В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе одной из целей интеграционного объединения является: «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения» (далее – Договор о ЕАЭС).
Договор о ЕАЭС содержит положения о внешнеторговой политике (раздел IX Договора о ЕАЭС), включая статью 41, которая перечисляет совместные меры поддержки экспорта: «страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом».
В странах-членах Евразийского экономического союза действуют схожие меры поддержки экспорта, как в части структуры институтов развития, так и в содержательной части (за исключением Кыргызской Республики).
Институты развития действуют в качестве самостоятельных юридических лиц, в ведении которых находятся либо исключительно вопросы развития экспорта, либо комплексные вопросы привлечения инвестиций, развития предпринимательской деятельности. Как правило, финансовая (страховая, кредитная) поддержка и нефинансовые инструменты отнесены к деятельности различных институтов. Например, СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении», «Агентство по развитию Армении», «Белэксимгарант», ОАО «Промагролизинг», ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», АО «Центр развития торговой политики «QazTrade», АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «Qazindustry», АО «Российский экспортный центр», АО «Росэксимбанк», АО «Эксар».
Главными коммуникационными площадками для взаимодействия институтов поддержки экспорта стран-членов ЕАЭС являются Евразийская экономическая комиссия и форум «Евразийская неделя». Необходимость координации институтов поддержки стран-членов Евразийского экономического союза подтверждается на уровне решений Евразийского межправительственного совета. Например, Решение Евразийского межправительственного совета № 2 от 29 мая 2015 г. «О мерах, направленных на развитие экспорта». При этом стоит отметить, что указанное решение в основном декларирует развитие финансовых инструментов поддержки. Евразийская экономическая комиссия отмечает необходимость разработки единой стратегии развития экспорта.
Важную роль в развитии экспорта стран-членов ЕАЭС играют торговые соглашения Евразийского экономического союза, среди которых: Соглашение о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам, Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, Соглашение о свободной торговле с Республикой Сингапур, Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны.
Какими могут быть наднациональные инструменты поддержки экспорта ЕАЭС
Помимо перечисленных в Решении Евразийского межправительственного совета № 2 от 29 мая 2015 г. финансовых мер и участия в выставочно-ярмарочной деятельности, наднациональными инструментами поддержки могут быть:
- Создание наднациональных юридических лиц. Организационно-правовая форма наднациональных юридических лиц по аналогии с «societas europaea», может быть не только «маркетинговым шагом», направленным на узнаваемость интеграционного объединения на международном рынке, но и инструментом создания новых финансовых мер поддержки, как отмечает Юрий Кофнер, Заведующий Евразийским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики, научный сотрудник Международного института прикладного системного анализа (ИИАСА): «С учётом официального обязательства поддерживать «инфраструктурные проекты с интеграционным эффектом» Евразийский банк развития (ЕАБР) мог бы предоставлять «евразийским компаниям» льготное кредитование на подобные проекты в ЕАЭС. А главы государств-членов ЕАЭС смогли бы рассмотреть возможность внесения изменений в Договор о ЕАЭС (Статья 93 и Приложение 28), чтобы дать промышленным компаниям, оформленным в качестве societas eurasicaea и реализующим производственную деятельность хотя бы в трёх государствах-членах Союза, право на получение особых промышленных субсидий. Например, тех, которые в ином случае были бы для них запрещены».
- Мерой, сочетающейся с созданием наднациональных юридических лиц, является система добровольной сертификации «сделано в ЕАЭС». У данной меры есть два варианта реализации. Это может быть сертификация по географическом признаку или сертификация только для компаний, имеющих наднациональную организационно-правовую форму и производящую продукцию в нескольких странах-членах ЕАЭС. В первом случае аналогом выступают система наименования происхождения товара, регулируемая в Российской Федерации Гражданским кодексом, а именно статьями 1225, 1516, а также специальными инструментами поддержки экспорта, например, программой АО «РЭЦ» — «Made in Russia». Во втором случае появится действительно новая система добровольной сертификации и зонтичный бренд для экспортеров, который могли бы совместно разработать институты поддержки экспорта стран-членов ЕАЭС.
- Согласование маркетинговой политики и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях на уровне национальных институтов поддержки экспорта. Присутствие стендов «сделано в ЕАЭС» с участием предприятий-представителей стран-членов объединения на крупнейших международных выставках положительно скажется на узнаваемости продукции, произведенной в Евразийском экономическом союзе, а также может создать дополнительные кооперационные связи предприятий-экспонентов и улучшит качество взаимодействия национальных институтов поддержки экспорта.
- Тиражирование лучших практик поддержки экспорта национальных институтов поддержки. Принципы поддержки экспорта в странах-членах ЕАЭС схожи, но при этом есть и различия. Например, Кыргызской Республике еще предстоит внедрить систему комплексных мер поддержки, в Российской Федерации сформирована федеральная и региональная инфраструктура поддержки экспорта, в Республике Казахстан работа построена по принципу «одного окна». Создание общедоступного перечня лучших практик позволит не только улучшить коммуникацию между институтами поддержки, но и ускорит развитие союзной экосистемы поддержки экспорта и предпринимательской деятельности, что может привести к созданию новых наднациональных институтов или рабочих групп.
- Развитие инструмента соглашений о свободной торговле. Приведенное в пример Соглашение о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам показывает положительные результаты, так объем экспорта по итогам 2018 года составил 119,6% к аналогичному периоду прошлого года, объем импорта 108,6%. Подписание новых соглашений может не только положительно сказаться на экспорте продукции, произведенной в ЕАЭС, но и укрепить авторитет союза, как экономического интеграционного объединения.
- Создание промышленных зон под эгидой Евразийского экономического союза на территории третьих стран и содействие предприятиям стран-членов ЕАЭС в строительстве и запуске производств на территории промышленных зон. В настоящее время подобный проект реализуется Российской Федерацией в Египте, вблизи города Порт-Саид и северного входа в Суэцкий канал.
Создание аналогичных зон коллективными усилиями стран-членов ЕАЭС позволит развивать кооперационные цепочки и придаст дополнительный импульс экономической интеграции.
Заключение
Государственная поддержка экспорта является общепринятой практикой. Однако создание именно наднациональных инструментов поддержки нуждается в дополнительной проработке уполномоченными институтами поддержки предпринимательства (поддержки экспорта) стран-членов Евразийского экономического союза.
Именно совместные инструменты поддержки улучшат узнаваемость продукции, произведенной на территории ЕАЭС, положительно скажутся на ее конкурентоспособности и повысят уровень экономической интеграции стран-членов Евразийского экономического союза.
Александр Беляшов, к. юридических н., заместитель директора Фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».
Калининград, 28 января 2020 г.
Источник: Евразийские Исследования
*Публикация отражает личные взгляды автора и может не отражать официальную позицию
информационно-аналитического портала review.uz.
Оставить комментарий