Диалог с Президентом в решении проблем СЭЗ

Диалог с Президентом в решении проблем СЭЗ

В статье анализируются проблемы налогообложения и таможенного регулирования в свободных экономических зонах до проведения налоговой реформы и после нее, а также рассказывается о последних важных решениях по развитию свободных экономических зон в республике.

Как облагались СЭЗ до реформы

До 2019 года для предпринимателей в рамках налогового законодательства Республики Узбекистан существовали два режима налогообложения, применяемые в зависимости от численности персонала — общеустановленный и упрощенный.

В соответствии с общеустановленным режимом налогообложения предприятия должны были оплачивать налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, НДС, акцизный налог, налог за пользование недрами, налог за пользование водными ресурсами (в зависимости от вида деятельности) и отдельные предприятия оплачивали налог на сверхприбыль.

Кроме этого, крупные предприятия оплачивали обязательные отчисления с выручки и единый социальный платеж (ЕСП), определяемый от фонда оплаты труда (ФОТ).

Малые предприятия и микрофирмы, подпадающие под упрощенный режим налогообложения, как правило, освобождались от большинства налогов и отчислений, за исключением ЕСП (с 2020 г. — социальный налог). Помимо этого, малые предприятия должны были оплачивать единый налоговый платеж (с 2020 г. — налог с оборота).

Основным критерием для определения размера налогоплательщика в целях выбора режима налогообложения являлась численность постоянно работающего персонала.

Для хозяйствующих субъектов, функционирующих в свободных экономических зонах (как один из видов специальной экономической зоны), действовали те же налоговые режимы, но с учетом предоставленных льгот и преференций. На территории СЭЗ действуют единые льготные условия, установленные Законом «О специальных экономических зонах», Указом Президента от 26 октября 2016 года №УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон», Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан.

Так, например, участники СЭЗ «Навои» и «Ангрен» освобождены от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, ЕНП и некоторых других отчислений.

При этом участники СЭЗ не освобождались от уплаты НДС, акцизного налога, налога за пользование недрами, налога за пользование водными ресурсами (в зависимости от вида деятельности), налога на сверхприбыль (для некоторых предприятий), обязательных отчислений с выручки (за вычетом НДС и акцизного налога), ЕСП.

Недостатки дореформенного регулирования СЭЗ

В целом, функционировавшая до 2019 года система налоговых льгот и преференций была призвана расширять приток инвестиций в СЭЗ и поощрять создание новых рабочих мест. Однако анализ предоставленных льгот указывает, что привлекательность налогового режима СЭЗ была далека от идеальной и типичной для СЭЗ в передовых зарубежных странах (доклад Центра «Стратегия развития» «Оценка эффективности СЭЗ в Узбекистане: законодательные, инвестиционные, экономические, социальные и экологические аспекты», 2018 год).

Это, в первую очередь, касается уплаты НДС. До 2019 года из-за разрыва цепочки налогоплательщиков не развивались кооперационные связи между крупными и малыми предприятиями. Складывались неравные условия налогообложения по НДС между импортируемым и производимым в республике технологическим оборудованием.

В противоположность НДС налоги с оборота имели «каскадный» характер, которые умножали риски предприятия стать неконкурентоспособным. Они также значительно повышали стимулы для ухода предприятий в «теневой» рынок, что еще больше подрывало конкурентоспособность законопослушных предприятий на внутреннем рынке. Высокие ставки НДФЛ, которые имели прогрессивный характер, также не способствовали легализации деятельности на территории СЭЗ.

По мнению экспертов Центра «Стратегия развития», в Узбекистане налоговый и таможенный режимы для предприятий в СЭЗ практически не отличались от условий за пределами СЭЗ. Льготы для участников СЭЗ по видам налогов, порогу инвестиций и срокам освобождения практически не отличались от действующих по всей республике льгот для иностранных инвесторов (за исключением г. Ташкента и Ташкентской области) (Указ Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 г. №УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций»).

Система льгот и преференций для участников СЭЗ не способствовала реальной оценки их эффективности. Экономистами справедливо ставилась задача пересмотра подхода к системе преференций, сделав их более направленными. Следует учитывать, что полное освобождение от уплаты налогов не всегда является эффективным стимулом, тем более с точки зрения формирования доходов бюджета СЭЗ, региона и страны в целом.

Еще одним сомнительным моментом является привязка уровня льгот к объемам вложенных инвестиций: большой объем инвестиций не всегда означает, что деятельность эффективна. Действовавшая система льгот приводила к ограничению стимулов по эффективному ведению деятельности.

Существенным недостатком порядка налогообложения в СЭЗ являлся срок исчисления налоговых льгот. Как правило, начало срока действия налоговых льгот исчисляется с даты получения свидетельства о регистрации участника СЭЗ, выдаваемого дирекцией СЭЗ. Однако сложившаяся ситуация не позволяла инвесторам использовать в полном объеме предоставленные им налоговые льготы. Многим инвесторам для наладки производства требуется время, и поэтому целесообразно изменить срок исчисления действия налоговых льгот.

Все это находило свое отражение в установленных критериях отбора проектов для реализации на территории СЭЗ и требованиях к участникам СЭЗ. Стремление решать все имеющиеся проблемы с использованием механизма СЭЗ приводило к противоречивости целей и требований и их невыполнимости.

Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 1996 года не охватывал многие ключевые аспекты создания и функционирования СЭЗ. В результате деятельность СЭЗ регулировалась целым рядом подзаконных актов, отдельно по каждому вопросу — таможенный, налоговый и валютный режимы, отбор и регистрация инвесторов и т.д.

В связи с несогласованным внесением изменений в законодательство, регулирующее вопросы как деятельности СЭЗ, так и предприятий, и инвесторов в целом, возникали сложности в толковании и применении данных норм. Данное положение рассматривалось международными экспертами и потенциальными иностранными инвесторами как «запутанное» и вызывало множество вопросов.

Авторы доклада Центра «Стратегия развития» предложили в целях углубления кооперации и создания производственных кластеров освободить предприятия-участников СЭЗ от уплаты НДС во взаиморасчетах между участниками СЭЗ, независимо от того, в каком СЭЗ они зарегистрированы, что является весьма спорным предложением.

СЭЗ в реформе налогообложения

Начиная с 2019 года, в стране проводится реформа налогообложения, которая затронула и сферу деятельности СЭЗ. В соответствии с Указом Президента от 30 июня 2018 года №УП-5468 реализуется Концепция совершенствования налоговой политики и оптимизируются налоговые льготы для подавляющего числа хозяйствующих субъектов, включая субъектов СЭЗ. В ходе реформы налогообложения осуществлены следующие меры:

  • снижена нагрузка на ФОТ путем введения единой ставки налога на доходы физических лиц, сокращена ставка ЕСП;
  • отменены обязательные отчисления в Пенсионный фонд;
  • предприятия, имеющие годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 млрд. сумов или достигшие установленный порог в течение года, переведены на уплату общеустановленных налогов.

В целом, новшества в налоговом законодательстве существенно сократили налоговую нагрузку на ФОТ для предприятий СЭЗ, что говорит о том, что нанимать на работу стало значительно дешевле.

Значительная часть субъектов СЭЗ, которые ранее считались малыми (из-за низкой численности штата), но имели оборот свыше 1 миллиарда сумов, автоматически перешла на общеустановленный режим налогообложения и уплату НДС.

В сфере таможенного законодательства для субъектов СЭЗ до 2019 года действовал особый таможенный режим, при котором иностранные товары размещали и использовали в пределах данных зон без уплаты таможенных платежей. Кроме того, продукция, производимая в СЭЗ, экспортировалась без уплаты вывозных таможенных платежей. Для поддержки предприятий, как правило, за каждым СЭЗ закреплялся определенный таможенный пост в целях ускорения всех процессов.

После реформ 2018-2020 годов сфера таможенного регулирования, в части деятельности субъектов СЭЗ, принципиально не изменилась. В то же время в этой сфере произошла существенная унификация таможенного законодательства. Налоговым кодексом в новой редакции, введенным в действие с января 2020 года, были пролонгированы отдельные налоговые льготы, в том числе для участников СЭЗ.

В 2020 г. был принят Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» в новой редакции, которым установлен порядок создания, продления срока функционирования и ликвидации СЭЗ, изменения их границ, пересмотрены система их управления, принципы проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на их территории, а также процедуры регистрации их участников.

Данным pаконом предусматривается, что финансирование строительства или реконструкции объектов инфраструктуры на территории СЭЗ может осуществляться как за счет централизованных, так и за счет нецентрализованных источников.

Позитивное влияние реформы

Принятые в соответствии с pаконом меры позитивно сказались на деятельности СЭЗ. Так, в Узбекистане на начало 2021г. функционировалf 21 свободная экономическая зона, из которых 19 осуществляют свою деятельность в сфере промышленности, 1 — в сельском хозяйстве и 1 — в секторе туризма.

По состоянию на апрель 2021 года число СЭЗ возросло до 23, и, кроме того, в настоящее время действуют 348 малых промышленных зон (МПЗ). В СЭЗ реализованы 453 проекта на общую сумму 2,6 млрд. долл. и создано около 36 тысяч рабочих мест. В МПЗ осуществлены 1 497 проектов общей стоимостью 5 трлн. сумов и обеспечена занятость более 36 тысяч человек (сообщение пресс-службы Президента со ссылкой на совещание под председательством главы государства от 27.04.2021 года).

Всего в период с 2008 года по январь 2021 года на территориях свободных экономических зон реализованы 448 проектов на сумму 2,4 млрд. долл. США. Из них прямые иностранные инвестиции составляют порядка 764,6 млн. долларов, за счет которых было создано около 34 тысяч новых рабочих мест.

Наиболее крупные из этих проектов осуществлены в СЭЗ «Ангрен» (73 проекта на 730,7 млн. долл.), СЭЗ «Ургут» (55 проектов на 312,9 млн. долл.), СЭЗ «Навои» (53 проекта на 282,8 млн. долл.) и СЭЗ «Бухоро-агро» (112 проектов на 325,1 млн. долл.).

За 2020 год на территориях, на которых функционируют СЭЗ, реализованы 128 проектов общей стоимостью 487,4 млн. долл., из которых прямые иностранные инвестиции составили 162,1 млн. долларов. Проекты охватили такие направления, как строительство современных теплиц, производство строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность и другие сферы (табл. 1).

Таблица 1. Проекты СЭЗ в Узбекистане за 2020 год

Показатели

Число реализованных проектов, ед.

Объем инвестиций, млн. долл. США

По всем проектам, реализованным в СЭЗ, в том числе:

128,0

487,4

- строительство современных теплиц

62

204,7

- производство строительных материалов

18

140,0

- химическая и нефтехимическая

13

50,6

- пищевая

10

15,9

- текстильная

8

20,1

- машиностроение

2

6

- фармацевтическая

6

56,3

Источник: данные Министерства инвестиций и внешней торговли (https://mift.uz/)

Анализ эффективности регулирования СЭЗ

В целях оценки эффекта от предоставления таможенных льгот и динамики реализации продукции субъектами СЭЗ можно рассмотреть импорт и экспорт за последние годы.

За 2020 г. в Узбекистане всеми участниками СЭЗ (342 предприятия) были импортированы товары на общую сумму около 1,3 млрд. долл. США, а за 2019 г. для 327 предприятий — порядка 1,2 млрд. долл. США. Прирост импорта за 2019-2020 гг. составил 8%.

По этим товарам были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей на сумму около 2 090 млрд. сум., или 209,2 млн. долл. США, в 2020 г. и 2 101,1 млрд. сум. в 2019 году (общий размер льгот практически не изменился).

В 2020 г. наиболее крупными импортерами, осуществляющими свою деятельность в СЭЗ, являлись «Навои», «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм», «Кукон».

Объем экспорта товаров, произведенных в СЭЗ, увеличился с 132,9 млн. долл. США в 2019 г. до 192,9 млн. долл. в 2020 году, или в 1,45 раза. При этом количество предприятий-экспортеров, находящихся в СЭЗ, возросло с 121 ед. в 2019 г. до 168 ед. в 2020 году, или в 1,39 раза. Наиболее высоких результатов в расширении экспорта в 2020 году достигли предприятия таких СЭЗ, как «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм» (27,3% от всего объема экспорта СЭЗ), «Ургут» (13,5%), «Гиждуван» (11,4%). В соответствии с налоговым и таможенным законодательством экспортеры освобождены от уплаты НДС и ряда других налогов.

По данным Министерства финансов Республики Узбекистан, за 2020 г. общая сумма предоставленных налоговых льгот для предприятий, функционирующих на территории СЭЗ, составила 9 760 млрд. сум., или 976,6 млн. долл. США (по среднегодовому курсу за 1 долл. США 9992,5 сума).

Таким образом, за 2020 г. субъектам СЭЗ было предоставлено налоговых и таможенных льгот в размере 11 790 млрд. сум., или 1 185,8 млн. долл. США. В то же время объем экспорта данных предприятий составил лишь 192,9 млн. долл. США, а объем инвестиций по всем проектам СЭЗ 487,4 млн. долл. США. Это свидетельствует о низком эффекте от использования налоговых и таможенных льгот для расширения экспорта и притока иностранных инвестиций.

Анализ динамики внешнеэкономической деятельности предприятий СЭЗ в последние годы показывает, что, несмотря на предоставленные льготы по уплате таможенных платежей, пока они еще не смогли существенно нарастить объемы экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Следует отметить, что недостаточная эффективность функционирования отечественных СЭЗ связана не только с невысоким менеджментом, но и с отдельными проблемами, имеющими место в сфере налогообложения. Несмотря на ранее принятые меры, предприниматели поднимали немало обоснованных вопросов, связанных с действием налоговых ставок и налоговым администрированием.

Центр «Стратегия развития» совместно со швейцарским фондом Peace Nexus в 2018 году провел полевые исследования в СЭЗ «Навои» и «Ангрен», результаты которого показали, что многие иностранные инвесторы сожалеют, что они вложили средства в развитие СЭЗ Узбекистана. Данная ситуация сохранялась вплоть до последнего времени. В 2020 году группа инвесторов СЭЗ «Ангрен» также отметила ряд недостатков в сфере налогообложения.

Недостаточная привлекательность СЭЗ для иностранных инвестиций в существенной степени обусловлена тем, что имеет место несогласованность ряда положений законодательных актов (см. врезку «Противоречия в законодательстве о СЭЗ»), так как действие отдельных нормативных документов приводило к снижению инвестиционной привлекательности деятельности предприятий в СЭЗ.

Противоречия в законодательстве о СЭЗ

Указом Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 участники СЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств, строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд.

Кроме того, в соответствии с частью второй статьи 218 Налогового кодекса высвобождавшиеся при этом суммы НДС принимались в зачет. Законом Республики Узбекистан № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» была введена в действие новая редакция Налогового кодекса, предусматривающая невозможность предоставления льгот по НДС на условиях целевого использования высвободившихся сумм в определенных целях (ч. 8 статьи 75 НК).

Одновременно с этим, согласно статье 4 указанного закона, «льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия».

Также Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» (статья 48) установлено, что за участниками свободных экономических зон, зарегистрированными дирекциями СЭЗ до вступления в силу данного закона и реализующими инвестиционные проекты на территории СЭЗ, сохраняются предусмотренные законодательством льготы и преференции до истечения срока их предоставления.

Постановлением Президента Республики Узбекистан за №ПП-3356 от 25 октября 2017 года определено, что «при изменении налогового законодательства участники свободных экономических зон вправе применять нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей, действовавшие на дату их регистрации, за исключением норм и положений актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров».

Указом Президента № УП-6011 от 19 июня 2020 года в Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 были внесены изменения, вступившие в силу с 1 октября 2020 года, в соответствии с которыми пункт третий указанного нормативного документа изменил свою редакцию и об освобождении от уплаты НДС с последующим целевым использованием сумм речь уже не идет.

При этом в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 года №УП-4436 установлено, что в течение срока функционирования СЭЗ «Ангрен» на ее территории действуют особый налоговый режим и таможенные льготы в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ «Ангрен», не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

_____________________________________________________________________________________________________________

Все специальные экономические зоны (или «свободные экономические зоны») были созданы на основе законов Республики Узбекистан, которые являлись специализированными законодательными актами и имели более высокий правовой статус относительно общих актов законодательства. Иными словами, если в стране принимаются другие законы и законодательные нормы, касающиеся деятельности специальных экономических зон, то они действительны только в той части, которая не противоречит специально принятому законодательному акту.

Не вызывает сомнений, что изменение приоритетов государства не должно негативно отражаться на инвесторах, которые вложили средства, поверив законодательным гарантиям государства. Поэтому участники ряда СЭЗ в ходе подготовки к встрече с Президентом отметили необходимость сохранения налоговых льгот, которые были отменены после введения в действие в 2020 году Налогового кодекса в новой редакции. Обращения поступили от более чем 70 предприятий, действующих в СЭЗ, в том числе от СП AWP в Сырдарьинской области и Steel Pipe Company в Ташкентской.

Последние решения по результатам диалога с бизнесом

В выступлении Президента Республики Узбекистана Ш. Мирзиёева на встрече с предпринимателями 20 августа текущего года было отмечено, что льготы, предоставленные предпринимателям, зарегистрированным в СЭЗ до принятия в феврале 2020 года Закона «О специальных экономических зонах», будут сохранены. В частности, предприниматели будут освобождены от налогов на имущество, землю и воду на срок до 10 лет в зависимости от суммы инвестиций.

Кроме того, данные льготы будут дополнены в части освобождения от налога на прибыль, что оставит в распоряжении предприятий около 300 млрд. сумов в год. Так, если предприятие Temur Med Farm в СЭЗ «Сырдарья» заплатило за первые 6 месяцев 2021 года налог на прибыль в размере 4 млрд. сумов, то во втором полугодии такая же сумма останется в его распоряжении.

В целях формирования одинаковых конкурентных условий на внутреннем рынке завозимое сырье для производства экспортоориентированной продукции будет освобождено от таможенной пошлины на импорт. Так, например, предприятию-экспортеру Jizzax Toshtepa Textile, функционирующему в СЭЗ «Жиззах», за счет данной льготы на каждый 1 млн. долл. США сырья и полуфабрикатов, ввезенных предприятием, будет предоставлена таможенная льгота в размере 2,2 млрд. сумов.

Продолжатся реформы и в сфере применения НДС. Так, будет внедрен порядок возврата участникам СЭЗ излишне уплаченного НДС в течение 7 дней. Такой порядок позволит в сжатые сроки возвращать предпринимателям сумму НДС в среднем на 350 млрд. сумов в год и за счет этого увеличить их оборотные средства. Кроме того, при 120-дневной рассрочке налога на добавленную стоимость за импортированные товары не будут начисляться проценты и требоваться залоговое обеспечение.

Обеспечение СЭЗ необходимой инфраструктурой также является важным фактором их эффективного функционирования и привлечения новых инвесторов и предпринимателей к реализации проектов на их территории.

В связи с этим в 2021 году запланировано выделение 890 млрд. сумов для проведения работ по подключению действующих СЭЗ к инженерно-коммуникационным сетям. Планируется реализовать 443 новых инвестиционных проекта на сумму 2,9 млрд. долларов, из которых 1, 4 млрд. долл. должны составить прямые иностранные инвестиции. В результате реализации данных проектов предполагается освоить выпуск 552 новых видов промышленной продукции и создать 41,6 тыс. новых рабочих мест.

В текущем году намечены расширение территорий СЭЗ «Бухоро-агро», СЭЗ «Гиждуван» и СЭЗ «Ургут», а также запуск новой свободной экономической зоны в Республике Каракалпакстан «Каракалпак-агро» и двух специализированных свободных экономических зон в Ферганской области — «Андижон-текстайл» и «Наманган-текстайл».

Вместе с тем потенциал отечественных СЭЗ пока еще не реализован в полной мере. Об этом свидетельствует динамика экспорта продукции предприятий, функционирующих в СЭЗ и МПЗ. Для задействования их возможностей глава государства подписал Постановление «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры специальных экономических и малых промышленных зон». Согласно документу, в этом году будет направлен 1 триллион 600 млрд. сумов на улучшение инфраструктуры экономических и малых промышленных зон. За счет выделенных средств построят дороги, проведут канализацию и сети газоснабжения в 17 СЭЗ, а также помогут бизнесу в 33 отстающих районах.

До конца 2021 года планируется реализовать 332 проекта на сумму 1,1 млрд. долл. в СЭЗ и 1 800 проектов на сумму 9,5 трлн. сумов в МПЗ.

Таким образом, можно констатировать, что существенная часть проблем в налогообложении и таможенном регулировании деятельности СЭЗ постепенно решается в ходе проведения реформы в этой сфере. Так, отдельные актуальные вопросы в деятельности СЭЗ получили свое решение в процессе подготовки и в ходе встречи Президента с предпринимателями.В ближайшей перспективе необходимо продолжать работы, направленные на повышение эффективности налогового и таможенного режима для субъектов СЭЗ.

В стране/Свободные экономические зоны

Воронин С.А., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова в г. Ташкенте;

Каххаров А.С., Амонов Р.Н., Институт бюджетно-налоговых исследований

Журнал «Экономическое обозрение» №9 (261) 2021

Поделиться постом

Похожие новости