В Китае и Южной Корее промышленное развитие было важной основой экономического роста. Расширение выпуска было связано с продвижением экспорта, торговой открытости, экономической либерализации и улучшения делового климата. Однако при этом также наблюдались защита импорта и избирательное вмешательство государства.
Обрабатывающая промышленность является ключевым сектором во многих развивающихся странах и участвует в обеспечении устойчивого экономического роста.
Правительством Узбекистана был принят ряд мер по дальнейшему развитию, стимулированию промышленного сектора. Результатом этого стала устойчивая тенденция индустриального роста в Узбекистане: доля обрабатывающей промышленности в ВВП была увеличена с 10,8% (2010 год) до 19,5% (2019 год).
В структуре производства обрабатывающей промышленности Узбекистана в 2020 году удельный вес высокотехнологичных отраслей составил 1,9% (1,5% в 2019 году), средневысокотехнологичных – 22,4% (25,4% в 2019 году), средненизкотехнологичных – 40,1% (36,6% в 2019 году) и низкотехнологичных – 35,6% (36,5% 2019 году).
Рост доли обрабатывающей промышленности является естественным переходным процессом в экономическом развитии. Об этом свидетельствует опыт таких стран, как Китай, Таиланд, Южная Корея, Малайзия, Индонезия, успехи экономического развития которых связаны с динамичным наращиванием доли обрабатывающей промышленности в ВВП.
Поэтому целесообразно более детально рассмотреть опыт развития экономики Китая и Южной Кореи, в котором важная роль принадлежала развитию промышленного сектора, наблюдалось изменение отраслевой структуры производства в сторону секторов, обеспечивающих более быстрый рост производительности.
Узбекистан в международных сопоставлениях
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП (%)
Добавленная стоимость сельского, лесного и рыбного хозяйства (% ВВП)
Расходы на НИОКР (% от ВВП)
Китай в быстрой индустриализации
Высокий и устойчивый рост обрабатывающей промышленности Китая лежит в основе его становления в качестве «мировой фабрики», доля которойза последние годы составила 27% мирового производства.
С 1978 года Китай начал реформировать свою закрытую и централизованно планируемую экономику. После реформ рост ускорился и стабилизировался. При этом за период с 1961 по 1978 годы волатильность темпов роста ВВП (рассчитана как стандартное отклонение показателей за период по базе данных Всемирного банка) составляла 11,4, а с 1978 по 2019 годы она снизилась до 2,7.
За период 1965-2008 годов доля промышленности в ВВП выросла с 35 до 47%, снизившись к 2019 году до 38,6% (за счет роста сферы услуг). Особенно быстрый рост наблюдался в промышленности (среднегодовые темпы роста в период с 1980 по 2019 годы составили 10,6%). Также быстрый рост продемонстрировала сфера услуг, доля которой в ВВП увеличилась с 22% (1980 г.) до 54% (2019 г.).
В своих реформах Китай следовал модели, аналогичной другим успешным странам Восточной Азии. Рост был основан на быстрой индустриализации на базе изобилия рабочей силы, увеличении открытости торговли и экспорта, а также постепенной либерализации финансовых рынков. При этом технологии и ноу-хау были импортированы из-за границы и адаптированы к отечественным ресурсам. Это сделало возможным экстенсивное производство экспортных товаров. Высокая внутренняя норма сбережений в сочетании с большим притоком прямых иностранных инвестиций была направлена в инфраструктуру.
Успешная реформа в сельскохозяйственном секторе Китая в значительной степени способствовала реформированию и расширению обрабатывающего сектора. С ростом производительности в сельском хозяйстве появившиеся излишки рабочей силы стали переходить в производственный сектор. Кроме того, с ростом доходов фермеры смогли увеличить свои расходы на товары и услуги, производимые отечественным производственным сектором.
На начальном этапе развития промышленный сектор не требовал сложных технологий и обеспечивал большое число рабочих мест, являясь основным источником иностранной валюты. Однако начиная с 1990-х годов, в результате ряда факторов (устаревшее оборудование, насыщенность спроса, плохое управление) для решения накопившихся проблем уже не нужны были иные подходы и в экономической политике произошли значительные изменения: вывод из производства устаревшего оборудования, увольнение избыточных работников, многие госпредприятия были обанкрочены и закрыты или вовлечены в процессы слияния и поглощения. Для дальнейшего развития индустрии государственным компаниям были выделены субсидии и налоговые льготы, а также осуществлены значительные вложения в модернизацию производства и импорт современного оборудования.
В 2001 году Китай вступил в ВТО и с этого времени правительство стало уделять большое внимание структурным преобразованиям промышленности, развитию НИОКР, стимулированию создания национальных брендов, научно-исследовательских, логистических и дистрибуционных центров, поддержке разработок и использования оборудования, разработанного и произведенного в Китае, что способствовало увеличению доли китайской высокотехнологичной продукции в мировом экспорте.
Ускоренный рост Китая был основан на индустриализации экономики, целенаправленных инвестициях в инфраструктуру и производственные мощности, обширном рынке труда, открытой и конкурентоспособной экономике. Значительные трудовые ресурсы позволяли развивать трудоемкое производство, что, в свою очередь, привело к увеличению среднего дохода населения и сокращению бедности. Хотя уровень инвестиций в Китае был высоким, эффективность использования капитала по-прежнему невысока.
Южная Корея в расходах на НИОКР и инновациях
Индустриализация Южной Кореи способствовала значительному экономическому росту при резком сокращении бедности и неравенства.
Особенно высоким был рост в обрабатывающей промышленности, доля которой в ВВП за последние 20 лет составила около 26%.
Быстрый рост Южной Кореи был связан со значительными структурными изменениями. С 1971 по 2019 годы доля промышленности в ВВП увеличилась с 23 до 33%, сельского хозяйства сокращена с 27 до 1,6%, сферы услуг увеличена с 41 до 57%.
В Южной Корее в 1980 году 34% занятого населения работали в сельском хозяйстве, 1990-м – 18, а в 2019 г. эта доля составила всего 5%. Доля занятости в промышленности Южной Кореи за последние десятилетия имеет перевернутую U-образную форму: в 2019 г. в промышленности доля занятых составила 25%, по сравнению с 37% в 1991 году и 29% в 1980-м. Доля занятости в сфере услуг постоянно увеличивалась в течение последних десятилетий, достигнув 70% в 2019 году.
В конце 1950-х годов прошлого века корейское правительство придерживалось относительно протекционистской стратегии импортозамещения. Импорт ограничивался высокими тарифами и системой лицензирования. Большая часть экспорта, который оставался незначительным, была первичной продукцией.
С начала 1960-х гг. фокус государственной политики сместился с импортозамещения на экспортоориентацию. Новая политика опиралась на торговые реформы и инструменты продвижения экспорта: прямые экспортные субсидии, освобождение от налогов и экспортные кредиты под низкие проценты. Экспортеры пользовались беспошлинным доступом к импорту (Noland and Pack, 2003). Обеспечивалась защита малым и новообразованным производствам. Политика продвижения экспорта была весьма успешной. В период 1962-1973 гг. доля экспорта в ВНД увеличилась с 6 до 30%. При этом кардинально изменилась структура экспорта, доля промышленных товаров в общем товарном экспорте увеличилась с 20 до 84%.
В 1970-х годах приоритеты экономической политики вновь изменились – были приняты масштабные инвестиционные программы для развития промышленности с более высокой производительностью. Цель этих программ заключалась в изменении структуры экспорта в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью и уменьшении зависимости от секторов с низкой заработной платой.
Если в 1960-е годы бедность в Корее была широко распространена, то в последние 10 лет доля населения, живущего менее чем на 1,9 доллара в день (ППС), составляла около 0,2%. Важную роль в сокращении бедности сыграла индустриализация, ориентированная на экспорт, которая привела к быстрому экономическому росту, что создало высокий спрос на рабочую силу и способствовало увеличению доходов населения.
В Южной Корее уделяется большое значение развитию человеческого капитала, инвестированию в человеческие ресурсы, ее расходы на НИОКР были увеличены с 2,3% (1996 год) до 4,8% (2018 год). В Китае данный показатель вырос с 0,6% (1996 год) до 2,2% (2018 год).
Если вначале экономический рост в значительной степени основывался на экспорте трудоемких промышленных товаров, то впоследствии рост человеческого капитала обеспечил возможность производства более высокотехнологичной экспортной продукции. Это также позволило повысить производительность труда и инновационные возможности, что способствовало экономическому росту Кореи.
Выводы
В Китае и Южной Корее промышленное развитие было важной основой экономического роста. Расширение выпуска было связано с продвижением экспорта, торговой открытости, экономической либерализации и улучшения делового климата. Однако при этом также наблюдались защита импорта и избирательное вмешательство государства.
Поскольку бедность во многих развивающихся странах является преимущественно сельской проблемой, на начальном этапе экономического развития повышение производительности сельского хозяйства часто является ключом сокращения бедности. В исследуемых странах рост обрабатывающего сектора создал возможности для трудоустройства за пределами сельского хозяйства.
Если на начальном этапе развития развивающие страны могут полагаться на первичные ресурсы или дешевую рабочую силу, то в перспективе для сохранения конкурентоспособности и поддержания экономического процветания очень важны инвестиции в человеческий капитал и технологическую модернизацию.
В Южной Корее и Китае в развитии инфраструктуры, повышении качества человеческого капитала, поощрении и поддержке инноваций и технологической модернизации большую роль сыграли их правительства.
Из-за быстрого технического изменения и глобализации конкуренция становится все более интенсивной, и способность использовать самые современные технологии является все более важной для успеха. Эта способность, прежде всего, зависит от образовательного уровня и уровня квалификации рабочей силы. Страны могут развивать свой промышленный потенциал за счет внутренних исследований и разработок, как это сделала Корея, но более распространенным подходом является включение в глобальные цепочки добавленной стоимости и обновление технологических возможностей за счет иностранных инвестиций.
Помимо обеспечения стабильности, хорошо функционирующих институтов и соответствующего законодательства (например, трудового), другие важные действия правительства связаны с формированием навыков, технологической поддержкой, финансированием инноваций, развитием инфраструктуры и предоставлением разнообразных общественных благ.
В мире/Зарубежный опыт
Дилафруз Мухсимова, ИПМИ
Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021
Оставить комментарий