Транспортная переориентация

Транспортная переориентация

Пандемия коронавируса показала, что некоторые виды перевозок оказались не готовы к введенным ограничениям и понесли серьезные экономические потери. Если перевозки грузов показывают устойчивый рост, то предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, терпят колоссальные убытки как у нас в стране, так и в глобальном масштабе.

Сильнее всего пострадали авиационные перевозки и, по мнению экспертов, до конца года потери в этой отрасли составят более 113 млрд долларов. Акции ведущих авиакомпаний рухнули на 50 и более процентов.

Транспортный сектор Узбекистана также испытывает негативное влияние пандемии. Авиакомпания «Uzbekistan Airways», прекратившая коммерческие рейсы с 16 марта, терпит вынужденные потери. Кроме этого, экономические показатели компании существенно снизятся ввиду недополученной прибыли. Аналогичные убытки терпят и предприятия «Узжелдорпас», и вокзалы. К настоящему времени убытки в сфере из-за карантинных ограничений составили 340 млрд сумов. И эта цифра продолжит увеличиваться до стабилизации эпидемиологической ситуации.

Однако если говорить о грузоперевозках, то распространение COVID-19 не повлияло на них столь же негативным образом, как на пассажироперевозки. В целях обеспечения сроков своевременной доставки грузов и недопущения замедления внешнеторговых перевозок правительством страны принимаются усиленные меры по переориентированию части объема международных автомобильных перевозок на железнодорожные, а также развитию мультимодальных перевозок в обход стран, закрытых для них в связи с карантинными мерами[1].

Учитывая, что доля автомобильного транспорта составляет примерно половину от общего объема транспортных услуг (47,2 процента), эти меры имеют весьма важное значение [2].

В этой сложной ситуации для железнодорожного транспорта открываются новые перспективы. Благодаря налаживанию сотрудничества с другими странами расширяются возможности развития грузоперевозок, совершенствуются существующие и открываются новые экспортные, импортные и транзитные коридоры, а также развиваются международные мультимодальные маршруты с применением гибких тарифов. Так, в марте и апреле этого года отправлены грузы из Узбекистана по новым мультимодальным маршрутам через Баку - Тбилиси - Карс. Подобные грузоперевозки имеют еженедельный характер. Помимо Турции, аналогичные маршрутные поезда планируются также в Россию, государства Европейского Союза, Китай и другие азиатские страны[1].

По данным аналитического сервиса Gurtam, специализирующегося на анализе данных GPS-мониторинга транспортных компаний, в период жестких карантинных мер с 16 марта по 10 мая километраж пробега транспортных средств на территории Узбекистана снизился на 25 процентов. А с 11 мая показатели перевозок фиксируют устойчивый рост на пять процентов по сравнению с докризисными [3].

Показатели транспортной отрасли

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан, по статистике, объемы перевозок грузов и грузооборот за январь-март 2020-го составили 268 млн тонн. Из них 17,1 млн (6,4 процента) перевезено железнодорожным транспортом, 232,3 млн (86,7) - автомобильным, трубопроводным - 18,6 млн (6,9) и 1,2 тысячи тонн - воздушным. По сравнению с первым кварталом 2019-го общие показатели составили 105,1 процента. Так, объем грузоперевозок вырос в железнодорожных перевозках на 0,9 процента, в автомобильных - на 5,8. В авиационных услугах наблюдался резкий спад на 35,5 процента.

Общий объем пассажироперевозок составил 1 368,2 млн человек. Основная часть приходится на автомобильные - 1 343,4 млн (98,2 процента). Городским электрическим видом транспорта (метрополитен, трамвай и троллейбус) перевезено 20 млн человек. Железнодорожным и авиационным - 4,2 и 0,6 млн соответственно. Значительное снижение в объемах пассажироперевозок наблюдается в железнодорожных (19 процентов) и авиационных (16,6 процента) сегментах.

Анализ динамики основных показателей транспорта за первый квартал 2020 года показывает снижение объемов из-за введенных некоторыми странами ограничений в перевозках на автомобильном транспорте в импортном сообщении на 33,7 процента, на воздушном в транзитном сообщении - 52,5 процента. Если в первом квартале текущего года показатели на воздушном (экспорт и импорт) и автомобильном (экспорт и транзит) видах транспорта имели стабильный темп роста к аналогичному периоду прошлого года, то уже за 20 дней апреля в разгар карантинного периода наблюдалось резкое снижение по всем видам сообщения [1].

В целом по всем видам транспорта фиксировалась стабильность в объемах межгосударственных перевозок с ростом около двух процентов относительно прошлого года. А на железнодорожном - тенденция увеличения объемов перевозок грузов за счет переориентирования перевозок с автомобильного транспорта.

Пакет антикризисных мер

Многие развитые страны объявили о серии чрезвычайных мер, которые направлены на оказание помощи бизнесу, такие как продление сроков уплаты налогов, рассрочка кредитов, выплата грантов для поддержки предприятий, предоставление беспроцентных кредитов с гарантией государства (покрытие 80 процентов от общей суммы кредитору), компенсация убытков при снижении оборотов на 25 и более процентов, выделение пособий по безработице, отсрочка оплаты НДС на шесть месяцев и другие виды государственной поддержки. Комплекс мер для спасения экономики и объем антикризисных пакетов в европейских странах составляет от 10 до 20 процентов ВВП.

В Узбекистане также реализуются несколько пакетов антикризисных мер. Указами Президента от 19 марта и 3 апреля 2020-го определены и на сегодня активно реализуются меры по обеспечению макроэкономической стабильности, бесперебойной работы отраслей экономики, стимулированию внешнеэкономической деятельности, в том числе распространяющиеся и на предприятия транспортной отрасли Узбекистана. Антикризисные меры включают как предоставление отсрочек платежей по кредитам АО «Uzbekistan Airways», АО «Uzbekistan Airports» и ГУП Центр «Узаэронавигация», подлежащим оплате в 2020-м, так и освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога до конца года, а также снижение ставок социального налога, предоставление беспроцентных ссуд в качестве оборотных средств и дополнительных мер поддержки предприятий отрасли, наиболее подверженных негативному влиянию распространения коронавирусной инфекции, в том числе субсидирование вне­очередных отпусков порядка 20 тысячам сотрудников отрасли.

Наиболее пострадавшим от карантина акционерным обществам «Uzbekistan Airways» и «Uzbekistan Airports» предоставлена отсрочка по кредитам на 122 млн долларов и налоговые льготы более чем на 60 миллиардов сумов. Из Антикризисного фонда при Министерстве финансов предоставлены беспроцентные ссуды в размере 50 млн долларов в качестве оборотного капитала.

Меры, направленные на развитие

Испытания пандемией коронавируса не прошли для транспортной отрасли бесс­ледно: обнажились слабые места, нуждающиеся в укреплении для более эффективного развития.

Поэтому на совещании под председательством Президента 25 мая перед Минис­терством транспорта поставлены задачи по обеспечению устойчивого развития отрасли, включающие следующие меры:

- разработку бизнес-модели по преодолению последствий пандемии для АО «Uzbekistan Airways» и «Uzbekistan Airports»;

- налаживание выхода на рынок грузовых перевозок по маршруту Европа - Китай, оптимизация текущих и инвестиционных расходов;

- привлечение новых авиаперевозчиков на рынок гражданской авиации в целях усиления конкуренции;

- передача «Uzbekistan Airways» в управление престижной зарубежной компании;

- объявление тендера на модернизацию аэропортов, перевод деятельности международных аэропортов Андижана, Бухары, Ургенча и Карши в форму государственно-частного партнерства;

- поддержка предприятий, осуществляющих международные перевозки грузовым автотранспортом;

- проведение модернизации автобусов, обслуживающих внутренние маршруты в Республике Каракалпакстан и областях, обеспечение этих предприятий финансовыми ресурсами;

- реконструкция 80 тысяч километров внутренних дорог на основе внедрения принципа «платит пользователь»;

- объявление тендера на проект платной автомобильной дороги Ташкент - Андижан, предусматривающего в том числе строительство альтернативного тоннеля на перевале Камчик.

Кроме того, даны конкретные рекомендации в отношении дальнейшего развития авиационных услуг и автомобильных перевозок.

Авиационные услуги:

АК «Uzbekistan airways» рекомендуется поэтапно возобновлять авиаперевозки пассажиров согласно рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с неукоснительным выполнением следующих мер:

- обязательное ношение масок пассажирами и экипажем;

- температурный контроль пассажиров, работников аэропортов и путешественников;

- процедура посадки на борт с уменьшением контакта с другими пассажирами или экипажем;

- ограничение передвижения внутри салона во время полета;

- более частая и тщательная уборка кабины лайнера;

- упрощенная процедура кейтеринга с целью минимизации контакта бортпровод­ников с пассажирами.

Организовать грузоперевозки воздушным транспортом по основным направлениям (Турция, Китай, Южная Корея, Россия, ОАЭ и другие), а также рекламную кампанию по привлечению грузов. Наладить сотрудничество с иностранными предприятиями по консолидации грузов для осуществления регулярных грузовых авиарейсов «Uzbekistan Airports».

Разработать «дорожную карту» по развитию и расширению инфраструктуры международных аэропортов республики в целях увеличения объемов услуг с учетом следующих направлений:

- создание автоматизированных складов для развития сервисов экспресс-почты DHL, FedEx, UPS и других;

- организация международных хабов с участием крупных авиакомпаний в сфере воздушных грузоперевозок на базе международных аэропортов республики;

- создание специальных участков для предоставления услуг и парковки для воздушных лайнеров иностранных авиа­компаний.

Справка: имеется возможность размещения 70 самолетов на территориях международных аэропортов республики.

В сфере автомобильных перевозок:

- проработать вопросы по присоединению к Единому информационному пространству по управлению цепочками поставок стран ЕАЭС;

- изучить реализацию механизмов ГЧП в транспортной отрасли, в частности, в вопросах создания крупных логистических узлов и с возможностями автоматизированного складирования;

- изучить возможности реализации цифровизации логистических услуг совместно с IT-Рark;

- проработать вопросы создания службы такси по геолокациям для грузовых перевозок в период урожая овощей и фруктов;

- разрешить перевозку автобусами сотрудников организаций и предприятий на договорной основе.

Стоит сказать, что в Узбекистане продолжается трансформация экономических отношений в направлении, основанном преимущественно на модели частной собственности. Осуществляются последовательные меры по снижению прямого участия государства в отраслях экономики. Тем не менее в условиях пандемии роль государства в решении возникших проб­лем не могла не усилиться, что касается и транспортного сектора. Однако анализ, определяющий перспективы развития отрасли, свидетельствует о том, что даже в этих условиях курс на дальнейшее углубление рыночных преобразований сохраняется. Ибо эти меры направлены на повышение конкурентоспособности транспортного сектора в условиях рынка.

Источники:

[1] http://mineconomy.uz/ru/news/view/3146

[2] https://stat.uz/uploads/docs/xizmatlar_dekabr_ru.pdf

[3] https://flespi.io/covid19/#/country/uzbekistan

Мухсинжон Холмухамедов
Заведующий сектором Центра экономических исследований
и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.

"Правда Востока" №114 от 30 мая 2020 года

Поделиться постом

Похожие новости