Принятая Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» является примером логической последовательности и системности проводимых демократических реформ, либерализации экономики, социально – экономического развития страны во имя благосостояния населения.
Сущность цифровой экономики характеризуется как многогранная человеческая деятельность, где знания, просвещения и цифровая информация выступают как основной фактор процесса производства. Необходимым ее пространством является современная информационная сфера, а информационно – коммуникационные технологии используются в качестве важнейшего фактора для оптимизации структуры и повышения производительности труда. Развитие цифровой экономики означает вступление страны в новую эру развития, в эру постиндустриального общества, что открывает неограниченные возможности для демократического развития общества, совершенствования управления страной и экономикой.
На выполнение задач Государственной программы «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики» предусматривается затратить колоссальное средство в размере 18,3 триллиона сумов и 10, 4 миллиарда долларов или, другими словами, в общей сложности около 30 триллиона сумов средств, что составляет 890 тысяч сумов на одного жителя республики. Научными исследованиями и опытом развитых стран доказано, что инвестиции в цифровую экономику всегда дают высокую отдачу, ибо это затраты на развитие интеллектуального труда и нематериальные факторы производства. Цифровая экономика занимает в национальной экономике около 3% процентов в ВВП и динамичное ее развитие в этом и последующих годах создаст устойчивые дополнительные рабочие места. Реализация заданий этого года повысит вклад цифровой экономики в ВВП и к 2030 году достигнет 30 %.
В условиях формирования и функционирования цифровой экономики, происходит замена физического труда интеллектуальным, которая приводит к увеличению наукоемкости продукта, что сопровождается приращением добавочной потребительной стоимости в глобальной цепи формирования стоимости.
Доказано, что на современном этапе процесса производства продукта в большей степени добавочная стоимость формируется на этапе генерации идеи, проектирования, дизайна и на конечной стадии, доведения продукта до потребителя (маркетинга, менеджмента и логистики). Поэтому в приращении добавочной стоимости роль информации и инновации огромна.
Цифровая экономика включает такие отрасли, как интернет, мобильная и телефонная связь, телекоммуникация, отрасли информационно – коммуникационных технологий, инфраструктура ИКТ, электронная коммерция, бизнес для бизнеса (B2B), бизнес для потребителя (B2C), E-правительство. В этом году приоритетными направлениями в области цифровой экономики, как это подчеркнуто в Государственной программе, являются строительство, энергетика, сельское и водное хозяйство, транспорт, геология, кадастр, здравохранение, образование и архивное дело.
Электронно–информационные технологии используются для внедрения в национальной экономике современного менеджмента, повышения эффективности производства, ускорения инновации, нивелирования влияния риска от изменения рыночных конъюнктур. Создание локальной или глобальной электронной информационной сети создает синергетический эффект. В условиях цифровой экономики приоритеты ставятся на талант людей и времени. Поэтому порою информация о товаре стоит дороже, чем сам товар. Примеры: аукционы лучших номеров автомашин, телефонных номеров мобильной связи, рыночная капитализация ведуших компаний, чем их активы и т.д.
Отрадно отметить, что в Государственной программе предусмотрено совершенствование государственного управления отраслями с критическим пересмотром организационно-институциональных основ цифровой экономики и электронного правительства, развития межведомственного электронного сотрудничества, повышения качества и расширение перечня оказываемых электронных государственных услуг, широкого применения форм реализации бесконтактных взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства. В Государственной программе красной нитью подчеркивается, что в сфере широкого внедрения информационных систем и программных продуктов в реальные секторы экономики важность создания цифровых технологий и автоматизированных систем в финансово-хозяйственной деятельности, административных процедурах, производстве, технологических и управленческих процессах. обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций.
Цифровая экономика создает благоприятные условия для предпринимательства путем цифровой индексации данных, сокращения бумаготворчества и волокиты. Она обеспечивает быстрый контакт с потребителями в рыночном пространстве, обеспечивая доступность широкого круга предпринимателей и населения к информации для принятия рациональных решений. Повышается эффективность производства и производительность труда, поощряются инновации в области безналичной экономики и преодоления коррупции, улучшает рабочие условия и производительность труда.
Цифровая экономика влияет на издержки: снижает транзакционные и поисковые затраты (поставщиков, потребителей, партнеров, обслуживающие отрасли и т.д.), затраты на взаимозаменяемые материалы, транспортные затраты, наблюдательные и мониторинг издержки, проверочные и контрольные издержки. В общей форме можно говорить о трех компонентах цифровой экономики: электронная бизнес структура, включающая жесткие и мягкие диски, телекоммуникацию, сетевые структуры, человеческий капитал и другие; электронный бизнес (включающие связи бизнеса с другими организациями) и электронная коммерция: перевод товаров, книг и других. В настоящее время цифровая экономика мира составляет более 3 триллионов долларов.
В условиях глобализации экономики, ужесточения внутренней и внешней конкуренции, повышения риска предпринимательства, сложности принятия системных эффективных решений информационно–коммуникационные технологии и интернет создают благоприятные предпосылки для развития бизнеса и предпринимательства. Развитие цифровой экономики повышает благосостояние населения: создается широкий доступ к информации о рынках, товарах, услугах и знаниях и их ценах для оптимизации потребительского поведения потребителей, превращая их в своего рода “королей” на рынке; нивелирует преимущества крупного бизнеса по сравнению с мелким и средним бизнесом, улучшает условия проживания населения.
Реализация Государственной программы повысит потенциал отечественного рынка IT-технологий путем: перехода на использование в государственных органах и организациях в установленном порядке информационных систем и программных продуктов с определением единого реестра основных функциональных требований к данным продуктам; формирования единой базы отечественных информационных систем и программных продуктов, соответствующих установленным функциональным требованиям; организации в высших образовательных учреждениях, обладающих потенциалом лабораторий по разработке информационных технологий и программных продуктов, в том числе с привлечением транснациональных - признанных передовых IT-компаний; создания благоприятных условий для дальнейшего развития разработки отечественных информационных технологий и программных продуктов; Государственная программа предусматривает развитие телекоммуникационной инфраструктуры, расширение широкополосного использования сети Интернет, не только в городах, но и отдаленных уголках страны. Кроме того, произойдут развитие и модернизация сети мобильной связи и других современных телекоммуникационных услуг. Это создаст благоприятные условия для реализации проекта «Пять инициатив», принятия мер по организации в учебных центрах «Рақамли технологиялар», моноцентрах «Ишга марҳамат» и «Ёшлар технопарклари» специальных курсов по обучению молодежи цифровым технологиям.
Более того, реализация проекта по линии министерства поддержки махалли и семьи послужит ликвидации компъютерной безграмотности части населения, создаст возможности приобретения навыков работы на компъютере и интернет. При этом планируется обучение не только молодежи, но и взрослых. Это ускоряет развитие демократии и формирования гражданского общества.
Как известно в традиционной экономике процесс производства заключается в переработке предметов природы с помощью труда в полезные материальные блага или услуги, необходимые для удовлетворения нужд населения. В ней объектом переработки являются сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д. Исходя из такой логики, можем утверждать, что в цифровой экономике объектом переработки являются научные идеи, цифры, данные, которые с помощью интеллектуального труда превращаются в полезную информацию или инновации, которые внедряются в производство.
В заключении хочется выразить надежду, что успешная реализация Государственной программы 2020 года выведет страну на новый виток поступательного устойчивого развития, который будет служить интересам повышения благосостояния населения и усилит веру народа в светлое будущее.
Турсун Шадиев, доктор экономических наук, профессор
Международный Вестминстерский университет
Оставить комментарий