Профессор Академии государственного управления при Президенте прокомментировал позицию министра торговли США Уилбура Росса, противопоставляющего членство в ЕАЭС членству в ВТО.
Исторически бесспорным является только тот факт, что в современном, глобализирующем мире не только отдельные предприятия, но и целые государства не могут в одиночку противостоять все возрастающей конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека. Те же Соединенные Штаты Америки, позиционирующие себя в качестве глобального лидера во всех сферах, являются членом десятков различных государственных объединений, в большинство из которых они вступили преследую свои экономические интересы.
Тем более, странной выглядит позиция министра торговли США Уилбура Росса, противопоставляющего членство в ЕАЭС членству в ВТО. Разумеется, что отдельные нормативы и правила различных организаций могут иметь расхождения. Однако, если основополагающие принципы и цели создания организаций совпадают, приведение нормативов, правил и механизмов есть вопрос переговоров заинтересованных сторон, движущихся в одном направлении. Этот тезис подтверждают и договора о беспошлинной торговле стран ЕАЭС с Сербией и рядом других стран, что было озвучено на саммите ЕАЭС, прошедшем на этой неделе.
Хочу конкретизировать свою позицию по поводу вступления Узбекистана в ЕАЭС. Во-первых, альтернативы экономической интеграции в современном мире нет. К чему приводит даже ограниченная изоляция от мировых экономических процессов мы наблюдали в недавнем прошлом в своей собственной истории и некоторых других стран.
Во-вторых, любая интеграция конечно сопряжена с множеством сложностей. Противники интеграции высказывают мысль, что экономики России и Казахстана сильнее нашей. Но, при этом забывают сказать, что экономки Кыргызстана и Армении слабее нашей. Еще и забывают при этом отметить, что некоторая экономическая изоляция нашей страны привела к монополизму практически во всех ключевых сферах и расширения теневого сектора экономики до угрожающих масштабов. Возможно угроза поглощения отдельных наших производств конкурентами из стран ЕАЭС наконец заставит ответственных лиц задуматься о перспективах развития.
И, наконец, в-третьих. Интеграция не подразумевает насильственное присоединение. Процесс этот добровольный, строиться на основе договоренностей разумных, дружественных друг-другу сторон, которые ищут выгоды не путем попрания чьих-то интересов, а на основе взаимовыгодного сотрудничества. Именно эти основы должны лежать в основе переговоров о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. И конечно же каждый руководитель государственной службы и хозяйственного управления должен продумать стратегию переговоров, выдвигая требования которые бы способствовали усилению преимуществ отечественных предприятий не ущемляя интересов партнеров.
Резюмируя вышеизложенное хочу отметить, что сегодня очень бурно обсуждается вопрос преимуществ и недостатков возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС. И это очень хорошо, поскольку говорит о том, что усилия руководства страны по формированию гражданского общества не проходят даром. Однако, хотелось бы обратить внимание противников и сторонников вступления страны в ЕАЭС на то, чтобы в пылу споров «не выплеснули вместе с грязной водой и ребенка, которого в ней мыли».
Хамидулин М. Б.– доктор экономических наук,
профессор Академии государственного управления
при Президенте Республики Узбекистан
Оставить комментарий