Глобализация рынка труда как фактор развития профессионального образования.
Реформирование 12-летнего (9+3) среднего специального профессионального образования Республики Узбекистан, переход на 11-летнее общее среднее образование и реформа профессионального образования продиктованы временем. Одной из основных причин реформирования системы образования Узбекистана, начиная с 2017 года, является глобализация рынка труда.
В условиях глобализации социальные процессы становятся все более взаимозависимыми и универсальными, происходит сжатие пространства и времени, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми. Под влиянием глобализации происходит смена парадигм в основных сферах жизни и, конечно же, в одной из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности – образовании.
В современном мире национальные рынки выступают составными элементами единого глобального рыночного пространства и именно система образования должна обеспечить мобилизацию и трансформацию знаний для организации новых высокоэффективных производств в национальных экономиках. А значит, перед странами стоит важная задача вхождения в общемировое образовательное пространство.
Среди специализированных агентств, которые оценивают и сравнивают качество системы образования в мире, наиболее авторитетным считается Пирсон. На базе ряда метрик, среди которых наиболее известны P1SA, T1MSS и PIRLS, определяется рейтинг развитых систем образования. В этом рейтинге представлены 20 стран-лидеров, среди которых призовые места делят Япония и Южная Корея, Сингапур, Великобритания, Польша и другие государства стран Азии, Европы, США, но системы образования Узбекистана в их числе нет.
Ответ на вызов времени
На фоне глубоких перемен в обществе, объективно возрастающих требований к качеству подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, сохранение прежних подходов к обучению в системе 12-летнего (9+3) среднего специального профессионального образования негативно сказалось на качестве подготовки специалистов, их трудоустройстве и дальнейшем карьерном росте. Подготовка и распределение кадров осуществлялись централизованными экстенсивными методами, так как национальный рынок не был заинтересован в трудоустройстве выпускников профессиональных колледжей.
Поэтому вопросы развития повышения конкурентоспособности образования страны на национальном и международном рынках труда вошли в Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.
Концепция предъявила новые требования к национальной системе образования:
- переход к новой модели развития системы образования путем внедрения мировых стандартов в области повышения качества образования, расширения охвата населения образовательными услугами;
- повышение роли знаний, навыков и умений с учетом расширяющейся роли информационных технологий в обществе; обеспечение всеохватного качественного образования, поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни;
- переосмысление ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям;
- расширение практики участия работодателей в создании условий для подготовки квалифицированных кадров на основе социального заказа в сфере среднего специального и высшего профессионального образования и другие аспекты.
Для решения задач, вытекающих из Концепции, был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5812 от 06.09.2019 года «О дополнительных мерах усовершенствования системы профессионального образования», на основании которого в стране:
- внедряется новая система непрерывного профессионального образования: начальное, среднее и среднее специальное профессиональное образование, где обучение будет осуществляться на основе дифференцированных образовательных программ, соответствующих 3-му, 4-му и 5-му уровням Международной стандартной классификации образования (МСКО 2011). Для взрослого населения и безработных граждан организуются центры профессионального обучения;
- на основе передового зарубежного опыта разрабатывается и будет внедрена в практику: Национальная система квалификаций Республики Узбекистан; новая система переподготовки и повышения квалификации учителей и учебно-производственных мастеров профессиональных образовательных учреждений.
Таким образом, государство поставило перед образованием задачу подготовить компетентных специалистов, способных эффективно работать в новых динамичных социально-экономических условиях.
Траектория реформирования
В то же время складывающаяся в настоящее время в Узбекистане система профессионального образования определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к учебно-методическому обеспечению подготовки специалистов на основе инновационных подходов, в том числе модульно-компетентностного, одного из базовых принципов единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса.
В условиях бурного развития производительных сил, массового применения принципиально новых технологий изменилось само понятие квалификации работников как их способности выполнять ту или иную работу. Сейчас это понятие включает способность работника перепрофилироваться, переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей. В этих целях в стране строится система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального образования работников.
Таким образом, исходя из того, что сегодня современное общество нуждается в человеке, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве, цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность понять и определить свое место в мире, справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Исходя из этой цели, проводится усовершенствование профессионального образования Узбекистана, причем сдвиг парадигмы в образовательной реформе происходит на основе международных принципов и подходов. Проводимые изменения включают в себя следующие основные моменты:
- вхождение в международное образовательное пространство; адаптация системы образования к требованиям Международной стандартной классификации образования (МСКО) и другим образовательным стандартам;
- разработка и внедрение Национальной системы квалификаций, включающей: Национальную рамку квалификации, отраслевые рамки квалификации, профессиональный стандарт, отраслевой образовательный стандарт, национальную систему оценки результатов образования, национальный сертификат;
- разработка и внедрение новой модели, методологии и методик развития содержания и качества образования путем перехода на модульный/компетентный подход, современных инновационных образовательных технологий и систем оценки;
- разработка и внедрение модели учебных планов и программ по модульной структуре с представлением в них ключевых компетенций;
- полная модернизация учебной литературы, книг и учебников, ресурсов электронного обучения, инновационных цифровых технологий обучения, доступа к открытым электронным ресурсам, доставке, обработке, печати и распространению учебной литературы из зарубежных стран;
- обеспечение обучаемых специальными средствами информационной активности; использование в преподавании современных коммуникационных технологий;
- разработка и внедрение Национальной системы «дуального» профессионального образования и повышения квалификации, ориентированной на международные стандарты и совместимой на региональном уровне;
- создание механизма более тесной увязки профессионального образования с растущими потребностями рынка труда;
- создание совместных структур между государством, бизнесом и образовательными учреждениями для разработки квалификационных рамок и образовательных стандартов;
- разработка и внедрение новой системы переподготовки и повышения квалификации учителей и учебно-производственных мастеров профессиональных образовательных учреждений. Разработка новых процедур отбора, подбора, назначения, переподготовки и аттестации, их статуса, заработной платы и стимулирования их труда.
Компетентностный подход непрерывного образования
Концепция непрерывного профессионального развития нашла отражение в документах ООН, ОЭСР, ЮНЕСКО и Совета Европы. Центральная идея документов – создание последовательных стратегий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни. МОТ в 2004 г. ввела в международную практику важные понятия:
– обучение» (учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации);
– «компетентность» (знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях);
– «квалификация» (официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на между народном, национальном или отраслевом уровне);
– «потенциал к трудоустройству» (уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда).
Переход к «компетентностному» подходу начался в европейском образовании уже в конце XX века. Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития навыков и компетентности. Поэтому Единые квалификационно-тарификационные справочники (ЕТКС) и Единые квалификационные справочники (ЕКС) быстро устаревает и на их замену нацелен Профессиональный стандарт, один из элементов Национальной рамки квалификаций – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения Национальной квалификационной рамки. Лишь 5 из них, в число которых входит Россия, осуществляют НКР самостоятельно, а остальные – при поддержке Всемирного банка и Европейского Союза. НКР в Европе представлена рамкой квалификаций, которая содержит квалификационные уровни образования от 1 до 10, но это не является регламентом для образовательных систем других государств.
О том, что сделано на сегодняшний день
Был изучен и продолжается изучение успешного опыта развитых стран в сотрудничестве с 14 международными организациями. Были получены необходимые консультации и мнения 214 влиятельных международных экспертов из Германии, Швейцарии, Кореи, Турции и Китая, а также ЮНЕСКО, Британского Совета, Немецкого общества международного сотрудничества, Азиатского банка развития, Европейского фонда образования, Турецкого агентства сотрудничества, Китайской ассоциации университетов.
Создана сеть образовательных учреждений нового типа, состоящая из 340 профессионально-технических школ, 147 колледжей и 143 техникумов, подготовка кадров в которых будет осуществляться на основе образовательных программ, соответствующих 3-му, 4-му и 5-му уровням Международной стандартной классификации образования 2011.
Профессионально-технические школы обеспечивают профессиональное образование молодых людей из числа выпускников 9-х классов. В профессионально-технических школах, исходя из сложности профессий, большая часть времени будет уделяться практическим занятиям. Их подготовка ориентирована на области семейного бизнеса, строительство, услуги, животноводство, птицеводство, пчеловодство и рыболовство и т.д.
Колледжи обеспечивают подготовку специалистов на основе принципа образования в течение жизни, имеющих как минимум общее среднее образование, в форме дневного, вечернего и заочного обучения продолжительностью до двух лет. Каждое крупное предприятие, кластер, министерство и агентство на основе тщательного изучения рынка труда создадут портфель заказов для специалистов среднего звена, исходя из текущей и будущей потребности рабочих мест, что гарантирует трудоустройство выпускников.
Выпускникам техникумов, успешно окончившим образовательные программы, предоставляется право продолжения учебы со 2-го курса по соответствующим специальностям вузов без вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования. Таким образом, предоставляется возможность продолжить дифференцированное обучение и улучшать свои профессиональные знания и навыки на протяжении всей жизни.
Разработаны проекты нормативно-правовых документов по организации усовершенствованной системы профессионального образования (Положение, Устав). Пересматривается Классификатор направлений, специальностей по уровням образования и сложности. Разрабатываются макеты модульных образовательных программ, куда входят и типовые учебные планы, отраслевых образовательных стандартов, которые, пройдя соответствующие технические процедуры экспертизы и обсуждения, будут рекомендованы к утверждению и внедрению на начало 2020/2021 учебного года.
Совмещая глобальное с национальным
Вместе с тем, следует учитывать, что мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому в контексте реформирования профессионального образования Узбекистана немаловажным также является поиск своего индивидуального приоритета, связанного с самобытностью национального рынка, ментальностью и культурой народа. Здесь важно найти определенный баланс: с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой – сохранить достоинства собственной системы.
На сегодняшний день поиск новых возможностей для развития профессионального образования в Узбекистане, в основном, строится на западной модели. Но вместе с тем большой интерес вызывают образовательные системы Востока, Азии и Африки. Например, образовательные системы Японии, Южной Кореи, Сингапура занимают лидирующее положение в глобальном мире.
В качестве примера успешного развития новой модели образования можно назвать Китай. Именно уровень образования позволил выдвинуть новую задачу перед экономикой страны: перейти от «китайского сборочного производства» к «китайскому творчеству», то есть к созданию своих брендов, развитию собственных инноваций. Один из важных итогов развития системы образования в Китае – рост притягательности учебы в китайских университетах. Долгое время у китайцев считалось модным обучаться на Западе или в Японии, а сейчас китайский диплом ценится больше, чем диплом западных вузов, за исключением пятерки ведущих американских университетов.
В заключение следует отметить, что реформирование системы профессионального образования открывает очень важные, и для нынешнего поколения молодых людей, и для всего взрослого населения страны, перспективы. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов. Современная система образования Узбекистана должна радикально измениться, чтобы выпускники могли успешно «вписаться» в меняющийся мир. И поставленная в этой сфере задача будет решена.
Мухсинжон Холмухамедов,
заведующий сектором Центра экономических исследований
и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.
Экономическое обозрение №6 (246) 2020
Оставить комментарий