Международно-правовое регулирование вопросов медицинского обслуживания и социального обеспечения в условиях ЕАЭС

Международно-правовое регулирование вопросов медицинского обслуживания и социального обеспечения в условиях ЕАЭС

Основополагающим документом, определившим взаимную интеграцию государств-участников ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г.Астана 29 мая 2014 года. Основные вопросы, посвященные правовому положению мигрантов, затрагивают сферы трудоустройства и трудовой деятельности. Вопросам социальной защиты граждан-мигрантов, как таковой, посвящены отдельные части статей в разделе «Трудовая миграция» и Протокол №30 в приложении к Договору о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, в Договоре выделены механизмы социальной защиты, включая получение медицинской помощи и отдельные аспекты социального обеспечения.


В соответствии с данным Протоколом трудящимся государств-членов и членам семей обеспечивается оказание бесплатной скорой и медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся и членам их семей независимо от наличия медицинского страхового полиса. Законодательством государств-членов Союза предусмотрены виды оказываемых мигрантам медицинских услуг и случаи, когда оказывается такая помощь.Так, Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей, принятый приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе позволил урегулировать вопросы, связанные с медицинским обслуживанием и страхованием.

Однако сам доступ к медицинским услугам в разных странах ЕАЭС не одинаков. В Беларуси и Армении трудовые мигранты, как и любые иностранцы, могут рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание только в экстренных случаях. Вместе с тем медицинское обслуживание предоставляется не только работникам-мигрантам, но и членам их семей, в отличие от России, где медицинскую помощь могут оказать только самим работникам-мигрантам, но не членам их семей или детям. В Казахстане экстренная медицинская помощь, а также прививки предоставляется в пакете бесплатных услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования. В Кыргызстане медицинские услуги платные.

Возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов производится за счет бюджета государства трудоустройства.

В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации (учреждении здравоохранения) государства трудоустройства после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам. Так, в Армении, с момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих, его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.

Также предоставляется возможность медицинской эвакуации пациента в целях его спасения и сохранения здоровья.

При необходимости осуществления медицинской эвакуации пациента в государство постоянного проживания информация о состоянии здоровья направляется медицинской организацией (учреждением здравоохранения) в посольство и (или) уполномоченный орган (организацию) государства постоянного проживания.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Возмещение расходов, связанных с медицинской эвакуацией пациента, осуществляется за счет государства постоянного проживания. В Казахстане транспортировка, включая санавиацию, с 2020 года должна осуществляться в пакете бесплатного оказания услуг.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, медицинская помощь основывается на обязательном медицинском страховании, в который включено: обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Однако в Беларуси и Армении система обязательного медицинского страхования отсутствует. В России стоимость полиса не дешевая и сильно варьируется в зависимости от оказания медицинских услуг и даже возраста мигранта. Для трудящихся из Узбекистана, не привыкших ходить по медицинским клиникам и предпочитающих заниматься профилактикой и самолечением, или обращаться к знакомым медикам-соотечественникам, покупка страховых медицинских полисов оборачивается только дополнительными расходами. В Казахстане система обязательного социального медицинского страхования начнет полноценно действовать с 2020 года. В Кыргызстане система обязательного медицинского страхования фактически не работает, несмотря на обязательства по отчислению страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики.

Период работы трудящихся государств-членов на территории другого государства ЕАЭС засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж, за исключением пенсионного. В этой связи, предусмотрена обязанность работодателя по требованию работника (в том числе бывшего) из государства-члена Союза на безвозмездной основе выдать справку (несколько) и (или) их заверенную копию с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

Что касается пенсионного обеспечения, то в декабре 2019 года в рамках ЕАЭС подписано Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств — членов организации, в соответствии с которыми трудящимся на территории ЕАЭС будут исчислять пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Соглашение пока не вступило в силу.

В настоящее время до вступления в силу соглашения, пенсионные системы стран ЕАЭС сильно различаются между собой, причем как возрастом выхода на пенсию, так и процессом формирования пенсионных отчислений. Между тем, пенсионное законодательство Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Армении, предусматривает пенсионные отчисления в Пенсионные фонды из заработка трудящегося, а по законодательству Кыргызстана и Казахстана, пенсионные взносы работников-мигрантов вообще не начисляются. Поэтому трудящийся- мигрант, работавший в Казахстане или Кыргызстане, не формирует свои пенсионные права, а гражданин, который работает в РФ, но впоследствии хочет вернуться на родину, не может реализовать право на пенсионное обеспечение, так как произведенные выплаты не переводятся в страну проживания, и, соответственно, пенсии тоже.

После вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении гражданин сможет в любой стране получать свою пенсию пропорционально той части стажа, которая была заработана в той или иной стране Союза.

Принятое Соглашение предусматривает развитие сотрудничества между государствами-членами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов, включая обмен в электронном виде.

По прогнозам экспертов, вступление Соглашения в силу должно способствовать значительному сокращению «теневого» рынка рабочей силы, когда получив право на пенсию, мигранты будут выбирать работу с официальным трудоустройством.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование сфер социальной помощи, особенно доступа к медицинской помощи и страхованию, так необходимой для защиты здоровья трудящихся на территории ЕАЭС на сегодняшний день все же нуждается в дальнейшей гармонизации. Для Узбекистана, который в этом году начал осуществление политики искоренения бедности, развитие сферы медицины и социального обеспечения имеет принципиальное значение. В республике взят курс на сокращение бедности при содействии международных организаций. Правительству поручено создать в 2020 году не менее 500 тысяч новых рабочих мест. Также в этом году расходы госбюджета страны на здравоохранение увеличиваются на 23% и составят 2 млрд долларов. Средства, выделяемые на закупку лекарств и медицинского оборудования, возросли в 6,5 раза, для онкологических больных – в 20 раз.

Следовательно, как отметчают экперты, статус наблюдателя для Узбекистана - это удобный и гибкий формат сотрудничества с ЕАЭС, открывающий целый ряд возможностей, например, участвовать в работе органов Союза, и, таким образом, не только наблюдать за процессами, происходящими в Союзе, но и содействовать диалогу и сотрудничеству в сферах, представляющих взаимный интерес для государства-наблюдателя и государств-членов.

Гулноза САТТАРОВА,

к.ю.н., начальник отдела исследований социальной политики и здравоохранения

ИПЗПИ

Законодательная палата Олий Мажлиса

Поделиться постом

Похожие новости