Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 3 апреля подписал указ «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».
Президент поручил установить до 31 декабря 2020 года нулевые ставки таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе товаров при ввозе 20 категорий товаров, включая мясо, молоко, масло, лук, муку, сахар, марлю, гигиенические средства, аппараты ИВЛ и другие.
Совету по тарифному и нетарифному регулированию совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в двухнедельный срок внести предложения по дальнейшему совершенствованию внешнеэкономической деятельности, обратив особое внимание на снижение стоимости ввозимого сырья, материалов, аксессуаров и комплектующих, используемых субъектами малого предпринимательства для производства продукции.
Документом поручено продолжать на срок 6 месяцев без перерыва выплату пособий семьям с детьми, пособий по уходу за ребенком и материальной помощи, срок выплаты которых заканчивается в марте – июне текущего года, без истребования заявления о продолжении их выплаты на новый срок и иных документов (но не более срока достижения ребенком 2 лет и 14 лет соответственно).
Установлено, что расходы в связи с продлением выплаты социальных пособий и материальной помощи покрываются за счет Антикризисного фонда.
Дополнить на период действия карантинных мероприятий Перечень основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного обеспечения одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, комплектами одноразовых масок, антисептических средств и антибактериальным мылом.
Установлено, что с 1 апреля по 31 декабря 2020 года:
а) туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению), АО «Uzbekistan Airways» и его структурные подразделения, АО «Uzbekistan Airports» и ГУП «Центр Узаэронавигация»:
- освобождаются от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц;
- уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1 процента;
б) плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе;
в) приостанавливается порядок применения повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, в том числе выявленных до 1 апреля 2020 года, а также начисления пени и принятия мер принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок по указанным налогам.
Будут приостановлено начисление фиксированной суммы налога на доходы физических лиц и социального налога для индивидуальных предпринимателей, вынужденно приостановивших свою деятельность на период карантинных мероприятий, без необходимости сдачи свидетельства о государственной регистрации, с уведомлением о приостановлении деятельности органов государственной налоговой службы через персональный кабинет налогоплательщика.
Глава государства поручил предоставить право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года с уведомлением налоговых органов микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50 процентов по сравнению со среднемесячным за первый квартал текущего года:
- без подачи заявления органам государственной власти на местах по налогу с оборота, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными ресурсами – с последующей их уплатой равными долями в течение 12 месяцев;
- по социальному налогу – с последующей его уплатой равными долями в течение 6 месяцев.
При этом будут сохранены до конца текущего года действующие ставки акцизного налога на спирт, алкогольную продукцию, включая вина и пиво, а также акцизного налога при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа.
С 1 апреля 2020 года снижается обязательное требование о внесении юридическими лицами предоплаты по газу и электроэнергии до 30 процентов.
Глава государства одобрил принимаемые Центральным банком Республики Узбекистан меры по:
- обеспечению коммерческих банков дополнительными ликвидными ресурсами в объеме 2,6 трлн сумов за счет облегчения требований по обязательным резервам;
- внедрению специального механизма предоставления ликвидности коммерческим банкам со сроком до 3 лет в сумме до 2 трлн сумов.
Принята к сведению информация Центрального банка о том, что:
- в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года №УП–5969 отсрочена задолженность по кредитам юридических лиц в объеме 7,9 трлн сумов;
- объем дополнительно реструктуризуемых платежей по кредитам организаций, столкнувшихся с финансовыми трудностями в связи с принимаемыми в Узбекистане и в других странах мерами по борьбе коронавирусом и резким снижением экономической активности, составляет дополнительно 7 трлн сумов;
- объем пролонгируемых платежей по кредитам физических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих погашению в последующие 6 месяцев 2020 года, составляет 4,7 трлн сумов.
Центральному банку поручено принять меры по созданию условий и упрощению процедур для:
- предоставления коммерческими банками до 1 октября 2020 года отсрочки платежей по кредитам юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с финансовыми затруднениями;
- неприменения штрафных санкций и мер взыскания на залоговое обеспечение по просроченным кредитам заемщиков, на деятельность которых негативно воздействовал введенный режим карантина.
Сумма начисленных и отсроченных коммерческими банками процентов по кредитам не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль в период предоставленной отсрочки.
Определено, что до 1 октября 2020 года Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности предоставляются:
- поручительство по кредитам, выдаваемым субъектам предпринимательства с положительной кредитной историей на пополнение оборотных средств, в размере до 75 процентов включительно от суммы кредита, но не более 10 млрд сумов, вне зависимости от количества проектов;
- компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, выдаваемым субъектам предпринимательства в национальной валюте на пополнение оборотных средств с процентной ставкой, не превышающей 1,75-кратного размера основной ставки Центрального банка, с сохранением установленных размеров компенсации.
Отменяется ограничение на предоставление государственным фондом одному заемщику одновременно и поручительства и компенсации.
Определено, что:
- вводится мораторий сроком до 1 октября 2020 года на инициирование процедур банкротства и объявления банкротом предприятий, столкнувшихся с финансовыми затруднениями в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции;
- срок проведения аудиторской проверки по итогам 2019 года хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке, продлевается до 1 октября 2020 года;
- разрешается проведение годовых общих собраний акционеров по итогам 2019 года до 1 октября 2020 года, а также в режиме видеоконференцсвязи;
- требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более ста тысяч базовых расчетных величин вводится по итогам 2020 года;
- сроки уплаты административных штрафов, примененных к лицам, помещенным под карантин (за исключением ответственности за нарушение правил карантина), продлеваются на период до окончания карантина;
- разрешается до 1 октября 2020 года оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другой продукции, изготавливаемых в аптеках;
- до конца года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый в целях налогообложения на основе ставки рефинансирования (основной ставки), не подлежит включению в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль и налога с оборота и соответственно не подлежит налогообложению;
- приостанавливается начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества субъектами предпринимательства, вынужденно приостановившими свою деятельность на период действия карантинных мероприятий;
- плательщики налога на прибыль вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль начиная со второго квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема, с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала. При выявлении фактов злоупотребления данным правом налоговым органам предоставляется полномочие вносить изменения в представляемые справки об авансовых платежах по налогу на прибыль;
- с 1 апреля 2020 года налогоплательщики применяют льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, без условия направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.
Определено, что строительные материалы, необходимые для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусной инфекцией, а также товары, необходимые для их функционирования, освобождаются сроком до 31 декабря 2020 года от таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, при ввозе экспресс-тестов по выявлению коронавирусной инфекции с них не взимается сбор за таможенное оформление.
Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить ежемесячную компенсацию из Антикризисного фонда местным бюджетам выпадающих доходов в связи с предоставлением отсрочек (рассрочек) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести изменения в действующий порядок назначения и выплаты социальных пособий, направленные на упрощение процедуры оценки нуждаемости семей в получении социальных пособий, в том числе:
- сокращение документов, предоставляемых вместе с заявлением на получение социального пособия;
- исключение из совокупных доходов семьи отдельных трансфертов, являющихся мерами государственной социальной поддержки, и другое.
Оставить комментарий