Укрепление платежеспособного спроса

Укрепление платежеспособного спроса

Укрепление платежеспособного спроса как фактор восстановления экономического роста в условиях пандемии и движения к уровню стран со средним уровнем доходов.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности 29 августа Кабинет Министров принял Постановление «О мерах по восстановлению экономического роста в 2020-2021 годах и продолжению системных структурных реформ в отраслях экономики», которым утвержден План практических действий по оценке социально-экономических последствий распространения пандемии коронавируса и мер по поддержанию населения и экономики на краткосрочный период. Среди этих мер необходимо особо отметить оказание бесплатной медицинской помощи и продовольственной поддержки уязвимых слоев населения за счет средств государственного бюджета и различных благотворительных фондов. В результате быстрого выхода из карантинных мероприятий потенциальное снижение емкости потребительского рынка может составить меньшую величину, в районе 5-7 п.п.

В условиях разворачивающихся кризисных явлений пандемии в национальной экономике и на глобальном уровне одними из основных проблем, стоящих перед страной, являются повышение социально-экономической стабильности и укрепление факторов восстановления экономического роста и доходов населения. Важную роль в этом играет анализ последствий пандемии, отразившихся на занятости и доходах населения, для разработки соответствующих мер поддержки.

Мониторинг индикаторов рынка труда

Для четкого обоснования решения проблемы восстановления экономического роста путем поддержки покупательского спроса населения требуется анализ следующих индикаторов:

  • емкость потребительского рынка (темпы роста розничного товарооборота, услуг) и взаимосвязанные с ними индикаторы;
  • темпы роста доходов населения и переводов трудовых мигрантов;
  • ситуация на рынке труда (показатели уровня занятости населения внутри республики, трудовой миграции, а также безработицы).

Данные индикаторы увязываются с индикаторами среднесрочного прогноза, как исходя из их трендов, сложившихся в условиях развития эпидемиологического кризиса, так и с целевыми параметрами среднесрочных и краткосрочных программ в Узбекистане (Программа обеспечения занятости, Программа сокращения бедности, антикризисные меры поддержки социально уязвимых слоев населения).

При прогнозе этих индикаторов учитываются следующие факторы и условия:

- уровень занятости в стране;

- денежные переводы трудовых мигрантов, которые имеют важное значение для развития экономики, так как доходы домохозяйств и производимый национальный продукт тесно связаны с поступлениями от мигрантов, работающих за границей. Также здесь учитывается изменение темпов роста глобальной экономики и прежде всего России;

- изменение потребительских предпочтений населения, выражающееся в росте склонности к сбережениям или сокращению расходов на услуги и непродовольственные товары в результате масштабного локдауна предприятий розничного товарооборота, общепита и сферы услуг.

Предлагается следующий методический подход исследования воздействия занятости и внешней трудовой миграции на доходы, потребительский рынок и экономическое развитие, который заключается в реализации последовательных этапов:

  • 1) выявление спектра негативных и позитивных последствий воздействия занятости, международной трудовой миграции на доходы и экономическое развитие;
  • 2) разработка системы показателей оценки воздействия международной миграции рабочей силы на экономическое развитие на основе матрицы последствий;
  • 3) закрепление конкретного метода сбора первичной статистической информации (текущий учет, выборочные социологические обследования, анализ «больших данных») за конкретным органом исполнительной власти, ответственным за сбор первичной статистической информации, необходимой для расчета каждого показателя (Министерство занятости и трудовых отношений, Государственный комитет по статистике, национальная миграционная служба, Центральный банк, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Государственный налоговый комитет, пограничная служба);
  • 4) расчет показателей разработанных систем на основе полученной органами исполнительной власти первичной статистической информации, использование конкретных значений расчета для построения рядов динамики и выявление тенденций развития процессов;
  • 5) организация мониторинга результатов расчета отдельных показателей аналитических систем, полученных в прогнозный период;
  • 6) контроль результатов расчета показателей системы.

Отличительной особенностью предложенного методологического подхода является наличие взаимосвязи и взаимозависимости каждого аналитического показателя с определенным методом сбора первичной статистической информации, необходимой для его расчета, и конкретным органом исполнительной власти, ответственным за сбор первичной информации на основе закрепленного за ним метода (табл. 1).

Данный метод сбора первичной статистической информации обеспечит получение наиболее достоверной информации при проведении глубокого анализа последствий пандемии, в том числе и ввиду сокращения трудовой миграции, оказавших влияние на экономическое развитие и социальную сферу.

Индикаторы занятости в межстрановых сопоставлениях

В современных условиях занятость является одним из основных макроэкономических показателей. С ростом занятости увеличивается производство внутреннего продукта, создаются реальные предпосылки к расширенному воспроизводству в экономике, социальной жизни (см. врезку).

Факторы занятости

Среди наиболее значимых научных работ ученых в области анализа влияния занятости на экономический рост необходимо особо выделить производственные функции (Кобба-Дугласа, эндогенного роста и др.), в которых занятость населения, с одной стороны, зеркально отражает достигнутый уровень экономического развития страны, а также позволяет оценить вклад человеческого труда в создание национального ВНП. С другой стороны, занятость, фактически, формирует и поддерживает взаимосвязь производства продукции и его потребления, что в целом и определяет характер их взаимосвязи. Таким образом, все основные макроэкономические пропорции связаны с трудовыми ресурсами, занятостью. Согласно Закону Оукена, где внимание фокусируется на взаимосвязи между безработицей и ВВП, рост безработицы с каждым процентом увеличивает падение ВВП на 2 процента.

Занятость населения во многом зависит от действия социальных факторов: уровня и качества жизни населения, наличия культурных ценностей, уровня защиты прав человека, образовательного уровня населения и т. д., что формирует у работников такие личностные характеристики, как мобильность, мотивируемость, инновационность, прoфoриeнтирoвaннocть и профпригодность, которые являются основным резервом роста производительности труда. При этом, согласно Кейнсу, основную влияющую роль на склонность к потреблению должно играть государство путем корректировки налоговой системы, регулирования процентной нормы и иными методами.

Больше всего на численность занятого населения со стороны предложения на рынке труда оказывают влияние инвестиции в экономику, а со стороны спроса – среднемесячная заработная плата. Так, проведенный межстрановой анализ спроса и предложения на рынке труда для 11 стран с наиболее близкими к Узбекистану характеристиками рынка труда на основе использования панельных данных в целом позволил заключить, что для изученной группы стран:

- рост оплаты труда относительно совокупных расходов с небольшой вероятностью ошибки оказывает положительное влияние на рост доли экономически активного населения, но статистически не значимо, отрицательно влияет на рост занятости экономически активного населения (ЭАН), что в принципе подтверждает действие закона предложения на рынке труда, но не подтверждает однозначно действие закона спроса;

- повышение производительности труда на 1 тыс. долл. увеличивает долю ЭАН на 0,2 п.п, причем это можно утверждать на 1%-ном уровне значимости;

- рост инвестиционной активности, выражаемый в увеличении доли инвестиций в ВВП на 1%, приводит к увеличению доли экономической активности населения на 0,14% при 1%-ном уровне значимости;

- увеличение сальдо внешнеторгового оборота по отношению к ВВП на 1% приводит к увеличению доли занятости ЭАН на 0,17%, причем это можно утверждать при 1%-ном уровнем значимости;

- повышение здоровья работников, выражаемое в увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни на 1 год, приводит к увеличению доли экономической активности населения на 0,54% при 1%-ном уровне значимости;

- увеличение налогового бремени на 1% приводит к удорожанию рабочей силы, вследствие чего экономическая активность населения сокращается на 0,02% (но статистически не значимо).

Вышеизложенные результаты анализа позволяют выработать следующие предложения и рекомендации для совершенствования государственной политики занятости в Узбекистане.

Во-первых, при разработке программ занятости и планировании количества создаваемых рабочих мест следует исходить из того, что изменения в уровне средней заработной платы более чувствительно влияют на объемы предложения труда, нежели на объемы спроса на него. Это, в свою очередь, связано с тем, что уровень заработной платы пока еще не находится на таком уровне, который позволял бы трудящимся более интенсивно заменять трудовое время временем для отдыха, что имеет место в экономически развитых странах.

Во-вторых, при планировании создания рабочих мест необходимо также учитывать тот факт, что рост производительности труда занятых в экономике приводит к росту объема ВВП, первоочередному увеличению спроса на рабочую силу, равновесному уровню заработной платы и, тем самым, как следствие, росту объема предложения труда.

В-третьих, важно учитывать тот факт, что внедрение стратегий расширения экспорта товаров и услуг, а также переход к экспортоориентированной экономике позволяют расширять производственные мощности предприятий и стимулируют создание новых производств, что приводит к увеличению спроса на новые рабочие места.

В-четвертых, правительству необходимо в дальнейшем уделять большое внимание инвестициям в сферу здравоохранения в целях повышения здоровья населения и трудящихся, что, в свою очередь, позволило бы сократить потери трудового времени из-за выхода работников на больничный и увеличить объемы потенциального совокупного производства.

И, в-пятых, важно продолжить курс на сокращение налогового бремени и участия государства в экономике, а также на развитие конкуренции, поскольку это позволяет увеличить потенциальные объемы совокупного производства, что положительно влияет на уровень занятости и экономической активности населения.

Риски сокращения трудовой миграции

На сегодняшний день в условиях пандемии возвращающиеся трудовые мигранты могут серьезно разбалансировать рынок труда страны, который не был способен обеспечить рабочими местами столь высокое количество трудовых ресурсов даже до пандемии. В 2019 г. насчитывалось от 2,6 до 3 миллионов рабочих-мигрантов из Узбекистана.

По данным ЦБ РФ, только в 2019 году узбекистанцы перевели на Родину более 3,9 млрд. долларов. Согласно прогнозам Всемирного банка, в 2020 году объем денежных переводов сократится почти на 28% (или в данном случае на 1092 млн. долл. (3900 млн. долл.* 28%). В результате, поскольку общая сумма переводов трудовых мигрантов (3,9 млрд. долл. США в 2019 г. по официальному курсу (9550 – на начало апреля 2020 г.)) составляет около 37,245 трлн. сумов, а общая сумма доходов, по данным Госкомстата РУз, в 2019 г. составила 348,079 трлн. сумов, то расчетная доля трансфертов в общих доходах населения составляет не менее 10%. Таким образом, падение трансфертов на 20-22% может привести к сокращению совокупных доходов населения на 2 п.п. (20%-ное падение 10% совокупных доходов).

Под влиянием других негативных факторов (сокращение занятости, рост склонности к сбережениям, ускорение инфляционных процессов) может наблюдаться сокращение доходов на несколько большую величину. Так, сокращение занятости на 1% может привести к дополнительному сокращению совокупных доходов населения на 0,8 п.п. Можно сделать вывод, что при снижении денежных переводов на 20% доходы населения сократятся на 2,8% (20%-ное падение трансфертов с коэффициентом 0,14%), а при сокращении численности трудовых мигрантов на 10% (в 2020 году в среднем за год) доходы снизятся на 1,7% (10%-ное снижение численности трудовых мигрантов с коэффициентом 0,17). В сумме номинальные доходы населения могут сократиться на 4,5% (2,8% + 1,7%).

При этом необходимо учитывать, что руководство Узбекистана оказывает активную поддержку оказавшимся в сложных условиях возвращающимся соотечественникам. Согласно принятым документам, им предусмотрена помощь деньгами и кредитами. Мигрантам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2020 году будет выделено 3 462 квартиры в многоквартирных домах, а также внедрен механизм выдачи им микрозаймов банками Узбекистана на оплату расходов, связанных с трудоустройством за рубежом. Также созданы Республиканская комиссия по вопросам внешней трудовой миграции и Департамент по вопросам защиты прав и поддержки граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом.

Учитывая все возрастающее влияние демографического фактора на устойчивое социально-экономическое развитие, целесообразно разработать экономические механизмы стимулирования и привлечения трудовых мигрантов в наиболее приоритетные отрасли и территории. Первостепенными задачами становятся повышение сбалансированности рынка труда, дальнейшее создание рабочих мест в соответствии с приоритетами стратегии развития Узбекистана и разработка дополнительных механизмов по организации новых рабочих мест, трудоустройству молодежи, женщин, безработных.

Разработка правовых основ по внедрению в практику методов социального контракта обеспечит выполнение соглашения между малообеспеченной семьей и органами власти на местах. Прежде всего, необходимо создать условия для самостоятельного выхода из бедности: обеспечить содействие занятости на основе программ трудоустройства, создать условия для расширения доступа малообеспеченного населения к обучению и услугам здравоохранения, продуктам питания, получения адресной помощи в случае безработицы на принципах социального контракта, совершенствовать правовые механизмы регулирования на рынке труда.

Стимулирование повышения экономической активности подразумевает также выделение социальной помощи и поддержку граждан, участвующих в программах активного трудового участия (ALMP), – государственных программах помощи безработным, таких как «Новый курс» (New Deal) в Великобритании и программа повышения благосостояния путем активного вовлечения на рынок труда (welfare-to-work programmes) в США. Цель этих программ – сокращение безработицы путем предоставления безработным обучения, субсидируемой занятости и волонтерской работы. Эффективная борьба с бедностью возможна только в условиях оживления национального производства, роста предпринимательской активности, производительности и мотивации к труду.

Движение к уровню среднеразвитых стран

Дальнейшее успешное решение задач устойчивого социально-экономического развития связано с проведением сбалансированной стратегии макроэкономического регулирования, направленной на снижение дифференциации населения по уровню потребительских расходов, а также повышение внутреннего потребительского спроса для роста возможностей удовлетворения потребностей населения. В качестве приоритета ставится задача достижения уровня доходов и потребления, соответствующего уровню среднеразвитых стран (на настоящий момент до 15 тыс. долл. по ППС) к 2030 году.

Исходя из этого, макроэкономические целевые ориентиры в сфере доходов и потребления населения можно охарактеризовать следующим образом. В сфере подушевого потребления домашних хозяйств основной задачей является максимально быстрое достижение среднего подушевого уровня потребления населения верхнего сегмента группы стран со средним уровнем доходов. Структура расходов и потребления населения должна соответствовать не только сбалансированности потребительского спроса и предложения, но и тем объективным закономерностям изменения структуры потребительского спроса, которые проявляются в результате развития общества (действия Закона возвышающихся потребностей).

Базируясь на этом подходе, можно определить соответствующий уровень доходов и объемы расходов по товарным группам к 2022 году. Определенный таким образом целевой общий уровень доходов населения должен ориентировочно быть к этому сроку в 1,5 раза выше уровня текущих доходов.

Данные по дифференциации расходов (табл. 2) показывают, что при переходе к модели потребления группы стран со средним уровнем доходов существенно (с 48,5% до 31,1%, практически на 40%) сокращается доля потребительских расходов на питание (при росте расходов на питание вне дома), также в этой группе стран падает доля расходов на одежду и обувь. С другой стороны, значительно должна вырасти доля услуг (49,1%), в т.ч. практически в 1,5 раза выше должны стать расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Потребление будет смещаться в сторону расходов на медицинские услуги, культуру и отдых, связь, покупку и эксплуатацию транспортных средств.

Очевидно, что в Узбекистане в настоящее время только наиболее обеспеченная группа (V-й квинтиль) населения миновала период доминирования стандарта жизни стран с низким уровнем доходов и находится на этапе формирования новой потребительской модели, характерной для среднего класса. Основным условием достижения большинством населения целевых ориентиров потребления, отмеченных выше, является рост доходов граждан.

Таблица 2. Доля бюджетных расходов домохозяйств в трех группах стран с различным уровнем доходов и Узбекистане (%)

Согласно общепринятым экономическим законам (закон Энгеля), по мере роста благосостояния улучшается структура потребительского спроса и происходит переключение потребительских предпочтений на товары с более высокими потребительскими свойствами и стоимостью. Поэтому, исходя из поставленных приоритетов развития и мировых тенденций, структура потребительских расходов в Узбекистане в перспективе будет характеризоваться ростом доли расходов на услуги и непродовольственные товары (табл. 3).

Таблица 3. Перспективы изменения макроструктуры потребительских расходов в Узбекистане, исходя из целевого объема доходов (достижение уровня среднеразвитых стран, 15 тыс. долл. по ППС на душу населения), % ко всем расходам

Расходы на продукты питания должны быть выше в абсолютном выражении, чем они есть (но при более низкой доле в бюджете). При этом внутри данной товарной группы в наибольшей степени должны возрасти расходы на наиболее ценные продукты, содержащие белок и витамины: мясо, рыбу, фрукты и овощи.

Существующий объем покупок непродовольственных товаров выше базового уровня в 3,7 раза. Поэтому в наименьшей степени вырастает доля расходов на одежду, обувь, белье, ткани, т.е. продукцию легкой промышленности. Эти изделия имеют относительно короткие сроки службы, а объем расходов по данной товарной группе зависит от численности населения и не имеет сильной взаимосвязи с нормативным уровнем доходов.

С другой стороны, расходы на товары длительного пользования сильнее зависят от достижения нормативного уровня доходов. Как показали результаты расчетов по обеспеченности и покупкам товаров длительного пользования, произошло значительное приближение к нормативному уровню обеспеченности автомобилями, но имеется разрыв в обеспеченности транспортными средствами наименее обеспеченных доходных групп, а также меньше нормативного уровня расходы на мебель и другие предметы домашнего обихода.

С учетом этого обстоятельства при приближении траектории фактического уровня доходов к нормативному уровню в прогнозном периоде в общем объеме расходов на непродовольственные товары должен, прежде всего, существенно возрасти удельный вес расходов на транспортные средства (следовательно, и расходы на топливо), мебель и крупную бытовую технику.

Уровень расходов на оплату услуг, как уже отмечалось выше, определен в соответствии с закономерностями формирования спроса, сложившимися в базисном периоде.

Для достижения целей повышения уровня и качества жизни населения требуется решить следующие задачи по обеспечению опережающего роста основных показателей развития социальной сферы до уровня целевых параметров:

  • оптимизация структуры потребления населения с учетом последовательного роста их доходов;
  • недопущение усиления дифференциации доходов населения;
  • обеспечение устойчивого развития сферы производства товаров и услуг с учетом сбалансированности спроса и предложения, особенно в сфере услуг;
  • эффективное использование имеющегося потенциала в расширении частного сектора по производству отдельных видов товаров и услуг;
  • формирование эффективного механизма регулирования социальной сферы с обоснованием конкретных источников их финансирования;
  • обеспечение населения социальными гарантиями, создание относительно равных условий и качества жизни населения и рациональное размещение объектов социальной инфраструктуры.

Реализация обозначенных приоритетов позволит достичь заложенных целевых параметров, что позволит в перспективе приблизить уровень доходов и потребления населения к уровню и структуре среднеразвитых стран.

Заключение

В целом, достижение стратегической цели проводимых реформ в Узбекистане по повышению благосостояния населения с ориентацией на высокие стандарты качества жизни, характерные для развитых стран, будет, прежде всего, зависеть от результативности мероприятий по сокращению диспропорций на сложившемся рынке труда, обеспечению занятости населения и социальной поддержке потерявших работу, которые потенциально могут пополнить ряды малоимущих граждан.

В перспективе для активного вовлечения граждан в экономическую деятельность социальная политика будет проводиться путем предоставления возможностей для бесплатного обучения, субсидирования занятости, предоставления дешевых микрокредитов безработным и улучшения механизмов адресации социальной помощи.

В целях усиления адресности и объективности выделяемых социальных пособий малообеспеченным семьям, поддержки самозанятости населения и искоренения малообеспеченности необходимо совершенствование системы государственной поддержки малообеспеченных и безработных. В этой связи необходимо дальнейшее усиление мер, направленных на снижение уровня бедности и предусматривающих:

- осуществление институциональных преобразований в целях реализации конкретных мер по снижению бедности (разработка целевой программы, широкое внедрение цифровых технологий в учете и определении наиболее нуждающихся в социальной поддержке и др.);

- непосредственную увязку разрабатываемых отраслевых и региональных программ с целевым ориентиром снижения уровня бедности в 2,0 раза;

- формирование необходимой законодательно-правовой базы (Законы «О прожиточном минимуме», «О социальной защите», «О минимальных социальных стандартах» и др.);

- обеспечение социальной направленности бюджета на существенное повышение человеческого потенциала (улучшение качества образования, здравоохранения и доступа к социальному жилью), комплексное и сбалансированное решение проблем преодоления бедности за счет мобилизации всех государственных структур, органов власти на местах, гражданского общества.

Реализация этих мер, а также создание устойчивых рабочих мест, которые будут способствовать повышению качества человеческого капитала, позволят повысить доходы и сократить малообеспеченность в Узбекистане.

Найля Ибрагимова, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

В стране/Экономическая политика

Экономическое обозрение №11 (250) 2020

Поделиться постом

Похожие новости