Иностранные инвестиции в росте конкурентоспособности

    В современных условиях глобализации одним из главных факторов, определяющих темпы экономического роста и конкурентные позиции стран на мировом рынке, является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В результате притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) страна-реципиент не только увеличивает объем инвестиций, но и имеет доступ к новым технологиям, управленческому опыту, каналам сбыта ТНК.

   Практика зарубежных стран подтверждает, что при эффективном использовании привлеченных иностранных инвестиций наблюдается смена номенклатуры производства и экспорта от сырьевых в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью, повышение международной конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Страны, осуществляющие хорошо продуманную политику по стимулированию притока ПИИ, показывают наиболее позитивные результаты в плане экономического роста. Одной из таких стран является Республика Корея.

 Современные штрихи

    ПИИ, которые являются одним из основных двигателей роста экономики страны, сыграли ключевую роль в экономическом чуде Республики Корея. С другой стороны, в последние годы важным фактором наращивания экономической мощи этой страны становится вывоз капитала в другие страны. Корейские конгломераты (известные как чеболи) Samsung, LG Group, SK Group, Hyundai, Daewoo, Lotte и другие эффективно проводят стратегию зарубежной экспансии. Одним из главных факторов в развитии корейских чеболей является эффективный механизм поддержки крупного бизнеса, благодаря которому корейский бизнес смог стать конкурентоспособным на мировом рынке.

    По классификации МВФ Республика Корея, как и другие страны первой волны НИС (также известны как «азиатские тигры») вошли в список развитых стран мира с 1998 года. По данным Всемирного банка, в 1960 году ВВП Республики Корея составлял 3,958 млрд. долларов, а в 2017 году уже 1,531 трлн. долларов. По глобальному индексу конкурентоспособности 2018 года страна находится на 15-м месте. В 2018 году страна заняла 19-е место в мире по притоку ПИИ с показателем 14 миллиардов долларов США.

    В первые годы экономических реформ важным фактором быстрого экономического роста Республики Корея стали вложения, займы и субсидии со стороны США, которые были использованы для развития промышленного производства готовой продукции. А в дальнейшем главным фактором быстрого экономического роста Республики Корея стали эффективная инвестиционная политика по привлечению ПИИ, их рациональное распределение по секторам экономики и эффективное использование.

 Отраслевая направленность привлеченных ПИИ в Республику Корея

 

2016 г.

2017 г.

2017 г. в % к 2016 г.

 

Объем (млн. долл. США)

Доля, %

Объем (млн. долл. США)

Доля, %

Добывающая промышленность

141

    1,33

73

0,57

-48,2

Обрабатывающая промышленность

2726

25,71

5221

40,73

+91,5

Услуги

7737

72,96

7523

58,7

-2,8

Всего

10604

100

12817

100

+20,9

Источник: Foreign Investment Ombudsman Annual Report, 2017, р. 26.

 

    Анализ отраслевой направленности ПИИ в Республике Корея показывает, что они привлекаются в секторы, которые приносят наиболее высокую прибыль и имеют высокую добавленную стоимость. Согласно данным статистики 2017 года, свыше 58% притока ПИИ приходится на сферу услуг, являющихся одним из самых рентабельных секторов экономики. Около 40% ПИИ направляется на развитие обрабатывающей промышленности. При этом инвестиции в основном направляются на производство инновационной и высокотехнологичной продукции, так как Республика Корея имеет конкурентное преимущество в наличии высококвалифицированной рабочей силы. И лишь 0,57% ПИИ используется в добывающей промышленности, т.к. большинство природных ресурсов импортируется и используется для производства конечной готовой продукции для дальнейшего экспорта.

    Важно отметить, что в Республике Корея привлечение ПИИ в производство инновационной и высокотехнологичной продукции осуществляется параллельно с повышением квалификации, знаний, опыта и образования трудовых ресурсов, обеспечением справедливых условий здоровой конкуренции и созданием условий для эффективного функционирования рыночных механизмов.

 Ретроспектива инвестиционной политики

     Исторически государственную политику Республики Корея по привлечению ПИИ можно разделить на четыре этапа.

1-й этап: политика импортозамещения, 1953-1960 годы. В этот период местное общество рассматривало ПИИ как угрозу экономическому развитию страны, а правительство Кореи настороженно относилось к превалированию в экономике иностранных фирм. По этой причине в стране проводилась политика импортозамещения, которая не только способствовала сокращению импорта, но и ограничивала экспорт и приток иностранного капитала. Это отрицательно сказывалось на темпах экономического роста и благосостояния народа.

2-й этап: политика институционализации, 1960-1983 годы. После недолгого эксперимента по проведению политики импортозамещения в 1950-х годах основные политические силы страны пришли к консенсусу о том, что необходимо осуществлять более продуктивную инвестиционную политику с поддержкой привлечения ПИИ. В результате Республика Корея сменила стратегию импортозамещения на политику экспортной ориентации. Эта политика была принята параллельно с «Актом по стимулированию иностранного капитала», согласно которому разрешалось 75%-ное иностранное участие в акционерном капитале.

Правительство начало привлекать ПИИ для устранения дефицита платежного баланса, приобретения новых технологий и управленческого опыта. ПИИ, в первую очередь, привлекались в экспортный сектор легкой, обрабатывающей промышленности. Государство начало постепенно либерализировать экономику, создавая справедливые условия здоровой конкуренции. Например, были приняты система равных прав по уплате налогов, «Общие принципы по ПИИ», согласно которым были сокращены процедуры экспорта и предъявляемые к нему требования.

3-й этап: либерализация потоков ПИИ, 1984-1997 годы. В начале 1980-х годов Корея стала испытывать трудности, возникшие в результате осуществления «Плана развития тяжелой и химической промышленности» (1973-1979гг.). В связи с этим была принята новая политика индустриализации, которая была направлена на реструктуризацию промышленного сектора Кореи в пользу секторов, требующих повышенной квалификации рабочей силы и технологий. Ключевым компонентом технологической модернизации стала либерализация ПИИ.

    В 1984 году корейское правительство разрешило иностранное инвестирование во многие капиталоемкие и технологические секторы экономики. В 1988 году была внедрена система страхования ПИИ, которая обеспечила страховую защиту от различного рода инвестиционных рисков. В декабре 1989 года различные инвестиционные требования (в отношении экспорта, передачи технологий и др.), предъявляемые предприятиям с иностранными инвестициями, были полностью упразднены, так как они ограничивали приток ПИИ.

    Республика Корея стала одной из стран, которая с 1994 по 1998 годы осуществляла политику глобализации, названную segyehwa (политика глобализации и интернационализации экономики посредством адаптации нового общественного мышления). Комитет по содействию развитию программы «Segyehwa» был учрежден в качестве координационного центра в начале 1995 года и объявил о концепции и стратегии Segyehwa, которая внесла поправки в более 100 законов и постановлений. Политика являлась частью основной программы, проводимой в период правительства Ким Янг-Сэма, которое взяло курс на углубление интеграции Кореи в мировую экономику.

    Понятие segyehwa стало главной темой во всех областях деятельности государственной политики – от науки и образования до охраны окружающей среды и экономики. Эта политика также была направлена на либерализацию режима привлечения ПИИ в целях облегчения передачи технологий и углубления индустриализации экономики. Со вступлением во ВТО (1995 год) и ОЭСР (1996 год) Корея стала следовать международным стандартам и, тем самым, что способствовало развитию конкуренции и дальнейшей либерализации режима ПИИ и рынков капитала. Политика «Segyehwa» заложила твердую основу для изменения направления ПИИ с пассивной на активную либерализацию.

4-й этап: активное привлечение ПИИ (1998-2018 годы). Во время Азиатского кризиса в 1998 году в стране была создана Трехсторонняя комиссия для привлечения всех заинтересованных сторон к обсуждению реформ по политике ПИИ. В Комиссии были представлены работники, деловые ассоциации и правительство, поскольку эти три группы имели совершенно разные взгляды на вопросы привлечения ПИИ и конфликтовали друг с другом по вариантам преодоления последствий кризиса. Комиссии удалось разработать «Совместную декларацию по преодолению экономического кризиса и реконструкции» уже в феврале 1998 года.

   Это заложило основу для осуществления дальнейших реформ, включая либерализацию рынка труда, реструктуризацию делового сектора (чеболь) и полномасштабную либерализацию режима иностранных инвестиций. Данная комиссия в 2007 году была переименована в «Экономическую и социальную комиссию по развитию», в которой уже более значимую роль играло гражданское общество. В обсуждение и принятие комиссией решений были вовлечены и зарубежные инвесторы. На Комиссию также была возложена ответственность за урегулирование исков зарубежных инвесторов посредством системы «Home doctor», а омбудсмен инвесторов представлял интересы иностранных инвесторов в правительстве.

    В 1999 году правительство основало Комитет по прямым иностранным инвестициям для совершенствования инвестиционной политики. Состав комитета формируется из представителей министерств. Комитет, как главный орган по принятию решений по ПИИ, ежегодно подготавливает план по совершенствованию экономической политики для привлечения ПИИ.

 KOTRA в поддержке инвестиций

    В настоящее время важным институтом проведения успешной инвестиционной политики Республики Корея выступает организация KOTRA (Korea Trade Promotion Cooperation, первоначально с 1962; Korea Trade-Investment Promotion Agency, c 1995). Данная организация занимается привлечением иностранных инвестиций в национальную экономику,  содействием корейскому бизнесу за рубежом и созданием положительного имиджа Республики Корея на мировой арене. К числу функций KOTRA относятся:

  • обеспечение поддержки инвестиций в Корею;
  • обеспечение достоверной информации по торговле, выставкам иинвестициям;
  • организация деловых бизнес-встреч между зарубежными и корейскими бизнесменами и покупателями;
  • поддержка бизнес-партнерства между зарубежными предприятиями и успешными предприятиями Кореи;
  • поддержка зарубежной деятельности корейских бизнесменов;
  • поддержка потенциальных инвесторов и инвестиционных проектов;
  • научно-исследовательская работа/консалтинг;
  • административная поддержка;
  • поддержка инвесторов;
  • постинвестиционные услуги.

    В настоящее время KOTRA имеет 119 корейских бизнес-центров в мире: 21 – в Европе, 21 – в Азии, 17 – в Китае, 15 –  на Ближнем Востоке, 14 – в Центральной и Южной Америке, 10 – в Северной Америке, 9 – в Африке, 8 – в СНГ и 4 – в Японии.

 Инвестиции в инновации

     В чем же заключается причина успеха страны, которая, не имея богатых природных ресурсов, смогла стать одной из ведущих экономик мира? Важный фактор экономического бума и повышения конкурентоспособности экономики Республики Корея – это огромные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), что укрепляет ее позиции в экспорте инновационных технологий на мировом рынке. По данным ОЭСР, по вложениям в НИОКР (в % от ВВП) в 2015 году Республика Корея уступила лишь Израилю. Согласно данным Global Innovation Index, в 2018 году Республика Корея заняла 12-е место в мире по Глобальному инновационному индексу.

     Основной ресурс Кореи – это наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Из-за высокой доступности образования в Корее и желания корейцев получить образование уровень грамотности страны составляет более чем 98%, и большинство работников в промышленном секторе имеют, по крайней мере, уровень среднего образования. Корея имеет один из самых высоких коэффициентов набора в университеты в мире. Квалифицированная рабочая сила сделала Корею одним из мировых лидеров в различных отраслях промышленности, таких как судостроение, производство автотранспортных средств и другие.

    Усиленно развивая человеческий капитал и привлекая ПИИ в обрабатывающую промышленность, страна сумела изменить свои сравнительные преимущества в пользу наиболее рентабельных отраслей экономики и повысить международную конкурентоспособность экспорта. Изменение сравнительных преимуществ способствовало изменению отраслевой структуры экспорта.  Наибольший приток ПИИ наблюдался именно в секторы инновационной и высокотехнологичной продукции, в которых требуется высококвалифицированная рабочая сила.

    Анализ номенклатуры экспорта основных товаров Республики Корея в динамике наглядно показывает изменение сравнительных преимуществ страны в пользу готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

   В 1960-х годах, когда Республика Корея находилась в тяжелом экономическом положении (не имела ни природных, ни качественных трудовых ресурсов). основу экспорта страны составляли морские продукты и сырьевые материалы. Затем, благодаря тому, что, начиная с 60-х годов прошлого столетия страна постепенно стала переходить на политику экспортной ориентации, структура экспорта стала меняться в пользу готовых промышленных товаров. В последующие годы улучшение условий ведения бизнеса, включая либерализацию экономики, совершенствование макроэкономической политики, поддержку низкого реального обменного курса национальной валюты, стимулирование сбережений, повышение качества человеческого капитала, привлечение ПИИ в высокотехнологические, инновационные сферы. способствовало изменению сравнительных преимуществ страны в пользу производства готовых изделий

обрабатывающей промышленности и наукоемких товаров, имеющих высокую добавленную стоимость.

 Топ-5 товаров экспорта Республики Корея, 2017 год

 

 

Название товара

Размер экспорта (в млн. долларах США)

1

Электронные интегральные схемы

86132

2

Легковые автомобили

38831

3

Нефтяные масла

33544

4

Судна для транспортировки

24054

5

Запчасти для автотранспортных средств

19520

Источник: Всемирная торговая организация

 Этапы экономической политики Республики Корея по привлечению ПИИ

Этапы

Основные государственные меры

1-й этап – политика импортозамещения (1960-1983)

Защита отечественного производства (низкий уровень трансграничной торговли препятствовал притоку ПИИ)

2-й этап – политика институционализации (1960-1983)

•        Принятие «Акта по стимулированию иностранного капитала» (75% иностранное участие в акционерном капитале), (1960);

•        Совершенствование налоговой базы и создание условий конкурентной среды (налоговые каникулы, система равных прав), (1962);

•        Было разрешена 100%-ная иностранная собственность и предоставлены более щедрые налоговые льготы (1966);

•        Принятие «Общих принципов по ПИИ» (минимальные инвестиционные и экспортные требования), (1973);

•        Активное привлечение ПИИ в сферы, требующие высокой квалификации (преимущественно в ноу-хау);

3-й этап – либерализация потоков ПИИ

(1984-1997)

•        Страхование ПИИ (1988);

•        Принятие пятилетнего плана по либерализации потоков ПИИ, расширяющего число секторов, открытых для иностранных инвесторов (1993);

•        Осуществление политики глобализации и интернационализации экономики (1994-1998);

•        Вступление в ВТО (1995);

•        Открытие Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (KOTRA), (1995);

•        Либерализация потоков ПИИ в 129 видах услуг (1997);

4-й этап – активное привлечение ПИИ (1998-2018)

•        Создание «Трехсторонней комиссии» (1998);

•        Введение системы Омбудсмена (1999);

•        Основание Государственного комитета по инвестициям (1999);

•        Либерализация приобретения земельных участков (1999);

•        Преобразование Корейского сотрудничества по инвестициям в «Invest Korea» (2003).

Источник: составлено авторами на основе данных OECD Working papers on International Investment «Lessons from Investment Policy Reform in Korea», 2013 и публикации June-Dong Kim, Sang-In Hwang «The Role of Foreign Direct Investment in Korea’s Economic Development», 2000

 

 

Н. Сирожиддинов, ЭКим

Экономическое обозрение №8 (236) 2019

Комментарии