Проект закона о равных правах женщин и мужчин вынесен на общественное обсуждение

Проект закона о равных правах женщин и мужчин вынесен на общественное обсуждение

Фото: Юрий Корсунцев

Законопроект о гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин 23 апреля вынесен на общественное обсуждение. Документ подготовлен Комитетом женщин Узбекистана. Обсуждение документа завершится 8 мая.

Действие Проекта закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением гарантий равных прав и возможностей мужчин и женщин в политической, социальной, экономической, трудовой, культурной и иных сферах жизнедеятельности общества.

Документ определяет следующие основные понятия:

равные права мужчин и женщин – отсутствие ограничения или привилегий по признаку пола;

равные возможности мужчин и женщин – средства и условия, необходимые для обеспечения реализации равных прав и свобод мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества;

прямая дискриминация по признаку пола– любое различие, исключение или ограничение, которые направлены на ослабление или непризнание за мужчинами и женщинами прав и свобод человека во всех сферах жизнедеятельности общества;

косвенная дискриминация по признаку пола – ситуации, положения, критерии или практики, внешне кажущиеся нейтральными, но ставящие лиц одного пола в менее благоприятное положение по сравнению с лицами другого пола;

государственная политика в сфере обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин – целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленная на обеспечение равенства полов;

гендерно-правовая экспертиза – анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет соответствия принципу равных прав и возможностей мужчин и женщин и недопущения дискриминации по признаку пола.

гендерная статистика это систематический сбор дезагрегированных по признаку пола данных о положении мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества;

гендерные стереотипы – устойчивые представления общества о различиях в социальных ролях между мужчинами и женщинами, основанные на идее превосходства одного из полов;

временные специальные меры – меры законодательного, организационного и институционального характера, принимаемые государством для устранения неравенства полов;

специальный уполномоченный орган – республиканский орган государственного управления, ответственный за формирование и реализацию единой государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, осуществляющий контроль и мониторинг за соблюдением законодательства и норм международного права по вопросам равенства полов.

В документе отмечается, что мужчины и женщины имеют гарантированные им государством равные права и возможности для их реализации.

Не допускается прямая и косвенная дискриминация по признаку пола в какой-либо сфере жизнедеятельности общества.

Любые проявления дискриминации по признаку пола подлежат устранению в установленном законодательством порядке.

Не являются дискриминацией по признаку пола:

  • установление различий в регулировании отношений, связанных
    с обеспечением особых условий для женщин в период беременности, родов и грудного вскармливания;
  • призыв на военную службу исключительно мужчин в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
  • особенности охраны труда мужчин и женщин, связанные с охранойих репродуктивного здоровья;
  • различия пенсионного возраста мужчин и женщин;
  • установление законодательством временных специальных мер, направленных на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества;
  • установление различий в регулировании порядка и условий содержания
    в местах содержания под стражей, исполнения наказания и других местах, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.

Не допускается поведение, основанное на обычаях, традициях и культуре, противоречащих требованиям законодательства Республики Узбекистан и нормам международного права.

Документ обеспечит равный доступ мужчин и женщин к государственной службе согласно квалификации и профессиональной подготовке. Планируется не допускать объявление конкурсов на замещение должностей госслужбы только для лиц одного пола.

Кадровые службы госсорганов обязуют предоставлять конкурсным комиссиям не только сведения об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данные о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих должностях госслужбы.

Планируется запретить работодателям в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу лишь представителям одного пола, предъявлять разные требования, давая преимущество одному из полов, требовать от лиц, которые устраиваются на работу, сведения об их личной жизни, планах относительно рождения детей.

В проекте отмечается, что мужчины и женщины имеют равные права и возможности в сфере семейных отношений.

Равенство прав мужчин и женщин в сфере семейных отношений основано на:

  • добровольности брачного союза мужчины и женщины;
  • недопущении принудительных и ранних браков;
  • равенстве личных и имущественных прав супругов;
  • разрешении внутрисемейных конфликтов по взаимному согласию;
  • равенстве прав и обязанностей мужчин и женщин в отношении домашнего труда;
  • равном участии в обеспечении защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Домашний труд не может быть основанием для дискриминации по признаку пола, он осуществляется в равной степени мужчинами и женщинами.

Лицо, которое считает, что относительно него была совершена дискриминация по признаку пола, имеет право обратиться в уполномоченные органы и/или в суд.

Поделиться постом

Похожие новости