Равняясь на конкурентов

Равняясь на конкурентов

Сельское хозяйство является одним из важнейших драйверов роста узбекской экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП Узбекистана в 2018 г. составила 32%, по итогам 9 месяцев 2019 г. – 28%. Вместе с тем на мировом рынке сельскохозяйственной продукции существует весьма острая экономическая конкуренция. При этом сельскохозяйственный сектор в мире рассматривается как ключевое звено продовольственной безопасности, ввиду чего его развитию в большинстве стран мира оказывается всемерная поддержка со стороны правительств. Степень этой поддержки, ввиду искажения требований свободной конкуренции, вызывает острые международные споры, в том числе и в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

В условиях значительной либерализации внешнеэкономической деятельности в Узбекистане узбекская сельхозпродукция все шире конкурирует на внешних рынках с продукцией других стран, нередко субсидируемой их правительствами. Возможное вступление в ЕАЭС может привести к усилению конкуренции с подобной продукцией и на внутреннем рынке Узбекистана. При этом в Узбекистане не применяются в полной мере инструменты субсидирования, которые используют другие страны. В связи с этим является весьма актуальным проанализировать поддержку, оказываемую сельхозпроизводителям в Узбекистане в ракурсе применяемых форм государственной поддержки в других странах, являющихся конкурентами узбекской сельскохозяйственной продукции на рынках.

Поддержка, оказываемая в Узбекистане

В Узбекистане в последние годы развитию сельского хозяйства со стороны государства уделяется значительное внимание. Предпринимаются активные меры по сокращению потерь водных ресурсов, предотвращению эрозии и деградации сельскохозяйственных земель. В условиях фактического отсутствия возможностей по увеличению сельскохозяйственных земель прикладываются усилия по переходу от экстенсивной к интенсивной модели дальнейшего развития сельского хозяйства, что предполагает и увеличение поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства, в первую очередь посредством финансовых ресурсов и формирования условий для снижения затрат по всей производственной цепочке.

В Узбекистане в настоящее время применяются меры государственной поддержки в виде предоставления средств на внедрение технологий капельного орошения и дождевальной техники, строительства скважин для бурения воды и установки насосных станций, компенсаций выплат по кредитам, в том числе валютным.

В частности, для производителей хлопка и пшеницы со стороны государства субсидируются производственные ресурсы (ГСМ, семена, удобрения, средства защиты растений и др.). Для производителей хлопка-сырца, внедряющих технологии капельного орошения, выделяются субсидии в размере 8 млн. сум. за гектар.

Для производителей фруктовой продукции субсидии на внедрение капельного орошения и приобретение дождевальной техники составляют 6 млн. сум. за гектар. Также на строительство скважин для бурения воды и орошения на площади 35 га выделяются 120 млн. сум., том числе на насосные станции для осушения рек, каналов и других водоемов.

Для виноградарей и виноделов предоставляются льготные займы сроком до 7 лет, включая льготный период до 3 лет с процентной ставкой, не превышающей 50% ставки рефинансирования, с учетом маржи банка до 3%.

За счет компенсации со стороны государства по кредитным выплатам оказывается поддержка сельхозпроизводителям по приобретению саженцев, сертифицированных семян и оборудования по переработке плодоовощной продукции в размере 25% от установленной коммерческим банком процентной ставки, но не более 5 п.п., а по валютным кредитам – не более 1,5 п.п.

Несмотря на значительные объемы сельского хозяйства в экономике, в отрасли наблюдается ряд проблем, в том числе связанных с неэффективной поддержкой и стимулированием сельхозпроизводителей. В частности, текущее положение в области аренды земли не стимулирует фермеров к организации эффективного выращивания, повышения урожайности сельхозкультур и, соответственно, увеличения собственных доходов. Меры поддержки со стороны государства в виде предоставления льготных кредитов и компенсации доли кредитных выплат в условиях высоких кредитных ставок не дают необходимого эффекта.

В сравнении с другими странами, в Узбекистане софинансирование затрат сельскохозяйственных производителей на оборудование, инвентарь, борьбу с вредителями, соответствие фитосанитарным, карантинным и прочим стандартам, находится на стадии становления.

При этом необходимо учитывать, что Узбекистан в настоящее время не является членом каких-либо международных соглашений или объединений, так или иначе ограничивающих применение мер государственной поддержки в секторе сельского хозяйства. Но при этом в республике не применяются на практике в полной мере те инструменты субсидирования сельскохозяйственной продукции, которые используются в других странах.

Согласно правилам ВТО

В рамках ВТО субсидирование сельского хозяйства рассматривается и реализуется в рамках так называемых трех корзин.

Меры «зеленой» корзины – меры внутренней поддержки с/x, которые освобождены из-под обязательств страны по их сокращению.

Меры «голубой» корзины – меры внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов.

Меры «янтарной» корзины – меры, оказывающие искажающее воздействие на внешнюю торговлю, создающие экономические преимущества национальным производителям. Страны-члены ВТО обязаны определить общий предельный уровень этих мер поддержки и взять на себя обязательства по их сокращению.

Поддержка сельского хозяйства, входящая в «зеленую» корзину (разрешенная), в расчет не включается. Кроме того, исключаются поддержка, если ее размер в общей сумме субсидий не превышает 5% к стоимости произведенного товара, и субсидии, не носящие потоварного характера, если их размер не превышает 5% всей стоимости сельскохозяйственной продукции. Для развивающихся стран этот показатель в обоих случаях составляет 10%.

Крупная игра Китая

В ходе переговоров по присоединению к ВТО (2001 г.) Китай согласовал индивидуальные обязательства в части объема «янтарного ящика». Предельные объемы поддержки Китая ограничены уровнем de minimis, равным 8,5% (что меньше, чем у других развивающихся государств-членов ВТО). В рамках ВТО Китай не имеет обязательств по сокращению агрегированных мер поддержки.

Благодаря целенаправленной государственной поддержке и аграрным реформам, Китай к настоящему времени превратился в крупного игрока на мировом продовольственном рынке. Китай в настоящее время входит в число крупнейших производителей по ряду основных сельскохозяйственных товаров, в частности, риса, картофеля, хлопка, кукурузы.

Начиная с 2004 года правительство Китая начало проводить аграрные реформы, основной частью которых стало увеличение поддержки сельского хозяйства. В 2004 г. были введены прямые выплаты, предназначенные для оказания поддержки хозяйствам, выращивающим зерновые. Целью данной программы являлось субсидирование производства кукурузы, риса и пшеницы из расчета на единицу посевной площади. Выплаты осуществлялись на уровне провинций, и каждая провинция вправе устанавливать свой собственный метод предоставления субсидий. Размер выплат приблизительно равен 7,33 долл. США за 1 акр (0,4 га) угодий, засеваемых зерновыми культурами. С 2007 по 2010 гг. общая сумма прямых выплат по этой программе достигала ежегодно 2,2 млрд. долларов.

Меры расширения бюджетного субсидирования сельского хозяйства были также заложены в таких государственных программах, как «Всеобъемлющее субсидирование на единицу сельхозресурсов» (2006 г.), «Система дополнительных выплат за новые сорта и продукты» (2007 г.), «Зерно ради зеленой природы», «Общенациональная программа субсидирования сельскохозяйственного машиностроения» (2007 г.). Также в 2007 г. была запущена экспериментальная система страхования рисков засухи и наводнений.

В рамках продуктово-специфической поддержки основными субсидируемыми товарами являются рис, пшеница, кукуруза, хлопок и рапс. Начиная с 2007 г. субсидирование данных товаров росло. Так, с 2007 по 2010 г. расходы на поддержу производства кукурузы выросли в 18 раз, риса и пшеницы – в 2 раза, рапса – в 1,4 раза. Бюджетные средства были выделены на выведение улучшенных сортов и семян зерновых, а также на субсидирование транспортных расходов при перевозке риса сорта «японика» и хлопка из отдельных провинций Китая. При субсидировании пшеницы и риса Китай использует меры ценовой поддержки. Программа минимальных закупочных цен на рис была введена в 2004 году.

С целью нарастить производственные мощности зерна в 2015 г. правительство Китая запустило экспериментальную программу для объединения «трех субсидий». Прямые платежи для производителей зерна, полное субсидирование расходов на сельскохозяйственные ресурсы и расходы на закупку улучшенных сортов семян на единицу земельной площади были сведены в единый платеж в пяти провинциях (Аньхой, Хунань, Шаньдун, Сычуань и Чжэцзян). Общая сумма бюджетных ассигнований на «три субсидии», как в экспериментальных, так и в других провинциях, увеличилась с 22,5 млрд. долл. в 2014 г. до 22,8 млрд. долл. в 2015 г.

В 2007 г. Китай запустил программы субсидирования страхования сельскохозяйственных культур и домашнего скота. Крупные наводнения в начале 2010-х гг. и гибель урожая привели к тому, что субсидирование схем сельскохозяйственного страхования является одной из ключевых программ поддержки сельского хозяйства (3,6 миллиарда долларов США в 2015 г.). Центральное правительство субсидирует страховые премии по 15 продуктам в размере 40% от премии в центральных и западных провинциях и 35% в восточных провинциях.

В целом, в течение последних десятилетий финансовые средства направлялись на расширение сельскохозяйственного производства Китая и на увеличение доходов фермеров. Усилилась государственная поддержка производителей зерновых, так как это направление в Китае традиционно считают приоритетным в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Взрывной рост вьетнамского экспорта

За последние десятилетия Вьетнам достиг взрывного роста сельскохозяйственного экспорта и в настоящее время входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров таких продуктов, как креветки, кофе, кешью, рис и перец. Среди развивающихся экономик Азии средние урожаи риса во Вьетнаме уступают только урожаям в Китае. Начиная с 2017 г. правительство Вьетнама начало предпринимать меры по становлению страны экспортером риса.

В структуре государственной поддержки сельского хозяйства Вьетнам активно использует программы в рамках специального и дифференцированного режима, наибольшие средства из которых направляются на компенсацию расходов малообеспеченным фермерам на средства производства (семена, удобрения).

Механизм государственного содействия производства риса заключается в предоставлении льготных кредитов на цели временного хранения зерна (в период сбора урожая, когда отмечается низкая цена на зерно), поддержке рисовых полей, а также в государственном регулировании рыночных цен.

Продуктово-неспецифическая поддержка сельского хозяйства во Вьетнаме оказывается по двум направлениям:

1) освобождение от сборов на орошение – ранее фермерам приходилось ежегодно уплачивать сборы компаниям, обслуживающим ирригационные сооружения;

2) субсидирование транспортных расходов на доставку сельскохозяйственной продукции.

Грузинский набор программ

Сельское хозяйство в Грузии является одной из главных отраслей экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 7,2%. В Грузии действуют различные программы, направленные на поддержку фермеров, снижение их рисков, предполагающие финансовую помощь со стороны государства. В 2017 г. бюджетные расходы Грузии на сельское хозяйство составили 3,6% государственного бюджета.

Грузия является членом ВТО с 2000 г. и обязалась не превышать 10%-ный уровень de minimis во внутренней поддержке сельского хозяйства. В Грузии не предоставляются экспортные субсидии и отсутствуют инструменты экспортного финансирования.

Внутренняя поддержка сельского хозяйства со стороны государства осуществляется в форме программ:

- Программа сельскохозяйственных исследований;

- Программа государственного контроля пищевых продуктов, кормов и ветеринарных препаратов;

- Программа по эпизоотической безопасности и идентификации/регистрации животных, в рамках которой проведены исследования по выявлению заболеваний у животных, профилактические вакцинации;

- Программа фитосанитарной безопасности и защиты растений, в рамках которой были реализованы меры по предотвращению массового распространения опасных и карантинных вредных организмов;

- Программа лабораторного исследования вина – в рамках данной программы проводится анализ качества экспортной продукции;

- Программа популяризации грузинских сельскохозяйственных товаров, вина и виноделия;

- Программа поддержки сельскохозяйственных кооперативов, в рамках которой участники кооперативов освобождаются от налога на имущество и налога на доход. Также в рамках программы отраслевые кооперативы получили поддержку со стороны государства по закупке инвентаря для увеличения объемов производства, улучшения качества продукции, переквалификации кадров.

Одной из основных программ является «Льготный агрокредит», запущенный в 2013 г., которую реализует Агентство по управлению сельскохозяйственными проектами. В рамках программы осуществляется выдача целевых кредитов по низкой ставке. Агентством финансируется 11% годовых от процентной ставки, установленной банком на основные средства производств. Льготное кредитование выдается на создание сельскохозяйственных предприятий и расширение уже существующих. В рамках программы в 2018 г. фермеры Грузии получили 32 тыс. кредитов на общую сумму около 700 млн. дол. Результатом стало создание 185 новых предприятий и переоборудование 880 предприятий.

Также в рамках программы льготного агрокредита действует программа «Посади будущее». Программа предполагает со стороны государства стопроцентное финансирование приобретения фермерами саженцев для разбивки и обновления плодовых садов.

Программа «Молодой предприниматель» нацелена на оказание помощи со стороны государства предпринимателям в возрасте от 18 до 40 лет, открывающим предприятия в селах. Со стороны государства на открытие нового предприятия выдаются гранты в размере 40% от их стоимости. К данной программе в 2018 г. подключились более 100 молодых людей.

Программа агрострахования в Грузии была запущена в 2013 г. Программа предполагает субсидирование страхования фермерами урожая от природно-климатических рисков. Бенефициаром программы может стать любое физическое или юридическое лицо, решившее застраховать урожай на сельскохозяйственном участке не более 5 га (для пшеницы – не более 30 га). Страховые полисы приобретаются у частных страховых компаний, 70% (для винограда – 50%) стоимости которых покрывает государство (в 2014 г. размер субсидии составлял 75% от стоимости полиса, в 2015 г. был снижен до 50%). При этом для сельхозкооперативов вместо ограничения по площади установлен предельный уровень государственного софинансирования на уровне 50 тыс. лари (18,6 тыс. долл. на апрель 2019 г.) на 1 страхователя. В рамках программы агрострахования за 2014-2018 гг. было выдано 81,5 тыс. полисов, застрахован урожай на площади 71,4 тыс. га. Государственное субсидирование страховых премий за рассматриваемый период составило 12,6 млн. долл., при этом объем возмещения убытков фермерских хозяйствам составил 13,1 млн. долларов.

Молдавское стимулирование

Молдова является членом ВТО с 2001 года. Экспортные субсидии не применяются. В рамках «зеленой корзины» в Молдове поддержка оказывается в области научных исследований в сельском хозяйстве, борьбы с вредителями и болезнями, формирования государственных резервов пшеницы, стимулирования инвестиций в виде выплат, покрывающих часть технологических инвестиций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности сельского хозяйства и преодоления структурных недостатков производственной цепочки. Также с 2014 г. в Молдове финансируются компенсации последствий стихийных бедствий и мероприятий по оказанию консультативных услуг в области сельского хозяйства.

Государственным органом Молдовы, осуществляющим поддержку сельхозпроизводителей, является Агентство по интервенциям и платежам в области сельского хозяйства. Финансирование осуществляется через Национальный фонд сельского хозяйства и развития сельской местности, который формируется за счет ежегодных бюджетных ассигнований и др. источников, в том числе фондов программ Европейской комиссии. Объем средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности составляет в настоящее время боле 45 млн. евро.

С 2018 г. в Молдове было введено авансовое субсидирование. Финансовая поддержка предоставляется в размере 60-70% от стоимости бизнес-проекта. В 2019 г. было принято постановление правительства, увеличивающее размер субсидий на одного производителя с 3 до 5 млн. леев в год (около 300 тыс. долл.), а на группу производителей – до 7,5 млн. леев.

Согласно закону о принципах субсидирования сельскохозяйственных производителей Молдовы, ежегодное финансирование фонда за счет госбюджета и других источников должно составлять не менее 2% доходов госбюджета. Данные средства выделяются на меры поддержки сельского хозяйства, в частности:

- стимулирование инвестиций в производство овощей и фруктов в закрытом грунте (теплицы, парники, тоннели). Субсидируются 50% от стоимости оборудования, техники, модулей теплиц; 30% от стоимости строительного, кровельного материала, используемого для реконструкции теплиц, соляриев и тоннелей. При этом максимальная сумма субсидии для одного сельхозпроизводителя составляет 1,5 млн. леев (86,2 тыс. долл.);

- стимулирование инвестиций в приобретение сельхозтехники и специального сельскохозяйственного оборудования. Поддержка осуществляется в виде компенсации в размере 35% от стоимости единицы техники, произведенной на территории Молдовы и 25% от стоимости единицы импортированной техники. Предельная планка составляет 17,6 тыс. долл. на получателя;

-стимулирование приобретения племенных животных и сохранения племенного генофонда. Субсидируется приобретение племенных животных на племенных фермах, внесенных в Перечень районированных в Молдавии пород, в том числе импортных. Размер субсидии составляет 50%;

- стимулирование инвестиций в развитие инфраструктуры послеуборочной обработки и переработки. Субсидируется строительство упаковочных цехов, холодильных складов для хранения фруктов, винограда и овощей. Субсидия выдается в размере 50% от стоимости установленного оборудования, но не более 176,4 тыс. долл.;

- поддержка образования и функционирования групп производителей по определенным продуктам или группе однородных продуктов. В первый год деятельности осуществляется поддержка в размере 5% от объема реализуемой продукции, и в последующие годы снижается на 1 п.п. до 1%. При этом максимальный размер финансовой поддержки составляет 88,2 тыс. долл. Минимально необходимый объем реализуемой продукции растительного происхождения для получения помощи составляет 58,8 тыс. долл.;

- стимулирование инвестиций в консолидацию сельскохозяйственных земель. Помощь оказывается за объединение не менее трех земельных участков прилегающих друг к другу в единый объект недвижимости посредством купли-продажи, обмена, дарения. Государство оказывает поддержку в размере 50% от государственной пошлины и платы за нотариальные услуги при удостоверении договоров купли-продажи, обмена, дарения сельскохозяйственных земель и пр. Максимальный объем помощи, предоставляемый производителю, составляет 5,9 тыс. долл.;

- стимулирование инвестиций в приобретение ирригационного оборудования. В частности, предоставляется компенсация в размере 50% от стоимости установленных систем капельного орошения, но не более 58,8 тыс. долл., 40% от стоимости дождевальных/мобильных систем орошения, но не более 47 тыс. долл., 50% от стоимости геотекстиля для забора воды, фертигационной станции, геомембраны, насосной станции, но не более 58,8 тыс. долл., 50% от стоимости оборудования, формирующего системы распределения и/или подачи, но не более 147 тыс. долл.;

- стимулирование инвестиций в приобретение оборудования No-Till (система минимальной обработки почвы – технология предусматривает минимальную обработку почвы перед посевом) и Mini-Till (глубокая обработка земли производится раз в несколько лет). Поддержка предоставляется в виде компенсации в размере 30% от стоимости единицы продукции, но не более 29,4 тыс. долл. на одного получателя.

В 2018 г. со стороны аграриев в Агентство было подано 7,3 тыс. заявок на предоставление государственной поддержки на сумму более 1 млрд. леев (60 млн. долл.) Благодаря субсидиям в Молдове были привлечены инвестиции в АПК на сумму более 6 млн. леев и созданы 4,6 тыс. рабочих мест.

Казахстан в субсидировании животноводства

В Казахстане действует программа по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020». В рамках данной программы по направлению «Финансовое оздоровление субъектов АПК» предполагается облегчение финансовых обязательств сельхозтоваропроизводителей через снижение ставки вознаграждения, субсидирование выплат процентов, продление сроков возврата кредитов, предоставление льготного периода по погашению основного долга. Целевые индикаторы программы предполагали увеличение объема господдержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году. Общие расходы республиканского и местных бюджетов на реализацию программы составляют 3,1 трлн. тенге.

В сфере животноводства в Казахстане в 2019 г. осуществляется субсидирование развития племенного животноводства и повышения продуктивности и качества продукции. В рамках первого направления осуществляются меры по удешевлению затрат на ведение селекционной племенной работы КРС, овец, свиней, маралов и пчелосемей, на приобретение отечественного племенного КРС и зарубежного племенного маточного поголовья, на содержание племенных производителей, используемых для воспроизводства стада.

В рамках второго направления со стороны государства среди прочего субсидируются затраты на корма маточному поголовью молочного направления, заготовки говядины мясоперерабатывающими предприятиями, на откорм бычков для откормочных площадок вместимостью не менее 1000 голов единовременно. Критериями для получения субсидии являются:

1) наличие у поголовья статуса племенного животного, присвоенного Республиканской палатой по соответствующей породе;

2) возраст приобретенного поголовья не превышает на момент приобретения: телки – от 6 до 18 месяцев включительно; нетели – до 26 месяцев включительно, со сроком стельности не более трех месяцев на момент приобретения; быки – от 6 до 26 месяцев включительно.

В целом Казахстан в практике субсидирования активно применяет такие меры, как выплаты сельхозпроизводителям, предоставление льгот и т.д.

Меры господдержки ЕАЭС

В странах ЕАЭС основные направления государственной поддержки сельского хозяйства определяется в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В ЕАЭС основные положения господдержки сельского хозяйства соответствуют положениям ВТО. В частности, ограничиваются меры, искажающие торговлю, меры поддержки упорядочены по направлениям (продуктовая, непродуктовая), установлены пределы по объемам государственной поддержки.

В ЕАЭС меры господдержки АПК делятся на три группы:

- меры, которые не оказывают искажающего воздействия на взаимную торговлю государств-членов ЕАЭС, по аналогии мер «зеленой корзины» ВТО, которые не подлежат сокращению или ограничению;

- меры, которые оказывают искажающее воздействие на взаимную торговлю сельхозтоварами в рамках ЕАЭС, по аналогии мер «янтарной корзины» ВТО;

- меры, в значительной степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю сельхозтоварами, по аналогии запрещаемых в ВТО экспортных сельскохозяйственных субсидий.

В настоящее время в странах ЕАЭС отмечается тенденция к увеличению объемов государственной поддержки в сторону не искажающих торговлю мер и роста числа «зеленых» программ. Однако их объемы в основном уступают размерам мер «желтой корзины».

Исходя из зарубежного опыта

Как показывает международный опыт, другие страны активно и в широком масштабе субсидируют сельскохозяйственное производство. В связи с этим Узбекистану необходимо применять более широкий спектр мер государственной поддержки сельскохозяйственного сектора экономики, в числе которых могут быть следующие.

  1. Разработка комплексной системы государственной поддержки и субсидирования сельскохозяйственного сектора с расширением перечня инструментов господдержки. При разработке и внедрении этой системы необходимо учитывать долгосрочные планы по вступлению в ВТО и ограничить использование мер, прямо искажающих торговлю, которые влияют на конкурентоспособность предприятий, делая их зависимыми от государственной поддержки.
  2. Увеличить объемы финансирования со стороны государства на закуп сельскохозяйственной техники и инвентаря с установлением разницы в покрытии расходов на отечественную и импортную сельхозтехнику (опыт Молдовы).
  3. В рамках программы «Молодой предприниматель» внедрить меры субсидирования открытия молодыми предпринимателями предприятий в сельской местности и сельскохозяйственных стартап-проектов, с покрытием части расходов (до 50%) за счет бюджетных средств.
  4. Изучение возможностей по использованию и последующей апробации технологий минимальной обработки почв No-Till и Mini-Till в степных районах страны, где потребуются минимальные затраты на выравнивание посевных земель для оборудования, применяемого в рамках данных технологий.

Руслан Абатуров, Нодира Курбанбаева, ЦЭИР

Экономическое обозрение №12 (240) 2019

Поделиться постом

Похожие новости