Оптимизация налогообложения для структурных преобразований

О влиянии налоговой реформы на промышленную отрасль экономики.

В последние годы в Узбекистане реализуются меры, направленные на проведение глубоких структурных преобразований и совершенствование хозяйственного механизма. Среди них большую роль имеют налоговые инструменты, при помощи которых государство имеет возможность стимулировать развитие промышленного производства. При разработке налоговых механизмов в сфере действия налога на прибыль, НДС, акцизного налога, налога на имущество, а также при совершенствовании инструментов налогового администрирования в Узбекистане был широко использован зарубежный опыт.

Налоговые изменения

В июле 2017 г. был принят Указ Президента РУз, которым были определены меры по совершенствованию налогового администрирования, при утверждении параметров Госбюджета на 2018 г. были внесены изменения в 47 статей Налогового кодекса. Тем не менее, в сфере налогообложения продолжал сохраняться ряд системных проблем, среди которых: значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения; недостаточная степень фискальной поддержки отечественных промышленных предприятий.

Это предопределило необходимость продолжения реформы налогообложения. 29 июня 2018 г. была принята Концепция совершенствования налоговой политики, в соответствии с которой с 1 января 2019 г. были отменены обязательные отчисления в государственные целевые фонды, взимаемые с оборота юридических лиц, снижена ставка налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12%. Предприятия, имеющие годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 млрд. сум. или достигшие установленный порог в течение года, были переведены на уплату общеустановленных налогов.

В настоящее время Узбекистан приступил ко второму этапу налоговой реформы. Согласно Указу Президента Узбекистана от 27.06.2019 г., в целях укрепления конкуренции с 1 октября 2019 г. отменен ряд налоговых льгот по НДС. Также отменены налоговые льготы для импортеров (им предоставлена отсрочка от уплаты НДС сроком до 120 дней). Оптимизированы таможенные пошлины по импортируемой продукции.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 10.07.2019 г. утверждена долгосрочная Стратегия совершенствования налогового администрирования и «Дорожная карта» по ее реализации.  Постановлением предусматриваются внедрение в республике института «инвестиционных налоговых кредитов», разработка критериев предоставления льгот. Одновременно предусматривается принятие жестких мер к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства.

Реализованные за последние годы меры привели к сдвигам в структуре поступления средств в Госбюджет страны. Так, доля прямых налогов в структуре поступлений Госбюджета (без целевых фондов) возросла с 21,8 % в I полугодии 2018 г. до 27,4% в I полугодии 2019 года, т.е. на 5,6%, а доля ресурсных налогов и налога на имущество, соответственно, с 16,9 до 18,1%, или на 1,2%. В то же время удельный вес косвенных налогов за тот же период сократился на 7,7%.

Влияние на промышленность

В настоящее время можно оценить предварительные результаты воздействия налоговых реформ на развитие промышленности. Так, индекс промышленного производства в I полугодии 2019 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 106,9%. В структуре промышленного производства доля обрабатывающей промышленности составила 79,4%.

В структуре обрабатывающей промышленности удельный вес высокотехнологичных отраслей составил 1,4% (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,5%), а доля предприятий по производству, ремонту, сборке машин и оборудования и другой готовой продукции составила 21,7% (в 2018 г. – 23,2%). Это свидетельствует о том, что созданных стимулов пока еще недостаточно для поддержки развития этой отрасли промышленности.

Количество зарегистрированных субъектов хозяйствования в сфере промышленности возросло с 55,1 тыс. ед. по состоянию на 01.07.2018 г. до 69,4 тыс. ед. на 01.07.2019 г. и составило 17,8% от всех хозяйствующих субъектов. Среди них 4,5% составляет доля бездействующих предприятий.

Субъекты малого предпринимательства обеспечили рост промышленной продукции в I полугодии 2019 г. (к аналогичному периоду прошлого года) на 6,1%, а доля продукции малого бизнеса возросла с 31,1% до 32,8% (от всей промышленной продукции). Доля продукции субъектов малого бизнеса в ВВП сократилась за данный период с 58,4% до 54,0%, или на 4,4%.

Количество налогов и обязательных отчислений в сфере малого предпринимательства возросло с 2 ед. в 2018 г. до 5 ед. в 2019 году. Это отражается на росте налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства и их финансовом состоянии.

В целом по республике общее количество зарегистрированных субъектов возросло с 957274 ед. в I  полугодии 2018 г. до 1045240 ед. в соответствующем периоде 2019 г., или на 9,2%.  Одновременно возросла доля недействующих предприятий и организаций (с 31,1% до 42,0%), что свидетельствует об имеющихся проблемах данных субъектов, в том числе и в части налогообложения.

Динамика числа налогоплательщиков в экономике Узбекистана

за 2018-2019 гг.

Наименование

2018 г.,

I полугодие, (ед.)_

%

2019 г.,

I полугодие, (ед.)

%

Количество зарегистрированных субъектов, всего

из них предприятий и организаций:

957274

100,0

1045240

100,0

- действующих

429498

68,9

406909

58,0

-недействующих

194098

31,1

294730

42,0

Из общего количества зарегистрированных предприятий и организаций:

-плательщики общеустановленных налогов

7575

1,8

39107

9,6

-плательщики единого налогового платежа (ЕНП)

148883

34,7

161335

39,6

Источник: данные Государственного налогового комитета

Несмотря на рост количества плательщиков ЕНП за исследуемый период с 148883 ед. до 161335 ед. (на 8,4%), доля поступлений в Госбюджет страны по этому платежу сократилась с 6,1% до 1,8% от всех доходов без целевых фондов (эффективность налога стремительно падает).

Варианты решения

Увеличение в Узбекистане количества налогов и обязательных платежей для малых предприятий с годовым оборотом от 100 млн. сум. до 1 млрд. сум. (с 2 ед. до 5 ед.) привело к росту количества недействующих субъектов, в частности, в сфере промышленного производства.

Несмотря на снижение с 1 октября 2019 г. ставки НДС с 20% до 15%, она по-прежнему остается высокой (в Казахстане и Кыргызстане – 12%). Ее использование приводит к высоким ценам на конечную продукцию, которая реализуется на внутреннем рынке. Это сокращает конкурентоспособность отечественной промышленной продукции с высокой степенью обработки, по сравнению с импортируемой, а также усиливается проблема ее реализации из-за низкого платежеспособного спроса потребителей.

В целях сокращения диспаритета между уровнем заработной платы и потребительскими ценами, достижения ценовой сбалансированности межотраслевых связей (в особенности между сельским хозяйством и обслуживающими его сферами), повышения конкурентоспособности отечественной продукции с высокой степенью обработки и потребительских товаров целесообразно и в дальнейшем поэтапно снижать ставку НДС (до 12%), компенсируя потери за счет роста ресурсного налогообложения и введения налога на роскошь.

Необходимо организовать качественное обучение бухгалтеров, обслуживающих фермерские и дехканские хозяйства навыкам работы с НДС в целях сокращения их издержек на услуги бухгалтерии, принять меры по широкому использованию ИКТ в сфере сельскохозяйственного производства.

Учитывая сложности, возникшие у многих предпринимателей в условиях использования новых правил налогообложения, целесообразно не применять в 2020 г. чрезмерно жестких санкций к менеджерам и бухгалтерам предприятий, перешедших на уплату НДС в 2019-2020 годах.

В целях поддержки деятельности отечественных предприятий, выпускающих продукцию с высокой степенью обработки, целесообразно в краткосрочной и среднесрочной перспективе применять таможенные пошлины на импорт аналогичной продукции (на уровне 5%-15%), ежегодно сокращая их ставки (в процессе вступления Узбекистана в ВТО и ЕАЭС).

Сергей Воронин, д.э.н., Зиёдулла Мухитдинов, Бобур Корабоев,

Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекиста

Экономическое обозрение №10 (238) 2019

 


Комментарии