В настоящее время во многих странах с трансформационной экономикой формируется новая институциональная структура хозяйства, наблюдаются сдвиги в системе экономических отношений государства и частного сектора. Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, а также ее устойчивое развитие невозможно без консолидации усилий органов государственной власти и бизнес-сообщества. Во многих странах государственно-частное партнерство становится наиболее распространенной формой кооперации власти и предпринимательства, потому что оно часто находит услуги и решения более эффективные по издержкам, чем традиционные подходы в управлении.
Термин государственно-частное партнерство (ГЧП) характеризует отношения, когда государственные и частные ресурсы объединяются для достижения цели или группы целей, обоюдно выгодных как частному предпринимателю, так и государству. Кроме того, государственно-частное партнерство, как показывает мировая практика, играет важную роль в интеграции науки, образования, производства и финансов в интересах повышения конкурентоспособности промышленности и развития инновационной экономики.
Последний аспект является наиболее важным для Узбекистана, где все большее внимание уделяется рациональному использованию научного потенциала страны, увеличению вложения государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Причем ставка делается на инновационные подходы к организации взаимоотношений государства и бизнеса, в частности на государственно-частное партнерство (ГЧП).
Партнерство государства и бизнеса
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю. Наиболее показательный опыт государственно-частных партнерств наработан в Великобритании («public-private partnership» в финансировании развития инфраструктуры в 2000 годы) и, в основном, как альтернативный приватизации способ привлечения опыта, знаний и ресурсов частного бизнеса в сектор бюджетных услуг. В зарубежных странах часто термин ГЧП употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. Во всем мире государственно-частное партнерство принято считать одной из самых эффективных форм повышения эффективности инновационных процессов.
ГЧП поддерживается и в сфере производства в Европейском Союзе, где для государственно-частных инициатив одобрены 25 проектов, которые фокусируются в четырех сферах инноваций: 1) наукоемкие производственные предприятия, использующие последние достижения ИКТ в создании следующего поколения робототехники, автоматизированных линий, в планировании и стимулировании; 2) производство с цифровыми технологиями, снижающими потребность физического прототипирования; 3)производственные предприятия, где установлены и используются новые методы или новые «зеленые» технологии, направленные на потребности человека; 4) производство новых композитных материалов. Другими секторами, использующими ГЧП для осуществления своей деятельности в сфере фундаментальных исследований и базовых услуг, являются аграрный сектор и здравоохранение.
В настоящее время ГЧП определяется как контрактное соглашение между государственными органами и частным предприятием. Типичная структура государственно-частного партнерства в современной экономике (исходя из практики развитых государств) выглядит, как представлено на рисунке.
При таком типе взаимоотношений партнеры делят риски, вознаграждение и ответственность в соответствии с долей в капиталовложениях. Как показывает мировая практика, структура ГЧП предполагает три типа соглашений. Согласно первому, оно может быть использовано для введения собственности частного сектора в процесс производства государственных предприятий через государственный листинг или продажи определенной части собственности (акций) предприятия. Согласно второму типу, оно может стать частной финансовой инициативой, когда правительство передает управление предприятием на долгосрочных условиях частному партнеру, что предполагает ответственность за строительство и поддержание инфраструктуры по осуществлению государственных услуг. И согласно третьему типу соглашений, ГЧП может покрыть продажу (реализацию) государственных услуг партнерам частного сектора, который эффективнее будет использовать коммерческий потенциал государственных активов. То есть, консорциум частного сектора выполняет типичные функции специальных (особых) компаний – развивать, строить, поддерживать, управлять активами в течение договорного периода.
ГЧП в развитии инноваций
В соответствии с классификацией Всемирного банка Узбекистан в настоящее время находится на этапе перехода от факторноориентированной стадии к смешанной инвестиционно-инновационной модели экономического роста. Для активизации инновационной деятельности в Узбекистане должен быть задействован также ресурсный потенциал частного сектора экономики. Первостепенная задача государства в этом плане – всемерно содействовать частным инвестициям в инновационную сферу. Как показывает исследование Сhen, Hu&Yang, страны с более высокой долей частных инвестиций в НИОКР достигают относительно более высокой эффективности в данной сфере. (Если частный сектор Китая в 1996 г. составлял всего 2% от общемировых расходов на НИОКР, то в 2017 г., по данным «GII – 2019», уже 27%). Одновременно требуется существенное расширение и качественное преобразование системы поддержки инновационных процессов за счет государственных ресурсов в части как безвозвратного (гранты), так и возвратного (кредитование и инвестирование) государственного финансирования инновационных проектов.
ГЧП, являясь, прежде всего, методом вовлечения внебюджетных финансовых средств в процесс создания инновационных продуктов и продвижения их на рынок, может быть действенным инструментом создания механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе неразвитых еще систем венчурного кредитования инновационных разработок. Реализуя проекты ГЧП, бизнес делит риски с государством, получая деньги от государства только при наличии договоренностей с одним или несколькими частными инвесторами. Только в странах с трансформационной экономикой частные предприниматели не спешат делить эти риски. Это объясняется в известной степени отсутствием необходимого доверия к государству как к партнеру по бизнесу. Поэтому при согласовании интересов частных и государственных учредителей в мировой практике применяются асимметричные модели, предполагающие предоставление частным инвесторам более выгодных коммерческих условий, чем государственным инвесторам. Например, так действует Австралийский инвестиционный фонд, который финансирует до 2/3 капитала венчурных фондов, однако возвращает себе только 10% доходов, остальные 90% распределяются между частными инвесторами.
Легальные рамки и политика, направленная на то, чтобы сделать использование ГЧП более транспарентной и более интегрированной в национальном контексте, сталкиваются, как показывает практика многих трансформационных экономик, со слабым местом в НИС этих стран –неадекватным взаимодействием между наукой, системой высшего образования и производством. Для усиления и повышения эффективности форм ГЧП необходимы меры по расширению исследований и разработок, переориентируя технологическую и инновационную политику в сторону усиления и организации сотрудничества между предприятиями и НИИ на предконкурентной стадии исследований с высоким потенциалом для коммерческого применения.
Состояние инноваций в Узбекистане
Узбекистан находится в группе стран мира, в которых инновации преимущественно создаются государством с минимальным участием частного сектора и вузов и где недостаточно развито государственно-частное партнерство в научной сфере. Ввиду недостаточного уровня развития частного предпринимательского сектора наблюдается слабый спрос на отечественные инновационные продукты и услуги, который является ключевым фактором, сдерживающим продвижение инноваций в республике. Предприятия значительную часть затрат на инновации осуществляют через покупку зарубежного оборудования и технологии, что также обусловлено, на наш взгляд, недостаточностью мер по стимулированию взаимосвязи и сотрудничества отечественной науки и бизнеса.
Важнейший показатель в инновационной сфере – это результативность науки, которая выражается в показателях инновационной активности государственного и частного секторов в национальной экономике.
Начиная с середины 2000-х годов затраты на НИОКР значительно увеличились, но по уровню финансирования республика все еще отстает от среднемирового уровня. Большая часть научных исследований финансируется государством. Частный сектор фактически не участвует в инновационном процессе. Венчурные фонды еще не получили широкого развития, а малый и средний бизнес не очень охотно вкладывает средства в инновации из-за высокой рискованности инновационных проектов и отсутствия финансовых средств
Все это говорит о необходимости новых подходов в инновационной политике, позволяющей получать адекватные результаты от относительно высококвалифицированного человеческого капитала и научного потенциала республики. Об этом говорят и рейтинговые показатели “The Global Innovation Index 2012”, (после 2013 г. Узбекистан в этот индекс не включается ввиду не предоставления всех необходимых данных), где в подгруппе «Человеческий капитал/ НИОКР» и «Абсорбция знаний» соответственно республика заняла 35-е и 11-е места среди 141 страны.
В последние годы наблюдаются серьезные изменения: инновации становятся приоритетом в политике модернизации. Разработана соответствующая законодательная сфера и созданы институты развития – Фонд реконструкции и развития (ФРРУ), Агентство по трансферту технологий (АТТ), Агентство интеллектуальной собственности (АИС), Фонд поддержки инновационного развития и инноваций, которые должны финансировать и способствовать развитию всех этапов «инновационного лифта» (от производителя разработки до пользователя); формируется научно-исследовательский сектор в высших учебных заведениях и стимулируется инновационная активность в государственных корпорациях. Хотя пока масштабы этих изменений еще не приводят к росту влияния инноваций на экономический рост и благосостояния населения.
Это в значительной мере объясняется рядом институциональных дисбалансов. Со стороны бизнеса отмечается низкий спрос на инновации. Это в определенной мере связано с низкой степенью вовлеченности отечественных предприятий в мировые рынки с их ориентированностью на локальные рынки с низкой конкурентной средой, и, соответственно, низкой мотивацией к долгосрочным вложениям в инновации и технологии, так как более 60% в структуре инновационных расходов осуществляется посредством импорта машин и оборудования. Отсюда на фоне значительно выросших государственных расходов на НИОКР низки затраты частного сектора.
Значительный рост вложений государства в НИОКР не сказывался адекватно на росте публикаций и патентов. Низки затраты, по сравнению с мировыми стандартами, на внедрение инноваций по такому показателю, как приобретение международных патентов (по Мадридской системе регистрации и управления товарными знаками по всему миру, Узбекистан занимал 135-место в 2015 году). Более того, сфера НИОКР остается недофинансированной (0,2% от ВВП страны). Это сказывается на низкой конкурентоспособности НИС, испытывающей трудности в производстве и экспорте наукоемкой высокотехнологичной продукции на мировые рынки.
Развитие ГЧП в Узбекистане
В Узбекистане, как и на всем постсоветском пространстве, государственно-частное партнерство до недавнего времени не было в достаточной степени известно и распространено. Имеется небольшой опыт привлечения частных инвестиций в сферах инфраструктуры (телекоммуникации и водоснабжение) в рамках проектов ЕС ТРАСЕКА; пилотные проекты в сфере снабжения электроэнергией и поставок природного газа населению, создание и развитие придорожного сервиса на автомагистрали Ташкент–Самарканд–Бухара. Схема софинансирования научно-исследовательского сотрудничества между промышленными компаниями, НИИ и университетами начала применяться в 2010 году (корпорация «Узбекнефтегаз» и Институт энергетики и автоматики АН РУз совместно участвовали в создании start-up производства инновационных продуктов для нефтегазовой отрасли). Но, в основном, ГЧП рассматривается пока как инструмент финансирования, субъекты которого могут привлекать дополнительные финансы без вложений в исследования и разработки.
В Узбекистане данный процесс развития ГЧП находится на этапе становления. Разработана нормативно-правовая база для реализации проектов в форме ГЧП, которая включает Постановление Президента «О первоочередных мерах по созданию правовой и институциональной базы развития государственно-частного партнерства» от 20 октября 2018 г., Закон Республики Узбекистан о государственно-частном партнерстве, утвержденный ПП № ЗРУ-537 от 10 мая 2019 года.
Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» создает условия для развития сотрудничества власти и бизнеса в Узбекистане, стимулируя привлечение частных инвестиций в экономику страны, обеспечение использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет государственного бюджета, эффективное использование ресурсов государственного и частного партнеров для повышения качества товаров, услуг, предоставляемых населению.
Развитие государственно-частного партнерства как механизма конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в развитии ряда сфер инфраструктуры в республике уже имело место. На наш взгляд, особая необходимость такого партнерства в аспекте трансформации экономики страны на индустриально-инновационный тип развития принадлежит науке и инновациям. Более того, такое взаимодействие государства с частным бизнесом сегодня – ключевой компонент инновационного преобразования общества.
Государство в условиях нашей страны играет важную роль в установлении партнерства представителей НИИ и частного сектора. При этом, не обладая ни компетентностью частных компаний в области рынка, ни компетентностью научных организаций в области исследований, правительство должно выступать в качестве посредника, оказывающего содействие образованию партнерств посредством материального стимулирования, поддерживая проявляемые этими секторами инициативы и создавая адекватные юридические условия.
Исследователи выделяют ряд преимуществ, которыми обладают государственные корпорации в области инноваций, поскольку они могут: а) осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, т.е. перед ними не стоит цель немедленного получения прибыли; б) брать кредиты по заниженным процентным ставкам. Они могут привлекать не только государственные, но и частные инвестиции. Таким образом, наличие мощной финансовой базы позволяет госкорпорациям поддерживать не только внутренние разработки, но и приобретать и осваивать зарубежные технологии.
В рамках осуществляемых программ модернизации экономики в стране снижаются отраслевая и региональная поляризация по индикаторам инновационной активности. Для достижения успеха необходимо обеспечить координацию инновационных стратегий государственных корпораций, бюджетных НИИ, университетов и государственных учреждений. Для этого необходим регулярный мониторинг и оценка инновационных инициатив.
Углубляя роль ГЧП в инновациях
В республике есть необходимые условия для улучшения существующих схем и новых инициатив в ГЧП, что могло бы увеличить масштабы, глубину и экономическую отдачу от национальной сферы исследований и разработок. Хорошие условия для использования потенциала ГЧП для инноваций имеются в телекоммуникационном секторе: использование телекоммуникационных провайдеров в решении критических социальных проблем, таких как дистанционное обучение, улучшение медицинского обслуживания, качественное образование и более открытое правительство.
Особый стимулирующий режим государственно-частного партнерства должен снизить неблагоприятную бизнес-сферу в комбинации с высокими коммерческими рисками, которые связаны с инновациями и стать важными инструментами для облегчения условий для взаимодействия в инновационной деятельности. Для этого необходимо пересмотреть систему налогообложения появляющихся стартап-предприятий и условия трансакции прав интеллектуальной собственности, учитывающих инновационные издержки (издержки на освоение сопряженных технологий, дизайн, инжиниринг и обучение) экспортеров инновационной продукции и услуг.
Основные формы государственно-частного партнерства в сфере экономики могут быть осуществлены в виде контрактов или концессии. Как показывает практика зарубежных стран, стран постсоветского пространства, целесообразным явилось бы создание Центра государственно-частного партнерства в форме акционерного общества при Министерстве инновационного развития, который будет координировать возникающие при таком партнерстве вопросы взаимоотношений бизнеса и власти.
Для содействия связям в цепочке вузы–производство необходимо широко развивать инновационную инфраструктуру – бизнес-инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры и центры коллективного пользования научно-технологическим оборудованием и научно-технической информации. Государство, как показывает практика зарубежных стран, должно это делать на конкурентной основе через программы субсидирования.
Сейчас технологии научных учреждений не продаются субъектам малого и частного предпринимательства. Это связано с тем, что организация-разработчик не может сама установить цену, которая, конечно, была бы адекватной. При существующей системе формирования стоимости технологии с участием большого числа ведомств цена получается завышенной. Поэтому необходимо предоставить самостоятельность организации-разработчику определять цену своей технологии и инновации, а также иметь право на ее передачу в пользование представителям бизнеса.
Важным также является формирование сети содействия продвижению результатов научно-технической деятельности в производство. Важное значение здесь имеет поощрение связи и предконкурентного сотрудничества, основанного на партнерстве, среди ведущих производителей, поставщиков, НИИ, вузов и инжиниринговых компаний в рамках определенных технологических платформ, таких как биоиндустрия, наномедицина, компьютерные технологии, «зеленая» энергетика, возобновляемая энергия, новые полимеры и композиционные материалы.
Резюме
Таким образом, меры инновационной политики правительства уже дают положительные результаты – повышение абсолютных показателей вложений в НИОКР государства, бизнеса и вузов, зарождающегося венчурного капитала. Но особого влияния на институциональную структуру, социально-экономические последствия пока эти меры не оказывают.
В этом ракурсе ГЧП может стать решающим условием развития инноваций, формируя пространство для исследований и разработок вне государственных структур, что создает благоприятную среду для внедрения инноваций. Партнерство помогает более широко привлекать таланты и квалифицированные кадры в инновационный процесс, так же как и сформировать дисциплинированную и ответственную культуру труда в этой сфере, стимулирующую креативность и инновационное мышление. Наконец, партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере науки и инноваций.
Наиболее благоприятной средой для развития государственно-частного партнерства можно рассматривать сектор ИКТ. Большинство нововведений, внедряемых в разных бизнес-секторах экономики, зависят от ИКТ. Таким образом, с одной стороны, модель ГЧП может явиться идеальным механизмом финансирования ИКТ-проектов, способствуя развитию необходимой инфраструктуры с определенной долей гарантии возврата на капиталовложения. C другой стороны, информационно-коммуникационные услуги предоставляются в пределах финансовой доступности для миллионов потребителей в сельских и городских районах. Ввиду этого цели услуг государственного сектора легко могут быть привязаны к целям провайдеров ИКТ-услуг. Важно также, что развитие социальных услуг становится в значительной степени зависимым от сети коммуникаций, а государство и институты частного сектора сотрудничают, чтобы обеспечить необходимую инфраструктуру ИКТ в местах, доступных бизнесу и индивидуальным гражданам.
Машкура Камилова, Ташкентский государственный институт востоковедения
Экономическое обозрение №1 (241) 2020
Оставить комментарий