В партнёрстве с государством

 

Государственно-частное партнёрство как инструмент решения социально экономических проблем.

Президент Шавкат Мирзиёев на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, определил ключевые векторы курса на дальнейшее углубление демократических реформ в стране и укрепление правовых основ преобразований. В частности, в докладе Президента отмечена важность принятия Закона «О государственно-частном партнерстве» от 10 мая 2019 года.

Сегодня в мире широко применяются механизмы регулирования государственно-частного партнерства (далее ГЧП) в целях обеспечения эффективного решения приоритетных социальных и экономических задач. Упомянутый Президентом Закон стал базовым нормативно-правовым актом в данной сфере, в соответствии с которым обеспечивается реализация единых правил и процедур, связанных с разработкой и реализацией проектов ГЧП.

О том, что такое ГЧП, и что делается в этом направлении в Узбекистане

Согласно Закону Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» (ст.3), государственно-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок сотрудничество государственного и частного партнеров, основанное на объединении их ресурсов для реализации выгодных для обеих сторон проектов. Другими словами, это совместная работа между государством и частным сектором с целью общего финансирования, строительства и эксплуатации проектов.

Какие это дает преимущества?

Партнерство между государством и частным сектором даст преимущество обеим сторонам:

  • более продвинутые инфраструктурные решения в силу сравнительного преимущества, исходящие из потенциала обеих сторон;
  • более быстрое и качественное завершение проектов и, следовательно, быстрое распределение прибыли;
  • более высокая рентабельность проектов государственно-частного партнерства, так как объединение возможностей обеих сторон делает доступным подходы инновационного дизайна и финансирования;
  • оценка рисков в ранней стадии проекта и разделение рисков;
  • сдерживание роста расходов за счет опыта частного сектора;
  • повышенная эффективность государственных инвестиций за счет повышения рентабельности и более сжатых сроков реализации;
  • перераспределение государственных средств, полученных за счет роста эффективности,  в другие социально-экономические сферы;
  • уменьшение дефицита бюджета за счет повышения эффективности расходов;
  • государственно-частные партнерства, которые снижают затраты, потенциально могут привести к снижению налогов в будущем.
Инфографика: Какие преимущества дает государственно-частное партнерство

ГЧП как альтернатива приватизации

Следует отметить, что ГЧП выступает как политическая и экономическая альтернатива приватизации.  Основное различие между ГЧП и приватизацией заключается в праве собственности на актив или объект. Например, когда приватизируется государственный актив или предприятие, право собственности и управление передается частному сектору. Однако, в проектах ГЧП правительство сохраняет за собой право собственности, а также определяет степень участия частного сектора в проекте.

Также инициация ГЧП  имеет место в тех случаях, когда нельзя допустить приватизацию объектов, которые обеспечивают общественное благо. То есть, существуют естественные монополии, которые поставляют потребителям продукт или услугу по более низким ценам и удовлетворяют объем спроса за счет экономии масштаба. Сюда можно включить, коммунальные услуги, газовую сеть, железнодорожную инфраструктуру, национально волокно-оптическуя сеть и др.

Отбор и мониторинг проектов ГЧП

При отборе проектов ГЧП проводятся тендеры, в которых принимают участие крупнейшие компании мира, проявляющие интерес к инвестиционным возможностям в Узбекистане.

Агентство по развитию ГЧП и эксперты соответствующих министерств и ведомств рассматривают эти и многие другие проекты, обсуждая форму реализации проекта ГЧП и его социально-экономические выгоды. Специалисты тщательно изучают каждый процесс в этом направлении.

Агентство по развитию ГЧП на постоянной основе занимается тщательным изучением требований к различным проектам на соответствие их формам ГЧП (проектирование, строительство, реконструкция, финансирование, эксплуатация и обслуживание). Реализация проектов будет сопровождаться мониторингом по выполнению основных обязательств сторон и поставленных перед партнерами требований к показателям эффективности деятельности.

Текущие проекты и ожидания

Одним из ярких примеров ГЧП является строительство Tashkent City в столице, где государство оказывает поддержку частным инвесторам.

Несмотря на то, что законопроект вступил в силу совсем недавно, уже начались реализовываться 12 проектов в сфере образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, транспорта и строительства дорог в различных регионах страны.

Среди них*:

  1. Водоснабжение и канализация в Хорезмской области - Янгибозорский район. ГЧП запланирован на 25 лет. В течение 10 лет будут привлечены 1 млрд. сум со счета частного партнера и 4 млрд. сум за счет кредитов. Ожидается повышение уровня доступа населения района к питьевой воде от 44% до 80%.
  2. Водоснабжение и канализация в Хорезмской области - Янгиарыкский район. ГЧП запланирован на 25 лет. В течение 10 лет, 3 млрд. сум будут привлечены со счета частного партнера и 6 млрд. сум за счет кредитов. Ожидается повышение уровня доступа населения района к питьевой воде от 34% до 74%.
  3. Водоснабжение и канализация в Ташкентской области.
  4. Строительство или модернизация электростанции с комбинированным циклом в Ташкентской области. Приблизительные капитальные расходы оцениваются в $500 млн.
  5. Модернизация Ташкентского международного аэропорта. Приблизительные капитальные расходы оцениваются в $470 млн.
  6. Система водоснабжения и канализации в городах Самарканд, Бухара, Наманган и Карши.
  7. Создание и эксплуатация центров гемодиализа. Приблизительные капитальные расходы оцениваются в $9,8 млн.
  8. Строительство платной дороги «Ташкент-Андижан».
  9. Проектирование, финансирование, строительство и эксплуатация солнечной фотоэлектрической станции мощностью 200 МВт в Самаркандской области.
  10. Проектирование, финансирование, строительство и эксплуатация солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области.
Инфографика: Государственно-частное партнерство

Кроме того, Госкомтуризм разместил для обсуждения проекты на основе ГЧП, которые включают, начиная с 2020 года, создание зон с туристической инфраструктурой рядом с международными аэропортами.

Следует отметить, что эта инициатива положительно оценивается мировым сообществом, в том числе Азиатским Банком Развития (АБР) и Международной Финансовой Корпораций (МФК). Например, в ноябре текущего года Азиатский банк развития (АБР) выделил $300 млн. Узбекистану, часть которых пойдет на обеспечение благоприятных условий для проектов ГЧП. Кроме того, АБР и Министерство Народного образования недавно подписали соглашение о предоставлении консультаций при строительстве и модернизации общеобразовательных школ.

Заключение

Принятие закона о ГЧП может стать переломным моментом в развитии экономики Узбекистана, так как этот механизм уже оправдал себя во многих странах и дает большой импульс в улучшении инфраструктуры, бизнес климата, промышленности и в диверсификации экономики.

Такого рода инициативы со стороны правительства Узбекистана создадут более благоприятные условия для частного сектора и будут способствовать реализации конституциональных прав граждан и росту общественной активности в делах государства. Развитие ГЧП в Узбекистане дает стране возможность выйти на новый уровень социально-экономического развития, являясь, с другой стороны, важным положительным сигналом для международного сообщества.

Теперь бизнес получил возможность быть представленным в гораздо большем количестве отраслей экономики, что может резко увеличить количество реализуемых инвестиционных проектов в стране.

*(Данные были взяты из сайта агентства по развитию ГЧП).

 

 

Ферузбек Давлетов,

ведущий научный сотрудник

Центра экономических исследований и реформ

при Администрации Президента Республики Узбекистан

 

Комментарии