Рейтинговое ускорение

О динамике улучшения предпринимательского климата в Узбекистане

24 октября был опубликован рейтинг группы Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business 2020). Выпуск этого ежегодного доклада всегда является важным событием в экономической сфере и информационном пространстве всех стран, участвующих в рейтинге. Такое внимание к результатам рейтинга связано с тем, что в нем дается объективная оценка деятельности правительств по улучшению условий для деятельности бизнеса в стране, причем в детальном сопоставлении с другими странами мира.  Не является исключением в плане медийного внимания к результатам рейтинга и Узбекистан, который улучшил свое положение в вышедшем 24 октября рейтинге на семь позиций, заняв 69-е место, и войдя в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата.

Узбекистан в ходе реформ выстраивает конкурентоспособную экономику, а конкурентоспособность экономики во многом зависит от благоприятных условий для деятельности бизнеса, что помогает предприятиям производить продукцию с более низкими издержками, более конкурентоспособную на рынках. Поэтому рейтинг «Ведение бизнеса» не только дает представление иностранным инвесторам о благоприятности делового климата в стране, но также служит определенным индикатором динамики проводимых реформ в повышении конкурентоспособности экономики.

Данное улучшение позиций в рейтинге вполне закономерно, так как в последние годы предпринимаются активные усилия по улучшению деловой среды в Узбекистане и позиций Узбекистана в «Ведении бизнеса». Узбекистан уверенно поднялся в рейтинге со 146-го на 69-е месте. Только за последние три года рост составил 18 позиций. Поставлена задача к 2022 году создать условия для предпринимательства, соответствующие уровню топ-20 стран рейтинга. 

В связи с этим особый интерес представляет более детальная информация о том, что представляет собой этот рейтинг и что он отражает.

Как рассчитывается рейтинг

Для улучшения деловой среды, инвестиционного климата важное значение имеет сокращение излишних бюрократических процедур, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства. Доклад «Ведение бизнеса» фиксирует нормативно-законодательные изменения, вводимые в различных странах и затрагивающие бизнес-деятельность по десяти направлениям, и проводит их оценку на предмет улучшения или ухудшения условий деятельности бизнеса.  Соответствующий анализ проводится относительно 190 стран мира.

Условия ведения бизнеса по тем или иным направлениям объединены в 10 индикаторов, каждый из которых рассчитывается по ряду конкретных показателей.

  • Создание предприятий. В этом индикаторе рассматриваются количество процедур, которые необходимо пройти для регистрации, количество дней, которые уходят на регистрацию, необходимые для регистрации затраты и минимальный уставной капитал, выраженные в процентах к доходу на душу населения.
  • Получение разрешений на строительство. В этом индикаторе также рассматриваются количество процедур, сроки и стоимость в процентах от стоимости строительства. А также добавляется показатель контроля качества строительства, оцениваемый по 15-балльной шкале.
  • Подключение к системе электроснабжения. Здесь рассматривается количество необходимых процедур, дней и стоимость в процентах к доходу на душу населения. Добавляется также индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов.
  • Регистрация собственности. Этот индикатор оценивает процесс регистрации права на имущество и также включает показатели количества процедур, сроки и стоимость регистрации в процентах от стоимости имущества. Здесь же определяется 30-балльный индекс качества системы управления земельными ресурсами.
  • Получение кредитов. Этот индикатор базируется на определении индекса действенности законных прав (0-12 баллов), индекса глубины кредитной информации (0-8 баллов) и таких показателей, как охват бюро кредитной информации и охват кредитного реестра, рассчитываемых в процентном отношении от количества взрослого населения.
  • Защита миноритарных инвесторов. Индикатор защиты миноритарных инвесторов рассчитывается на основании расчета целого ряда индексов – раскрытия информации о сделке, ответственности директоров, благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами, прав акционеров, развития структуры управления, корпоративной прозрачности.
  • Налогообложение. В определении этого индикатора   учитываются следующие показатели: количество платежей в год, время в часах в год, уходящее на уплату налогов, общая налоговая нагрузка (ставка по налогам и социальным сборам) в процентах от доходов, а также индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов по 100-балльной шкале.
  • Международная торговля. Этот индикатор рассчитывается исходя из параметров времени в часах, уходящего на подготовку документов и на таможенное оформление экспортных и импортных документов, а также стоимости экспортных и импортных процедур в долларах США.
  • Обеспечение исполнения контрактов. Этот индикатор базируется на исполнении сроков контрактов в днях, стоимости в процентах от стоимости иска, а также индексе качества судопроизводства, определяемого по 18-балльной шкале.
  • Разрешение неплатежеспособности. Этот индикатор рассчитывается на базе сроков в годах, стоимости в процентах от стоимости недвижимости, коэффициенте возврата долга (центы к доллару) и индексе эффективности нормативно-правовой базы по 16-балльной шкале.

Ранее оценивался еще один индикатор «наём сотрудников», который не был включен в рейтинг этого года.

Говоря о факторах положительной динамики в рейтинге, аналитики Всемирного банка отмечают, что более низкий уровень бедности способствует формированию более благоприятной среды для бизнеса, а повышение эффективности нормативного регулирования благоприятно сказывается на развитии предпринимательства, стартапов, инноваций, на облегчении доступности кредитов и инвестиций. Особо подчеркивается, что лидеры рейтинга, как правило, имеют онлайн-процедуры для регистрации бизнеса и передачи собственности, а также электронные платформы для подачи налоговых деклараций.

Сопоставления с прошлым годом

Как ранее отмечалось, по мере углубления проводимых реформ Узбекистан занимает все более высокие позиции в рейтинге, год от года улучшая свои показатели по тем или иным направлениям, аспектам предпринимательской деятельности.  В связи с этим представляют интерес сопоставления прошлого года с нынешнем, какие проблемы наиболее успешно решались и какие акценты в оценках рейтинга прозвучали год назад и в текущем году.

Доклад «Ведение бизнеса-2019» (Doing Business 2019) был обнародован 31 октября прошлого года. Год назад Узбекистан занял 76-е место среди 190 экономик мира, получив 67,4 балла, что было на 1,08 балла больше, чем годом ранее. Но тем не менее в прошлом году были потеряны две позиции, по сравнению с позапрошлым годом.

В прошлом году показатели улучшения условий ведения бизнеса отмечались почти по всем индикаторам, за исключением получения кредитов и обеспечения исполнения контрактов. Однако аналитики Всемирного банка отмечали, что наиболее заметные улучшения в прошлом году наблюдались в категориях международной торговли, защиты миноритарных инвесторов и в налогообложении.

Если говорить о результатах нынешнего года, то набор направлений, в которых наиболее динамично происходили реформы, примерно тот же самый – защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, однако добавилась новая позиция – обеспечение исполнения контрактов.

Какие же моменты в проводимых преобразованиях были высоко оценены экспертами Всемирного банка по наиболее динамично развивающимся направлениям реформ в прошлом и в текущем году?

В области защиты миноритарных инвесторов в прошлом году было отмечено, что Узбекистан законодательно прояснил вопросы собственности и контрольных структур компаний, акции которых торгуются на бирже. В оценке же этого года было указано на усиление защиты миноритарных инвесторов путем расширения прав и роли акционеров в принятии ключевых корпоративных решений, уточнения структур собственности и контроля, а также повышение корпоративной прозрачности. То есть, если ранее основной акцент ставился на совершенствовании необходимой законодательно-нормативной базы в этом направлении, то в течение последнего года роль миноритарных инвесторов реально расширена, обеспечивается защита их прав и повысилась корпоративная прозрачность.

В отношении улучшения системы налогообложения в прошлом году экспертами особо отмечалось снижение налогов и введение новый классификационной системы предприятий, которая позволила малым предприятиям платить единый социальный платеж по фиксированной ставке за каждого работника.  В этом году в качестве важного шага в проведении налоговой реформы было указано упрощение налогообложения за счет объединения налога на развитие социальной инфраструктуры с налогом на прибыль. То есть можно констатировать, что система налогообложения продолжает активно совершенствоваться.

В области международной торговли в прошлом году Всемирным банком была особо подчеркнута важность инициации мер, которые позволили ускорить ведение международной торговли и благодаря которым общее время оформления экспортных документов сократилось с 174 до 96 часов. В этом году в качестве наиболее положительных моментов в этом   направлении были названы:  упрощение международной торговли путем введения механизма таможенной проверки, основанной на риске, а также смягчение требований к документам на импорт, что также свидетельствует о продолжении и углублении реформы. 

Особо стоит также упомянуть индикатор обеспечения исполнения контрактов, по которому в прошлогоднем отчете улучшений не наблюдалось. В этом году «упрощение обеспечения исполнения контрактов путем принятия закона о добровольной медиации, а также создания финансовых стимулов, поощряющих стороны прибегать к урегулированию возникших споров посредством медиации», экспертами Всемирного банка было названо одной из ключевых реформ в области улучшения делового климата в Узбекистане.

Резюмируя можно констатировать, что наиболее динамично улучшение предпринимательского климата происходит в направлениях защиты миноритарных инвесторов, совершенствовании системы налогообложения, в области международной торговли, а начиная с этого года к этим направлениям присоединилось и такое, как обеспечение исполнения контрактов.

Траектория усилий 

Последовательное улучшение позиций Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса» невозможно рассматривать вне контекста проводимых в последние годы глубоких экономических преобразований в области улучшения условий предпринимательской деятельности, формирования более благоприятного бизнес-климата. В последние годы в этом направлении уже многое сделано.

С 1 января 2017 года были отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также встречных проверок, в том числе по уголовным делам, ограничивающих законные права и интересы предпринимателей.  С января 2018 года Указом Президента был объявлен мораторий на два года на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

С 1 июня 2018 года Указом Президента были отменены 6 видов лицензий и разрешительных документов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 лицензий и разрешений в 17, сократились сроки оформления 15 лицензий и 10 документов разрешительного характера.  В целях устранения бюрократических барьеров и сокращения сроков функции оформления лицензий по 9 видам деятельности были переданы от Кабинета Министров соответствующим государственным органам.

Был упрощен механизм выделения микрокредитов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и субъектам семейного предпринимательства без образования юридического лица, а также создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства. Был установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Также учрежден независимый институт — Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Особо важную роль в повышении позиций Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса» сыграли два принятых постановления Президента. В июле 2018 года было принято Постановление Президента № ПП-3852 «О мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».  А 5 февраля 2019 г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан от N ПП-4160 «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». В отличие от постановления 2018 года постановление от 5 февраля 2019 года определяет конкретные меры по каждому индикатору и сроки их введения, а также указывает министерства и ведомства, ответственные за достижение намеченных результатов как общего рейтинга, так и рейтинга по отдельным индикаторам.  В текущем году шла активная реализация принятого пакета мер, направленных на упрощения условий деятельности бизнеса по направлениям, непосредственно связанным с конкретными индикаторами индекса «Ведение бизнеса».

И именно проведенная в этом году большая работа по улучшению условий деятельности для бизнеса уже нашла свое отражение в общепризнанном международном рейтинге Всемирного банка.

Нормативные решения текущего года

С 1 марта 2019 года Постановлением Президента Республики Узбекистан от N ПП-4160 «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» 5 февраля 2019 г. были установлены следующие нормативные положения.

В сфере государственной регистрации субъектов предпринимательства установлен порядок, в соответствии с которым банки могут дистанционно открывать банковские счета юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Республики Узбекистан, и индивидуальным предпринимателям в процессе их государственной регистрации. К 2022 году планируется сократить время регистрации предприятия с четырех до одного дня.

В сфере получения разрешений на строительство был отменен порядок определения исключительного целевого назначения земельных участков при выставлении их через аукцион на электронной торговой площадке E-IJRO AUKSION. Органам строительства были переданы функции архитектурно-градостроительных советов по согласованию проектно-сметной документации. Было установлено, что акт приемки в эксплуатацию построенных зданий и сооружений выдается одновременно с выпиской из свидетельства о государственной регистрации прав на объект недвижимости.

В сфере подключения к системе электроснабжения применяются экономические санкции за несанкционированные отключения потребителей от подачи энергоснабжения.

В сфере регистрации собственности установлено, что заявка для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета может подаваться по экстерриториальному принципу. Нотариальные конторы при удостоверении сделок, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, в обязательном порядке направляют заявление о государственной регистрации прав на объекты недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию, на безвозмездной основе. Отменено требование об обращении и выдаче кадастрового дела на бумажном носителе, внедрен механизм ведения кадастровой документации на объекты недвижимости в электронном виде.

В сфере защиты миноритарных акционеров акционерам предоставлено право привлекать в судебном порядке заинтересованного члена наблюдательного совета к ответственности за ущерб, причиненный обществу в результате заключения крупной сделки и сделки с аффилированными лицами. Установлено, что конфликтные ситуации, возникающие в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, разрешаются в судебном порядке. Кроме того, внедряется механизм оплаты начисленных дивидендов по акциям через Центральный депозитарий ценных бумаг или инвестиционных посредников.

В сфере международной торговли сертификаты происхождения товара, наряду с Министерством инвестиций и внешней торговли, также выдаются Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан на основе заявления-декларации участника внешнеэкономической деятельности в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления.

В сфере обеспечения исполнения контрактов введен порядок, позволяющий проводить досудебное заседание в экономическом суде как метод разрешения споров, а также внедряется единая электронная система учета и оплаты населением всех платежей в судах по уголовным и гражданским делам, административных и экономических судах, в том числе государственной пошлины.

Межстрановые сопоставления

На первом и втором местах рейтинга, как и в прошлом году, оказались Новая Зеландия и Сингапур. С четвертого на третье место, по сравнению с прошлым годом, поднялся Гонконг, оттеснив Данию на четвертое место.  Пятое заняла Южная Корея. За ней следуют США, Грузия, Великобритания, Норвегия и Швеция, которые также вошли в первую десятку.

Страны Европы и Центральной Азии увеличили темп и без того динамичных улучшений делового климата: они внедрили 56 реформ и вышли на ведущие позиции в мире по реформам в сферах налогообложения и обеспечения исполнения контрактов. Две страны Европы и Центральной Азии входят в число 20 самых благоприятных в мире стран для ведения бизнеса: Грузия занимает 7-е место, а Северная Македония – 17-е.

Стоит провести параллели с соседними странами. В число 20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, наряду с Узбекистаном, вошли также четыре государства из региона Европы и Центральной Азии. Это Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан и Косово.  И Россия, и Казахстан повысили свои позиции в рейтинге в текущем году на три строчки относительно предыдущего года.

Обращает на себя внимание то, что страны Центральной Азии в последние годы весьма активно проводят реформы, направленные на улучшение условий деятельности бизнеса, что укрепляет их конкурентоспособность и позиции в конкуренции за привлечение инвестиций. Видимо, немаловажным фактором этого являются активные реформы в Узбекистане, проводимые в течение последних трех лет. Страны региона экономически тесно взаимосвязаны друг с другом и улучшение климата предпринимательской деятельности в Узбекистане стимулирует их уделять этому фактору особое внимание в укреплении своих конкурентных преимуществ.

Казахстанские акценты

Казахстан в рейтинге «Ведение бизнеса 2020» поднялся с 28-го места на 25-е место. Экспертами Всемирного банка были особо отмечены следующие моменты:

- упрощение процедуры открытия бизнеса введением регистрации налога на добавленную стоимость на момент учреждения;

 - упрощение работы с разрешениями на строительство благодаря упорядочению экспертной оценки проекта строительства, а также за счет улучшения процедуры подключения к системе водоснабжения;

 - улучшение доступа к кредитам, за счет автоматического расширения обеспечительного интереса на активы и расширения доступа к кредитной информации;

- удешевление регистрации собственности за счет уменьшения регистрационных сборов.

Но также было отмечено, что Казахстан усложнил передачу собственности, требуя дополнительное подтверждение оплаты госпошлины. Усложнилось также решение проблемы неплатежеспособности введением требования голосования всеми кредиторами за план реабилитации, независимо от влияния на интересы.

Российские особенности

Россия в рейтинге Doing Business 2020, по сравнению с прошлогодней оценкой, поднялась на три позиции – с 31-го на 28-е место. Экспертами Всемирного банка особо были выделены три реформы:

- ускорено подключение предприятий к системе электроснабжения, в том числе за счет создания специализированных отделов по подключению по принципу «единого окна»;

- усилена защита миноритарных инвесторов требованием большей корпоративной прозрачности; -  упрощены налоговые условия за счет сокращения сроков возврата налога на добавленную стоимость (НДС). Позитивное влияние на упрощение налогового учета оказало и дальнейшее совершенствование программного обеспечения предприятий 1C.

 

 Экономическое обозрение №10 (238) 2019

 

 

Комментарии