Инфляционное таргетирование для Узбекистана

 

 

Фото: Юрий Корсунцев

Редакция журнала «Экономическое обозрение» обратилась в Центральный банк  РУ с целью получения более детальной информации о переходе к режиму инфляционного таргетирования и о том, какой эффект ожидается от его введения.

Одним из важных направлений реформ в Узбекистане является использование в денежно-кредитной политике режима инфляционного таргетирования, который призван обеспечивать ценовую стабильность. Центральный банк Узбекистана с 1 января 2020 года начинает поэтапный переход к инфляционному таргетированию. Ориентир по снижению инфляции к 2021 году составит 10%, к 2023 году — 5%.

Редакция журнала «Экономическое обозрение» обратилась в Центральный банк  РУ с целью получения более детальной информации о переходе к режиму инфляционного таргетирования и о том, какой эффект ожидается от его введения.

Материал в полном виде публикуется в первом номере журнала «Экономическое обозрение». 

Плюсы инфляционного таргетирования

Обеспечение в среднесрочной перспективе низкого и стабильного уровня инфляции является важным фактором макроэкономической сбалансированности, так как это создает необходимые условия для социальных улучшений, повышения инвестиционной активности, продолжения структурных реформ, что способствует экономическому развитию.

Усилия по обузданию инфляции  рано или поздно окупятся с точки зрения достижения более высокой долгосрочной производительности и обеспечения более высокого дохода на душу населения. В условиях стабильности внутренних цен у населения и бизнеса будет возможность сохранять покупательную способность, а также сбережения в национальной валюте. Это повышает уверенность при средне - и долгосрочном планировании расходов и инвестиций.

Конечной целью достижения низкого и стабильного уровня инфляции несомненно является улучшение социально-экономической ситуации в стране с поддержанием высокого уровня благосостояния населения.

Распространение режима ИТ

Возникновение режима ИТ было обусловлено необходимостью обуздания инфляции в странах развитого мира (Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Австралия). Впоследствии опыт таргетирования инфляции был перенят и многими развивающимися странами (Чехия, Израиль, Польша, Корея, Колумбия, Чили, Россия, Казахстан и т.д.), которые впоследствии успешно приостановили инфляционные процессы в своих экономиках и добились более сбалансированного и стабильного макроэкономического роста.

Преимущества режима инфляционного таргетирования стали очевидны во время мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов, а также во время Европейского кризиса. Хотя страны, выбравшие данный режим, имели несколько более низкие темпы экономического роста, чем в докризисный период, им все же удалось избежать серьезных экономических потерь во время кризиса.

Международный опыт показывает, что в условиях рыночной экономики режим инфляционного таргетирования является одним из наиболее эфективных методов ведения денежно-кредитной политики. Об этом свидетельствует растущее в мире число стран, переходящих к инфляционному таргетированию. На сегодняшний день более 40 развивающихся и развитых стран ввели режим таргетирования инфляции.

Чего можно ждать от инфляционного таргетирования в Узбекистане?

Поскольку суть инфляционного таргетирования заключается в обеспечении стабильности цен, что выражается в их умеренном и стабильном росте, то наши ожидания от инфляционного таргетирования вполне очевидны – рост цен в экономике не более 5% в год, начиная с 2024 года.

Уверенность в стабильности цен стимулирует сберегательную и инвестиционную активность населения, способствует притоку долгосрочного иностранного капитала в страну, благоприятствует устойчивому экономическому росту и повышению реального благосостояния населения.

При этом необходимо понимать, что существуют определенные предпосылки, которые и предопределяют успешность и эффективность ИТ. Для этого, в частности, должна проводиться скоординированная с монетарной политикой фискальная политика (ограниченный фискальный дефицит), Центральный банк должен быть более автономным в принятии решений, а экономика должна быть достаточно развитой и открытой с высоким уровнем рыночной конкуренции.

Объявление о начале перехода к режиму ИТ в Узбекистане  происходит на фоне либерализации и структурного преобразования всей экономики с постепенным снижением темпов инфляции до уровня не выше 10% в 2021 году, и 5% в 2023 году.

Предпосылки для успешного перехода

Одной из необходимых предпосылок для успешного перехода в режим инфляционного таргетирования является гибкое формирование обменного курса, изменение которого в полной мере обуславливается фундаментальными факторами спроса и предложения. Поэтому требуется модернизация межбанковского валютного рынка и соответствующего усовершенствования политики Центрального банка в сфере валютных интервенций.

Режим инфляционного таргетирования предполагает проведение независимой монетарной политики ЦБ, то есть возможности автономного изменения основной процентной ставки, исходя из прогнозов по инфляции и инфляционных ожиданий, а также прогнозов иных макропоказателей (потребление, инвестиции, занятость и т.д.).

При этом важным моментом является плавающий валютный курс, основным фактором определения которого на внутреннем валютном рынке является механизм спроса и предложения со стороны банков. В настоящее время, для перехода к плавающему валютному курсу Центральным банком предпринимаются шаги по трем основным направлениям:

- повышение роли коммерческих банков в механизме курсообразования и превращению их в маркет-мэйкеров (когда курсом движет система банковских заявок на основе предложения лучшей цены покупки/продажи иностранной валюты);

- совершенствование стратегии валютных интервенций, направленных исключительно для стерилизации ликвидности;

- разработка и применение современных инструментов хэджирования (страхования) валютных рисков, что повлечет за собой стимулирование и активизацию сделок на внутреннем валютном рынке.

 

*Полный комментарий читайте в №1 номере журнала "Экономическое обозрение"

 

 

 


Комментарии