Оценка последствий вынужденных ограничений против COVID-19 для промышленных и других предприятий
Общая ситуация с распространением коронавируса в Узбекистане
Распространение COVID-19 привело к ухудшению социально-экономической обстановки практически во всех странах мира. Узбекистан также ощущает на себе негативное влияние пандемии с марта текущего года. По состоянию на 4 июля т.г. число выявленных случаев достигло 9 708 чел., что в 53,6 раза больше, чем это было на 1 апреля 2020 года. Количество выздоровевших за этот период возросло в 535,4 раза и составляет на 4 июля 66,2% от всех выявленных случаев. В мире этот показатель составляет сейчас около 54%. Ежедневный прирост новых выявленных случаев в первые два месяца распространения COVID-19 не превышал 100 случаев[1].
Необходимо отметить, что с 23 июня дневной прирост зарегистрированных случаев COVID-19 в республике составляет уже не менее 200, а после 3 июля – более 300 случаев. За последние недели ускорился рост случаев смерти пациентов с коронавирусом[2]. Одновременно увеличивается прирост числа выздоровевших больных. Так 29 июня число выздоровевших больных составляло 186 случаев, 30 июля – 165, 1 июля – 187, 2 июля – 217, 3 июля – 174 случая[3].
В то же время, несмотря на принятые меры, темпы роста числа инфицированных значительно превышают темпы роста выздоровевших больных и это требует продолжения действия некоторых ограничительных мер по сдерживанию распространения коронавируса и лечению больных.
В соответствии с Приказом министра здравоохранения от 25 марта т.г. еще ряд медицинских учреждений был частично перепрофилирован для лечения пациентов с коронавирусом. Только в Ташкенте было создано 2833 резервных койко-места для госпитализации больных с COVID-19, в том числе, в Научно-исследовательском институте вирусологии (200), НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний (200), Ташкентской медицинской академии (1514), 1-й горбольнице (423), 4-й горбольнице (396) и 2-й детской инфекционной больнице (100).
В Каракалпакстане и других областях зарезервировано 3830 койко-мест в перепрофилированных медучреждениях (не считая строящегося медицинского комплекса в Зангиатинском районе на 2000 мест).
С 5 июля бессимптомных пациентов с коронавирусом разрешено лечить в домашних условиях, а контактировавшие с заболевшими лица могут пройти карантинный период дома или в гостинице. Можно согласиться с мнением врача Эркина Мусабаева, который утверждает, что если мы продолжим принимать всех больных с коронавирусом в стационаре, то на следующем этапе придется закрывать многие специализированные клиники, что приведет к существенному росту смертности по другим опасным болезням. Перепрофилирование больниц приводит к росту так называемых косвенных жертв пандемии COVID-19.
По мнению данного врача, в настоящее время необходимо как можно быстрее наладить систему амбулаторного лечения инфицированных коронавирусом больных. В республике уже разработан национальный протокол лечения, обучены врачи и составлен правильный алгоритм обследования, точнее, обзванивания пациентов с коронавирусом, находящихся на лечении в домашних условиях.
В стране доля бессимптомных больных в общей статистике заразившихся составляет примерно 60%, что требует корректировки мер борьбы с распространением COVID-19[4]. В связи с этим целесообразно наращивать темпы тестирования на наличие коронавируса среди лиц трудоспособного возраста, активно посещающих общественные места и участвующих в трудовой и другой социальной деятельности.
В республике уже начали проводить тесты на антитела к COVID-19 среди населения. Запущена специальная программа автоматизированного учета анализов, которая будет внедрена в 10 поликлиниках Ташкента (бесплатных 86 тысяч тестов на антитела, из них 15 тысяч — в столице). К этой программе будут допущены и частные медицинские учреждения. Специалистам нужно знать, как в целом развивается эпидемический процесс. Если вирусов в организме человека нет, а антитела есть, то, по большему счету, человек уже имеет защиту. Чем больше таких людей, тем меньше потребуется ограничений в экономике.
Таким образом, ситуация с распространением корановируса в Узбекистане остается напряженной, но она находится под контролем государства. В настоящее время необходимо требовать от населения соблюдения элементарных мер безопасности, как на работе, так и вне её (социальная дистанция, маски в общественных местах, чистота рук и др.). При этом следует перейти к новой стратегии отношения государства к населению: свободное передвижение людей не имеющих хронических болезней и их активное участие в трудовой и другой социальной деятельности, и одновременно – максимально высокий уровень заботы к лицам, имеющим ослабленный иммунитет и хронические заболевания (в особенности, имеющим легочные болезни, онкологию, диабет, СПИД, гепатит и его последствия, гипертонию, мочекаменную болезнь и др.). Данные категории больных должны соблюдать жесткий карантин и находиться под постоянным наблюдением врачей и местных органов власти. По возможности, в ближайший период им нужно провести диагностику состояния здоровья, оказать необходимую медицинскую помощь или профилактическое лечение на дому или в специализированных клиниках или санаториях, не допуская инфицирования коронавирусом.
Меры, направленные на смягчение негативных последствий COVID-19 на экономику
Последние прогнозы макропоказателей на 2020 год, сделанные ведущими междуна
родными финансовыми организациями, в целом были негативны. Так, по оценкам Всемирного банка, реальные темпы экономического роста Узбекистана сократятся с 5,6% в 2019 г. до 1,6% - в 2020 году. Темпы роста промышленности за тот же период снизятся с 8,9% до 2,1%. Прогноз дефицита Госбюджета страны в 2020 г. увеличен с 2,7% до 4,7% от ВВП[5]. В июньском прогнозе Всемирный банк вновь понизил прогноз по росту ВВП в 2020 г. с 1,6% до 1,5%. При этом страна остается единственной в регионе, где экономика продолжит расти[6].
В целях сдерживания распространения коронавируса в республике были приняты вынужденные масштабные меры по ограничению бизнеса и, одновременно, по его поддержке.
За апрель и май т.г. в республике было принято 12 указов и постановлений главы государства, направленных на смягчение последствий от пандемии на уровень жизни населения и отрасли экономики. В результате более 500 тысяч субъектов предпринимательства и свыше 8 млн граждан получили льготы и преференции на сумму около 30 трлн сумов[7].
Общая стоимость введенных мер по поддержке населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии по состоянию на 15 мая 2020 г. оценена в размере 22,3 трлн сумов (более 2 млрд долл. США), из которых 20,1 трлн сумов или 90 % – в виде отсрочек уплаты платежей.
В целях широкого вовлечения населения в предпринимательскую деятельность и создания благоприятных условий для осуществления легальной трудовой деятельности 8 июня 2020 г. были приняты новые меры поддержки[8].
В соответствии с этим нормативным актом устанавливается, что доходы, полученные в результате трудовой деятельности самозанятых лиц, не включаются в состав совокупного дохода физического лица, что закреплено Налоговым кодексом в новой редакции и Постановлением Кабинета Министров от 9.07.2019 г. №566.
Кроме того, с 1 июля 2020 г. расширен перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица с 24 до 67 направлений. С этого момента регистрация их деятельности осуществляется в уведомительном порядке.
В 2020 г. самозанятые лица уплачивают только социальный налог в размере не менее 50% от суммы базовой расчетной величины, независимо от фактически отработанного времени в качестве самозанятого лица. Эти средства в полном объеме направляются во внебюджетный Пенсионный фонд, исходя из которого определяется размер заработка для исчисления пенсии. В тоже время сохраняется правило, что самозанятые не имеют права привлекать наемных работников, а также иметь работодателя.
В целях формирования справедливой конкурентной среды в предпринимательской сфере, обеспечения государственного бюджета необходимыми средствами 19 июня 2020 г. были утверждены меры по упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот[9]. Данным нормативным документом предусматривается, что льготы, предусмотренные актами налогового законодательства по налогам, не распространяются на социальный налог, если в них прямо не указано освобождение от данного налога. Кроме того, были внесены уточнения по использованию льгот по НДС, налогообложения иностранных компаний и иностранных инвестиций, обложения участников свободных экономических зон, экспортеров и других участников производственно-хозяйственной деятельности.
Последствия от принятых мер для промышленных предприятий
Введенные ограничения негативно сказались на деятельности большинства хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц, самозанятых граждан. Негативное влияние введенных ограничений на бизнес началось уже с третьей декады марта. Так, уже в марте-апреле т.г. производство продукции и оказание услуг сократилось на 196 тысячах хозяйствующих субъектах. За 20 дней апреля поступления в Госбюджет страны в ряде областей снизились на 30-40 %, а в некоторых районах и городах – более чем на 50 %.
По состоянию на 20 апреля т.г. из 380 211 действующих субъектов из-за карантина не работали на полную мощность 189 239 или около 50%, т.е. каждое 2-е предприятие.
По мере сдерживания распространения пандемии в республике с мая месяца стали приниматься меры по сокращению жестких ограничений.
С 25 апреля в республике возобновили деятельность отдельные субъекты предпринимательства, включая строительные рынки, крупные автосервисы, нотариусы и некоторые другие (с учетом норм гигиены). Бытовые услуги, пчеловодство и другие виды деятельности.
С 8 мая в стране введен «красный», «желтый» и «зеленый» режимы территорий, но карантин продлен до 1 июня текущего года, а затем до 1 августа.
С 15 мая по зонам разрешается следующий бизнес:
«Красная» - ремесленничество, техобслуживание авто и сельхозтехники, ремонт электронных и мобильных устройств, услуги по аренде и лизингу, бухгалтерские услуги. Использование личных авто с 7 до 10 утра и с 5 до 10 вечера.
«Желтая» - в дополнении к «красной зоне» - риэлторы, реклама и маркетинг, частные агентства занятости, приготовление блюд в отелях и их доставка в номера, работа парков (за исключением развлекательных объектов и быстрого питания). Использование личных авто с 6 утра до 10 вечера.
«Зеленая» - в дополнении к 2 режимам еще: работа открытых стадионов, компьютерные и полиграфические услуги, музеи, ветеринарные услуги техобслуживание зданий и ландшафтные работы. Использование личных авто без ограничений.
Частичное восстановление авиа и железнодорожное сообщение внутри страны, открываются парки, стадионы, музеи, частные агентства занятости, риэлторы, ветеринары.
В результате принятых мер по снятию временных ограничений и поддержке бизнеса в республике наблюдается постепенное восстановление экономической активности в сфере предпринимательской деятельности.
По предварительным данным после отмены ограничений к 1 июлю т.г. подавляющая часть промышленных предприятий смогли восстановить свою работу, что позволило вернуть на рабочие места почти 140 тысяч сотрудников. В апреле 16 657 промышленных предприятий суммарно выпустили продукции на 893 млрд сумов, в мае — на 1,4 трлн сумов, в июне — на 1,8 трлн сумов [10]. По состоянию на 1 марта т.г. в Узбекистане функционировало 72 524 промышленных предприятия, из которых 23% временно приостанавливали свою деятельность после введения строгих карантинных ограничений.
Из общего числа приостановленных предприятий 20,3% пришлось на текстильную отрасль, столько же — сферу производства строительных материалов, 18,6% — продовольствия, 10,5% — кожевенно-обувную и пушно-меховую отрасли, деревообрабатывающую и мебельную промышленность, 6% — металлургию, 2,6% — машиностроение, 1,4% — электротехнику, 0,5% — топливно-энергетический сектор и 19,8% — другие сферы.
Основными факторами остановки работы данных предприятий стали следующие: 28,5% - временно закрылись из-за карантинных требований к сотрудникам, 22,3% - вследствие ограничения передвижения на транспорте, 14% — в результате снижения спроса на продукцию, 8,4% - по причине перебоев в поставках сырья, 0,5% - из-за отсутствия иностранных специалистов, которые не смогли прибыть в Узбекистан и 26,2% — по другим причинам[11].
В разрезе регионов больше всего предприятий приостанавливали работу в Ташкенте — 26,7% от предприятий, приостановивших работу, в Наманганской области — 17,1%, в Ташкентской области — 13,7% и в Андижанской области — 12,3% (Таблица 1).
В настоящее время в целях создания дополнительных рабочих мест определены важные меры в сферах сельского хозяйства, строительства, химической промышленности и машиностроения. Особое внимание уделено развитию сферы оказания услуг. Планируется нормализовать деятельность минимум 70 % этих предприятий, наладив доставку продуктов питания и товаров, организацию передвижной торговли и услуг.
Таблица 1.
Число промышленных предприятий, приостановивших работу во время карантина
№ | Регион | Число зарегистрированных предприятий на 1.03.2020 г. ед. | Число предприятий, работавшие во время карантина, % | Число предприятий, приостановивших работу во время карантина,% |
| Всего | 72 524 | 77,0 | 23,0 |
1 | Каракалпакстан | 2 403 | 98,5 | 1,5 |
2 | Андижанская область | 6 718 | 69,5 | 30,5 |
3 | Бухарская область | 3 640 | 87,6 | 12,4 |
4 | Джизакская область | 2 848 | 76,2 | 23,8 |
5 | Кашкадарьинская область | 3 520 | 94,8 | 5,2 |
6 | Навоийская область | 2 944 | 85,7 | 14,3 |
7 | Наманганская область | 5 615 | 49,3 | 50,7 |
8 | Самаркандская область | 6 187 | 91,1 | 8,9 |
9 | Сурхандарьинская область | 2 781 | 91,2 | 8,2 |
10 | Сырдарьинская область | 1 815 | 61,9 | 38,1 |
11 | Ташкентская область | 7 802 | 70,7 | 29,3 |
12 | Ферганская область | 7 767 | 77,9 | 22,1 |
13 | Хорезмская область | 3 326 | 98,2 | 1,8 |
14 | Ташкент | 15 158 | 70,6 | 29,4 |
Таким образом, за 4 месяца сдерживания коронавирусной пандемии в целях смягчения последствий от вынужденных ограничений в республике реализован широкомасштабный пакет мер. Однако еще остаются определенные неиспользованные возможности, которые можно использовать в целях создания более благоприятных условий для активизации деятельности предпринимательства.
Рекомендации общего характера на посткоронавирусный период
В случае достижения и поддержания необходимого баланса между ростом заболевших COVID-19 и возможностями системы здравоохранения оказывать больным качественную помощь предлагается перейти к новому этапу борьбы с пандемией, включающим реализацию следующих направлений:
продолжить действие ограничительных мер по передвижению граждан, но одновременно создать условия для наращивания тестирования населения (в том числе – на наличие антител), независимо от того, имеются ли у них симптомы болезни или нет. В первую очередь предлагается тестировать лиц трудоспособного возраста, не имеющих хронических заболеваний;
предоставить право пожилым людям, хроническим больным, ветеранам и другим лицам с ослабленным иммунитетом пройти профилактическое обследование и лечение от имеющихся болезней в специализированных клиниках, в которых создать условия для не допущения COVID-19;
отказаться от идеи перепрофилирования действующих специализированных узкопрофильных клиник на прием больных с коронавирусной инфекций (количество летальных случаев от других опасных и хронических болезней значительно превышает от заражения COVID-19).
Предлагается апробировать новую стратегию борьбы с распространением пандемии COVID-19, которая не предусматривает масштабного приостановления производственно-хозяйственной деятельности предприятий и сферы услуг населению, включающую выполнение следующих основных принципов:
1.Лица преклонного возраста, с ослабленным иммунитетом, имеющим болезни легких, диабет и другие тяжелые заболевания – самоизолируются в домашних условиях или направляются на профилактическое лечение в специализированные клиники, свободные от COVID-19.
2.Остальные граждане трудоспособного возраста продолжают трудовую деятельность в коммерческой, бюджетной и иных сферах экономики, соблюдая жесткие правила гигиены.
3.Продолжить ограничение деятельности в сфере отдельных видов услуг населению, в которых невозможно ограничить тесные контакты граждан, связанных с ограниченностью помещений (театральная и иная зрелищная деятельность, аттракционы, спортивные игры в присутствии болельщиков, концерты, образовательная деятельность и некоторые другие).
Данные принципы предлагается использовать прежде всего в «зеленой» и «желтой» эпидемиологической зоне, в которой ситуация находится под контролем государства и имеются достаточные резервы в сфере здравоохранения для оказания помощи больным в случае нарастания эпидемии.
Реализация вышеперечисленных направлений позволит осуществить «перезагрузку» национальной экономики на основе стимулов, способствующих формированию конкурентоспособной экономики, ядром которой будут знания, инновации и инвестиции.
Сергей Воронин, главный специалист, д.э.н.
Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов
[1] https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/05/covid-stats/
[2]https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/02/musabaev/
[3] https://www.gazeta.uz/ru/coronavirus-stat/
[4] https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/02/musabaev/
[5] https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33476
[7] https://president.uz/ru/lists/view/3576
[8] О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности. Постановление Президента РУз от 8.06.2020 г. № 4742.
[9] Об отмене отдельных налоговых и таможенных льгот. Указ Президента РУз от 19.06.2020 г. №УП-6011.
[10] пресс-служба Министерства экономического развития и сокращения бедности https://review.uz/ru/post/svshe-16-tsyach-promshlennx-predpriyatiy-ostanavlivali-rabotu-v-karantin-video
Оставить комментарий