Эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Хасанжон Мажидов и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций (Мининфоком) Илхом Хужакулов представили обзор мирового опыта внедрения единой системы биллинга коммунальных услуг, на основе которого предложили эффективное решение проблемных вопросов в процессе внедрения биллинга в Узбекистане.
Полная версия статьи будет опубликована в 4 номере журнала «Экономическое обозрение».
В Узбекистане действует довольно сложная система расчетов за коммунальные платежи, предусматривающая их оплату в различные организации. Ранее предпринимался ряд мер по созданию единой системы расчетов, более удобной для потребителя, были приняты соответствующие нормативно – правовые акты.
В частности, Постановлением Кабинета Министров от 14.09.2017г. №726, ряду министерств и ведомств было поручено в срок до 1 августа 2018 года разработать и запустить Единую биллинговую систему а также подключение к ней информационных систем и баз данных электроснабжения и газоснабжения — до 1 января 2019 года, питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения — до 1 января 2021 года.
Наряду с этим, другим Постановлением Кабинета Министров от 04.01.2019г. №5 были рассмотрены меры по созданию отдельной единой биллинговой системы коммунальных услуг города Ташкента до 1 апреля 2019 года.
Однако, единая система коммунальных услуг в стране до сих пор не была создана. Именно поэтому изучение процесса создания единой биллинговой системы коммунальных услуг и устранение конкретных проблем, препятствующих этому, стало одним из самых актуальных направлений работы Акселератора социально-экономических реформ (Акселератор). Поэтому в рамках 100-дневного периода работы Акселератора одной из приоритетных задач было определено решение проблем в области создания единой биллинговой системы расчетов за коммунальные платежи.
Биллинг — это деятельность по обработке данных коммерческого учёта электроэнергии и коммунальных услуг и обеспечению взаиморасчётов потребителей с энергосбытовыми организациями, предприятиями ЖКХ, расчётными центрами.
К процессу решения этой проблемы были привлечены представители соответствующих министерств и ведомств, частного сектора, исследовательских центров и других организаций. Проведены полевые исследования, семинары, основанные на методологии, разработанной в сотрудничестве с Гарвардским университетом и Акселератором ОАЭ, изучен соответствующий зарубежный опыт.
Акселерация внедрения в Узбекистане
Мировой опыт показывает, что для оптимизации деятельности ЖКХ и повышения удовлетворенности потребителей качеством услуг необходимо переходить к принципу «потребитель - единая система ЖКХ». Единая биллинговая система — это создание единой системы платежных процессов в республике.
В связи с этим создание единого идентификатора абонентов и включение его в существующие биллинговые системы АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот», ГУП «Тошиссиккуввати» и Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (для вывоза мусора) было определено как задача, которую необходимо решить в течение 100 дней.
Сформированная Акселератором рабочая группа из более чем 10 представителей министерств и ведомств, в состав которой также вошли официальные лица Управления электроснабжения и водоснабжения Дубая, провела исследования и выявила ряд проблем, которые необходимо решить.
Сегодня взаимоотношения потребителей коммунальных услуг в стране строятся по принципу «потребитель - отдельное коммунальное предприятие», а при интеграции существующих биллинговых систем ЖКХ возникают следующие проблемы:
- биллинговые системы не в полной мере отвечают современным требованиям;
- несоответствие данных потребителей в действующих биллинговых системах ЖКХ, из-за отсутствия единого идентификатора потребителя, что создает препятствия в интеграции существующих баз данных (например, Ахмедов Бекзод в биллинговой системе АО «Региональные электрические сети» зарегистрирован как Бегзод Ахмедов в АО «Худудгазтаъминот»);
- расположение биллинговых систем поставщиков коммунальных услуг на разных технических площадках;
- дублирование счета потребителей из разных регионов в биллинговых системах;
- не полностью налажен электронный обмен данными между существующими базами данных коммунальных предприятий и системами соответствующих министерств и ведомств;
- отсутствие возможности проведения анализа и прогнозирования и другие.
В целях устранения проблем на пути создания Единой биллинговой системы коммунальных услуг рабочей группой были определены следующие основные задачи формирования единой системы:
- создание единой базы потребителей;
- создание возможности для потребителей контролировать денежные средства на счетах в соответствии с действующими тарифами на коммунальные услуги;
- анализ состояния потребления коммунальных услуг, систематический и прозрачный мониторинг;
- расширение возможностей по оказанию интерактивных услуг в сфере государственных услуг, в том числе с использованием электронных платежных систем;
- объединение всех участников ЖКХ по Республике Узбекистан в единое информационное пространство;
- многотарифный учет для оптимизации режима потребления;
- комплексный анализ платежеспособности потребителей посредством обслуживания кредитной информационной системы для исполнения налогов, штрафов и других видов платежей, помимо коммунальных платежей.
Для достижения вышеуказанных задач и функций в рамках Акселератора в первые 50 дней реализации проекта рабочая группа завершила начальную техническую работу по установлению использования персонального идентификационного номера физического лица (ПИНФЛ) и кадастрового номера здания в качестве идентификаторов потребителей и начала вводить данные в базы данных.
В течение следующих 50 дней был завершен ввод данных и проверена актуальность кадастровой информации.
В целом была проделана следующая работа:
- обработаны данные более 20 миллионов потребителей в базе данных ЖКХ;
- проведены работы по очистке данных в учетных системах всех ЖКХ. Количество абонентов, к которым ПИНФЛ был привязан как единый идентификатор, достигло более 5 миллионов.
- введена практика предоставления пользователям кадастровой информации в соответствии с требованиями коммунальных служб. Установлено, что привязка кадастровых номеров к лицевым счетам абонентов будет осуществляться на регулярной основе, в зависимости от технических возможностей ЖКХ.
- владельцы биллинговой системы проинформированы о необходимости регулярной очистки данных, а также обновления баз данных и переноса данных о клиентах на единый идентификатор.
Важно отметить, что проведенная работа по унификации и привязке данных пользователей к ПИНФЛ и кадастровому номеру помогут осуществить более комфортный для населения (без потери данных, не соответствия пользователей и т.д.) переход к единой биллинговой системе.
Заключение
Внедрение единой биллинговой системы расчетов за коммунальные платежи даст возможность потребителям коммунальных услуг получать достоверную информацию по состоянию лицевых счетов, а также получать эти данные путем ввода ПИНФЛ в платежных сервисах и других системах (таких как Payme, Apelsin, Click и т.д.). Это исключит необходимость предоставления дополнительных справок в каждое коммунальное предприятие и позволит сократить время, необходимое на оплату коммунальных услуг.
Кроме того, установление ПИНФЛ как единственного идентификатора личности гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и иных услуг в соответствии с Указом Президента от 23.03.2021 г. еще больше усиливает актуальность действий в этом направлении.
Актуальное решение
23 марта 2021г. вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров», которым предусмотрено, что с 1 июля ведение учета налогоплательщиков в налоговых органах будет осуществляться с использованием персонального идентификационного номера физического лиц (ПИНФЛ). Установлено, что ПИНФЛ считается единым идентификатором, удостоверяющим личность гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и других услуг. Запрещено ведение отдельных номеров для идентификации физических лиц государственными органами и организациями.
Хасанжон Мажидов, ЦЭИР
Илхом Хужакулов, Мининфоком
Полная версия статьи выйдет в 4 номере журнала «Экономическое обозрение»
Оставить комментарий