25 сентября 2015 года Резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, были определены 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач, которые «носят комплексный и неделимый характер, являются глобальными по своему характеру и универсально применимы и обеспечивают учет различий в национальных реалиях, возможностях и уровнях развития и уважение национальных стратегий и приоритетов».
Республика Узбекистан была среди тех 170 стран, которые в сентябре 2015 года приняли обязательство реализовать новые глобальные цели в области устойчивого развития. 20 октября 2018 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление № 841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года», определяющее 16 целей и 127 задач, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Цель № 14 «Сохранение морских экосистем» была исключена, так как не является актуальной для нашей страны. Для создания эффективной системы мониторинга реализации задач ЦУР 20 марта 2019 года Координационным советом по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития утверждены 206 индикаторов для мониторинга их достижения.
ЦУР в контексте Стратегии действий
Цели устойчивого развития тесно связаны и гармонизированы со Стратегией действий Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, принятой в феврале 2017 года. Если Стратегия действий является комплексной программой дальнейшего реформирования Узбекистана, ЦУР являются системой критериев для мониторинга и оценки прогресса по различным направлениям. Стратегия действий и ЦУР охватывают все сферы жизни, включая вопросы совершенствования сферы экономического благополучия, образования, здравоохранения, окружающей среды и др.
Следует отметить, что национальные цели устойчивого развития должны найти более конкретное отражение в разрабатываемых стратегиях развития отраслей и регионов республики, а госслужащие всех уровней управления – активнее внедрять их в свою каждодневную практическую работу. В частности, главной целью Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы выступает развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны в условиях цифровизации национальной экономики. В Стратегии определены целевые показатели инновационного развития Республики Узбекистан до 2030 года (всего 81 индикатор), которые также гармонизированы с Национальными целями устойчивого развития.
При участии гражданского общества
Чтобы обеспечить прочную основу для последовательной реализации реформ в вышеуказанных областях ЦУР, каждая из них должны быть подкреплена надежной системой управления и обеспечения прав человека. Так, например, в области обеспечения сбалансированного управления и верховенства закона национальные цели должны быть направлены на сокращение коррупции, повышение прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов на всех иерархических уровнях и во всех функциональных звеньях национальной экономики.
Особое место при этом должно отводиться институтам гражданского общества, а также расширению участия рядовых граждан в процессе принятия жизненно важных решений, касающихся развития органов регионального и местного управления.
На сегодняшний день в развитых странах мира использование этого механизма является неотъемлемой частью механизма эффективной реализации программ и проектов ЦУР в той или иной отрасли (секторе, регионе) национальной экономики или социальной жизни. В связи с этим проблема подготовки высококвалифицированных государственных служащих, владеющих техникой проведения качественного мониторинга и оценки эффективности мероприятий по обеспечению устойчивого развития отраслей, регионов и страны в целом, приобретает особое значение.
Качество компетенций
В условиях объявленного внедрения в законодательную практику Узбекистана антикоррупционной экспертизы законопроектов, экспертизы последствий реализации законов, привлечения представителей бизнеса к предварительной оценке законодательства, регулирующего административные барьеры, воздействующего на конкуренцию и т.п., возрастает необходимость формирования качественно нового уровня компетенций у руководителей различных уровней государственной службы.
Государственным служащим всех уровней крайне важно знать, что механизм госрегулирования экономических отношений и социальных процессов, связанных с обеспечением устойчивого развития, – это сложная система целенаправленных мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными структурами. При этом особое значение имеет хорошо скоординированная деятельность всех участников этого многовекторного процесса.
Деятельность уполномоченных регуляторов различных аспектов экономической и социальной жизни должна быть тесно связанной друг с другом и направлена на приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, обеспечивающим ее поэтапное продвижение к избранным обществом стратегическим целям устойчивого развития.
Оценка регулирующего воздействия
Крайне важное значение имеет также создание эффективного механизма повышения мотивации различных категорий государственных служащих к освоению навыков быстрой и правильной оценки влияния принимаемых нормативных актов, связанных с повышением влияния каждой из 16 ЦУР, на все сферы жизнедеятельности государства и гражданского общества.
Для решения этой ответственной задачи в международной практике обеспечения устойчивого развития национальных экономик международными институтами введен специальный термин «оценка регулирующего воздействия» (далее по тексту – ОРВ).
Внедрение в практику работы органов государственного управления Узбекистана ОРВ нормативных актов должно помочь выявить положительное либо отрицательное воздействие того или иного нормативного акта на состояние отдельных экономических и социальных групп населения, уровень расходов и доходов государственного бюджета, динамику изменения социально-экономической ситуации в целом по стране или в отдельных ее регионах.
Факторами успешности применения данного метода оценки эффективности работы госорганов в мировой практике считается уровень правовой и методической поддержка ОРВ, развитость институционального механизма его проведения, качество информационной обеспеченности его проведения, а также масштабы использования проектного подхода в принятии и исполнении государственных управленческих решений.
Специфика принятия управленческих решений
Мировой опыт показывает, что успешная деятельность госорганов по обеспечению целей устойчивого развития отраслей, регионов и страны в целом достигается только в тех случаях, когда проводимые реформы имеют согласованную с гражданским обществом стратегическую ориентацию и отражают потребности человека. В связи с этим руководителям органов республиканского, отраслевого и регионального управления необходимо быстрее осваивать специфику принятия оптимальных управленческих решений, направленных на реализацию поддерживаемых обществом приоритетов сбалансированного социально-экономического развития территорий. Крайне важно, чтобы они опирались на серьезные аналитические расчеты и экспертные заключения, позволяющие взвешенно просчитывать альтернативы, требуемые ресурсы и возможные последствия принимаемых решений.
Не менее важное значение имеет своевременное и полное финансовое обеспечение процессов реализации принятых решений, связанных с устойчивым развитием секторов, отраслей или регионов республики. И, наконец, нельзя не остановиться на необходимости кардинального обновления действующей системы переподготовки различных категорий госслужащих с использованием новейших цифровых образовательных технологий.
Успешную реализацию указанных направлений совершенствования деятельности органов государственного управления в вопросах оценки регулирующего воздействия на процессы устойчивого развития секторов, отраслей и регионов страны следует рассматривать как важный институциональный шаг на пути реализации целей устойчивого развития Узбекистана на период до 2030 года.
Михаил Хамидулин,
Валентин Котов,
Академия государственного управления
при Президенте Республики Узбекистан
Экономическое обозрение №5 (245) 2020
Оставить комментарий