В настоящее время страны Центральной Азии вступают в принципиально новую фазу регионального сотрудничества, между странами региона усиливается экономическое взаимодействие, увеличивается объем взаимной торговли, восстанавливаются ключевые транспортные артерии, открыты новые наземные и воздушные маршруты.
Экономический ландшафт Центральной Азии
Страны Центральной Азии в глобальных рынках занимают высококонкурентные позиции по поставкам сырьевых товаров (нефть, газ, уголь и металлы) на внешние рынки. Этот регион обладает порядка 2% мирового запаса нефти и более 10% природного газа. По добыче угля занимает 10-е место, а по выработке электроэнергии – 19-е. Также экономика региона располагает большими запасами черных, цветных и редких металлов. За последние годы динамично растет экспорт продуктов аграрного сектора из стран региона.
В то же время географическое расположение региона в центре евразийского континента придает ему особую роль в плане сохранения безопасности и стабильности в окружающем регионе. Кроме того, нахождение в центре материка и наличие разветвленной транспортно-коммуникационной сети представляет собой весьма значительный, но в недостаточной пока степени задейственный потенциал для межрегиональных и международных транзитных потоков товаров. Его полноценная реализация будет способствовать экономическому росту как стран региона, так и его торгово-экономических партнеров.
Но в то же время торговля между странами Центральной Азии в настоящее время имеет достаточно низкие показатели. Так, удельный вес стран ЦА во внешнеторговом обороте Узбекистана составляет 10%, для Казахстана данный показатель еще меньше – 4,7%. В Кыргызстане, наоборот, в 2017 году 19,6% внешнеторгового оборота пришлись на соседей по региону, при этом Казахстан входит в число основных торговых партнеров, имея удельный вес в 14%. Во внешней торговле Таджикистана страны ЦА играют значительную роль, составляя 26,8% от внешнеторгового оборота. При этом Казахстан и Узбекистан входят в число основных торговых партнеров Таджикистана. Приведем для сравнения объем взаимной торговли между странами ЕС, который превышает 60%, и странами АТЭС, превышающий 68%.
При этом следует учитывать, что Центральная Азия – это регион, который не является единым экономическим пространством, Казахстан и Кыргызстан являются членами Евразийского Союза, и Узбекистан налаживает сотрудничество и взаимодействие со странами региона на двусторонней основе. Все это требует нахождения новых форматов взаимодействия при реализации вопросов интегрирования, проектов по созданию инфраструктуры, по водопользованию, энергетике, транспорту и связи. Страны Центральной Азии также отличаются как по особенностям нормативно-правового режима, так и по степени открытости для внешнего мира, интенсивности движения рабочей силы и капитала.
А внешние инвесторы в первую очередь обращают внимание на такой фактор, как емкость рынка, характеризующаяся общими правилами регулирования, плотностью населения и объемом экономики. Поэтому способность стран региона интегрированно привлекать инвесторов и участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости может быть больше, если регион в мировом разделении труда будет представлен единым экономическим пространством. Например, даже две крупнейшие страны ЦА – Узбекистан, где проживает более 45% населения региона и производится около 20% регионального ВВП, и Казахстан, где эти цифры составляют 25 и 60% соответственно, – получат большую выгоду от региональной интеграции.
На сегодняшний день обрабатывающая промышленность практически всех стран региона ориентирована на определенные (узкие) сегменты рынка, что не способствует современной модернизации, расширению мощностей и достижению эффекта от масштаба производства. Между тем, в современном мире именно эти инструменты являются основными факторами конкурентоспособности. При этом для стран Центральной Азии Россия, Беларусь, Украина, Закавказье, прибалтийские страны являются идеальными рынками, чья конкурентоспособность возрастает из-за сокращения транспортных и логистических затрат.
В целом регион имеет экономическую основу для углубления межрегиональных экономических и кооперационных связей, для более активной торговли друг с другом. Однако по основным экспортным позициям (сырьевые ресурсы и продукты их первичной переработки, которые составляли примерно 80-90% от общего объема экспорта товаров в 2017 году) страны Центральной Азии осуществляют торговлю между собой намного меньше, чем с другими странами. Существующие внешнеэкономические барьеры не позволяют выявить наиболее конкурентоспособные отрасли для специализации и регионального разделения труда.
Зависимость от внешних факторов
При существовавшем до недавнего времени положении дел в экономиках региона и региональном сотрудничестве сохранялась сильная зависимость экономик региона от внешних факторов и сопровождающих их вызовов, среди которых особо можно выделить следующие.
- Страны Центральной Азии, которые в значительной степени зависят от экспорта сырья и наиболее быстро экономически росли во время суперцикла сырьевых товаров, теперь столкнулись со структурными экономическими и социальными проблемами. Как и ожидалось, страны, производящие ресурсы, теперь будут больше инвестировать в перерабатывающие отрасли, что приведет к диверсификации их экономики и мировому спросу на сырье.
- Промышленному развитию стран Центральной Азии мешают малые масштабы экономики, технологическая отсталость и проблемы корпоративного управления, когда предприятия управляются на основе старых неэффективных методов. В результате доля промышленности в структуре ВВП региона на самом деле (за редким исключением) не растет. Уровень мобильности миграции в регионе остается высоким, что связано с сокращением числа созданных рабочих мест. Вместе с тем, по прогнозам МВФ, в 2018 году во всех странах региона ЦА ожидается некоторое снижение темпов прироста ВВП. Основным риском для стран региона является предполагаемое ужесточение глобальных финансовых условий на рынках капитала в сочетании с дальнейшим укреплением доллара США. По мнению Всемирного банка, это может вызвать резкое ухудшение внешних условий финансирования и привести к оттоку капитала и сокращению притоков инвестиций.
- Глобальные процессы влияют на развитие внешнеторговых отношений стран Центральной Азии, и роль внешнеэкономических факторов в их развитии постоянно возрастает. Все страны региона в достаточной степени интегрированы в систему мирохозяйственных связей. Узбекистан и Казахстан осуществляют торгово-экономические отношения с более чем 170 государствами, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан – с около 110 странами, включая ведущие экономические державы. В регионе присутствуют транснациональные компании, играющие большую роль в определении конъюнктуры на международных рынках. Следовательно, любые глобальные финансово-экономические процессы, происходящие в мире, в разной степени будут оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию в странах Центральной Азии.
- Экономики стран Центральной Азии не являются в полной мере самодостаточными – преобладает их аграрно-сырьевая или топливно-сырьевая направленность. Соответственно, большое значение в их социально-экономическом развитии придается внешнеэкономическим отношениям с зарубежными государствами. Крупными внешнеторговыми партнерами практически всех стран региона являются Россия, Китай, Турция, Иран. Например, доля России в общем объеме внешней торговли Таджикистана составляет более 23%, Кыргызстана – около 20%, Узбекистана – 18%. На Россию приходятся 37% от всего объема импорта Казахстана, кроме того, Казахстан и Кыргызстан являются участниками ЕАЭС и имеют очень тесные интеграционные связи с Россией.
Китай также существенно укрепляет свои экономические позиции в странах ЦА и инициатива «Один пояс – один путь» будет способствовать дальнейшему расширению китайского присутствия в регионе. Это приведет к повышению чувствительности центральноазиатских стран к финансово-экономическим и конъюнктурным изменениям в Китае. В частности, уже начавшиеся экономические трения между США и Китаем могут замедлить темпы роста китайской экономики. Кроме того, жесткие монетарные меры как в США, так и в ЕС уже приводят к тому, что капиталы покидают развивающиеся рынки, что вызовет структурные проблемы в экономике развивающихся стран. Таким образом, торговые ограничения и обмен санкциями между крупными мировыми державами, в том числе странами, которые являются главными партнерами стран ЦА, могут весьма негативно сказываться на экономике региона.
Фактор интеграции
Решению проблем экономического развития стран региона, диверсификации их экономик, а также смягчению негативного влияния внешних факторов на их экономики, повышению их устойчивости перед внешними вызовами наиболее эффективным образом будет содействовать расширение интеграционных связей и экономического сотрудничества стран региона. Расширение интеграционных и кооперационных связей требует, прежде всего, снятия существующих барьеров между странами региона, исходящих из отличий торгового режима и других условий внешнеэкономической деятельности. Однако выгоды взаимного сотрудничества в большей степени мотивируют страны Центральной Азии двигаться в этом направлении.
По оценкам экспертов, одними из важных факторов, имеющих значительный эффект на потоки торговли, транзита и инвестиций между странами ЦА и способствующих увеличению темпов прироста ВВП, являются выдвигаемые в настоящее время инициативы Узбекистана по развитию регионального сотрудничества, снятию торговых и транспортных барьеров. Активный региональный курс Узбекистана на сближение с государствами ЦА, установление с ними добрососедских и взаимовыгодных отношений создает основу для региональной кооперации. В частности, товарооборот Узбекистана со странами региона в прошлом году вырос на 20%, а за первое полугодие 2018 года на 46% и составил 1,86 млрд. долл. США. Наблюдающийся динамичный рост экономики показателей ВВП во всех странах региона (в среднем на уровне от 4 до 7% за 2016-2018 гг.), а также увеличение объемов внешней торговли могут придать дополнительный импульс динамике взаимоотношений между странами ЦА.
Свобода передвижения через границы, расширение приграничного сотрудничества, контакты между деловыми кругами создают условия для эффективного использования огромного потенциала в целях углубления регионального и международного сотрудничества практически во всех сферах. Особого внимания заслуживают перспективы развития полномасштабного сотрудничества стран региона в торгово-экономической сфере, налаживания и усиления прямых кооперационных связей на уровне регионов, устранения препятствий во взаимной торговле и установления благоприятного правового режима для осуществления взаимодействия в этой сфере. Обеспечению поступательного роста товарооборота стран региона могут способствовать дальнейшее упрощение процедур экспортно-импортных операций, устранение препятствий, ограничивающих и усложняющих взаимную торговлю, финансовые и банковские операции. Важное значение также имеет развитие прямых партнерских связей между предпринимателями.
Стремление к унификации торгового режима и устранение барьеров для внешней торговли увеличат шанс для местных производителей нахождения эффективных сегментов во внешних рынках и подтолкнут к повышению конкурентоспособности своей продукции. В этих условиях на первый план выходит достижение эффекта от масштаба производства путем создания крупных специализированных компаний, работающих как минимум на рынки всего Центральноазиатского региона. Для этого, кроме снятия барьеров, следует расширять кооперацию, создавать отраслевые и региональные кластеры в производстве, туристической отрасли и других секторах экономики. Создание международных транспортных коридоров и строительство международной транспортной инфраструктуры будут способствовать продвижению регионального экспорта на рынки третьих стран.
В целом, создание экономического пространства, расширение торговли между странами региона, формирование конкурентной среды послужат мощным стимулом для их экономического развития. Усиление региональных связей, повышение синергетики в экономике станут возможными при нахождении новой модели экономических отношений и углублении кооперационных связей. Данные ООН показывают, что если кооперация стран ЦА будет эффективна, то она может повысить региональный ВВП минимум в 2 раза.
Шарофиддин Назаров
Экономическое обозрение №10 (226) 2018
Оставить комментарий