Национальное целеполагание в глобальном контексте

Национальное целеполагание в глобальном контексте

Национальные цели устойчивого развития Узбекистана: текущее положение и перспективы

25 сентября 2015 года главами государств и правительств более 192 стран мира было принято решение утвердить глобальные Цели в области устойчивого развития во время юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Цели устойчивого развития (ЦУР), иначе известные как Глобальные цели, являются всеобщим призывом к действиям по искоренению нищеты, защите планеты, а также по обеспечению мира и процветания для всех людей. Они включают 17 целей и 169 задач, которые должны быть достигнуты к 2030 году и которые будут измеряться с помощью более 200 показателей.

В свой очередь, 20 октября 2018 года Правительство Республики Узбекистан приняло Постановление №841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Постановлением определены 16 целей и 127 задач, которые должны быть достигнуты к 2030 году.

Для создания эффективной системы мониторинга реализации задач ЦУР 20 марта 2019 года Координационным советом по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития утверждены 206 индикаторов для мониторинга их достижения.

В настоящей статье обсуждаются особенности Национальных ЦУР в Узбекистане, их текущее состояние, планы Правительства в этом направлении, а также предложения международных экспертов по ускорению достижения ЦУР.

«Семнадцать целей в области устойчивого развития и 169 задач, которые мы объявляем сегодня, свидетельствуют о масштабности и амбициозности этой новой всеобщей повестки дня. Они предусматривают продолжение работы, начатой в период действия целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и окончательное достижение тех целей, которых не удалось достичь. Они предусматривают реализацию прав человека для всех и обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Они носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического».

Из Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года,

«Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»

Национальная корректировка

Республика Узбекистан была среди тех 170 стран, которые в сентябре 2015 года приняли обязательство реализовать новые глобальные цели в области устойчивого развития. 20 октября 2018 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление №841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года», которым определены 16 целей и 127 задач.

Постановление предусматривает:

  • приведение реализации национальной Стратегии действий в соответствие с усилиями по координации национализации ЦУР;
  • постепенную интеграцию ЦУР в центральные, секторальные, региональные и прочие стратегии развития, а также в ежегодные правовые и бюджетные процессы и процессы, связанные с отчетностью (как в исполнительной, так и в законодательной ветвях власти);
  • подготовку добровольного национального обзора ЦУР для представления на Политическом форуме высокого уровня ЭКОСОС в 2020 году, а также подготовку годовых отчетов по ЦУР для национальных заинтересованных сторон;
  • усиление деятельности Государственного комитета по статистике, сбору и распространению данных, необходимых для отчетности по национализированным индикаторам ЦУР.

В Резолюции ООН говорится, что «цели и задачи в области устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми и при этом обеспечивают учет различий в национальных реалиях, возможностях и уровнях развития и уважение национальных стратегий и приоритетов. Задачи сформулированы в форме пожеланий глобального характера, при этом каждое правительство устанавливает свои собственные национальные задачи, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия». Ввиду этого и исходя из национальных особенностей и реалий Республики Узбекистан, правительством было принято решение утвердить 16 целей, на одну цель меньше, чем глобальных. Цель №14 «Сохранение морских экосистем» была исключена, так как не является актуальной для нашей страны.

Цели в ракурсе Стратегии

Цели устойчивого развития тесно связаны и гармонизированы со Стратегией действий Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, принятой в феврале 2017 года. Если Стратегия действий является комплексной программой дальнейшего реформирования Узбекистана, ЦУР являются системой критериев для мониторинга и оценки прогресса по различным направлениям. Стратегия действий и ЦУР охватывают все сферы жизни, включая вопросы совершенствования сферы экономического благополучия, образования, здравоохранения, окружающей среды и др.

Следует отметить, что национальные цели устойчивого развития широко используются в разрабатываемых стратегиях развития отраслей и регионов республики. В частности, главной целью Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса. В Стратегии определены целевые показатели инновационного развития Республики Узбекистан до 2030 года (всего 81 индикатор), которые также гармонизированы с Национальными целями устойчивого развития.

Другой пример. В рамках реализации Стратегии действий подготавливаются Стратегии развития регионов страны. ПРООН в Узбекистане по запросу Правительства Республики Узбекистан оказало содействие Центру экономических исследований, научным институтам республики, хокимиятам регионов в разработке проектов Стратегий развития Республики Каракалпакстан и Бухарской области до 2030 года. В частности, в Стратегии развития Бухарской области определены 5 приоритетных направлений, 10 целей и 41 задача, которые разработаны с учетом национальных целей устойчивого развития.

Конкретизация задач

Для обеспечения межсекторальной координации задачи 16 ЦУР условно разделены на 6 групп – «Экономическое благополучие», «Социальная защита», «Здравоохранение», «Образование», «Окружающая среда» и «Эффективное управление».

В сфере экономики предусматривается значительное снижение уровня бедности в Узбекистане, существенное увеличение ВВП на душу населения, повышение энергоэффективности и производительности труда.

В здравоохранении к числу некоторых важных целевых задач относятся снижение материнской смертности на 1/3, детской смертности в 2 раза, а также снижение на 30% смертности от неинфекционных заболеваний (таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет, хронические респираторные заболевания) к 2030 году.

В сфере образования поставлена задача обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование, а также возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. В частности, планируется значительное увеличение охвата высшим образованием.

В сфере социальной защиты предусматриваются значительное снижение уровня бедности в Узбекистане, создание благоприятных условий, направленных на обеспечение достойной работой, и расширение производительной занятости населения, в особенности молодежи, лиц с инвалидностью, усиление контроля за недопущением наихудших форм детского и принудительного труда.

В области защиты окружающей среды принято обязательство существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии в структуре энергетики страны к 2030 году и значительно сократить образование отходов путем предотвращения, сокращения, переработки и их повторного использования. Также предусматривается к 2030 году существенно повысить эффективность водопользования во всех секторах экономики.

Чтобы обеспечить прочную основу для реформ в вышеуказанных областях, они должны быть подкреплены надежной системой управления и обеспечения прав человека, которые также охвачены национальными ЦУР. Например, в области управления и верховенства закона национальные цели направлены на сокращение коррупции, повышение эффективности, прозрачности и подотчетности государственных органов на всех уровнях, а также расширение участия граждан в процессе принятия решений.

Национальные цели в ракурсе глобальных

https://dashboards.sdgindex.org/#/

Согласно Отчету по индексу и панельному набору показателей ЦУР за 2018 год, ежегодно выпускаемому Bertelsmann/SDSN, Узбекистан занимает 52-е место (из 156 стран, включенных в исследование); оценка Узбекистана (70,3 балла) предполагает, что в среднем страна прошла 70,3% «пути к наилучшему возможному результату по 17 ЦУР». По данному показателю лидируют Швеция (85 баллов), Дания (84,6), Финляндия (83). Среди стран СНГ первое место занимает Республика Беларусь с 76 баллами.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждена «Дорожная карта» по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года. Начиная со следующего года будет регулярно подготавливаться Национальный доклад Узбекистана по реализации Национальных ЦУР с последующим его представлением в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Экономический и Социальный Совет ООН.

Недавно, 20 марта 2019 года Координационным советом по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития утверждены 206 индикаторов для мониторинга их достижения.

Из 206 предлагаемых национальных индикаторов ЦУР Узбекистана 84 классифицируются как индикаторы, по которым имеются и доступны данные (уровень I). По 60 индикаторам еще необходимо разработать соответствующую национальную методологию (уровень II), тогда как по 47 ожидается завершение разработки глобальной методологии (уровень III). По остальным 15 индикаторам отсутствует окончательная классификация. Данные по большинству (163) индикаторов поступают от одного составителя данных. По 33 индикаторам существует два составителя данных, по 11 – три. Это требует координации действий при составлении данных, а также мониторинга и оценки ЦУР.

В разрезе отдельных целей у Узбекистана сравнительно лучшие показатели по цели № 4 «Качественное образование» – 93,5 балла, по цели № 1 «Ликвидация нищеты» – 92 балла, по цели № 13 «Борьба с изменением климата» – 91,5 балла. В то время как худшие показатели наблюдаются по цели № 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» – 21,9 балла, по цели № 8 «Достойная работа и экономический рост» – 46,6. Отсутствуют данные по цели № 10 «Сокращение неравенства».

Национальный портал национальных ЦУР

Государственным комитетом по статистике и ПРООН в Узбекистане разработан национальный веб-сайт (nsdg.stat.uz). Веб-сайт будет служить платформой для мониторинга и отчетности о состоянии реализации национальных ЦУР. Он доступен для широкого круга пользователей и станет важным шагом на пути повышения ответственности правительства перед населением, осведомленности граждан о достигнутом прогрессе, принятых мерах и их эффективности, а также среднесрочных и долгосрочных планах правительства.

Государственным комитетом по статистике планируются публикация на узбекском, русском и английском языках ежегодного сборника по статистическим показателям достижения Национальных ЦУР и размещение его на веб-сайте Национальных ЦУР.

Финансирование ЦУР

Достижение ЦУР невозможно без эффективной системы финансирования, где четко определены существующие и необходимые объемы финансовых вливаний для достижения ЦУР, потенциальные источники, выгоды и потери, связанные с каждым из них. Именно поэтому в «Дорожной карте» по организации имплементации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №841 от 20.10.2018 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года», предусматриваются обеспечение учета и отражение национальных ЦУР при подготовке и рассмотрении проекта государственного бюджета Республики Узбекистан.

14 мая 2019 года в Страновом офисе ПРООН был организован семинар на тему «Финансирование Целей в области устойчивого развития», на котором выступил с презентацией г-н Бен Слэй, Старший советник регионального бюро ПРООН по Европе и СНГ. Основная цель семинара заключалась в том, чтобы ознакомить участников с существующим подходом к измерению потенциального объема финансирования ЦУР из различных источников финансирования: включая (1) государственный бюджет; (2) прямые иностранные инвестиции; (3) банковские кредиты и другие финансовые услуги; (4) акции и облигации; (5) денежные переводы из-за рубежа; (6) официальную помощь для развития.

Во время семинара г-н Слэй поделился своей точкой зрения относительно финансирования ЦУР в Узбекистане. По его оценке, почти половина (48%) всех финансов ЦУР приходится на долю государственного бюджета, 25% – это денежные переводы из-за рубежа, 14% – банковские кредиты. Однако для более точной оценки необходимо детально проанализировать расходы государственного бюджета в разрезе отдельных целей и задач устойчивого развития.

Акселераторы развития

Для оказания поддержки государствам-членам в реализации Повестки дня на период до 2030 года и ЦУР Группа ООН по вопросам развития запустила в 2016 году инициативу «Всестороннее внедрение, ускорение и поддержка мер политики» (MAPS). Инициатива MAPS разработана для: 1) адаптации ЦУР к национальным особенностям страны, 2) выявления возможностей для «ускорения» реализации ЦУР и финансовых возможностей; и 3) создания национальной структуры мониторинга и оценки ЦУР.

Для поддержки в процессе национализации ЦУР Правительство пригласило миссию MAPS в Ташкент в апреле 2018 года. Одной из задач миссии стало определение так называемых акселераторов (ускорителей) реформ.

Акселераторами являются опорные направления политики, способствующие достижению нескольких или всех ЦУР в более сжатые сроки или при пониженном уровне риска путем использования различных возможных каналов, в частности, посредством:

  • создания предварительных условий для прогресса достижения ЦУР;
  • устранения «проблемных участков» или «блокирующих препятствий»;
  • способствования достижению критической массы в поддержке реформ с целью создания переломного момента;
  • оказания помощи в сдерживании или управлении ключевыми рисками, которые могут задерживать прогресс;
  • запуска позитивной динамики через циклы обратной связи по мониторингу и оценке.

Предложения миссии MAPS построены вокруг трех ведущих акселераторов: (1) повышение эффективности и подотчетности систем управления; (2) социальная политика для инклюзивного развития; а также (3) устойчивое и стабильное управление природными ресурсами.

Акселератор 1. Повышение эффективности и подотчетности систем управления. Реформа управления может стать основным движущим фактором ЦУР. Узбекистан может ускорить прогресс по целому ряду ЦУР, если эффективно реализует реформы управления комплексным и последовательным образом, уделяя особое внимание разделению полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властью, защите прав человека и верховенству закона, развитию потенциала, антикоррупционной политике, укреплению гражданского пространства для всеобъемлющего принятия решений, надзора и мониторинга, закрепленных в реформе государственной службы, включая прозрачность, развитие электронного управления и улучшение предоставления услуг для граждан. Это также будет способствовать реализации всеобъемлющей программы реформ Правительства в рамках национальной Стратегии действий. Достигнутые улучшения в системах управления могут также способствовать устойчивому инклюзивному экономическому росту.

Помимо поддержки реализации национальной Стратегии действий на 2017-2021 годы, реформа управления может способствовать прогрессу в двух других областях ускорения. Большой институциональный потенциал – у институтов социальной политики. Более эффективная защита уполномоченными органами прав человека и более активное гражданское участие могут повысить уровень социальной защиты и ускорить борьбу с нищетой. Подобный подход может также укрепить стимулы для сохранения воды и энергии, создать новые возможности для общественного реагирования на риски, связанные с климатом и стихийными бедствиями. Совершенствование системы управления этими и иными способами является важным фактором достижения устойчивого экономического роста, который положительно скажется на всех гражданах.

Акселератор 2. Социальная политика для инклюзивного развития. Текущие экономические реформы делают особый упор на улучшении деловой и инвестиционной среды в целях ускорения экономического роста и инвестиций, а также для создания рабочих мест в целях вовлечения в экономическую активность большого количества молодых людей, входящих на рынок труда Узбекистана. Перспективы устойчивого развития в Узбекистане фактически тесно связаны с использованием «окна демографических возможностей», характеризующегося интенсивным увеличением количества молодежи. Несмотря на то, что международный опыт показывает, что такие «демографические дивиденды» могут ускорить темпы экономического роста до 30%, использование указанных возможностей требует активной концентрации усилий в сфере молодежной политики, особенно в части трудоустройства и образования, а также здравоохранения и жилья. Рыночные реформы, нацеленные на увеличение занятости посредством либерализации цен и снижения налоговой нагрузки, могут также уменьшить пространство для реализации фискальных стратегий и создать новые трудности в части социальной отчужденности. Для долгосрочного и устойчивого развития необходимы целевые программы для решения проблем развития человеческого потенциала и здравоохранения, которые будут находиться в соответствии с ключевым принципом ЦУР «никого не оставить позади».

Акселератор 3. Устойчивое и стабильное управление природными ресурсами. Четкие связи между устойчивым управлением природными ресурсами, экономическим развитием и социальным вовлечением наиболее драматично и глобально видны на примере воздействия высыхания Аральского моря, что привело к значительным трудностям для сообществ населения в западной части Узбекистана. Повышение эффективности водопользования является первоочередным приоритетом для устойчивого развития по всей стране, а также в субрегионе Центральной Азии в целом. Программы и меры, которые смогут придать экономическую ценность воде (без ущемления на право доступа к водным ресурсам и услугам), могут поддержать инвестиции в структуру орошения, в рамках которой в настоящее время потери воды составляют до 40%. Ввиду того, что только порядка 10% земель Узбекистана являются пахотными, и до 50% из них деградировали в различной степени, а ожидаемые изменения климата только усилят эти проблемы, необходим более сильный политический акцент на нейтрализации деградации земель и повышении производительности почв в целях обеспечения сельскохозяйственного роста и продовольственной безопасности. Это можно осуществить посредством увеличения использования рыночных принципов в управлении сельскохозяйственным сектором.

Диёра Кабулова,

Орзимурад Гайбуллаев

Экономическое обозрение №6 (234) 2019

Поделиться постом

Похожие новости