Комментарии зарубежных экспертов на Международной конференции ведущих аналитических центров стран-участниц ОТГ

Комментарии зарубежных экспертов на Международной конференции ведущих аналитических центров стран-участниц ОТГ

14 апреля 2025 года, в Ташкенте завершила свою работу Международная конференция, объединившая ведущие аналитические центры стран Организации тюркских государств (ОТГ), на тему: «Расширение торгового потенциала между странами ОТГ: совместные исследования и стратегические решения».

Участники продемонстрировали региональную солидарность в действии. Были проанализированы состояние торгово-экономических связей и определены новые, мощные возможности для роста.

Приводим вашему вниманию комментарии зарубежных экспертов:

  • Мерей Мукажан, заместитель Генерального секретаря ОТГ:

"Тюркские государства в совокупности являются третьим крупнейшим поставщиком энергии в мире, что придаёт региону дополнительные стратегические преимущества. Энергетические ресурсы стран ОТГ включают доказанные запасы природного газа в объёме 19,9 трлн кубометров, нефти — 38,2 млрд баррелей и угля — 42 млрд тонн, что подчёркивает их стратегическую роль на глобальном энергетическом рынке.

Внутригрупповая торговля между государствами-членами ОТГ выросла с $38,3 млрд в 2023 году до $58,17 млрд, что составляет впечатляющий рост на 52%. По итогам 2024 года внутренняя торговля между странами-членами ОТГ составила около 7% от их общего торгового оборота, который в прошлом году достиг $850 млрд.

Ещё несколько лет назад эта доля составляла лишь 3%, что свидетельствует о положительной динамике. Однако наша текущая цель — как можно скорее довести этот показатель до минимум 10%, и в этом процессе предложения от национальных аналитических центров крайне востребованы".

  • Д-р Асхат Кесикбаев, вице-президент Тюркской академии:

"Говоря о перспективах сотрудничества стран-участниц ОТГ, а также о важности стратегических партнёрств и инновационных решений в рамках Организации, хотелось бы выделить ряд ключевых мер развития, которые включают:

- укрепление координации политики между государствами-членами ОТГ для содействия инвестициям в инфраструктуру и гармонизации нормативно-правовой базы;

- расширение партнёрства между государственным и частным секторами с целью ускоренного развития проектов в сфере транспорта и энергетики;

- углубление научного сотрудничества для изучения инновационных технологий, оптимизирующих торговые маршруты и распределение энергии и продвижение цифровых решений в транспортной логистике и управлении энергетикой с целью повышения эффективности и устойчивости."

  • проф. Шахин Садыгов, председатель правления Института экономических исследований при Министерстве экономики Азербайджанской Республики:

"Роль исследовательских институтов в условиях расширяющихся торговых связей приобретает всё большее значение. Эти учреждения предоставляют научно обоснованные аналитические материалы и прогнозы по торговой политике, возможностям региональных рынков и экономическим трендам, тем самым оказывая стратегическую поддержку органам, принимающим решения.

Создание централизованной платформы для сбора и распространения данных об импортно-экспортных операциях стран-членов ОТГ имеет ключевое значение. Такая инициатива может быть реализована в результате совместных усилий исследовательских институтов тюркских государств".

  • Вусала Джафарова, руководитель департамента Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики:

"На прогнозируемый рост значимости Срединного коридора влияют несколько факторов: инфраструктурные инвестиции, а именно модернизация железных дорог, портов и интермодальных терминалов, которая способствует увеличению пропускной способности и повышению эффективности.

Далее, содействие торговле, а именно гармонизация таможенных процедур и цифровизация процессов, что позволяют сократить время в пути и снизить издержки.

Кроме того — региональная интеграция в виде роста торговли между Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Европейским союзом, что стимулирует спрос.

Таким образом, стратегические инвестиции в транспортные коридоры способствуют увеличению пропускной способности и повышению их привлекательности".

  • Давид Биро, аналитик по международным отношениям, координатор проектов Представительства ОТГ в Венгрии:

"Стратегическая вовлечённость Венгрии в деятельность ОТГ подчёркивает её роль моста между Европой и тюркским миром. Логистическая инфраструктура Венгрии поддерживает мультимодальные транспортные решения, объединяющие железные дороги, автотрассы и морские маршруты. Это обеспечивает эффективную обработку грузов из стран ОТГ, таких как Казахстан, Азербайджан и Турция.

Поддерживая торговые маршруты, энергетические проекты и инициативы в сфере культурного обмена, Венгрия вносит значительный вклад в евразийскую интеграцию. В перспективе активное участие Венгрии обещает углубление сотрудничества в области устойчивого развития и экономического роста, укрепляя её позицию в качестве ключевого партнёра в рамках ОТГ".

  • Меруерт Махмутова, директор Центра исследований в области государственной политики Республики Казахстан:

"Возможные направления для сотрудничества мозговых центров стран ОТГ могут быть в области объединения данных для более полного картографирования Срединного коридора (СК), а также анализа текущего и потенциального влияния СК на страны-участницы ОТГ.
Совместные исследования могут помочь ответить на такие вопросы как, например:

— Способствует ли СК формированию динамичных и открытых рынков, стимулирующих конкуренцию, предпринимательство и рост производительности?

— Делает ли инфраструктура рынки более интегрированными? Видим ли мы это влияние на торговлю между странами ОТГ?

— Создаёт ли СК рабочие места напрямую или косвенно? Каковы сопутствующие эффекты для местных экономик и малого и среднего бизнеса? и другие".

  • Лидия Пархомчик, ведущий научный сотрудник Программы евразийских исследований Института мировой экономики и политики (IWEP):

"У Центральной Азии есть возможность стать перекрёстным узлом сети взаимосвязанных широтных и меридиональных международных транспортных коридоров и маршрутов, соединяющих Китай, Европу и Ближний Восток.

Тем не менее, анализ транспортных коммуникаций в ЦА показывает, что существующая региональная транспортная система является неэффективной, что объясняется противоречиями в региональной политике и отсутствием координации.

В ближайшие годы в странах ЦА планируется реализовать ряд перспективных логистических коридоров, что будет способствовать продвижению и развитию трансконтинентальной торговли".

Сектор по связям с общественностью ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости