Узбекистан дал многообещающий старт интеграции ГЧП в свою программу развития инфраструктуры. Чтобы вывести амбициозную программу страны на новый уровень, необходимы решительная политика и эффективная реализация проектов.
Ключевой темой впечатляющего экономического оживления в Узбекистане с 2017 года было ускорение развития инфраструктуры за счет участия частного сектора. Это привело к амбициозной программе государственно-частного партнерства, которая включала принятие первого Закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), создание специального агентства по развитию ГЧП и требование к отраслевым агентствам продвигать ГЧП для ключевых проектов.
Ожидается, что в 2021 году начнется реализация более 40 крупных и средних проектов с использованием ГЧП, что станет недвусмысленным сигналом для государственных агентств и международного рынка о том, что ГЧП сохранится здесь на долго. В 2020 году программа достигла нескольких этапов. В январе 2021 года была одобрена и подписана долгожданная поправка к Закону о ГЧП. Первые сделки, инициированные программой, близятся к завершению, открывая путь для таких секторов, как возобновляемые источники энергии, здравоохранение и транспорт.
Недавно принятый закон о ГЧП является результатом многолетнего диалога между правительством и участниками рынка, международными консультантами и учреждениями, занимающимися финансированием развития. Он основан на международных рыночных стандартах для быстрорастущей экономики и ориентирован на привлечение иностранных инвестиций, в том числе посредством упрощенного и прозрачного тендерного процесса, сбалансированной защиты от валютных рисков, а также, международного арбитража. Это придает импульс развитию новых секторов, созданию шаблонов контрактов и наращиванию потенциала ГЧП для реализации большего числа проектов в ближайшие годы.
Посредством решительной политики и реализации проектов, Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечит инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста.
Программа по ГЧП находится на важнейшем этапе. Проверенная концепция, готова к расширению и выводу на рынок. Ключевыми темами являются устойчивость, масштаб и уровень. С момента создания программы, работая вместе с ключевыми законодателями и исполнителями проектов в правительстве, мы можем выделить шесть областей, требующих внимания в 2021 году.
1. Интегрировать ГЧП на уровне планирования национальной инфраструктуры. ГЧП - это инструмент закупок, и его следует рассматривать как один из многих возможных способов достижения правительством инфраструктурных целей. Чтобы сделать ГЧП частью общего механизма планирования, необходимо предпринять несколько шагов. Во-первых, наращивать потенциал отраслевых агентств, чтобы вызвать интерес и осведомленность о ГЧП и знать, когда их применять. Ключевым шагом является формирование понимания общей калькуляции затрат, что для многих узбекских линейных агентств является отходом от традиционной калькуляции. Во-вторых, структурировать политику и механизм отбора проектов для принятия решения о том, когда проект должен быть реализован как ГЧП, включая последовательную методологию соотношения цены и качества, применяемую единообразно. В-третьих, проводить обучение в центральном агентстве планирования для обеспечения правильного применения механизмов.
2. Тщательно расширять использование предоставления возможных выплат. ГЧП на основе возможных выплат широко распространены во всем мире, и некоторые секторы, такие как производство возобновляемой энергии и социальная инфраструктура, полагаются на них. Необходимость создания масштабной системы для проектов на основе возможных выплат усугубляется воздействием пандемии, особенно на транспортную инфраструктуру, с меньшим количеством участников торгов и кредиторов, готовых брать на себя рыночный риск. Агентства должны осознавать ценность этого метода, особенно его ориентации на качество операций и предоставление услуг. Им также следует внедрить систему для мониторинга и управления фискальными обязательствами в среднесрочной перспективе, а также, по мере увеличения использования предоставления возможных выплат.
3. Создать фонд развития проектов. Подготовка проекта является одним из ключей к успешной реализации ГЧП, но расходы на найм специалистов-консультантов для проведения технико-экономических оценок и консультирования по сделкам могут быть непомерно высокими для государственных органов. Пополняемый фонд развития проекта позволит правительству нанять консультантов по сделкам для подготовки и проведения тендера по проекту с возмещением за счет успешных гонораров от выигравшего тендера. Это расширит программу, позволив одновременно вывести на рынок большее количество проектов, и позволит быстрее нанимать консультантов через группу консультантов по коммерческим сделкам, которую можно привлечь в любое время.
4. План реализации проекта после закрытия. Хотя достижение финансового закрытия проекта - это увлекательно, для государственных и частных партнеров «молодоженов» это только начало многолетнего концессионного периода. Для государственного партнера критически важно создать хорошо укомплектованную группу по мониторингу проекта, разработать процессы и руководства о том, как выполнять свою роль государственного партнера, и создать внутренний потенциал для этой новой роли. Агентства, проекты которых в настоящее время находятся на тендере, должны начать думать о своем плане сейчас, с помощью своих партнеров по развитию.
5. Повысить ликвидность в местной валюте и дать возможность местным банкам участвовать в ГЧП. Узбекистан страдает от низкой ликвидности в местной валюте для инфраструктурных проектов в основном из-за несоответствия между сроком кредита для финансирования проекта и депозитной базой местных банков. Чтобы смягчить это, правительство могло бы использовать стратегию, которая доказала свою эффективность в Бангладеш: создать небанковского финансового посредника, капитализированного правительством и / или другими заинтересованными инвесторами, способного предоставить финансирование проекта в местной валюте.
6. Вывести Узбекистан в мир. После принятия закона, проведения тендеров по нескольким проектам и надежного портфеля будущих проектов, настало время для продвижения программы ГЧП Узбекистана во всем мире. Поскольку крупные конференции переходят в онлайн режим, возможностей больше, чем когда-либо. Освещение в международных средствах массовой информации должно быть максимальным. Как показали тендеры на некоторые из недавних проектов АБР, ведущие компании со всего мира заинтересованы в участии в торгах по проектам в различных секторах.
Быстрое экономическое развитие Узбекистана дало АБР возможность усилить поддержку в сфере ГЧП. Мы помогли создать потенциал в 16 государственных учреждениях и проконсультировали правительство по поправкам к закону о ГЧП и другим мерам. Наша консультационная поддержка по сделкам в 5 секторах направлена не только на закрытие проектов, но и на разработку шаблонов контрактов для использования в будущем. Чтобы улучшить финансирование проектов на ранних этапах сделки, мы работаем с клиентами из государственного сектора, чтобы творчески использовать финансовые продукты, такие как ликвидность в местной валюте или государственные гарантии.
Необходим программный и взаимосвязанный подход: Институциональное развитие должно определяться наращиванием широкомасштабного потенциала, законодательные изменения должны основываться на уроках, извлеченных из транзакций, а первые транзакции потребуют финансирования со стороны банка развития.
Узбекистан дал многообещающий старт интеграции ГЧП в качестве ценного инструмента в свою повестку дня по инфраструктурному развитию. Посредством решительной политики и реализации проектов, Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечивает инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста.
заместитель директора АБР в Узбекистане Энрико Пинали
главный специалист АБР по ГЧП Пратиш Халади
Оставить комментарий