Экспорт с высокой добавленной стоимостью

Экспорт с высокой добавленной стоимостью

В Послании Президента Узбекистана парламенту страны на следующий «Год активных инвестиций и социального развития» в числе других были обозначены и следующие цели:

- усиление интеграции национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и поддержка экспорта;

- увеличение объема экспорта на 30% и доведение его показателей до 18 млрд. долл.;

- переход страны на экспортоориентированную экономику и формирование на внутреннем рынке конкурентной среды.

В Послании также было отмечено, что иностранным инвесторам, вкладывающим средства в производства по выпуску экспортоориентированной продукции, наладившим инновационную и высокотехнологичную производственную деятельность, будут предоставляться льготы и преференции в рамках деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон.

Важность наращивания объемов экспорта, который приносит стране валютные поступления, обусловлена, в частности, следующими причинами.

Во-первых, показатель чистого экспорта (экспорт минус импорт) участвует в формировании объема ВВП и заметно влияет на стабильность курса национальной валюты.

Во-вторых, валютные поступления позволяют приобретать новое оборудование и технологии, модернизировать производственные мощности, стимулировать экономическое развитие территорий.

В-третьих, экспорт дает возможность выхода отечественной продукции на новые рынки сбыта, что в свою очередь позволяет увеличивать ее производство, создавать новые рабочие места и тем самым решать важную социальную проблему, связанную с занятостью населения.

В связи с этим к числу важных государственных задач относится стимулирование экспортной деятельности хозяйствующих субъектов, особенно несырьевого сектора экономики, развитию которого во многих развивающихся странах придается приоритетное значение как главному фактору, способствующему экономическому росту.

Согласно теории

В соответствии с теорией убывающей отдачи (Э. Райнерта), вложение средств и (или) труда в производство, связанное с сырьевой продукцией природного происхождения, со временем будет приводить к производству все меньшего количества продукции на единицу затраченного капитала или труда. Таким образом, в стране, специализирующейся на поставках сырья, по мере увеличения производства неминуемо будут расти издержки на производство каждой новой единицы продукции.

При этом, согласно другой теории конкурентных преимуществ (М. Портера), конкурентноспособность страны зависит от ее возможностей развивать несырьевой экспорт, который относится к наиболее конкурентноспособной группе товаров. При этом от способности конкретной отрасли экономики постоянно проводить модернизацию и внедрять инновации в производство, проводить глубокую переработку сырья и выстраивать производственные цепочки с высокой добавленной стоимостью зависит конкурентноспособность страны в данной отрасли.

Указанные теории подтверждают вывод о том, что роль государственного управления и регулирования должна, прежде всего, обеспечивать создание и модернизацию несырьевых производственных мощностей, вкладывая в их развитие доходы от сырьевого экспорта, что будет обеспечивать экономический рост страны на долгосрочную перспективу и постепенный переход на несырьевую экспортоориентированую экономику.

В связи с этим многие страны стараются стимулировать экспорт и ограничивать импорт, особенно товаров, которые производятся в самой стране, защищая тем самым свой внутренний рынок и своих товаропроизводителей, в частности, путем снижения или обнуления экспортных таможенных пошлин, особенно на несырьевые товары, и повышения импортных. При этом странам выгодно превышать показатели своего экспорта над импортом и не допускать отрицательного сальдо во внешней торговле, которое означает изъятие данной суммы из запасов валютных резервов страны, что ведет к их уменьшению или, если их недостаточно, к увеличению государственного долга и снижению курса национальной валюты.

Импорт для наращивания экспорта

По данным Госкомстата Узбекистана, по итогам января-ноября 2018 года внешнеторговый оборот республики увеличился на 17,6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 28664,7 млн. долл. При этом объем экспорта снизился на 3,2% и составил 11324,0 млн. долл., а импорта увеличился на 36,8% и составил 17340,7 млн. долл. В результате превышения импорта над экспортом образовалось отрицательное сальдо внешней торговли в размере 6016,7 млн. долл.

В то же время при рассмотрении структуры импорта видно, что основную его долю (41,9%_ составили машины и оборудование, на приобретение которых было потрачено 7268,7 млн. долл., или на 60% больше, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Учитывая, что машины и оборудование будут использоваться для производственных целей, расходы на их приобретение можно считать внутренними инвестициями в модернизацию и расширение производственных мощностей, которые впоследствии, в том числе, будут выпускать экспортоориентированную продукцию. При этом основными поставщиками машин и оборудования выступали: Китай – на сумму 1031,4 млн. долл., Республики Корея – 579 млн. долл., Россия – 342 млн. долл., Турция – 303,3 млн. долл. и Германия – 268,3 млн. долл.

Кроме этого, в январе-ноябре 2018 года было импортировано строительных материалов на 1075,3 млн. долл. (6,2% от общего импорта), что на 27,4% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В структуре строительных материалов основную долю занимают цемент (14,8 %), дерево и изделия из него (52,1%), асбест (3,8%), а также стекло и изделия из него (5,0%), расходы на приобретение которых также можно считать внутренними инвестициями в строительство новых объектов, в том числе производственного назначения.

Таким образом, затраченные в 2018 году значительные валютные средства для покрытия импорта товаров, предназначенных для производственных целей, должны в ближайшей перспективе окупить себя, в том числе за счет роста экспортных поставок готовой продукции модернизированных и созданных предприятий.

Какой экспорт важнее?

Экспортные поставки продукции из Узбекистана в другую страну означают наличие у нее конкурентных преимуществ на рынке этой страны даже после ее удорожания на ставку импортной пошлины. В связи с этим целесообразно оценивать важность внешнеэкономических связей Узбекистана с конкретной страной по показателям экспорта на ее рынок узбекских товаров, а не общего товарооборота, в котором основную долю может занимать импорт. При этом правильно будет оценивать по поставкам товаров несырьевой номенклатуры, так как на сырьевые товары (природный газ, золото, хлопок-сырье и др.) покупатели всегда найдутся, важно только следить за конъюнктурой мировых цен на данные сырьевые продукты.

В публикации ЦБ «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Узбекистана» отмечается, что за 9 месяцев 2018 года в общем объеме экспорта товаров преобладали группы товаров «драгоценные металлы» и «минеральные продукты», суммарная доля которых составила 52% от совокупного экспорта товаров. При этом в указанных группах товаров золото, а также газ нефтяной и углеводород составили основную стоимость. В частности, было экспортировано 36,4 тонн золота на сумму порядка 1,5 млрд. долл., а также природного газа на 2 млрд. долл.

В рейтинге по доле экспорта из Узбекистана первое место заняла Швейцария – 23% (1592 млн. долл.), второе Китай – 21% (1509 млн. долл.), затем Россия – 18% (1269 млн. долл.), Казахстан – 14% (987 млн. долл.), Турция – 7% (469 млн. долл.), Афганистан – 4% (299 млн. долл.), Кыргызстан – 2,5% (174 млн. долл.), Иран – 1,8% (129 млн. долл.), Франция – 1,6% (115 млн. долл.), Таджикистан – 1,2% (84 млн. долл.), Украина – 0,9% (62 млн. долл.) и остальные страны – 4,9%.

При этом в Швейцарию были экспортированы, в основном, драгметаллы, в частности, золото, а большую часть экспорта в Китай в январе-ноябре 2018 года составили «энергоносители и нефтепродукты» на 1119,7 млн. долл., «химическая продукция» на 125,6 млн. долл., а также «услуги» на 643,1 млн. долл. В связи с этим, несмотря на первые позиции в указанном рейтинге, Швейцария и Китай не могут считаться главными партнерами для узбекского несырьевого экспорта, которому на их рынки будет очень трудно пробиться.

В соответствии с данными Госкомстата по итогам января-ноября 2018 года в структуре экспорта самые большие доли по-прежнему принадлежат «энергоносителям и нефтепродуктам» – 21%, а также «золоту» – 13,8%, затем уже следуют «текстильная продукция» – 10,4%, «продовольственные товары» – 9,0% и другие.

Экспорт услуг и развитие туризма

В приведенном ЦБ «Балансе международных услуг по расширенной квалификации за 9 месяцев 2018 года указаны показатели экспорта услуг, в том числе позиция «поездки», которую принято относить к туристическим услугам.

Показатели объемов услуг по классификациям в январе-сентябре 2018 года (млн.долл.)

Виды

Экспорт

Импорт

сальдо

Услуги (все)

1930,5

3809,2

- 1878,7

1

Транспортные

881,7

1672,1

2

Поездки

778,5

1760,7

- 982,2

3

Телекоммуникационные и комьютерные услуги

118,1

36,7

81,4

4

Финансовые услуги

21,6

12,1

9,5

5

Услуги строительства

19,6

105,1

- 85,5

6

Услуги в области страхования и пенсионного обеспечения

5,0

132,4

- 127,4

7

Прочие

43,3

49,1

- 5,8

Составлено по данным Приложения 3.4 из публикации ЦБ «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Узбекистан за 9 месяцев 2018 года»

По информации Госкомстата за 9 мес. 2018 года, число въехавших в Узбекистан иностранных граждан составило 4666,5 тыс. чел. (рост – в 2,3 раза), а число выехавших из страны граждан Узбекистана составило 10812,0 тыс. чел. (рост – в 2,1 раза).

Въезд в Узбекистан иностранных граждан. Наибольшее число, из общего количества, въехало из Казахстана – 40,2 %, Таджикистана – 24,8%, Кыргызстана – 16,7%, России – 7,4%, из числа дальнего зарубежья: Турции – 1,1%, Китая – 0,6%, Республики Корея – 0,5%, Индии, Германии и Японии – по 0,3%.

Выезд граждан Узбекистана из страны. Из общего числа выехало в Казахстан – 53,4%, Кыргызстан – 22,2%, Таджикистан – 11,6%, Россию – 8,2%, из стран дальнего зарубежья: Турцию – 1,3%, Республику Корею – 0,6%, ОАЭ – 0,3%, Китай, Саудовскую Аравию и Индию – по 0,2%. Следует отметить, что многие граждане Узбекистана, выезжающие наземным автотранспортом на работу в Россию, следуют через Казахстан и соответственно учитываются как выехавшие в эту страну.

Въехавшие в Узбекистан иностранные граждане

(тыс. чел.)

Выехавшие из Узбекистана граждане Узбекистана

(тыс. чел.)

Количество

4666,5

10812,0

Цели поездки:

из них

доля, %

из них

доля, %

посещение родственников

3462,0

74,2%

6117,2

56,6%

туристическая

327,2

7%

307,7

2,8%

служебная или коммерческая

77,1

1,8%

84,4

0,8%

лечение

41,6

0,9%

46,7

0,4%

учеба

7,7

0,2

37,7

0,3%

работа

30,0

0,6%

3375,6

31,2%

Таблица составлена по данным с сайта Госкомстата «Количество лиц, въехавших и выехавших из Узбекистана в январе-сентябре 2018 года»

По принятому в международной практике определению к туристическим поездкам относят все выезды посетителей в другую страну или местность, отличную от постоянного места жительства, на срок не более года, с любой главной целью, кроме трудоустройства. Исходя из данного определения, можно заключить, что за 9 мес. 2018 года с туристическими целями в Узбекистан въехало 4,6 млн. иностранцев, а выехало из Узбекистана с такими же целями 7,4 млн. наших граждан.

Таким образом, по количеству туристических поездок посетителей показатели импорта туристических услуг превысили экспорт на 2,8 млн. человек, что также способствовало увеличению отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте. При этом количество лиц, въехавших и выехавших как туристы, составило почти одинаковое число – 327 и 308 тыс. чел., что говорит о необходимости дальнейшего наращивания турпотока интуристов в Узбекистан и развития внутреннего туризма для наших граждан.

Экспорт трудовых ресурсов

В подготовленном ЦБ докладе «Баланс международных услуг по расширенной квалификации за 9 месяцев 2018 года» приводятся данные, в том числе по денежным переводам физических лиц в Узбекистан, основной объем которых принято считать денежными переводами от граждан Узбекистана, работающих за рубежом.

Показатели трансграничных денежных переводов физических лиц в Узбекистан за 9 мес. 2018 года (млн. долл.)

Всего

Россия

Казахстан

Турция

США

Республика Корея

Израиль

ОАЭ

Кыргызстан

Швеция

Украина

Китай

Германия

Япония

Таджикистан

3829,1

2967,2

247,1

154,9

138,3

77,1

39,4

25,1

23,8

20,7

10,0

9,0

8,6

7,7

7,1

Выборка из Приложения 3.5 публикации ЦБ «Баланс международных услуг по расширенной квалификации за 9 месяцев 2018 года»

Основная доля из общего объема денежных переводов приходится на Россию – 77,5%, Казахстан – 6,5%, Турцию – 4%, США – 3,6% и Республику Корея – 2%, в которые, в основном, осуществляется экспорт трудовых ресурсов из Узбекистана. Несмотря на то, что на Кыргызстан и Таджикистан пришлось 22,2% и 11,6% от общего числа выехавших граждан Узбекистана, денежные переводы из этих стран составили только 0,6% и 0,2% соответственно.

Учитывая, что объем трансграничных денежных переводов в Узбекистан за 9 месяцев прошлого года составил 3829,1 млн. долл., а из Узбекистана – 638,8 млн. долл. и положительное сальдо данных операций – 3190,3 млн. долл., экспорт трудовых ресурсов из Узбекистана остается важным источником валютных поступлений в страну.

Акценты несырьевому сектору

Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в росте экономики добились страны, которые развивали экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичный. В частности, в первой двадцатке стран по объемам экспорта практически нет стран, за некоторым исключением (Россия, Мексика, ОАЭ), у которых сырьевой экспорт является важной составляющей. Это доказывает правильность указанных в начале статьи теорий – убывающей отдачи при использовании сырьевого экспорта и роста конкурентных преимуществ при развитии высокотехнологичных производств готовой продукции и внедрении инноваций.

В связи с этим, учитывая имеющийся в Узбекистане производственный и научный потенциал, а также общий уровень образования населения, наличие достаточных трудовых ресурсов, в том числе квалифицированных, для обеспечения перспективного роста экономики страны, приоритетным направлением является развитие производств с высокой добавленной стоимостью и особенно несырьевого сектора экономики.

В этом вопросе важное значение имеют инвестиции, особенно иностранные, в модернизацию и создание современных производств по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Данная задача уже поставлена, в частности, в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития».

Международная практика поддержки экспорта

В 2017 году, по данным сайта World’s Top Exports, мировой экспорт составил 17,585 трлн. долл. Из числа стран Центральной Азии в данном рейтинге Казахстан занял 50-е место с 48,3 млрд. долл., Узбекистан – 90-е с 8,6 млрд. долл., Туркменистан – 95-е с 7,9 млрд. долл., Кыргызстан – 138-е с 1,8 млрд. долл. и Таджикистан – 152-е с 996,2 млн. долл.

Зарубежный опыт показывает, что в странах, достигших за относительно короткий период высоких показателей в экспорте продукции, государственная поддержка экспорта и развитие технологий сыграли главную стимулирующую роль. При этом наблюдался мультипликативный эффект, когда рост экспорта способствовал экономическому росту страны, который приводил к еще большему росту экспорта. Показательным примером могут служить страны т.н. «экономического чуда» – Япония, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Гонконг, ну и, конечно же, Китай.

Китай

В Китае по решению правительства в 2001 году с целью поддержки и развития экспорта была создана государственная компания страхования экспортных кредитов и китайских инвестиций за рубежом SINOSURE. Страхование осуществляется за счет капитала Фонда страхования экспортных кредитов, который формируется за счет государственного бюджета. Приоритет в страховании имеет экспорт машинотехнической и высокотехнологической продукции китайского производства. Практически все кредиты Эксимбанка Китая страхуются данной компанией.

После вступления в ВТО китайское правительство стало предоставлять кредитную, налоговую, маркетинговую и другую поддержку китайским корпорациям для стимулирования введения ими систем контроля качества и управления производством в соответствии с международными стандартами, что способствовало выходу китайской продукции на рынки с высокими требованиями качества товара.

Несмотря на открытие своего рынка, после вступления в ВТО в Китае используются элементы протекционизма, в частности, в сельскохозяйственной сфере путем введения сложных процедур лицензирования импортеров, а также квотирования импорта сельхозпродукции. При этом применение льгот импортерам запрещено и даже введены дополнительные тарифы за ускорение таможенного оформления импорта.

Китайский опыт вступления в ВТО может представлять интерес для Узбекистана, так как Китай смог максимально использовать членство в ВТО для наращивания экспорта и выхода на новые рынки и при этом на необходимом уровне обеспечить защиту и поддержку отечественных предприятий разных отраслей и форм собственности.

Германия

Германия является традиционным экспортером. На экспорт приходится почти половина ВВП страны, каждое третье евро зарабатывается благодаря экспорту, каждое четвертое рабочее место связано с экспортной деятельностью и около одной трети оборота немецких компаний совершается за счет внешней торговли. Немецкая экономика опирается на развитую многоотраслевую, экспортоориентированную промышленность, которая постоянно стремится к инновациям. По доле экспорта высокотехнологичной продукции на мировой рынок Германия занимает третье место после Китая и США. В течение последних 65 лет Германия имеет положительное сальдо во внешней торговле, которое в 2017 году оставило 244,7 млрд. долл., или 7,5% ВВП.

Учитывая важность экспорта, содействие его развитию осуществляется со стороны как государственных, так и полугосударственных учреждений Германии на двух уровнях: федеральном и региональном (земельном) и даже на уровне небольших общин, которые также имеют свои программы содействия экспорту.

В качестве инструментов господдержки германского экспорта используются меры финансового характера – кредитование, страхование и предоставление госгарантий. В частности, экспортеры освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, используется также субсидирование некоторых отраслей промышленности (например, судостроительной, аэрокосмической, угольной). Главную финансовую поддержку немецких экспортеров осуществляет страховое общество Euler Hermes, которое обеспечивает страхование внешнеторговых сделок немецких экспортеров и является мировым лидером в области страхования кредитных рисков. При этом общество покрывает риски по краткосрочным кредитам за свой счет, а по среднесрочным и долгосрочным сделкам – от лица государства и за счет бюджетных средств.

Россия

В России поддержку экспортерам оказывают государственные институты федерального и регионального уровней, отраслевые союзы предпринимателей, отраслевые ассоциации, негосударственные организации и научные институты.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой модели поддержки экспорта по принципу «единого окна». Ключевую роль в этой модели занимает АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). РЭЦ – это государственная организация по поддержке экспорта, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности России. Со стороны РЭЦ предоставляется широкий перечень финансовых (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинасовых услуг текущим и потенциальным экспортерам. РЭЦ взаимодействует с профильными органами исполнительной власти и готовит предложения по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и внешнеэкономической деятельности. Свою работу по нефинансовой поддержке экспортных проектов РЭЦ проводит в тесной координации с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Обзор мер по содействию развития экспорта, принятых в Узбекистане в 2018-2019 годах

Наращивание экспорта готовой продукции

В соответствии с Постановлением Президента от 4 января 2019 года «О мерах по дальнейшему развитию и повышению экспортного потенциала электротехнической промышленности» на базе АК «Узэлтехсаноат» создана Ассоциация предприятий электротехнической промышленности Узбекистана «Узэлтехсаноат», членами которой на добровольной основе могут стать предприятия и организации электротехнической промышленности.

В числе основных задач «Узэлтехсаноат» – выработка стратегии устойчивого развития промышленности в качестве единого комплекса по переработке сырья, производству и экспорту готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе на основе расширения и поддержки промышленной кооперации.

Правительству поручено утвердить «Дорожную карту» по реализации инвестиционных проектов по техническому и технологическому обновлению действующих и созданию новых производств в электротехнической промышленности, предусматривающую увеличение в 2 раза к 2021 году объемов производства готовой электротехнической и электробытовой продукции с высокой добавленной стоимостью и достижение в 2021 году объема экспорта готовой электротехнической и электробытовой продукции в размере 400 млн. долл.

Поддержка экспорта на системной основе

В соответствии с Постановлением Президента «О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта» от 20 декабря 2018 года в число важнейших задач правительства и органов власти всех уровней входит всестороннее содействие субъектам предпринимательства в увеличении производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Постановлением создается Национальная система поддержки экспорта, которая включает в себя меры как по информационно-аналитическому сопровождению экспортной деятельности, так и по его финансовой поддержке, в том числе предэкспортного и экспортного финансирования, страхования экспортных кредитов и рисков.

Кроме этого, при Министерстве внешней торговли создается Агентство продвижения экспорта. В ведение данного министерства передается также Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест», на которую возлагаются функции по страхованию экспортных кредитов и операций. При посольствах Узбекистана за рубежом будут учреждены торговые представительства.

Налоговые льготы экспортерам

Указом Президента «О мерах по дальнейшему стимулированию экспортного потенциала отечественных производителей» от 29 ноября 2018 года устанавливается, что с 1 января 2019 года юридические лица, имеющие долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15%, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части прибыли, приходящейся на объем реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а также по единому налоговому платежу в части объема реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Средства, не уплаченные в связи с предоставлением льгот, подлежат взысканию в госбюджет с применением пени в соответствии с законодательством в случаях отсутствия документального подтверждения фактов экспорта товаров и необеспечения поступления валютной выручки в течение 180 дней со дня выпуска товаров в режим экспорта.

Данные налоговые льготы не распространяются на услуги международных перевозок (за исключением автотранспорта) и транспортировку по трубопроводам и газопроводам, а также на экспорт таких традиционных сырьевых товаров, как нефть, газ, электроэнергия, радиоактивные элементы, удобрения, различные полимеры, драгоценные, черные и цветные металлы. Кроме этого, в данный перечень включены также линт хлопковый, хлопковое волокно и отходы, хлопчатобумажная пряжа, дубленная кожа или кожевенный краст, коконы шелкопряда и отходы шелковые, что должно способствовать сокращению экспорта необработанных сырьевых товаров и стимулировать предприятия на их обработку и выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Таможня дает добро

Указом Президента от 24 ноября 2018 года «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы» отменяется требование о постановке на учет в органах государственной таможенной службы экспортных контрактов по отношению ко всем товарам.

Предусматривается строительство современных таможенных терминалов на прилегающей территории приграничных таможенных постов со всеми соседними странами ЦА в 2019-2021 гг. в Ташкентской области «Ялама» (с пропускной способностью 500 автотранспортных средств в день) «С.Наджимов» (450 авто), «Гишткуприк» (350 авто), «Ойбек» (300 авто), в Андижанской области «Дустлик» (380 авто), «Маданият» (250 авто), в Ферганской области «Узбекистан» (250 авто), в Бухарской области «Алат» (500 авто), в Каракалпакстане «Даут-ата» (450 авто).

Внедряется автоматизированная система управления рисками с применением 4 видов коридоров – с 1 декабря 2018 года «желтый» и «красный», а с 1 марта 2019 года «зеленый» и «синий», в которых формы таможенного контроля применяются в соответствии с показателями уровня риска перемещаемых товаров и транспортных средств. Так, «желтый» будет применяться к товарам и транспортным средствам, имеющим средний показатель уровня риска, а «красный» – высокий показатель уровня риска или определенных случайным образом. В «зеленом» формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске, а в «синем» формы таможенного контроля осуществляются только в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска. Предполагается, что «желтый» и «красный» коридоры будут применяться в соотношении 70 и 30 процентов, а соотношение «зеленого» и «синего» будет определено на основе мониторинга эффективности применения автоматизированной системы управления рисками.

С 1 февраля 2019 года вводится институт «уполномоченных экономических операторов», к которым будут относить добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и предоставлять им право пользоваться упрощенными таможенными процедурами.

Экспорту сельхозпродукции – зеленую дорогу

17 октября 2018 года вышло Постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности продвижения плодовоовощной продукции на внешние рынки».

В соответствии с Постановлением юридические лица – экспортеры плодоовощной продукции получили право осуществлять экспорт плодоовощной продукции без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков, а субъекты предпринимательства – осуществлять экспорт плодоовощной продукции без наличия лицензии на оптовую торговлю. Экспортируемая плодоовощная продукция, за исключением случаев выявления признаков риска нарушения таможенного законодательства, теперь не подлежит таможенному досмотру.

Министерство внешней торговли будет оказывать практическую помощь в осуществлении экспорта плодоовощной продукции путем поиска потенциальных партнеров, создания условий для выхода на традиционные и новые рынки сбыта, а также предоставлять на ежемесячной основе экспортерам плодоовощной продукции результаты анализа и прогнозов по основным рынкам сбыта, в частности, сведений об изменениях конъюнктуры цен, объемах отгрузки в разрезе пунктов назначения и технических требований при импорте плодоовощной продукции путем размещения на своем официальном веб-сайте и в других средствах массовой информации.

Образуется Ассоциация экспортеров плодоовощной продукции Узбекистана и до 1 марта 2019 года будет запущен Информационный портал экспортеров плодоовощной продукции в сети интернет.

АО «Узбекистон темир йуллари» в срок до 1 января 2019 года поручено организовать на станциях отправления работу по оформлению железнодорожных документов по экспорту плодоовощной продукции по принципу «одно окно», а также внедрить порядок выделения вагонов для экспортеров плодоовощной продукции в срок, не превышающий трех суток со дня поступления соответствующей заявки.

НАК «Узбекистон хаво йуллари» в срок до 1 июня 2019 года должна будет переоборудовать места временного хранения плодоовощной продукции современным холодильным оборудованием и сканирующими устройствами, соответствующими международным стандартам упаковки на поддонах и обеспечивающими их пропускную способность.

Устранение нетарифных барьеров

Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках» от 15 декабря 2017 года отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров, предусмотренных законодательством.

Были утверждены перечни предметов и продукции, экспорт которых осуществляется на основании решений Президента или правительства. Предприятиям всех форм собственности, экспортирующим собственную продукцию, разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования собственной продукции, с поставкой для них товаров на условиях консигнации, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Указом Президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшения условий ведения бизнеса» от 11 апреля 2018 года, в частности, в целях ускорения процесса таможенного оформления товаров с 1 июня 2018 года отменены документы разрешительного характера, в том числе: на временный ввоз (вывоз) товаров; на уничтожение иностранных товаров; на помещение товаров под таможенный режим отказа в пользу государства; на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта; на помещение товаров под таможенный режим реимпорта и другие.

30 октября 2018 года вышел Указ Президента «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках», в соответствии с которым с 1 января 2019 года отменяется лицензирование деятельности по осуществлению оптовой торговли и особого порядка налогообложения предприятий торговли, а также ограничений на экспорт отдельных видов товаров, в частности, таких как свинина; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы; растительные масла; сахар; хлебобулочные изделия.

Указом устанавливается, что экспорт товаров и услуг через интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 тысяч долларов по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации.

Эдвард Романов

Экономическое обозрение №1 (229) 2019

Поделиться постом

Похожие новости