Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечит инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста

Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечит инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста

Узбекистан дал многообещающий старт интеграции ГЧП в свою программу развития инфраструктуры. Чтобы вывести амбициозную программу страны на новый уровень, необходимы решительная политика и эффективная реализация проектов.

Ключевой темой впечатляющего экономического оживления в Узбекистане с 2017 года было ускорение развития инфраструктуры за счет участия частного сектора. Это привело к амбициозной программе государственно-частного партнерства, которая включала принятие первого Закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), создание специального агентства по развитию ГЧП и требование к отраслевым агентствам продвигать ГЧП для ключевых проектов.

Ожидается, что в 2021 году начнется реализация более 40 крупных и средних проектов с использованием ГЧП, что станет недвусмысленным сигналом для государственных агентств и международного рынка о том, что ГЧП сохранится здесь на долго. В 2020 году программа достигла нескольких этапов. В январе 2021 года была одобрена и подписана долгожданная поправка к Закону о ГЧП. Первые сделки, инициированные программой, близятся к завершению, открывая путь для таких секторов, как возобновляемые источники энергии, здравоохранение и транспорт.

Недавно принятый закон о ГЧП является результатом многолетнего диалога между правительством и участниками рынка, международными консультантами и учреждениями, занимающимися финансированием развития. Он основан на международных рыночных стандартах для быстрорастущей экономики и ориентирован на привлечение иностранных инвестиций, в том числе посредством упрощенного и прозрачного тендерного процесса, сбалансированной защиты от валютных рисков, а также, международного арбитража. Это придает импульс развитию новых секторов, созданию шаблонов контрактов и наращиванию потенциала ГЧП для реализации большего числа проектов в ближайшие годы.

Посредством решительной политики и реализации проектов, Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечит инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста.

Программа по ГЧП находится на важнейшем этапе. Проверенная концепция, готова к расширению и выводу на рынок. Ключевыми темами являются устойчивость, масштаб и уровень. С момента создания программы, работая вместе с ключевыми законодателями и исполнителями проектов в правительстве, мы можем выделить шесть областей, требующих внимания в 2021 году.

1. Интегрировать ГЧП на уровне планирования национальной инфраструктуры. ГЧП - это инструмент закупок, и его следует рассматривать как один из многих возможных способов достижения правительством инфраструктурных целей. Чтобы сделать ГЧП частью общего механизма планирования, необходимо предпринять несколько шагов. Во-первых, наращивать потенциал отраслевых агентств, чтобы вызвать интерес и осведомленность о ГЧП и знать, когда их применять. Ключевым шагом является формирование понимания общей калькуляции затрат, что для многих узбекских линейных агентств является отходом от традиционной калькуляции. Во-вторых, структурировать политику и механизм отбора проектов для принятия решения о том, когда проект должен быть реализован как ГЧП, включая последовательную методологию соотношения цены и качества, применяемую единообразно. В-третьих, проводить обучение в центральном агентстве планирования для обеспечения правильного применения механизмов.

2. Тщательно расширять использование предоставления возможных выплат. ГЧП на основе возможных выплат широко распространены во всем мире, и некоторые секторы, такие как производство возобновляемой энергии и социальная инфраструктура, полагаются на них. Необходимость создания масштабной системы для проектов на основе возможных выплат усугубляется воздействием пандемии, особенно на транспортную инфраструктуру, с меньшим количеством участников торгов и кредиторов, готовых брать на себя рыночный риск. Агентства должны осознавать ценность этого метода, особенно его ориентации на качество операций и предоставление услуг. Им также следует внедрить систему для мониторинга и управления фискальными обязательствами в среднесрочной перспективе, а также, по мере увеличения использования предоставления возможных выплат.

3. Создать фонд развития проектов. Подготовка проекта является одним из ключей к успешной реализации ГЧП, но расходы на найм специалистов-консультантов для проведения технико-экономических оценок и консультирования по сделкам могут быть непомерно высокими для государственных органов. Пополняемый фонд развития проекта позволит правительству нанять консультантов по сделкам для подготовки и проведения тендера по проекту с возмещением за счет успешных гонораров от выигравшего тендера. Это расширит программу, позволив одновременно вывести на рынок большее количество проектов, и позволит быстрее нанимать консультантов через группу консультантов по коммерческим сделкам, которую можно привлечь в любое время.

4. План реализации проекта после закрытия. Хотя достижение финансового закрытия проекта - это увлекательно, для государственных и частных партнеров «молодоженов» это только начало многолетнего концессионного периода. Для государственного партнера критически важно создать хорошо укомплектованную группу по мониторингу проекта, разработать процессы и руководства о том, как выполнять свою роль государственного партнера, и создать внутренний потенциал для этой новой роли. Агентства, проекты которых в настоящее время находятся на тендере, должны начать думать о своем плане сейчас, с помощью своих партнеров по развитию.

5. Повысить ликвидность в местной валюте и дать возможность местным банкам участвовать в ГЧП. Узбекистан страдает от низкой ликвидности в местной валюте для инфраструктурных проектов в основном из-за несоответствия между сроком кредита для финансирования проекта и депозитной базой местных банков. Чтобы смягчить это, правительство могло бы использовать стратегию, которая доказала свою эффективность в Бангладеш: создать небанковского финансового посредника, капитализированного правительством и / или другими заинтересованными инвесторами, способного предоставить финансирование проекта в местной валюте.

6. Вывести Узбекистан в мир. После принятия закона, проведения тендеров по нескольким проектам и надежного портфеля будущих проектов, настало время для продвижения программы ГЧП Узбекистана во всем мире. Поскольку крупные конференции переходят в онлайн режим, возможностей больше, чем когда-либо. Освещение в международных средствах массовой информации должно быть максимальным. Как показали тендеры на некоторые из недавних проектов АБР, ведущие компании со всего мира заинтересованы в участии в торгах по проектам в различных секторах.

Быстрое экономическое развитие Узбекистана дало АБР возможность усилить поддержку в сфере ГЧП. Мы помогли создать потенциал в 16 государственных учреждениях и проконсультировали правительство по поправкам к закону о ГЧП и другим мерам. Наша консультационная поддержка по сделкам в 5 секторах направлена не только на закрытие проектов, но и на разработку шаблонов контрактов для использования в будущем. Чтобы улучшить финансирование проектов на ранних этапах сделки, мы работаем с клиентами из государственного сектора, чтобы творчески использовать финансовые продукты, такие как ликвидность в местной валюте или государственные гарантии.

Необходим программный и взаимосвязанный подход: Институциональное развитие должно определяться наращиванием широкомасштабного потенциала, законодательные изменения должны основываться на уроках, извлеченных из транзакций, а первые транзакции потребуют финансирования со стороны банка развития.

Узбекистан дал многообещающий старт интеграции ГЧП в качестве ценного инструмента в свою повестку дня по инфраструктурному развитию. Посредством решительной политики и реализации проектов, Узбекистан может создать программу ГЧП мирового уровня, которая обеспечивает инфраструктуру, необходимую для непрерывного устойчивого экономического роста.

заместитель директора АБР в Узбекистане Энрико Пинали

главный специалист АБР по ГЧП Пратиш Халади

Поделиться постом

Похожие новости