходится на сырую нефть и нефтепродукты. Кроме того, крупными статьями импорта в данной группе являются уголь и сжиженный природный газ, основные поставщики – страны Персидского залива, Австралия, Венесуэла, Нигерия.

Импорт машин, оборудования и механизмов в 2017-2018 гг. был осуществлен на сумму 86 млрд. долл. и составил 18,5% от всего объема индийского импорта. Значительная часть приходится на импорт аппаратуры связи. Закупки за рубежом этой группы товаров ежегодно растут. Основными поставщиками на индийский рынок товаров данного раздела являются Китай, США, Германия, Япония, Южная Корея.

В значительных объемах Индия также импортирует драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, жемчуг и изделия из них. Данная группа в 2017-2018 гг. составила 16% от импорта, или 74 млрд. долл. Товары данной группы, в основном, закупались в Швейцарии, ОАЭ, Гонконге, России.

Кроме того, Индия в 2017-2018 гг. импортировала химическую продукцию на 41 млрд. долл., недрагоценные металлы и изделия из них – на 28 млрд. долл., продукцию растительного происхождения, включая животные и растительные жиры – на 20 млрд. долл., транспортные средства – на 18 млрд. долл. и др. Среди продукции растительного происхождения импортируются, в основном, овощи (3 млрд. долл. в 2017-2018 гг.) и фрукты (3,4 млрд. долл.). Животные и растительные жиры и продукты их обработки были закуплены в 2017-2018 г. на сумму 11,7 млрд. долл.

Основные внешнеторговые партнеры Индии (млрд. долл.)

Страны

2015-2016

2016-2017

2017-2018

ТО

Экспорт

Импорт

ТО

Экспорт

Импорт

ТО

Экспорт

Импорт

Китай

70,7

9,0

61,7

71,5

10,2

61,3

89,7

13,3

76,4

США

62,1

40,3

21,8

64,5

42,2

22,3

74,5

47,9

26,6

ОАЭ

49,8

30,3

19,4

52,7

31,2

21,5

49,9

28,1

21,7

Саудовская Аравия

26,7

6,4

20,3

25,1

5,1

20,0

27,5

5,4

22,1

Гонконг*

18,1

12,1

6,1

22,3

14,0

8,2

25,4

14,7

10,7

Всего

642,1

262,3

381,0

658,8

275,9

384,4

769,1

303,5

465,6

*В 2015-2016 гг. находился на 7-м месте

Страны СНГ на индийском рынке

Учитывая активно растущий рынок Индии, страны СНГ заинтересованы в увеличении экспорта в Индию и в отношении этой страны проводят экспортоориентированную политику. Однако географическая и транспортная отдаленность Индии от указанных стран препятствует рассмотрению ими индийского рынка в качестве основного. Например, Индия импортирует продовольственные товары в относительно значимых объемах только из Украины, по остальным странам импортируются минеральные продукты, продукция химической промышленности, руды и металлы.

Казахстан. Если в торговле Индии с Казахстаном в 2015-2016 гг. наблюдался спад на 47%, то последние два года происходил рост товарооборота между этими странами. Товарооборот Индии с Казахстаном в 2017-2018 гг. составил 1 млрд. долл., из которых 907 млн. – казахский экспорт, это 87% от общего объема. Индия экспортировала в Казахстан на сумму 125 млн. Объем товарооборота относительно предыдущего года увеличился на 60%, индийский импорт увеличился на 74%.

Большую часть индийского импорта из Казахстана составляют минеральные продукты, из которых нефть и сырые нефтепродукты, полученные из битумозных пород (700 млн. долл.), урановые руды и концентраты (79 млн. долл.), асбест (26 млн. долл.). Также Индия импортировала серебро необработанное или полуобработанное (22 млн. долл.), ферросплавы, необработанный цинк и др.

Кыргызстан. Товарооборот Индии с Кыргызстаном в 2017-2018 гг. составил 59 млн. долл., из которых экспорт – 28, импорт – 30 млн. долл., увеличившись на 86,4%. Индийский экспорт в КР снизился на 6%, а импорт увеличился в 20 раз за счет закупа нефтепродуктов на 29 млн. долл. По остальным товарным группам импорт незначителен.

Таджикистан. Товарооборот Индии с Таджикистаном в 2017-2018 гг. составил 74,2 млн. долл., из них индийский экспорт – 23,9, импорт – 50,3 млн. долл. Товарооборот увеличился на 74% относительно предыдущего года, причем импорт увеличился в 1,3 раза. Таджикистан экспортировал в Индию нелегированный алюминий (38 млн. долл.), сурмянистые руды и концентраты (10 млн. долл.) и другие товары.

Туркменистан. Товарооборот Индии с Туркменистаном в 2017-2018 гг. составил 80 млн. долл., из них индийский экспорт – 54, импорт – 26 млн. долл. Объем торговли увеличился на 2% относительно предыдущего года, при этом экспорт снизился на 5,7%, а импорт увеличился на 22,7%. В 2017-2018 г. Индия импортировала из Туркменистана йод (11 млн. долл.), хлопок-волокно необработанное (5,94 млн. долл., причем в 2016-2017 г. было закуплено на 16 млн. долл.), серу (4 млн. долл.).

Россия. Товарооборот Индии с Россией в 2017-2018 гг. составил 10,6 млрд. долл., из них индийский экспорт – 2,1, импорт – 8,6 млрд. долл. В последние годы отмечается достаточно высокий рост как объемов торговли, так и импорта из России. Торговля в 2017-2018 гг. увеличилась на 42,7%, при этом индийский экспорт на 9,1%, а импорт на 54,4%.

В 2017-2018 гг. Индия импортировала из России необработанные алмазы (3,4 млрд. долл.), минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки (2,1 млрд. долл.), удобрения, в том числе хлорид калия (224 млн. долл.), бумагу, картон и изделия из них (276 млн. долл.), горох (192 млн. долл.), продукцию органической химии (120 млн. долл.) и др.

Беларусь. Товарооборот Индии с Беларусью в 2017-2018 гг. составил 255 млн. долл., из них индийский экспорт – 47,6, импорт – 207,8 млн. долл. В 2017-2018 гг. товарооборот увеличился на 21,2%, из них экспорт вырос на 18,5%, импорт – на 21,8%. Индия импортировала из Беларуси удобрения (163 млн. долл.), из них, в основном, хлорид калия (150 млн. долл.), продукцию органической химии (11 млн. долл.) и др.

Украина. Товарооборот Индии с Украиной в 2017-2018 гг. составил 2,6 млрд. долл. Из них индийский экспорт – 330,1 млн. долл., импорт – 2,3 млрд. долл. объем торговли относительно предыдущего года снизился на 3,8% за счет спада импорта на 5,1%. В то же время индийский экспорт увеличился на 6,4%. Индия в 2017-2018 гг. импортировала из Украины сырое подсолнечное масло (1,7 млрд. долл.), пшеницу (149 млн. долл., годом ранее на 603 млн. долл.), горох (124 млн. долл.), ангидрид аммония (85 млн. долл.) и др.

Экономическое обозрение №3 (231) 2019

Поделиться постом

Похожие новости