Основные моменты действующего Гражданского кодекса в части вещных прав и концептуальные изменения, предлагаемые в проекте новой редакции Гражданского кодекса.
В теории гражданского права вещные права исконно занимают центральное место, и то обстоятельство, насколько они эффективно урегулированы и юридически защищены, напрямую влияет на уровень экономического развития страны.
Под вещным правом понимается возможность лица пользоваться (распоряжаться) индивидуально-определенной вещью и извлекать полезные свойства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Вещные права относительно к вещи могут быть абсолютными или ограниченными. К абсолютному вещному праву относится право собственности, которое является важнейшим институтом гражданского права. Ограниченные вещные права дают возможность пользоваться вещью с соблюдением определенных условий и не предусматривают возможность самостоятельного распоряжения вещью.
В рыночной экономике главной движущей силой экономической активности является право собственности, т.е. юридически обеспеченная, защищенная возможность иметь в своем распоряжении индивидуально-определенные вещи, представляющие экономическую ценность. Исходя из этого, после обретения Узбекистаном независимости при совершенствовании и создании нового законодательства приоритетным вопросом было юридическое закрепление принципов и институтов рыночной экономики, в том числе касательно права собственности.
В Гражданском кодексе, принятом в 1996 году, была предусмотрена абсолютно новая концепция касательно права собственности, существенно отличающаяся от системы, действовавшей при социалистическом строе. Были закреплены право собственности и юридические меры по его защите, сформулированы новые правовые конструкции касательно вещных прав.
Нормы касательно вещных прав систематизированы в разделе II (Право собственности и другие вещные права) действующего Гражданского кодекса, состоящего из 70 статей. В данном разделе законодатель пытался объединить все нормы, которые касаются вещных прав, включая право собственности. В проекте новой редакции кодекса наименование раздела обозначается как «Вещное (имущественное) право», учитывая близость по содержанию понятий «вещь» и «имущество».
Имущество и вещь
В гражданском праве при определении вещного права используются два схожих понятия: «имущество» и «вещь». В действующем Гражданском кодексе отдельно не описано понятие «имущество», хотя оно вытекает из понятия объектов гражданских прав, предусмотренных в статье 81. Более подробно виды имущества изложены в статье 82 Гражданского кодекса.
Из смысла указанных статей вытекает, что имущество состоит из вещей и имущественных прав. И эти нормы касательно имущества и вещей в действующем кодексе включены в отдельный подраздел 3 (Объекты) в разделе, посвященном общим положениям.
В проекте новой редакции, исходя из того, что вещные права и их объекты неразрывно связаны, нормы касательно имущества и вещей систематизированы в разделе, посвященном вещному праву, с приведением понятий «имущество» и «вещь» отдельно.
Так, согласно проекту, имуществом является материальный предмет (вещь) и/или имущественное право, владеть, пользоваться и распоряжаться которыми могут физические и юридические лица и приобретение которых возможно без ограничений. Имущественными правами являются требования и права, которые могут быть переданы другим лицам или предназначены для того, чтобы предоставлять выгоду их владельцу или предоставить их владельцу право потребовать у других лиц что-либо.
Вещью признаются материальные предметы, которыми распоряжаются лица. Законом могут быть отнесены к вещам и нематериальные объекты, которые по своим свойствам и признакам являются неосязаемыми объектами гражданских прав. Далее в тексте проекта «имущество» и «вещь» рассматриваются как равнозначные термины.
В проекте сохраняется разделение имущества (вещи) на недвижимые и движимые вещи. При этом предлагается внедрить важное новшество касательно института государственной регистрации вещных прав на недвижимость. Как известно, институт государственной регистрации недвижимости, прежде всего, направлен на защиту прав собственника, а также лиц, намеренных приобрести недвижимость или вещные права на них. В силу требований действующего кодекса вещные права на недвижимость и сделки с ними подлежат государственной регистрации и вещное право считается возникшим после его регистрации.
Следует отметить, что после заключения сделки по отчуждению недвижимости до его государственной регистрации право собственности считается перешедшим к новому собственнику, хотя для третьих лиц это еще не имеет юридическую силу. Сделка и до государственной регистрации имеет юридическую силу для его сторон. Исходя из этого, в проекте новой редакции вводится уточнение, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации и приобретают юридическую силу для третьих лиц с момента внесения записи в государственный реестр и опубликования информации об этом.
Таким образом, внедряется также обязательность опубликования информации из государственного реестра недвижимого имущества, что направлено на защиту предполагаемых сторон сделок с недвижимостью.
Хозяйственное ведение и оперативное управление
В Гражданском кодексе урегулированы два вида вещных прав, которые свойственны только некоторым странам СНГ, где все еще превалируют государственные предприятия и не в полной мере функционируют принципы рыночной экономики. Этими институтами являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления, которые были внедрены в гражданское законодательство в целях урегулирования в переходном от социалистической системы к рыночной периоде имущественных взаимоотношений государственных предприятий и учреждений.
Право хозяйственного ведения, по своей сути, представляет собой ограниченное право собственности, т.е. оно имеет все характеристики права собственности, за некоторыми изъятиями. Согласно кодексу, такое право может иметь только унитарное предприятие. Так, унитарное предприятие наделяется имуществом на праве хозяйственного ведения, и этим имуществом данное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника имущества. Таким образом, собственник свое имущество вносит в уставный фонд унитарного предприятия, а последнее получает это имущество на праве хозяйственного ведения. Данная конструкция в условиях рыночной экономики ограничивает самостоятельное ведение предпринимательства и не вызывает доверия у контрагентов, так как унитарное предприятие не обладает полноценным правом собственности. Эти ограничительные нормы привели к непопулярности такой формы юридических лиц, как унитарное предприятие. Так, в реестре юридических лиц по состоянию 1 июня 2020 года имеется всего 1738 унитарных предприятий.
Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана был единственным юридическим лицом в форме унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения, принадлежащим государству. В силу последних реформ в стране по развитию рыночной экономики Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30.11.2019 г. № ПП-4540 «О мерах по преобразованию унитарного предприятия «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» в акционерное общество» предусмотрено преобразование Национального банка внешнеэкономической деятельности в хозяйственное общество.
Право оперативного управления в сущности представляет собой ограниченное право владения объектами государственной собственности. Данная конструкция применяется при передаче государственного имущества государственным организациям для целевого использования и владения.
При этом данное вещное право имеет две разновидности в зависимости от вида деятельности субъекта. Так, государственное предприятие, являясь коммерческой организацией, имеет более широкие права относительно имущества, переданного ему в праве оперативного управления. Имущество, переданное государственному предприятию на праве оперативного управления, может быть отчуждено лишь с согласия собственника, т.е. государства. С другой стороны, согласно действующему кодексу по обязательствам государственного предприятия, в случае нехватки у него средств, ответственность несет государство. Данное обстоятельство является опасным, так как государству может потребоваться вмешаться в хозяйственные отношения, что не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и рыночной экономики.
Исходя из изложенного, нормы касательно прав хозяйственного ведения и оперативного управления исключаются из проекта новой редакции кодекса, а из числа видов юридических лиц упраздняется конструкция унитарного предприятия.
Ограниченные вещные права – сервитут, суперфиций и узуфрукт
Исходя из смысла вещных прав, помимо абсолютных вещных прав, существуют также ограниченные вещные права, к которым в действующем кодексе относится сервитут. При этом сервитуту посвящена всего одна статья, хотя это является очень важным и многосторонним институтом среди вещных прав. Учитывая это, вопрос сервитута более подробно предлагается урегулировать, систематизировав соответствующие нормы в отдельный параграф.
В государствах с классической системой гражданского законодательства (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и др.) имеются особые категории вещных прав, предоставляющих обладателю возможность ограниченного пользования чужой собственностью. Это означает, что право собственности на вещь находится у одного лица, а права владения и пользования могут находиться у других лиц.
Исходя из опыта указанных стран, в новом кодексе предлагается внедрить новые институты: право застройки (суперфиций) и право личного пользовладения (узуфрукт).
Право застройки предусматривает изменение правообладателем свойств и качеств земельного участка путем возведения на нем различных сооружений и пользование этим имуществом в течение срока права застройки. В отличие от права аренды, право застройки является вещным правом и может быть отчуждено с соблюдением правил, предусмотренных для такого права.
Право застройки предназначено для случаев, когда земельный участок используется для строительства на нем различного рода объектов с их последующей эксплуатацией. Содержание права застройки – это владение и пользование земельным участком, а также находящимися (возведенными) на земельном участке зданиями и сооружениями.
Действующее законодательство не знает такого понятия, как узуфрукт, и, соответственно, не содержит его определения. Между тем, в законодательстве установлены отдельные права, близкие по своему содержанию к узуфрукту. Например, права членов семьи собственника на пользование жилым помещением. Однако их содержание не раскрыто и вид вещного права не определен.
Право личного пользовладения (узуфрукт) представляет собой ограниченное вещное право личного характера, в силу которого лицо владеет и пользуется вещью в соответствии с ее назначением. Это право устанавливается исключительно для некоммерческих целей и должно принадлежать, как правило, гражданам.
С учетом опыта развитых стран и предложений цивилистов-практиков проект новой редакции Гражданского кодекса дополняется новыми статьями касательно права застройки и узуфрукта, и, соответственно, эти нормы систематизируются в отдельном параграфе.
В целом, предлагаемые изменения касательно вещных прав направлены на увеличение экономического оборота имущества, защиту прав обладателей вещных прав и в конечном итоге на повышение инвестиционной привлекательности страны.
Нодир Жураев, заместитель директора Института правовой политики
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан
Экономическое обозрение №9 (249) 2020
Оставить комментарий