Агентство развития государственной службы при президенте Узбекистана опубликовало проект закона «О государственной гражданской службе».
Пояснительная записка к законопроекту
Цель проекта закона
Данный проект разработан в целях создания правовых условий для регулирования отношений в области государственной гражданской службы, направленных на обеспечение единства организационно-правового механизма государственной гражданской службы и статуса государственного гражданского служащего, установление гарантий справедливого отбора и продвижения по службе на основе личных и профессиональных достоинств и заслуг, регламентацию процедур приема, прохождения и прекращения государственной гражданской службы, создание условий для роста профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих.
II. Общая характеристика правового регулирования и обоснование необходимости разработки проекта
В настоящее время в стране отсутствует единый закон, закрепляющий общие подходы к поступлению, прохождению и прекращению государственной гражданской службы, неопределен статус государственных гражданских служащих, не урегулированы вопросы социальной и правовой защиты государственных гражданских служащих.
Не менее серьезным вопросом является отсутствие единых принципов организации государственной гражданской службы и деятельности государственных гражданских служащих. Законодательное закрепление таких принципов необходимо для обеспечения единообразной государственной политики в области государственной гражданской службы на всех этапах ее осуществления.
Важной проблемой, требующей своего решения, является отсутствие в законодательстве четких и прозрачных процедур, поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы.
Законодательством не определены критерии, предъявляемые к государственным гражданским служащим, не регламентированы процедура проведения оценки их деятельности, порядок подготовки, повышения квалификации, переподготовки государственных гражданских служащих и др.
III. Основные положения проекта закона
Законопроект подготовлен с учетом институциональных и организационно-правовых основ государственной гражданской службы, обозначенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2019 года № УП–5843 «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» и постановлении Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2019 года № ПП–4472 «О мерах по организации деятельности Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан».
Также, в законопроекте нашли свое отражение основные аспекты подготовленного Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан проекта постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по организации государственной гражданской службы».
Проект Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» состоит из 11 глав и 75 статей.
В проекте определены:
- цель и сфера применения Закона;
- основные принципы государственной гражданской службы;
- полномочия Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров в области государственной гражданской службы;
- правовое положение (статус) государственных гражданских служащих (права, обязанности и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы);
- меры по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы (конфликт интересов, декларирование доходов, имущества и крупных расходов);
- национальный кадровый резерв;
- порядок поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы;
- группы и категории государственных должностей;
- квалификационные классы и квалификационные ранги государственных гражданских служащих;
- профессиональное развитие государственных гражданских служащих;
- система оценки эффективности деятельности (KPI);
- оплата труда, пенсионное обеспечение и социальная защита государственных гражданских служащих;
- ответственность государственных гражданских служащих.
IV. Зарубежный опыт
Изучение зарубежного опыта показало, что в странах Западной Европы (Германия, Франция, Нидерланды и др.) и Восточной Азии (Япония) в законах о государственной службе детально урегулирован порядок поступления на государственную службу. В целом регламентация правил приема на государственную службу характерна для законодательства почти всех стран мира.
В законах о государственной службе таких стран, как Болгария, Германия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Польша, Россия, Франция, Япония и др. содержатся положения, посвященные подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оценке деятельности государственного служащего, продвижению по государственной службе, переводу на другую государственную должность, оплате труда, рабочему времени и трудовым отпускам государственных служащих, а также стажу государственной службы.
V. Общественное обсуждение проекта
Законопроект размещен на портале обсуждения проектов нормативно правовых документов (regulation.gov.uz) для проведения общественного обсуждения.
VI. Прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий законопроекта
Принятие Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» способствует:
- созданию условий для формирования стабильных профессиональных кадров в государственной гражданской службе и их устойчивого карьерного роста;
- созданию и обеспечению эффективного и качественного функционирования государственных органов и организаций;
- упорядочению законодательной базы в области правового регулирования государственной гражданской службы;
- предупреждению коррупции и иных злоупотреблений на государственной гражданской службе;
- внедрению эффективной системы отбора и продвижения государственных гражданских служащих на основе достоинств и заслуг, а также систематического повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих;
- разработке унифицированной системы прав, обязанностей и ограничений, связанных с деятельностью государственных гражданских служащих всех уровней;
- закреплению единой системы оплаты труда и социальной защиты государственных гражданских служащих.
Декларирование доходов, имущества и крупных расходов государственных гражданских служащих и членов их семей
Государственные гражданские служащие будут обязаны ежегодно представлять декларацию о своих доходах, имуществе и крупных расходах, а также декларацию о доходах, имуществе и крупных расходах членов их семей в порядке, установленном законодательством.
Для отдельных категорий государственных гражданских служащих, перечень которых определяется Президентом Республики Узбекистан, могут быть установлены дополнительные требования к декларированию доходов, имущества и крупных расходов, в том числе расширенный круг их близких родственников, включаемых в декларацию.
Кандидаты на поступление на государственную гражданскую службу обязаны будут представить декларацию о своих доходах, имуществе и крупных расходах, а также о доходах, имуществе и крупных расходах членов их семей. Сведения о сдаче декларации проверяются кадровыми подразделениями государственных органов и организаций до принятия решения о назначении кандидата на государственную должность.
С момента прекращения государственной гражданской службы государственный гражданский служащий в течение десяти рабочих дней обязан предоставить декларацию за последние двенадцать месяцев своей трудовой деятельности.
Прием, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и крупных расходах государственного гражданского служащего и членов его семьи осуществляется органом государственной налоговой службы в порядке, установленном законодательством.
Непредставление государственным гражданским служащим или нарушение сроков подачи декларации о своих доходах, имуществе и крупных расходах, а также о доходах, имуществе и крупных расходах членов его семьи либо представление заведомо неполных или недостоверных сведений в случае, если представление таких сведений является обязательным, служат основанием для принятия в отношении его соответствующих мер ответственности.
Сведения о доходах, имуществе и крупных расходах государственных гражданских служащих и членов их семей, содержащиеся в декларации, за исключением сведений, относящихся к информации конфиденциального характера или иной охраняемой законом тайны, подлежат публикации в установленном порядке.
Лица виновные в разглашении сведений либо в использовании указанных в декларации сведений в целях, не предусмотренных законодательством, несут установленную законом ответственность.
Оставить комментарий